СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Анализ стихотворения Адамовича "Когда мы в Россию вернемся"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация позволит проанализировать стихотворение на 5 уровнях(лексическом, морфологическом....)

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Анализ стихотворения Адамовича "Когда мы в Россию вернемся"»

Презентация к уроку Анализ стихотворения Г Адамовича « Когда мы в Россию вернемся..» Автор: Куликова Ирина Михайловна Учитель литературы МБОУ «Сабинская ООШ» Республика Хакасия

Презентация к уроку

  • Анализ стихотворения Г Адамовича
  • « Когда мы в Россию вернемся..»
  • Автор: Куликова Ирина Михайловна
  • Учитель литературы МБОУ «Сабинская ООШ» Республика Хакасия
Г Адамович Когда мы в Россию вернемся…о Гамлет восточный, когда? —  Пешком, по размытым дорогам, в стоградусные холода,  Без всяких коней и триумфов, без всяких там кликов, пешком,  Но только наверное знать бы, что вовремя мы добредем… Больница. Когда мы в Россию… колышется счастье в бреду,  Как будто «Коль славен» играют в каком — то приморском саду,  Как будто сквозь белые стены, в морозной предутренней мгле  Колышатся тонкие свечи в морозном и спящем Кремле. Когда мы…довольно, довольно. Он болен, измучен и наг,  Над нами трехцветным позором полощется нищенский флаг, И слишком здесь пахнет эфиром, и душно, и слишком тепло.  Когда мы в Россию вернемся…но снегом ее замело. Пора собираться. Светает. Пора бы и трогаться в путь.  Две медных монеты на веки. Скрещенные руки на грудь.

Г Адамович

  • Когда мы в Россию вернемся…о Гамлет восточный, когда? — Пешком, по размытым дорогам, в стоградусные холода, Без всяких коней и триумфов, без всяких там кликов, пешком, Но только наверное знать бы, что вовремя мы добредем…
  • Больница. Когда мы в Россию… колышется счастье в бреду, Как будто «Коль славен» играют в каком — то приморском саду, Как будто сквозь белые стены, в морозной предутренней мгле Колышатся тонкие свечи в морозном и спящем Кремле.
  • Когда мы…довольно, довольно. Он болен, измучен и наг, Над нами трехцветным позором полощется нищенский флаг,
  • И слишком здесь пахнет эфиром, и душно, и слишком тепло. Когда мы в Россию вернемся…но снегом ее замело.
  • Пора собираться. Светает. Пора бы и трогаться в путь. Две медных монеты на веки. Скрещенные руки на грудь.
поэт, переводчик, критик. Покинул Россию в 1923. Бунин считал Адамовича 'лучшим критиком в эмиграции'

поэт, переводчик, критик. Покинул Россию в 1923. Бунин считал Адамовича 'лучшим критиком в эмиграции'

АДАМОВИЧ ГЕОРГИЙ ВИКТОРОВИЧ  День рождения:  19.04 . 1892  года  Возраст:  79 лет  Место рождения:  Москва ,  Россия  Дата смерти:  21.02 . 1972  года  Место смерти:  Ницца ,  Россия    — известный русский поэт-акмеист, писатель, эссеист, литературный критик и переводчик, один из основателей русского акмеизма в литературе.  

АДАМОВИЧ ГЕОРГИЙ ВИКТОРОВИЧ 

  • День рождения:  19.04 . 1892  года Возраст:  79 лет Место рождения:  Москва Россия Дата смерти:  21.02 . 1972  года Место смерти:  Ницца Россия

известный русский поэт-акмеист, писатель, эссеист, литературный критик и переводчик, один из основателей русского акмеизма в литературе.  

Комплексный анализ поэтического текста 1 уровень. Фонетический 2 уровень. Лексический 3 уровень. Синтаксический 4 уровень. Композиционный 5 уровень. Контекстный

Комплексный анализ поэтического текста

  • 1 уровень. Фонетический
  • 2 уровень. Лексический
  • 3 уровень. Синтаксический
  • 4 уровень. Композиционный
  • 5 уровень. Контекстный
1 уровень. Фонетический   Определить размер (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий) - характер рифмы: перекрестная(1-3); кольцевая (1-4, 2-3) парная (1-2, 3-4); - звукопись (иноязычные слова, ассонанс (гласные), аллитерация (согласные)

1 уровень. Фонетический

  • Определить размер (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий)
  • - характер рифмы: перекрестная(1-3); кольцевая (1-4, 2-3) парная (1-2, 3-4);
  • - звукопись (иноязычные слова, ассонанс (гласные), аллитерация (согласные)
  • Ямб  – один из основных стихотворных размеров. Стопа ямба состоит из двух слогов: безударного и ударного (другими словами: слабого и сильного, короткого и длинного). Чаще всего встречается четырехстопный ямб, в котором ударение падает на каждый второй, четвертый, шестой и восьмой слоги каждой строки. Типичный пример четырехстопного ямба: «Мой  дя дя  са мых  че стных  пра вил».
  • Хорей  – еще один распространенный размер. Тоже двусложный, только с топе хорея сначала идет ударный (сильный, длинный) слог, а за ним – безударный (слабый, короткий). Четырех- и шестистопные хореи встречаются чаще пятистопных. Типичный пример хорея: « Бу ря  мгло ю  не бо  кро ет».
  • Дактиль  - трехсложный размер стиха, то есть его стопа состоит из трех слогов: первого ударного и двух последующих безударных. Использовать дактиль сложнее, чем двусложные размеры, поэтому строки дактиля редко превышают трех- или четырехстопную длину. Типичный пример четырехстопного дактиля: « Ту чки не бе сные, ве чные с тра нники».
  • Анапест   – стихотворный размер, как бы зеркально отражающий дактиль, то есть из трех слогов его стопы первые два не имеют ударения, а ударение падает на последний слог. Поэты серебряного века часто использовали анапест, поэтому его типичный пример легко найти в стихотворении Александра Блока: «Узна ю  тебя,  жи знь! Прини ма ю! При вет ствую  зво ном щи та !».
  • Амфибрахий  – трехсложный стихотворный размер, в стопе которого сильный (ударный) слог с двух сторон окружен слабыми (безударными). Довольно сложный, и потому нечасто встречающийся размер. Типичный пример амфибрахия: «Есть же нщины в  ру сских се ле ньях».
Вспомни!

Вспомни!

1 уровень. Фонетический   Проверяем!   6 стопный анапест с пиррихием  рифма парная мужская ( на последнем слоге ) Преобладает ассонанс ( довольно, довольно )

1 уровень. Фонетический Проверяем!

  • 6 стопный анапест с пиррихием
  • рифма парная мужская ( на последнем слоге )
  • Преобладает ассонанс ( довольно, довольно )
2 уровень. Лексический. Выпиши тропы.  Распредели слова в 3 колонки   Для того чтобы определить характер стих-я . О чем? Статический элемент Назывательный Динамический элемент + Глагол, деепричастие, причастие Существительные. местоимения Описательный элемент Прилагательные. наречия + Носит не точный, а иносказательный подтекст, создает условный нереальный образ.

2 уровень. Лексический. Выпиши тропы. Распредели слова в 3 колонки

  • Для того чтобы определить характер стих-я . О чем?

Статический элемент

Назывательный

Динамический элемент

+

Глагол, деепричастие, причастие

Существительные. местоимения

Описательный элемент

Прилагательные. наречия

+

Носит не точный, а иносказательный подтекст, создает условный нереальный образ.

Когда мы в Россию вернемся…  о Гамлет восточный , когда ? Подумай!

Когда мы в Россию вернемся… о Гамлет восточный , когда ?

  • Подумай!
Имена собственные. Гамлет. ??? Выстроить ассоциативный ряд Гамлет- Шекспир – сонет- смысл жизни – выбор – смерть - умирает молодым- подло убит Значит, это стихотворение о том, как умирает лирический герой. Обрати внимание на строение стихотворения Стихотворение: 4-4-2-2-2 ↔ шекспировская форма сонета

Имена собственные. Гамлет. ???

  • Выстроить ассоциативный ряд
  • Гамлет- Шекспир – сонет- смысл жизни – выбор – смерть - умирает молодым- подло убит
  • Значит, это стихотворение о том, как умирает лирический герой.
  • Обрати внимание на строение стихотворения
  • Стихотворение: 4-4-2-2-2 ↔ шекспировская форма сонета

Как будто сквозь белые стены, в морозной предутренней мгле  Колышатся тонкие свечи в морозном и спящем Кремле.
  • Как будто сквозь белые стены, в морозной предутренней мгле Колышатся тонкие свечи в морозном и спящем Кремле.
Ассоциативный ряд: КРЕМЛЬ Кремль – власть - Россия – мощь, - сила – башня – камни – Москва Без коней – триумфов- Рим – император- слава Прошлое России Флаг -….. -……. - …………. символ России

Ассоциативный ряд: КРЕМЛЬ

  • Кремль – власть - Россия – мощь, - сила – башня – камни – Москва
  • Без коней – триумфов- Рим – император- слава
  • Прошлое России
  • Флаг -….. -……. - ………….
  • символ России
РИМ ---------Москва

РИМ ---------Москва

Пешком, по размытым дорогам, в стоградусные холода, Гипербола? При переводе из шкалы Фаренгейта в шкалу Цельсия из исходной цифры вычитают 32 и умножают на 5/9.  При переводе из шкалы Цельсия в шкалу Фаренгейта исходную цифру умножают на 9/5 и прибавляют 32. 37 градусов по Цельсию..

Пешком, по размытым дорогам, в стоградусные холода,

  • Гипербола?
  • При переводе из шкалы Фаренгейта в шкалу Цельсия из исходной цифры вычитают 32 и умножают на 5/9. При переводе из шкалы Цельсия в шкалу Фаренгейта исходную цифру умножают на 9/5 и прибавляют 32.
  • 37 градусов по Цельсию..
2 уровень. Лексический Определи время глагола, лицо в каждой строфе ( части) Найди имена собственные, иноязычные слова ( имеют дополнительный смысл, подчеркивают важное…) Цитирования ( использование чужой лексики для передачи определенного смысла)

2 уровень. Лексический

  • Определи время глагола, лицо в каждой строфе ( части)
  • Найди имена собственные, иноязычные слова ( имеют дополнительный смысл, подчеркивают важное…)
  • Цитирования ( использование чужой лексики для передачи определенного смысла)
Определи время глагола, лицо в каждой строфе ( части)   Когда мы в Россию вернемся …о Гамлет восточный, когда? —  Пешком, по размытым дорогам, в стоградусные холода,  Без всяких коней и триумфов, без всяких там кликов, пешком,  Но только наверное знать бы , что вовремя мы добредем … Больница. Когда мы в Россию… колышется счастье в бреду,  Как будто «Коль славен» играют в каком — то приморском саду,  Как будто сквозь белые стены, в морозной предутренней мгле  Колышатся тонкие свечи в морозном и спящем Кремле. Когда мы…довольно, довольно. Он болен, измучен и наг,  Над нами трехцветным позором полощется нищенский флаг, И слишком здесь пахнет эфиром, и душно, и слишком тепло.  Когда мы в Россию вернемся…но снегом ее замело. Пора собираться. Светает . Пора бы и трогаться в путь.  Две медных монеты на веки. Скрещенные руки на грудь.

Определи время глагола, лицо в каждой строфе ( части)

  • Когда мы в Россию вернемся …о Гамлет восточный, когда? — Пешком, по размытым дорогам, в стоградусные холода, Без всяких коней и триумфов, без всяких там кликов, пешком, Но только наверное знать бы , что вовремя мы добредем
  • Больница. Когда мы в Россию… колышется счастье в бреду, Как будто «Коль славен» играют в каком — то приморском саду, Как будто сквозь белые стены, в морозной предутренней мгле Колышатся тонкие свечи в морозном и спящем Кремле.
  • Когда мы…довольно, довольно. Он болен, измучен и наг, Над нами трехцветным позором полощется нищенский флаг,
  • И слишком здесь пахнет эфиром, и душно, и слишком тепло. Когда мы в Россию вернемся…но снегом ее замело.
  • Пора собираться. Светает . Пора бы и трогаться в путь. Две медных монеты на веки. Скрещенные руки на грудь.
« коль славен » играют в каком-то приморском саду Коль славен наш Господь в Сионе, Не может изъяснить язык. Велик Он в небесах на троне, В былинках на земле велик. Везде Господь велик и славен, В нощи, во дни сияньем равен. *** Тебя Твой Агнец златорунный Всегда изображает нам; Мы на псалтири сладкострунной Тебе приносим фимиам; Прими от нас благодаренье, Как благовонное куренье. Прославление Бога Его величие и любовь *** Ты солнцем смертных освещаешь, Ты любишь, Боже, нас, как чад; Ты нас трапезой насыщаешь И воздвигаешь вышний град; Ты смертных, Боже, посещаешь И благодатию питаешь. *** Господь, да во Твои селенья Воспрянут наши голоса, И наше пред Тобою пенье Да будет чистым, как роса! Тебе в сердцах алтарь поставим, Тебе, Господь, поем и славим

« коль славен » играют в каком-то приморском саду

  • Коль славен наш Господь в Сионе, Не может изъяснить язык. Велик Он в небесах на троне, В былинках на земле велик. Везде Господь велик и славен, В нощи, во дни сияньем равен. *** Тебя Твой Агнец златорунный Всегда изображает нам; Мы на псалтири сладкострунной Тебе приносим фимиам; Прими от нас благодаренье, Как благовонное куренье. Прославление Бога Его величие и любовь *** Ты солнцем смертных освещаешь, Ты любишь, Боже, нас, как чад; Ты нас трапезой насыщаешь И воздвигаешь вышний град; Ты смертных, Боже, посещаешь И благодатию питаешь. *** Господь, да во Твои селенья Воспрянут наши голоса, И наше пред Тобою пенье Да будет чистым, как роса! Тебе в сердцах алтарь поставим, Тебе, Господь, поем и славим
ЛИВАДИЙСКИЙ ДВОРЕЦ. Ялта. Летняя резиденция Николая 2.

ЛИВАДИЙСКИЙ ДВОРЕЦ. Ялта. Летняя резиденция Николая 2.

Глаголы….. Пешком- бредем Колышется- играют Пора собираться. Светает . Пора бы ( условное наклонение)  и трогаться в путь. Переход состояний. В вечность Две медных монеты на веки. Скрещенные руки на грудь .(покойнику руки на груди складывают крестом)

Глаголы…..

  • Пешком- бредем
  • Колышется- играют
  • Пора собираться. Светает . Пора бы ( условное наклонение) и трогаться в путь.
  • Переход состояний. В вечность
  • Две медных монеты на веки. Скрещенные руки на грудь .(покойнику руки на груди складывают крестом)
 Лексические центры. 1. Образ России: дорога, холода (ностальгия) 2.Больница. Болезнь, умирание, смерть (невозможность вернуться) 3.Дорога. Пешком, в путь Дорога – движение, которое ассоциируется со смертью и относится к России.

Лексические центры.

  • 1. Образ России: дорога, холода (ностальгия)
  • 2.Больница. Болезнь, умирание, смерть (невозможность вернуться)
  • 3.Дорога. Пешком, в путь
  • Дорога – движение, которое ассоциируется со смертью и относится к России.
Везде Мы. Не отделяет себя от судьбы России. Когда мы в Россию вернемся…о Гамлет восточный, когда? —  Пешком, по размытым дорогам, в стоградусные холода,  Без всяких коней и триумфов, без всяких там кликов, пешком,  Но только наверное знать бы, что вовремя мы добредем… Больница. Когда мы в Россию… колышется счастье в бреду,  Как будто «Коль славен» играют в каком — то приморском саду,  Как будто сквозь белые стены, в морозной предутренней мгле  Колышатся тонкие свечи в морозном и спящем Кремле. Когда мы …довольно, довольно. Он болен, измучен и наг,  Над нами трехцветным позором полощется нищенский флаг, И слишком здесь пахнет эфиром, и душно, и слишком тепло.  Когда мы в Россию вернемся…но снегом ее замело. Пора собираться. Светает. Пора бы и трогаться в путь.  Две медных монеты на веки. Скрещенные руки на грудь.

Везде Мы. Не отделяет себя от судьбы России.

  • Когда мы в Россию вернемся…о Гамлет восточный, когда? — Пешком, по размытым дорогам, в стоградусные холода, Без всяких коней и триумфов, без всяких там кликов, пешком, Но только наверное знать бы, что вовремя мы добредем…
  • Больница. Когда мы в Россию… колышется счастье в бреду, Как будто «Коль славен» играют в каком — то приморском саду, Как будто сквозь белые стены, в морозной предутренней мгле Колышатся тонкие свечи в морозном и спящем Кремле.
  • Когда мы …довольно, довольно. Он болен, измучен и наг, Над нами трехцветным позором полощется нищенский флаг,
  • И слишком здесь пахнет эфиром, и душно, и слишком тепло. Когда мы в Россию вернемся…но снегом ее замело.
  • Пора собираться. Светает. Пора бы и трогаться в путь. Две медных монеты на веки. Скрещенные руки на грудь.
3 уровень. Синтаксический   Определи особенности грамматического оформления стиха (знаки препинания) Многоточие (4), разрывы, инверсия, рефрен Инверсия Необычное строение фразы

3 уровень. Синтаксический

  • Определи особенности грамматического оформления стиха (знаки препинания)
  • Многоточие (4), разрывы, инверсия, рефрен
  • Инверсия
  • Необычное строение фразы
…… - открывает пространство для домысливания Точка делит строку на 2 предложения. Когда мы…довольно, довольно. Он болен, измучен и наг, повторы
  • …… - открывает пространство для домысливания
  • Точка делит строку на 2 предложения.
  • Когда мы…довольно, довольно. Он болен, измучен и наг,
  • повторы
4 уровень. Композиционный   Канонический (связь формы и содержания: элегия, ода, баллада) Неканонический (сонет- 14 строф. Шекспировский сонет 4-4-2. петрарковский сонет 4-4-3-3) Определи структуру стиха Выдели логические части - основные образы Мотивы (1.2.)

4 уровень. Композиционный

  • Канонический (связь формы и содержания: элегия, ода, баллада)
  • Неканонический (сонет- 14 строф. Шекспировский сонет 4-4-2. петрарковский сонет 4-4-3-3)
  • Определи структуру стиха
  • Выдели логические части
  • - основные образы
  • Мотивы (1.2.)
Ностальгия- невозможность вернуться - смерть 3 части  1. строфа 1 2. Больница. . Когда мы в Россию вернемся…но снегом ее замело. 3. Пора собираться. Светает. Пора бы и трогаться в путь.  Две медных монеты на веки. Скрещенные руки на грудь. 1. настоящее 2.будущее 3. смерть

Ностальгия- невозможность вернуться - смерть

  • 3 части
  • 1. строфа 1
  • 2. Больница.
  • . Когда мы в Россию вернемся…но снегом ее замело.
  • 3. Пора собираться. Светает. Пора бы и трогаться в путь. Две медных монеты на веки. Скрещенные руки на грудь.
  • 1. настоящее
  • 2.будущее
  • 3. смерть
5 уровень. Контекстный ( за пределами текста )   3 элемента ↓ ↓ ↓  контекст автора  (раннее. позднее) контекст эпохи  Традиции (было до и после)

5 уровень. Контекстный ( за пределами текста )

  • 3 элемента
  • ↓ ↓ ↓

контекст автора

(раннее. позднее) контекст эпохи

Традиции

  • (было до и после)
1 волна эмиграции Контекст традиций: Лермонтов М.Ю «Прощай, немытая Россия…», Тютчев Ф.И, Бунин И, Иванов Г, Бродский, Галич « Когда я вернусь в Петербург» 2. волна эмиграции: Елагин И. Контекст автора: 1921г.Ранний период творчества. Только уехал из России- 1920г. Ушел пешком по льду Финского залива в Финляндию

1 волна эмиграции

  • Контекст традиций: Лермонтов М.Ю «Прощай, немытая Россия…», Тютчев Ф.И, Бунин И, Иванов Г, Бродский, Галич « Когда я вернусь в Петербург»
  • 2. волна эмиграции: Елагин И.
  • Контекст автора:
  • 1921г.Ранний период творчества. Только уехал из России- 1920г.
  • Ушел пешком по льду Финского залива в Финляндию


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!