СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Экологические системы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Экологические системы" содержит 22 слайда, которые наглядно иллюстрируют заданную тему. В презентацию, кроме иллюстраций, входят и задания которые необходимо выполнить в процессе урока.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Экологические системы"»

Экологические системы Автор-составитель: преподаватель биологии ГБОУ НПО РО ПУ № 58 Шатликова Н.М.

Экологические системы

Автор-составитель: преподаватель биологии

ГБОУ НПО РО ПУ № 58 Шатликова Н.М.

Цель урока: Углубить знания о биоценозе, экосистеме и биогеоценозе, усвоить основное отличие между ними; Изучить структуры биоценоза; Усвоить понятия «продуценты», «консупменты», «редуценты»; Провести сравнительную характеристику искусственных и естественных экологических систем

Цель урока:

  • Углубить знания о биоценозе, экосистеме и биогеоценозе, усвоить основное отличие между ними;
  • Изучить структуры биоценоза;
  • Усвоить понятия «продуценты», «консупменты», «редуценты»;
  • Провести сравнительную характеристику искусственных и естественных экологических систем
Биоценоз - Это совокупность популяций различных видов растений (фитоценоз) и животных (зооценоз) и микроорганизмов (микробоценоз), населяющих относительно однородное жизненное пространство.

Биоценоз

- Это совокупность популяций различных видов растений (фитоценоз) и животных (зооценоз) и микроорганизмов (микробоценоз), населяющих относительно однородное жизненное пространство.

Биоценоз - совокупность популяций всех видов живых организмов, заселяющих общие места обитания.

Биоценоз - совокупность популяций всех видов живых организмов, заселяющих общие места обитания.

Схема биоценоза Растения  Животные  Микро- организмы

Схема биоценоза

Растения

Животные

Микро-

организмы

Видовая структура биоценоза

Видовая структура биоценоза

Ярусность — это явление вертикального расслоения биоценозов на разновысокие части . Надземные  ярусы  древостоя:   1-й  ярус  —  это деревья первой  величины (дуб,  ель,  сосна,  береза,   осина);   2-й  — деревья  второй  величины  (рябина,  черемуха,  яблоня,  груша);   3-й  —  подлесок из кустарника (лещина,  бересклет, шиповник,  жимолость, крушина);   4-й  —  подлесок из  высоких кустарничков  и  крупных трав (багульник,  голубика,  вереск,  аконит,  иван-чай);  5-й  —  низкиекустарнички  и  мелкие  травы  (клюква,  кислица);   6-й  —  мхи,  напочвенные лишайники. За полностью правильно и аккуратно выполненное задание ставим 8 баллов, за каждый недописанный ярус – минус 1 балл, за отсутствие определения «ярусность» - минус 2 балла.

Ярусность — это явление вертикального расслоения биоценозов на разновысокие части .

Надземные  ярусы  древостоя:

  1-й  ярус  —  это деревья первой  величины (дуб,  ель,  сосна,  береза, 

осина);

  2-й  — деревья  второй  величины  (рябина,  черемуха,  яблоня,  груша); 

3-й  —  подлесок из кустарника (лещина,  бересклет, шиповник,  жимолость, крушина); 

4-й  —  подлесок из  высоких кустарничков  и  крупных трав (багульник,  голубика,  вереск,  аконит,  иван-чай); 

5-й  —  низкиекустарнички  и  мелкие  травы  (клюква,  кислица); 

6-й  —  мхи,  напочвенные лишайники.

  • За полностью правильно и аккуратно выполненное задание ставим 8 баллов, за каждый недописанный ярус – минус 1 балл, за отсутствие определения «ярусность» - минус 2 балла.
Уровни животных  в биоценозе

Уровни животных в биоценозе

Горизонтальная структура биоценоза

Горизонтальная структура биоценоза

ПРОДУЦЕНТЫ, КОНСУМЕНТЫ, РЕДУЦЕНТЫ.

ПРОДУЦЕНТЫ, КОНСУМЕНТЫ, РЕДУЦЕНТЫ.

Используя рисунок СЛАЙДА 12 и собственные знания заполните таблицу:  Организмы участвующие в круговороте веществ и энергии в биоценозе.    Продуценты Консументы Редуценты

Используя рисунок СЛАЙДА 12 и собственные знания заполните таблицу: Организмы участвующие в круговороте веществ и энергии в биоценозе.

Продуценты

Консументы

Редуценты

Экосистема Биогеоценоз – это любая совокупность живых организмов и неорганических компонентов, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом за счет осуществляющегося круговорота веществ.  – исторически сложившаяся совокупность живых организмов (биоценоз) и абиотической среды вместе с занимаемым ими участком земной поверхности (биотопом).

Экосистема

Биогеоценоз

  • – это любая совокупность живых организмов и неорганических компонентов, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом за счет осуществляющегося круговорота веществ.
  • – исторически сложившаяся совокупность живых организмов (биоценоз) и абиотической среды вместе с занимаемым ими участком земной поверхности (биотопом).
Прочитайте текст.  Выберите на какие вопросы отвечает текст и на какие не отвечает? Номера вопросов, на которые есть ответы в тексте поставьте напротив «ДА», другие – напротив «НЕТ»   1.Что такое биогеоценоз? 2. Что называется фитоценозом? 3. Какие растительные сообщества Вам известны? 4. Чем ограничен биогеоценоз? 5. Чем фитоценоз отличается от биоценоза? 6. Где осуществляется биогенный круговорот? 7. Без чего не возможно существование биогеоценоза? 8. В чём отличительная особенность экосистемы? 9. Что служит толчком к прекращению существования экосистемы без растений?

Прочитайте текст. Выберите на какие вопросы отвечает текст и на какие не отвечает? Номера вопросов, на которые есть ответы в тексте поставьте напротив «ДА», другие – напротив «НЕТ»

  • 1.Что такое биогеоценоз?
  • 2. Что называется фитоценозом?
  • 3. Какие растительные сообщества Вам известны?
  • 4. Чем ограничен биогеоценоз?
  • 5. Чем фитоценоз отличается от биоценоза?
  • 6. Где осуществляется биогенный круговорот?
  • 7. Без чего не возможно существование биогеоценоза?
  • 8. В чём отличительная особенность экосистемы?
  • 9. Что служит толчком к прекращению существования экосистемы без растений?
Ключ к ответу:  ДА - 2,3,4,6,7,8,9  НЕТ - 1,5  за каждый правильный ответ 1 балл Решению какой проблемы посвящен этот текст? Почему нельзя отождествлять между собой понятия «экосистема» и «биогеоценоз»?»

Ключ к ответу: ДА - 2,3,4,6,7,8,9 НЕТ - 1,5 за каждый правильный ответ 1 балл

  • Решению какой проблемы посвящен этот текст?
  • Почему нельзя отождествлять между собой понятия «экосистема» и «биогеоценоз»?»

1. Устойчивая саморегулирующаяся экологическая система, в которой органические компоненты неразрывно связаны с неорганическими компонентами. 2. Разрушители органических остатков. 3. Совокупность особей одного вида, занимающих определённый ареал, свободно скрещивающихся друг с другом, имеющие общее происхождение, генетическую основу и в той или иной степени изолированных от других популяций данного вида. 4. Растительноядные и плотоядные животные, потребители органического вещества. 5. Искусственно созданный человеком биоценоз. 6. Сообщество растений и животных, населяющих одну территорию, взаимно связанных в цепи питания и влияющих друг на друга. 7. Зелёные растения, производители органического вещества.

  • 8. Количество особей на единицу площади или объёма той или иной среды. 9. Растительное сообщество, исторически сложившееся в результате сочетания взаимодействующих растений на однородном участке территории. 10. Сложные взаимоотношения в экологической системе, при которых разные компоненты потребляют разные объекты и сами служат пищей различным членам экосистемы. 11. Цепи взаимосвязанных видов, последовательно извлекающих органическое вещество и энергию из исходного пищевого вещества; каждое предыдущее звено является пищей для следующего.
За каждый правильный ответ засчитайте по 2 балла

За каждый правильный ответ засчитайте по 2 балла

Критерии оценки: Оценка «5» - 37-39 баллов; Оценка «4» - 32-37 баллов; Оценка «3» - 26-31 балл; Оценка «2» - менее 26 баллов

Критерии оценки:

  • Оценка «5» - 37-39 баллов;
  • Оценка «4» - 32-37 баллов;
  • Оценка «3» - 26-31 балл;
  • Оценка «2» - менее 26 баллов
Домашнее задание:  Константинов В.М.  «Биология» параграф 6.3

Домашнее задание: Константинов В.М. «Биология» параграф 6.3

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!