СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов".»

Разработка урока по русскому языку в 5 классе с учетом требований ФГОС    Тема:  Буквы О, Ё после шипящих в корне слова     (Учебник под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта) Учителя: Красноперова М. А. Лашко Е. Е.

Разработка урока по русскому языку в 5 классе с учетом требований ФГОС

  Тема:

Буквы О, Ё после шипящих в корне слова

(Учебник под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта)

Учителя: Красноперова М. А.

Лашко Е. Е.

Задачи, решаемые  на современном уроке русского языка Ориентация на образовательные результаты:  личностные : самоопределение смыслообразование морально-этическая  ориентация метапредметные :  предметные : саморегуляция коммуникация познавательная освоение  деятельность систематических знаний, преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний

Задачи, решаемые на современном уроке русского языка

Ориентация на образовательные результаты:

личностные :

  • самоопределение
  • смыслообразование
  • морально-этическая

ориентация

метапредметные :

предметные :

  • саморегуляция
  • коммуникация
  • познавательная
  • освоение

деятельность

систематических знаний,

  • преобразование,

применение

и самостоятельное

пополнение знаний

Формируемые УУД: личностные :  регулятивные : -положительное отношение -понимать и строить планируемые действия;  к уроку, понимание необходимости учения;  -управлять своей деятельность; -следование в поведении -анализировать причины  моральным и этическим успеха и неуспеха деятельности. требованиям. коммуникативные : -умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; -сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать; -формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. познавательные : -понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас  знаний; преобразовывать, структурировать и применять; -извлекать нужную информацию.

Формируемые УУД:

личностные :

регулятивные :

-положительное отношение

-понимать и строить

планируемые действия;

к уроку, понимание

необходимости учения;

-управлять своей деятельность;

-следование в поведении

-анализировать причины

моральным и этическим

успеха и неуспеха деятельности.

требованиям.

коммуникативные :

-умение работать с информацией

на уроке, связно излагать мысли;

-сохранять и развивать умение

сотрудничать в паре и группе,

отвечать на вопросы, слушать и слышать;

-формулировать, высказывать

и обосновывать свою точку зрения.

познавательные :

-понимать и интегрировать

информацию в имеющийся запас

знаний;

  • преобразовывать, структурировать

и применять;

-извлекать нужную информацию.

Тема урока:  « БУКВЫ  Ё , О  ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ  В КОРНЕ СЛОВА »

Тема урока:

« БУКВЫ Ё , О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА »

Вспоминаем то, что знаем Запишите слова группами в зависимости от вида орфограмм.  Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо.   Проверьте себя «Буква Ь после букв шип. «Буквы И, У, А после  на конце имён сущ.» букв шипящих» ноч ь ч а щ а дрож ь круч а роскош ь ж и знь луч _ ш и ло ключ_ щ а вель пустош ь ч у до Озаглавьте каждую группу по виду орфограмм . Что объединяет эти слова?  Обозначьте опознавательный признак, условия выбора орфограмм.  Сформулируйте орфографические правила.

Вспоминаем то, что знаем

Запишите слова группами в зависимости от вида орфограмм.

Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо.

Проверьте себя

«Буква Ь после букв шип. «Буквы И, У, А после на конце имён сущ.» букв шипящих»

ноч ь ч а щ а

дрож ь круч а

роскош ь ж и знь

луч _ ш и ло

ключ_ щ а вель

пустош ь ч у до

Озаглавьте каждую группу по виду орфограмм .

Что объединяет эти слова? Обозначьте опознавательный признак, условия выбора орфограмм. Сформулируйте орфографические правила.

Вставьте букву Ё или О .  В каком случае возникла проблема выбора? б…чка ч…лка м…д ш…лк л…дка щ…тка т…плый ж…лтый Сравните результаты б о чка ч ё/о лка м ё д ш ё/о лк л о дка щ ё/о тка т ё плый ж ё/о лтый

Вставьте букву Ё или О . В каком случае возникла проблема выбора?

б…чка ч…лка

м…д ш…лк

л…дка щ…тка

т…плый ж…лтый

Сравните результаты

б о чка ч ё/о лка

м ё д ш ё/о лк

л о дка щ ё/о тка

т ё плый ж ё/о лтый

Прочитайте слова вслух.  Какой звук слышится под ударением после шипящих в корне слова? А какие буквы пишутся? жёлтый крыжовник шёпот шорох чёрный шов щёлка капюшон искл. Обсудите и выполните в парах. • Подберите к словам 1-го столбика однокоренные слова (глаголы и существительное).  Запишите рядом пары однокоренных слов, выделите корень.  • Попробуйте сделать то же со словами 2-го столбика. Что получилось? Сравните результаты.

Прочитайте слова вслух. Какой звук слышится под ударением после шипящих в корне слова? А какие буквы пишутся?

жёлтый крыжовник

шёпот шорох

чёрный шов

щёлка капюшон

искл.

Обсудите и выполните в парах.

• Подберите к словам 1-го столбика однокоренные слова (глаголы и существительное). Запишите рядом пары однокоренных слов, выделите корень. • Попробуйте сделать то же со словами 2-го столбика. Что получилось?

Сравните результаты.

крыжовник –  ? жёлтый –  желтеть шорох –  ? шёпот –  шептать шов –  ? чёрный –  чернеть щёлка –  щель капюшон –  ? Установите закономерность в корнях однокоренных слов. ж ё лтый –  ж е лтеть ш ё пот –  ш е птать ч ё рный –  ч е рнеть щ ё лка –  щ е ль Проверьте себя. Сравните свои выводы с правилом в учебнике (стр.112).

крыжовник ?

жёлтый желтеть

шорох ?

шёпот шептать

шов ?

чёрный чернеть

щёлка щель

капюшон ?

Установите закономерность в корнях однокоренных слов.

ж ё лтый ж е лтеть

ш ё пот ш е птать

ч ё рный ч е рнеть

щ ё лка щ е ль

Проверьте себя.

Сравните свои выводы с правилом в учебнике (стр.112).

Алгоритм  1. Определяю часть слова. 2. Если в корне, поставлю ударение . 3. Если под ударением, проверю, не является ли слово исключением . 4. Если исключение (иностранного происхождения), напишу О. 5. Проверю, чередуется ли Ё с Е в безударном положении. 6. Если чередуется, то пишу Ё . 7. Если не чередуется - О .

Алгоритм

1. Определяю часть слова.

2. Если в корне, поставлю ударение .

3. Если под ударением, проверю, не является ли слово исключением .

4. Если исключение (иностранного происхождения), напишу О.

5. Проверю, чередуется ли Ё с Е в безударном положении.

6. Если чередуется, то пишу Ё .

7. Если не чередуется - О .

Запомним рифмовку   Ш о колад, ш о фёр, крыж о вник. Ш о в, ш о ссе, обж о ра, ш о рник. Ш о рох, ч о порный, чащ о ба. Капюш о н, ж о кей, трущ о ба. Кто изображён на картинке?   Шорник — человек, который занимается изготовлением шор , то есть боковых надглазников, которые надеваются  на лошадей для ограничения поля зрения. Что означает слово шорник ? Запишите в тетрадях новые для вас слова.

Запомним рифмовку

  • Ш о колад, ш о фёр, крыж о вник.
  • Ш о в, ш о ссе, обж о ра, ш о рник.
  • Ш о рох, ч о порный, чащ о ба.
  • Капюш о н, ж о кей, трущ о ба.

Кто изображён на картинке?

Шорник — человек, который занимается изготовлением

шор , то есть боковых надглазников, которые надеваются

на лошадей для ограничения поля зрения.

Что означает слово шорник ?

Запишите в тетрадях новые для вас слова.