Разработка урока по русскому языку в 5 классе с учетом требований ФГОС
Тема:
Буквы О, Ё после шипящих в корне слова
(Учебник под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта)
Учителя: Красноперова М. А.
Лашко Е. Е.
Задачи, решаемые на современном уроке русского языка
Ориентация на образовательные результаты:
личностные :
- самоопределение
- смыслообразование
- морально-этическая
ориентация
метапредметные :
предметные :
- саморегуляция
- коммуникация
- познавательная
деятельность
систематических знаний,
применение
и самостоятельное
пополнение знаний
Формируемые УУД:
личностные :
регулятивные :
-положительное отношение
-понимать и строить
планируемые действия;
к уроку, понимание
необходимости учения;
-управлять своей деятельность;
-следование в поведении
-анализировать причины
моральным и этическим
успеха и неуспеха деятельности.
требованиям.
коммуникативные :
-умение работать с информацией
на уроке, связно излагать мысли;
-сохранять и развивать умение
сотрудничать в паре и группе,
отвечать на вопросы, слушать и слышать;
-формулировать, высказывать
и обосновывать свою точку зрения.
познавательные :
-понимать и интегрировать
информацию в имеющийся запас
знаний;
- преобразовывать, структурировать
и применять;
-извлекать нужную информацию.
Тема урока:
« БУКВЫ Ё , О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА »
Вспоминаем то, что знаем
Запишите слова группами в зависимости от вида орфограмм.
Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо.
Проверьте себя
«Буква Ь после букв шип. «Буквы И, У, А после на конце имён сущ.» букв шипящих»
ноч ь ч а щ а
дрож ь круч а
роскош ь ж и знь
луч _ ш и ло
ключ_ щ а вель
пустош ь ч у до
Озаглавьте каждую группу по виду орфограмм .
Что объединяет эти слова? Обозначьте опознавательный признак, условия выбора орфограмм. Сформулируйте орфографические правила.
Вставьте букву Ё или О . В каком случае возникла проблема выбора?
б…чка ч…лка
м…д ш…лк
л…дка щ…тка
т…плый ж…лтый
Сравните результаты
б о чка ч ё/о лка
м ё д ш ё/о лк
л о дка щ ё/о тка
т ё плый ж ё/о лтый
Прочитайте слова вслух. Какой звук слышится под ударением после шипящих в корне слова? А какие буквы пишутся?
жёлтый крыжовник
шёпот шорох
чёрный шов
щёлка капюшон
искл.
Обсудите и выполните в парах.
• Подберите к словам 1-го столбика однокоренные слова (глаголы и существительное). Запишите рядом пары однокоренных слов, выделите корень. • Попробуйте сделать то же со словами 2-го столбика. Что получилось?
Сравните результаты.
крыжовник – ?
жёлтый – желтеть
шорох – ?
шёпот – шептать
шов – ?
чёрный – чернеть
щёлка – щель
капюшон – ?
Установите закономерность в корнях однокоренных слов.
ж ё лтый – ж е лтеть
ш ё пот – ш е птать
ч ё рный – ч е рнеть
щ ё лка – щ е ль
Проверьте себя.
Сравните свои выводы с правилом в учебнике (стр.112).
Алгоритм
1. Определяю часть слова.
2. Если в корне, поставлю ударение .
3. Если под ударением, проверю, не является ли слово исключением .
4. Если исключение (иностранного происхождения), напишу О.
5. Проверю, чередуется ли Ё с Е в безударном положении.
6. Если чередуется, то пишу Ё .
7. Если не чередуется - О .
Запомним рифмовку
- Ш о колад, ш о фёр, крыж о вник.
- Ш о в, ш о ссе, обж о ра, ш о рник.
- Ш о рох, ч о порный, чащ о ба.
- Капюш о н, ж о кей, трущ о ба.
Кто изображён на картинке?
Шорник — человек, который занимается изготовлением
шор , то есть боковых надглазников, которые надеваются
на лошадей для ограничения поля зрения.
Что означает слово шорник ?
Запишите в тетрадях новые для вас слова.