Единый орфографический режим
Материалы к педагогическому совету «Преемственность в обучении и адаптации обучающихся 1,5,10 –х классов»
Ткаченко О.В., руководитель МО политехнического цикла
Формирование речевой культуры подрастающего поколения как необходимое условие подготовки молодежи к полноценной трудовой деятельности, признана обеспечить, прежде всего, школа. В настоящее время созданы необходимые условия для целенаправленной работы по формированию речевых умений и навыков: в программах усилено внимание к вопросам культуры речи учащихся, во многих школах для этих целей широко используются факультативные и элективные занятия.
Профессиональный стандарт педагога
Профессиональный стандарт педагога -документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. Современный учитель должен уметь формировать и развивать универсальные учебные действия, должен способствовать развитию личности учащихся, главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Образовательный процесс
Обучающийся
Учитель
Непосредственными участниками образовательного процесса являются учителя и обучающиеся. Устная и письменная речевая культура школьников может успешно воспитываться только в результате целенаправленных действий всего педагогического коллектива. Поэтому должны быть единые орфографические требования.
Единый орфографический режим
- Нужны ли в тетрадях поля? С какой стороны? Сколько клеток?
- Что такое "хороший ответ" у доски? с места? Нужно ли при этом вставать?
- Сколько клеток (линеек) нужно отступать от предыдущей работы?
- Можно ли писать ручками с цветными стержнями?
Что такое единый орфографический режим в школе? Режим устной и письменной речи, которого должны придерживаться все участники образовательного процесса.
Несмотря на кажущуюся поверхностность представленных вопросов, ответы на них должны быть основой единого орфографического режима в школе.
Единый орфографический режим
- Снижают ли учителя, не ведущие русский язык и литературу, оценки за грамматические ошибки?
- Можно ли на уроке обратиться к соседу с рабочим вопросом, за запасной ручкой?
- В каких случаях во время урока можно встать из-за парты?
Ведущую роль в овладении учениками культурой устной и письменной речи, прочными орфографическими и пунктуационными навыками принадлежит учителям начальных классов и преподавателям русского языка и литературы, которые должны продолжить выполнение этой задачи в среднем звене. Однако родной язык в общеобразовательной школе не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех наук. В связи с этим необходима такая постановка преподавания всех предметов в школе, при которой речевая культура учащихся воспитывается в единстве, общими силами всех учителей; требования, предъявляемые на уроках русского языка, должны поддерживаться учителями всех предметов, как на уроках, так и во время внеклассных занятий.
Устная речь обучающихся и педагогического коллектива
Письменные работы обучающихся
Правила проверки письменных работ обучающихся
Единый орфографический режим
Критерии оценивания устного ответа и письменных работ обучающихся
Администрация школы постоянно направляет, координирует и контролирует работу единого речевого режима в школе. Вопросы о единых требованиях к устной и письменной речи школьников включаются в работу педагогических советов, в систему внутри школьного контроля, организовывается обмен опытом учителей-предметников и проводятся совместные заседания методических объединений, посвященные вопросам повышения культуры речи учащихся.
Правила ведения дневников обучающихся
Правила ведения школьной документации (журналы, личные дела обучающихся и т.д.)
Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся
Успех работы по повышению культуры речи и общей культуры учебного труда учащихся зависит от деятельности всего педагогического коллектива школы, от того, как проводятся в жизнь единые требования к устной и письменной речи учащихся всеми учителями и другими работниками школы.
Письменная
Устная
Виды речи учащихся
К основным видам речи обучающихся относятся: устная и письменная.
Рекомендации учителям всех школьных дисциплин
Продумывать ход изложения материала
Грамотно оформлять все виды записей
Не допускать в своей речи неправильно построенных предложений
Систематически проводить работу по обогащению и конкретизации словаря учащегося
Чаще предлагать задания по составлению плана, вопросов
Уделять внимание формированию умений
анализировать, сравнивать, сопоставлять
Использовать выразительное чтение вслух
Рекомендации учителям всех школьных дисциплин
Учить школьников работать с книгой
Следить за аккуратным ведением тетрадей
Исправлять допущенные ошибки не только в тетрадях по всем предметам, но и в дневниках учащихся
Добиваться повышения культуры устной разговорной речи учащихся
Использовать все формы внеклассной работы для совершенствования речевой культуры учащихся
Тщательно проверять грамотность стенных школьных газет, объявлений, стендов
Предусматривать беседы с родителями по выполнению единых требований к речи учащихся в школе и дома
10
Требование к речи учащихся
Логическое построение
Речевое
оформление
Содержание высказывания
Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление.
Во всех школах должно быть положение о едином речевом режиме, в котором есть четкие и неоднозначные требования к устной и письменной речи участников образовательного процесса.
Основные виды письменных работ учащихся
Классные
Домашние
- конспекты первоисточников, доклады, рефераты; упражнения; планы и конспекты лекций учителей; планы статей и других материалов из учебников; сочинения, изложения, диктанты; письменные ответы на вопросы; проекты;
- конспекты первоисточников, доклады, рефераты;
- упражнения;
- планы и конспекты лекций учителей;
- планы статей и других материалов из учебников;
- сочинения, изложения, диктанты;
- письменные ответы на вопросы;
- проекты;
- презентации; лабораторные работы; практические работы; аналитические и обобщающие таблицы, схемы, карты и т.п. фиксация наблюдений в природе, осуществляемых в процессе изучения природоведения, биологии, географии; проверочные и самостоятельные работы
- презентации;
- лабораторные работы;
- практические работы;
- аналитические и обобщающие таблицы, схемы, карты и т.п.
- фиксация наблюдений в природе, осуществляемых в процессе изучения природоведения, биологии, географии;
- проверочные и самостоятельные работы
Периодичность проверки тетрадей
Русский язык и Математика
5
в 5 классе и в I полугодии 6 класса - после каждого урока у всех учеников
во II полугодии в 6 классе и в 7-9 классах после каждого урока тетради проверяются только у слабых учащихся, а у остальных - более значимые по своей важности работы, но, чтобы не реже одного раза в неделю проверялись тетради всех учащихся
6-7
4 раза в неделю домашние или классные по усмотрению учителя
8
9
3 раза в неделю домашние или классные по усмотрению учителя
2 раза в неделю домашние или классные по усмотрению учителя, по геометрии в 7-9 классах - 1 раз в две недели;
10 - 11
1 раз в неделю домашние или классные по усмотрению учителя, не реже двух раз в месяц.
Литература
5-8
не реже двух раз в месяц
9-11
не менее одного раза в месяц
Периодичность проверки тетрадей
Иностранный язык
5-6
после каждого урока
7-9
1 раз в две недели
10-11
не реже одного раза в триместр
7-11
Физика
у слабых учащихся после каждого урока
7-9
1 раз в месяц
10-11
1 раз в 2 недели
География, биология, химия, история, информатика, технология
5-11
не реже двух раз в четверть
Обществознание, музыка, ОБЖ, изо
5-11
не реже одного раза в четверть
Сроки проверки контрольных работ
Русский язык (диктант) и математика
5-11
К следующему уроку
Физика, информатика, биология, химия, иностранный язык
5-11
Литература
К следующему уроку
Тетради для творческих, лабораторных и практических работ проверяются по мере проведения работ, предусмотренных тематическим планированием, в течение недели
В течение 10 дней
При проверке письменных работ исправление грамматических ошибок по всем предметам обязательно!
Наличие этих ошибок не должно напрямую влиять на отметку за работу по данному предмету
Отметки за письменные работы выставляются строго по критериям
Первый день четверти
Не рекомендуется проводить контрольные работы
Первый день после праздника
Понедельник
Рекомендации учителю, работающему с пятиклассниками
Единый орфографический режим
Единые дисциплинарные требования
Согласование требований всех учителей-предметников
Особое внимание к организации учебного процесса
Учет физиологических и психологических особенностей