СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку географии 6 класс "Реки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР

Город:  Магнитогорск

ОУ:  МОУ  «С(к)ОШ  №24»

Учитель: Соломина И.И.

Класс: 6

Тема учебного занятия:   Реки.

Продолжительность учебного занятия:  45 мин.

Тип учебного занятия: урок - лекция

Цели (образовательная, коррекционно - развивающая, воспитательная) учебного занятия:

1.  Сформировать у учащихся  представление  о реке, ее частях, частях речной системы и долины.  

     Научить определять левый и правый берега, притоки левые и правые. Развитие навыков работы

     с текстами  учебника и слайдов.

2.  Совершенствование высших психических функций детей с ЗПР. Коррекция и

     развитие восприятия, памяти, мышления.

3.  Воспитание экологической культуры, позитивного отношения к окружающей

     среде, стремления к познанию мира.

Оборудование:

1. Компьютерный класс (локальная сеть);

2. Учебник. «Начальный курс географии. 6 класс». Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2012.

3. Мультимедиа курс «География 6 класс».

Дидактические материалы к учебному занятию: презентация на слайдах  «Реки», 47 слайдов, составитель Соломина И.И.

Проверка выполнения домашнего задания.  Деятельность учителя.

1) Демонстрация слайда №2.  Фронтальная беседа по вопросам слайда. Объясните механизм образования родников, используя рисунок.

2) Демонстрация слайда №3.

 От каких причин зависит уровень грунтовых вод?

3) Демонстрация слайда №4.

Деятельность ученика.

1)Чередование водоупорных пластов. Выход на склоне берега реки.

2)  От расчлененности местности (чем глубже долины рек и балок, тем уровень грунтовых вод ниже);

       От количества атмосферных осадков;

от близости и полноводности рек и озер. Как правило, уровень грунтовых вод повышается в сторону водоемов.

Самопроверка. Работа со слайдом №4.

Изучение нового материала. Деятельность учителя.

1)  Демонстрация слайда №5.  Рассказ учителя. Рассмотрим строение речной долины.  Река течет в понижении от истока к устью – это речная долина. Углубление в речной долине называют руслом реки.

2) Демонстрация слайда №6. Рассказ учителя.  Заливные луга в пойме реки. 

3) Демонстрация слайда №7. Беседа. Комментируем схему «Части реки».

4) Демонстрация слайда №8. Как влияют на реки рельеф и климат?

По характеру течения реки делятся на…

Как влияет климат на реки?

5) Типичная равнинная река Волга. Ее длина 3531 км. Протекает почти по всей территории Русской равнины, пересекает почти все природные зоны европейской части России.

Демонстрация слайда №9.

6) Демонстрация слайда №10.

 Исток реки Волга находится у деревни Волговерховье на Валдайской возвышенности. Отсюда Волга пробирается среди болот, заросших клюквой и морошкой, среди густых ольшаников и замшелых ельников.

Исток Волги выше ее устья всего на 250 метров, поэтому средняя скорость течения реки меньше 1м/с.

Площадь бассейна реки – 1360 тыс.км². Средний расход воды – 7710 м³/с. Годовой сток – 259 км³. Главные левые притоки: Ветлуга, Кама (1805), Самара. Правые притоки: Ока (1500), Сура. Крупные города на реке: Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Ульяновск, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань.

Деятельность ученика.

1)  Просмотр слайда №5. Запись выводов в тетрадь.

2)  Просмотр слайда №6. Запись в тетрадь. Пойма – часть дна речной долины, затопляемая водой во время половодья. Почвы в поймах рек отличаются плодородием.

3) Просмотр слайда №7. Запись в тетрадь терминов: правый приток, левый приток, излучина, озеро старица.

4) Работа со схемой «Влияние на реки рельефа и климата».

- горные и равнинные

- климат влияет на режим и питание рек.

5) Комментарий к картине И. Репина  «Бурлаки на Волге». Транспортная функция реки.

 6) Чтение стихотворения. Развитие речи.

Н.А. Некрасов «На Волге» (отрывок).

О Волга!.. Колыбель моя!

Любил ли кто тебя как я?

Один, по утренним зорям,

Когда еще все в мире спит

И алый блеск едва скользит

По темно-голубым волнам

Я убегал к родной реке.

Иду на помощь рыбакам,

Катаюсь с ними в челноке,

Брожу с ружьем по островам.

То как играющий зверок

С высокой кручи на песок

Скачусь, то берегом реки

Бегу, бросая камешки,

И песню громкую пою

Про удаль раннюю мою…

Изучение нового материала (продолжение после офтальмопаузы). 

Деятельность учителя.

1) Демонстрация слайда №11. Город Ярославль основан киевским князем Ярославом Мудрым в начале 11века как крепость на месте древнего поселения Медвежий Угол. Центр развития текстильной промышленности, химической (нефтепереработка, нефтехимия) и машиностроения. Завод синтетического каучука (шинный завод), моторный завод (для грузовиков), завод «Лакокраска», судостроительный, электромашиностроительный, станкостроительный заводы.

2) Демонстрация слайдов №12.  Река Ока – правый приток реки Волги. Длина 1500 км. Средний расход воды – 1300 м/с. Основные притоки: Угра, Москва, Клязьма, Мокша. Ока судоходна от города Чекалин. Главные города: Орел, Калуга, Серпухов, Коломна, Рязань, Муром, Нижний Новгород (в устье).

3) Демонстрация слайда №13.  Нижний Новгород основан в 13 веке. Торговое значение города еще больше возросло в начале 19 века, когда там стала проводиться крупнейшая в России ярмарка. ГАЗ – Горьковский автозавод. При впадении Оки в Волгу на возвышенной, холмистой правобережной части находится центр города, большинство памятников архитектуры, в том числе кремль. На низинном левом берегу Оки, удобном для промышленного строительства, расположились главные предприятия города: ГАЗ, «Красное Сормово».

4) Демонстрация слайдов №14.  Регулярное судоходство от Ржева (Тверская область).

5) Слайд №15.  Во время разлива, чаще всего весной, когда тает снег, река выходит из берегов и затопляет пониженную часть речной долины – пойму.

6) Слайды № 16.  Десятки и даже сотни тысяч лет уходят на то, чтобы река прорезала в горах долину. Узкие долины называют ущельями. Долины равнинных рек, в противоположность горным, широкие. Склоны их покаты, и высота не превышает нескольких десятков метров.

7) Слайд №17.  При впадении реки в море принесенные рекой песок, глина, гравий, галька откладываются на дне. Из года в год река в устье мелеет, возникают небольшие островки, сложенные из принесенных рекой наносов, затем островки соединяются, образуя равнину, на которой река делится на много рукавов. Эта равнина называется дельтой. Она постепенно покрывается растительностью, и на ней поселяются люди. А наносы реки образуют новые островки.

8) Слайд №18.  Истоки горных рек расположены высоко в горах. Их воды несутся по разрезающим горы долинам с огромной скоростью, бурлят, пенятся. Выйдя на равнину, река становится спокойной. Горные реки, как правило, текут в узких, скалистых долинах с крутыми склонами.

9) Слайд №19.  Если река на своем пути встречает крутой уступ, то вода, падая с него, образует водопад.

10) Слайд №20.  Всякая река имеет притоки. Притоки короче главной реки. Притоки, которые впадают в главную реку справа по течению, называются правыми притоками, слева – левыми. У величайшей реки Волги – правый приток – Ока, левый – Кама.

11) Слайд №21 Все реки земного шара ежегодно сносят с поверхности суши около 10 куб. км песка, глины, гравия, гальки. Самая большая дельта в нашей стране у реки Лена.

12) Слайд №22.  Реки служат источником энергии. Много ГЭС построено на Волге и на великих сибирских реках.

13) Слайд №23.  Запрудные озера образовались путем преграждения русла реки. Такое преграждение может произойти в результате или обвала, или осыпания горных пород в долину реки. Примером запрудного озера является Сарезское озеро на Памире

14) Слайд №24.  Крупнейшие реки мира

15) Слайд №25.  Типы рек, их питание, распределение стока в течение года.

16) Слайд №26.  Пороги – мелководные каменистые или скалистые участки реки, образуемые выходами устойчивых, трудно размываемых горных пород.

Деятельность ученика.

1) Просмотр слайда №11. Запись в тетрадь данных о городе Ярославле.

2) Запись в тетради названия и протяженности реки Ока.

3) Запись в тетради названия города и его главных предприятий.

4) Сделать вывод о значении реки Волги для России.

5) Пойма – часть речной долины.

6) Назвать. Различие равнинных и горных речных долин.

7) Рассказать, как формируется дельта реки.

8) Река может быть на разных ее участках горной и равнинной.

9) Образование водопада (твердые и мягкие горные породы).

10) Умение определять правые и левые притоки.

11) Твердый сток (ознакомительно).

12) Значение рек – источник электроэнергии.

13) Образование запрудного Сарезского озера на Памире  на реке Мургаб.

14) Работа с таблицей «Крупнейшие реки мира».

15) Сравнить две реки по распределению стока в течение года. Выяснить понятия: межень, половодье, паводок.

16) Определение «пороги».

Закрепление. Деятельность учителя.

1) Слайд №27. Работа со слайдом по определению равнинной и горной долин рек.

2)  Слайды №28-31.

3)  Слайд №32. Режим реки. Питание реки.

4) Слайд №33.  Разлив горной реки

5) Слайд №34.  Ледоход на реке.

6) Слайд №35.  Наводнение.  Назовите причины наводнений.

7) Слайд №36.

 Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь

остервеняясь,

На город кинулась. Пред нею

Все побежало, все вокруг

Вдруг опустело – воды вдруг

Втекли в подземные подвалы,

К решеткам хлынули каналы,

И всплыл Петрополь,

как тритон,

По пояс в воду погружен.

Осада! Приступ! Злые волны,

Как воры лезут в окна. Челны

С разбега окна бьют кормой.

Лотки под мокрой пеленой,

Обломки хижин, бревна,

кровли,

Товар запасливой торговли,

Пожитки бедной нищеты,

Грозой снесенные мосты, 

Гроба с размытого кладбища

Плывут по улицам! Народ

Зрит божий гнев и казни ждет.

Увы! Все гибнет кров и пища!

8) Слайд №37.  Самый высокий водопад мира – Анхель расположен в Южной Америке на правом притоке Ориноко. Водопад окружен густым тропическим лесом. Открыл водопад американский пилот Джимми Энджел, когда облетал этот район, ведя разведку золота, во время вынужденной посадки. Он зафиксировал его в своем журнале 14 ноября 1935 года. Джимми Энджел – по испански Салто Анхель, не нашел золота, но его имя было увековечено в названии величайшего водопада мира.

9) Слайд №39-40.     ЕНИСЕЙ, река в Сибири. Образуется слиянием Большого (Бий-Хем) и Малого (Ка-Хем) Енисеев у г. Кызыл. 3487 км (от истоков М. Енисея 4102 км), площадь бассейна 2580 тыс. км2. Протекает по Тувинской котловине, где называется Верхним Енисеем (или Улуг-Хем), а затем прорезает горную систему Зап. Саяна, Минусинскую котловину, течет по границе Зап. и Вост. Сибири. Впадает в Енисейский зал. Карского м. Самая многоводная река Российской Федерации, средний расход воды 19 800 м3/с. Главные притоки — Ангара, Подкаменная Тунгуска, Н. Тунгуска. На Енисее — Красноярская, Саяно-Шушенская ГЭС. Регулярное судоходство от Саяногорска; морские суда поднимаются до Игарки. Рыболовство (главным образом в низовьях). На Енисее — города Минусинск, Красноярск, Енисейск, Игарка, Дудинка и др.

10) Слайд №41.   НЕВА, река на северо-западе Европейской части Российской Федерации. Длина 74 км, площадь бассейна 281 тыс. км2. Вытекает из Ладожского оз., впадает в Финский зал. Балтийского м. Средний расход воды 2530 м3/с, в низовьях бывают наводнения, иногда катастрофические. На 42 островах дельты Невы расположен г. Санкт-Петербург.

11) Слайд №42.  

ДНЕПР (др.-греч. Борисфен), река в Вост. Европе, в пределах Российской Федерации, Белоруссии и Украины. 2201 км (3-я по длине после Волги и Дуная в Европе), площадь бассейна 504 тыс. км2. Начало на Валдайской возв., впадает в Днепровский лиман Черного м. В верховье течет в неширокой долине, около г. Орша пересекает гряду из песчаника, образуя Кобелякские пороги; ниже пойма расширяется. Средний расход воды 1700 м3/с. Главные притоки: Березина, Припять (справа), Сож, Десна (слева). Средний и нижний Днепр превращен в каскад ГЭС (с водохранилищами): Киевская, Каневская, Кременчугская, Днепродзержинская, Днепровская, Каховская. Соединен с Зап. Двиной Березинской системой (не действует), с Неманом — Днепровско-Неманской (не действует), с Бугом — Днепровско-Бугским каналом. Судоходен на 1677 км от устья. Главные гг.: Смоленск, Могилев, Киев, Днепродзержинск, Днепропетровск, Запорожье, Никополь, Херсон. Из Днепра начинаются каналы Днепр — Кривой Рог, Днепр — Донбасс и Северо-Крымский оросительный канал.

12) Слайд №43.  

НИЛ (современное египетское название Эль-Бахр), река в Африке, (в Руанде, Танзании, Уганде, Судане, Египте), самая длинная в мире (6671 км), площадь бассейна 2870 тыс. км2. Исток — р. Рукарара в Руанде, в системе р. Кагера. Впадает в Средиземное м., образуя дельту (площадью 24 тыс. км2). Главные притоки: Собат, Голубой Нил, Атбара, Бахр-эль-Газаль. Средний расход воды у Асуана 2,6 т. м3/с. Сток и расходы резко колеблются по сезонам; воды широко используются для орошения. ГЭС (в т. ч. Асуанская). Общая длина судоходных путей 3,2 тыс. км. В дельте и долине Нила сосредоточено почти все население и хозяйство Египта. На Ниле — крупные гг. Каир, Хартум, Асуан, в дельте — г. Александрия.

13) Слайд №44. 

АМАЗОНКА (Amazonas), река в Юж. Америке, в основном в Бразилии, величайшая по водности в мире. Длина от главного истока р. Мараньон 6,4 тыс. км, от истока р. Укаяли св. 7 тыс. км. Площадь бассейна 7180 тыс. км2 (самая большая в мире). Впадает в Атлантический ок. Св. 500 притоков (ок. 20 длиной св. 1500 км): Укаяли, Мадейра, Тапажос, Шингу, Иса, Жапура, Риу-Негру и др. Средний расход воды 220 тыс. м3/с. Приливы распространяются на 1400 км от устья. Судоходна на 4300 км. Основные порты: Икитос, Манаус, Обидус, Сантарен, Белен. В реках басс. Амазонки до 2000 видов рыб. 

14) Слайд №45.  Подковообразный водопад

НИАГАРСКИЙ ВОДОПАД (Niagara Falls), на р. Ниагара. Разделяется о. Козий на две части — канадскую (ширина ок. 800 м, высота 48 м) и принадлежащую США (ширина 300 м, высота 51 м); средний расход воды 5,9 т. м3/с. ГЭС.

Деятельность ученика.

1) Запись в тетради. 2 – горная река.

                                3 – равнинная река.

2) Работа с терминами: межень, половодье, паводок.

3) Устное формулирование определений.

4) Составить рассказ по картинке.

5) Опишите словесно природное явление.

6)  Резкое повышение температуры воздуха. Заторы на реках.

7) Чтение. Развитие речи.

А.С. Пушкин  «Медный всадник» (отрывок)

8) Найти на карте полушарий Южную Америку, реку Ориноко, водопад Анхель.

9) Запись в тетради. ЕНИСЕЙ, река в Сибири. Самая многоводная река Российской Федерации, средний расход воды 19 800 м3/с. Главные притоки — Ангара, Подкаменная Тунгуска, Н. Тунгуска.

10) Запись в тетради.  Нева, 74 км.  На 42 островах дельты Невы расположен г. Санкт-Петербург.

11) Запись в тетради.   Начало на Валдайской возвышенности, впадает в Днепровский лиман Черного моря.

12) Запись в тетрадь.  Самая длинная в мире (6671 км), площадь бассейна 2870 тыс. км2. Исток — р. Рукарара в Руанде, в системе р. Кагера. Впадает в Средиземное море.

13) Текст может быть использован как дополнительный материал для сообщения.

Домашнее задание.

1.  Изучить §30

2.  Подготовить пересказ п. 3.

3.  Комментирование рисунка 57.

4.  Выучить пояснения к новым терминам по теме.

5* Продолжить заполнение таблицы 5.

      6* Ответить на вопрос 1 на стр.94.