Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Анализ стихотворения Адамовича "Когда мы в Россию вернемся"»
Презентация к уроку
- Анализ стихотворения Г Адамовича
- « Когда мы в Россию вернемся..»
- Автор: Куликова Ирина Михайловна
- Учитель литературы МБОУ «Сабинская ООШ» Республика Хакасия
Г Адамович
- Когда мы в Россию вернемся…о Гамлет восточный, когда? — Пешком, по размытым дорогам, в стоградусные холода, Без всяких коней и триумфов, без всяких там кликов, пешком, Но только наверное знать бы, что вовремя мы добредем…
- Больница. Когда мы в Россию… колышется счастье в бреду, Как будто «Коль славен» играют в каком — то приморском саду, Как будто сквозь белые стены, в морозной предутренней мгле Колышатся тонкие свечи в морозном и спящем Кремле.
- Когда мы…довольно, довольно. Он болен, измучен и наг, Над нами трехцветным позором полощется нищенский флаг,
- И слишком здесь пахнет эфиром, и душно, и слишком тепло. Когда мы в Россию вернемся…но снегом ее замело.
- Пора собираться. Светает. Пора бы и трогаться в путь. Две медных монеты на веки. Скрещенные руки на грудь.
поэт, переводчик, критик. Покинул Россию в 1923. Бунин считал Адамовича 'лучшим критиком в эмиграции'
АДАМОВИЧ ГЕОРГИЙ ВИКТОРОВИЧ
- День рождения: 19.04 . 1892 года Возраст: 79 лет Место рождения: Москва , Россия Дата смерти: 21.02 . 1972 года Место смерти: Ницца , Россия
— известный русский поэт-акмеист, писатель, эссеист, литературный критик и переводчик, один из основателей русского акмеизма в литературе.
Комплексный анализ поэтического текста
- 1 уровень. Фонетический
- 2 уровень. Лексический
- 3 уровень. Синтаксический
- 4 уровень. Композиционный
- 5 уровень. Контекстный
1 уровень. Фонетический
- Определить размер (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий)
- - характер рифмы: перекрестная(1-3); кольцевая (1-4, 2-3) парная (1-2, 3-4);
- - звукопись (иноязычные слова, ассонанс (гласные), аллитерация (согласные)
- Ямб – один из основных стихотворных размеров. Стопа ямба состоит из двух слогов: безударного и ударного (другими словами: слабого и сильного, короткого и длинного). Чаще всего встречается четырехстопный ямб, в котором ударение падает на каждый второй, четвертый, шестой и восьмой слоги каждой строки. Типичный пример четырехстопного ямба: «Мой дя дя са мых че стных пра вил».
- Хорей – еще один распространенный размер. Тоже двусложный, только с топе хорея сначала идет ударный (сильный, длинный) слог, а за ним – безударный (слабый, короткий). Четырех- и шестистопные хореи встречаются чаще пятистопных. Типичный пример хорея: « Бу ря мгло ю не бо кро ет».
- Дактиль - трехсложный размер стиха, то есть его стопа состоит из трех слогов: первого ударного и двух последующих безударных. Использовать дактиль сложнее, чем двусложные размеры, поэтому строки дактиля редко превышают трех- или четырехстопную длину. Типичный пример четырехстопного дактиля: « Ту чки не бе сные, ве чные с тра нники».
- Анапест – стихотворный размер, как бы зеркально отражающий дактиль, то есть из трех слогов его стопы первые два не имеют ударения, а ударение падает на последний слог. Поэты серебряного века часто использовали анапест, поэтому его типичный пример легко найти в стихотворении Александра Блока: «Узна ю тебя, жи знь! Прини ма ю! При вет ствую зво ном щи та !».
- Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер, в стопе которого сильный (ударный) слог с двух сторон окружен слабыми (безударными). Довольно сложный, и потому нечасто встречающийся размер. Типичный пример амфибрахия: «Есть же нщины в ру сских се ле ньях».
Вспомни!
1 уровень. Фонетический Проверяем!
- 6 стопный анапест с пиррихием
- рифма парная мужская ( на последнем слоге )
- Преобладает ассонанс ( довольно, довольно )
2 уровень. Лексический. Выпиши тропы. Распредели слова в 3 колонки
- Для того чтобы определить характер стих-я . О чем?
Статический элемент
Назывательный
Динамический элемент
+
Глагол, деепричастие, причастие
Существительные. местоимения
Описательный элемент
Прилагательные. наречия
+
Носит не точный, а иносказательный подтекст, создает условный нереальный образ.
Когда мы в Россию вернемся… о Гамлет восточный , когда ?
Имена собственные. Гамлет. ???
- Выстроить ассоциативный ряд
- Гамлет- Шекспир – сонет- смысл жизни – выбор – смерть - умирает молодым- подло убит
- Значит, это стихотворение о том, как умирает лирический герой.
- Обрати внимание на строение стихотворения
- Стихотворение: 4-4-2-2-2 ↔ шекспировская форма сонета
- Как будто сквозь белые стены, в морозной предутренней мгле Колышатся тонкие свечи в морозном и спящем Кремле.
Ассоциативный ряд: КРЕМЛЬ
- Кремль – власть - Россия – мощь, - сила – башня – камни – Москва
- Без коней – триумфов- Рим – император- слава
- Прошлое России
РИМ ---------Москва
Пешком, по размытым дорогам, в стоградусные холода,
- При переводе из шкалы Фаренгейта в шкалу Цельсия из исходной цифры вычитают 32 и умножают на 5/9. При переводе из шкалы Цельсия в шкалу Фаренгейта исходную цифру умножают на 9/5 и прибавляют 32.
2 уровень. Лексический
- Определи время глагола, лицо в каждой строфе ( части)
- Найди имена собственные, иноязычные слова ( имеют дополнительный смысл, подчеркивают важное…)
- Цитирования ( использование чужой лексики для передачи определенного смысла)
Определи время глагола, лицо в каждой строфе ( части)
- Когда мы в Россию вернемся …о Гамлет восточный, когда? — Пешком, по размытым дорогам, в стоградусные холода, Без всяких коней и триумфов, без всяких там кликов, пешком, Но только наверное знать бы , что вовремя мы добредем …
- Больница. Когда мы в Россию… колышется счастье в бреду, Как будто «Коль славен» играют в каком — то приморском саду, Как будто сквозь белые стены, в морозной предутренней мгле Колышатся тонкие свечи в морозном и спящем Кремле.
- Когда мы…довольно, довольно. Он болен, измучен и наг, Над нами трехцветным позором полощется нищенский флаг,
- И слишком здесь пахнет эфиром, и душно, и слишком тепло. Когда мы в Россию вернемся…но снегом ее замело.
- Пора собираться. Светает . Пора бы и трогаться в путь. Две медных монеты на веки. Скрещенные руки на грудь.
« коль славен » играют в каком-то приморском саду
- Коль славен наш Господь в Сионе, Не может изъяснить язык. Велик Он в небесах на троне, В былинках на земле велик. Везде Господь велик и славен, В нощи, во дни сияньем равен. *** Тебя Твой Агнец златорунный Всегда изображает нам; Мы на псалтири сладкострунной Тебе приносим фимиам; Прими от нас благодаренье, Как благовонное куренье. Прославление Бога Его величие и любовь *** Ты солнцем смертных освещаешь, Ты любишь, Боже, нас, как чад; Ты нас трапезой насыщаешь И воздвигаешь вышний град; Ты смертных, Боже, посещаешь И благодатию питаешь. *** Господь, да во Твои селенья Воспрянут наши голоса, И наше пред Тобою пенье Да будет чистым, как роса! Тебе в сердцах алтарь поставим, Тебе, Господь, поем и славим
ЛИВАДИЙСКИЙ ДВОРЕЦ. Ялта. Летняя резиденция Николая 2.
Глаголы…..
- Пора собираться. Светает . Пора бы ( условное наклонение) и трогаться в путь.
- Переход состояний. В вечность
- Две медных монеты на веки. Скрещенные руки на грудь .(покойнику руки на груди складывают крестом)
Лексические центры.
- 1. Образ России: дорога, холода (ностальгия)
- 2.Больница. Болезнь, умирание, смерть (невозможность вернуться)
- Дорога – движение, которое ассоциируется со смертью и относится к России.
Везде Мы. Не отделяет себя от судьбы России.
- Когда мы в Россию вернемся…о Гамлет восточный, когда? — Пешком, по размытым дорогам, в стоградусные холода, Без всяких коней и триумфов, без всяких там кликов, пешком, Но только наверное знать бы, что вовремя мы добредем…
- Больница. Когда мы в Россию… колышется счастье в бреду, Как будто «Коль славен» играют в каком — то приморском саду, Как будто сквозь белые стены, в морозной предутренней мгле Колышатся тонкие свечи в морозном и спящем Кремле.
- Когда мы …довольно, довольно. Он болен, измучен и наг, Над нами трехцветным позором полощется нищенский флаг,
- И слишком здесь пахнет эфиром, и душно, и слишком тепло. Когда мы в Россию вернемся…но снегом ее замело.
- Пора собираться. Светает. Пора бы и трогаться в путь. Две медных монеты на веки. Скрещенные руки на грудь.
3 уровень. Синтаксический
- Определи особенности грамматического оформления стиха (знаки препинания)
- Многоточие (4), разрывы, инверсия, рефрен
- Инверсия
- Необычное строение фразы
- …… - открывает пространство для домысливания
- Точка делит строку на 2 предложения.
- Когда мы…довольно, довольно. Он болен, измучен и наг,
- повторы
4 уровень. Композиционный
- Канонический (связь формы и содержания: элегия, ода, баллада)
- Неканонический (сонет- 14 строф. Шекспировский сонет 4-4-2. петрарковский сонет 4-4-3-3)
- Определи структуру стиха
- Выдели логические части
- - основные образы
- Мотивы (1.2.)
Ностальгия- невозможность вернуться - смерть
- 3 части
- 1. строфа 1
- 2. Больница.
- . Когда мы в Россию вернемся…но снегом ее замело.
- 3. Пора собираться. Светает. Пора бы и трогаться в путь. Две медных монеты на веки. Скрещенные руки на грудь.
- 1. настоящее
- 2.будущее
- 3. смерть
5 уровень. Контекстный ( за пределами текста )
контекст автора
(раннее. позднее) контекст эпохи
Традиции
1 волна эмиграции
- Контекст традиций: Лермонтов М.Ю «Прощай, немытая Россия…», Тютчев Ф.И, Бунин И, Иванов Г, Бродский, Галич « Когда я вернусь в Петербург»
- 2. волна эмиграции: Елагин И.
- Контекст автора:
- 1921г.Ранний период творчества. Только уехал из России- 1920г.
- Ушел пешком по льду Финского залива в Финляндию