Конспект учебного занятия
с использованием ЦОР и ЭОР
Город: Магнитогорск
ОУ: МОУ «С(к)ОШ №24»
Учитель: Соломина И.И.
Класс: 7
Тема учебного занятия: Климат и внутренние воды Южной Америки.
Продолжительность учебного занятия: 45 мин.
Тип учебного занятия: урок - лекция
Цели (образовательная, коррекционно - развивающая, воспитательная) учебного занятия:
1. Сформировать представление о климате Южной Америки. Выявить особенности климатических поясов, их распределение по материку.
Сформировать знания об особенностях внутренних вод Южной Америки. Продолжить развивать умение работать с картой.
2. Совершенствование высших психических функций детей с ЗПР. Коррекция и развитие восприятия, памяти, мышления. Продолжить
развивать умение работать с картой.
3. Воспитание экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде, стремления к познанию мира.
Оборудование:
1. Компьютерный класс (локальная сеть);
2. Учебник. И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев. География: Наш дом – Земля: Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. - М.,
Дрофа, 2012.
Дидактические материалы к учебному занятию: презентация на слайдах «Климат и внутренние воды Южной Америки», 39 слайдов, составитель Соломина И.И., ЭОР.
Проверка выполнения домашнего задания. Деятельность учителя.
1) Демонстрация слайда №3. Речевая разминка. Правильно прочитать термины на слайде, дополнить их соответствующими словами: мыс, низменность, вулкан, гора, пустыня.
2) Демонстрация слайда №4. На карте под кружками с цифрами спрятаны географические объекты. Запишите в тетрадь в предложенном порядке цифры, соответствующие данным объектам. Выставление оценок.
Деятельность ученика.
1) 1. Кабу-Бранку 6. Амазонская
2. Котопахи 7. Аконкагуа
3. Атакама 8. Фроуорд
4. Гальинас 9. Чимборасо
5. Ла-Платская 10. Париньяс
2) 4,5,2,1,3
Самопроверка. Работа со слайдом №4.
Изучение нового материала. Деятельность учителя.
1) Демонстрация слайда №5. Вспомните основные причины, влияющие на формирование климата.
2) Демонстрация слайда №6. Рассказ учителя. Размещение климатических поясов. Смена времен года в северном и южном полушариях. Записать в тетрадь все климатические пояса, расположенные на территории Южной Америки.
3) Демонстрация слайда №7. Беседа. Вспомните характеристику экваториального климата, которую мы давали при изучении Африки. Дополнение учителя к устному ответу ученика: Экваториальный климатический пояс в Южной Америке охватывает всю Амазонскую низменность, части Гвианского нагорья и низменности Ориноко, а также Тихоокеанское побережье к северу от экватора. Для этого пояса характерны обильные осадки и равномерная высокая температура (24...28 °С) в течение всего года. Годовые суммы осадков колеблются от 1500 до 2500 мм, а на склонах Анд и на Тихоокеанском побережье количество осадков возрастает до 5000 — 7000 мм в год. Какая из климатограмм учебника на стр.169 соответствует экваториальному климату?
4) Демонстрация слайда №8. Назовите следующий климатический пояс, особенности его размещения (в северном и южном полушариях).
Деятельность ученика.
1) Просмотр слайда №5.
Количество солнечного тепла
Движение воздушных масс
Характер земной поверхности
2) Просмотр слайда №6. Запись в тетради. Экваториальный. Субэкваториальный. Тропический. Субтропический. Умеренный.
3) Просмотр слайда №7. Примерный устный ответ (Ежедневно на территории экваториального климата утром ясная погода, после полудня собираются тучи, затем льет ливень, часто с сильным ветром, к вечеру устанавливается ясная погода). Запись в тетрадь: Экваториальный пояс в Ю. Америке охватывает Амазонскую низменность, части Гвианского нагорья и низменности Ориноко, Тихоокеанское побережье к северу от экватора.
Работа учащихся с рис.61. Рассматривают температуру и количество осадков.
4) Просмотр слайда №8. Запись в тетрадь. Субэкваториальный климат. В северном полушарии дожди (лето) с мая по декабрь, а в южном – с декабря по май.
лето (+20°…+25°)
зима (+16°…+24°)
Изучение нового материала (продолжение после офтальмопаузы).Деятельность учителя.
1) Демонстрация слайда №10. Работаем с текстом «Тропический климат». На сколько секторов делится тропический пояс в Южной Америке? Рассказ учителя.
Западный сектор ограничен Андами с востока. Здесь располагается самая засушливая в мире пустыня - Атакама. Здесь зарегистрирована самая продолжительная засуха в истории. Осадки не выпадали с 1571 по 1971 годы. Атакама практически полностью изолирована от влажных воздушных масс. С востока - высокой "стеной" Анд, с запада - холодным Перуанским течением.
Работаем с цифрами текста.
2) Демонстрация слайда №11. Субтропический климатический пояс занимает еще меньшую территорию, чем тропический. На востоке в степях выпадает от 250 до 500 мм осадков в год. В середине материка пустыни и полупустыни, увлажнение здесь еще меньше - менее 250 мм. Только на западе, где холодные течения не подходят так близко к берегам, осадков выпадает больше, и здесь произрастают жестколистные вечнозеленые леса.
Рассказ учителя. Умеренный климатический пояс занимает южную оконечность материка. В Южном полушарии этот пояс на суше практически отсутствует. Летом в январе температура доходит до +20°C. Зимой - в июле, наблюдается снеговой покров, температуры около нуля или ниже.
Выполняем работу с атласом стр.2-4. Определите по карте в атласе. Какие три холодных течения могут влиять на климат южной оконечности материка?
Деятельность ученика.
1) Просмотр слайда №10. Устный ответ. Западный, континентальный, восточный.
Сравнивают цифры, делают вывод о количестве осадков.
Континентальный сектор тропиков занимает центральное положение. Здесь осадков выпадает уже значительно больше - от 500 до 1000 мм, так как он расположен по другую сторону от Анд и уже открыт для воздушных масс с Атлантики.
Восточный сектор. Здесь выпадает уже достаточно дождей - более 1000 мм в год, но их сезонность не позволяет сформироваться вечнозеленым лесам, на период засухи они вынуждены сбрасывать листья. Температура в тропиках колеблется в среднем от +25°С и выше в январе и +8°…+20°С зимой - в июле.
2) Работа со слайдом №11. Работают с текстом, используя отработанные приемы: выделенные слова, анализ цифр.
Запись в тетрадь: Субтропический климат. Температура января от +24° до +8°. В июле температура доходит до 0°C.
Работа с атласом. Запись в тетрадь:
Фолклендское, Перуанское и Западных ветров
Закрепление. Деятельность учителя.
1) Демонстрация слайда №12. Анализируя записи в тетради, определите какому климатическому поясу соответствует данная климатограмма. Поясните устно свой выбор.
2) Демонстрация слайда №13. Работаем со второй климатограммой.
Изучение нового материала (продолжение после офтальмопаузы).
Деятельность учителя.
1) Демонстрация слайда №14. Назовите океаны, омывающие берега Южной Америки и реки, впадающие в них.
2) Демонстрация слайда №15. Дайте определение понятию «бассейн реки». Площадь бассейна реки Амазонка самая большая в мире, равна площади всей Австралии.
3) Просмотр фильма «Амазонка» Слайд №16.
4) Демонстрация слайда №17. Какое значение имеют леса Амазонки?
7) Демонстрация слайда №20. Найдите на карте атласа реку Ориноко.
8) Демонстрация слайда №21. На равнинном участке реки обитают красные ибисы.
9) Демонстрация слайдов №№22-25. Самый высокий в Мире водопад на реке Ориноко Анхель.
10) Демонстрация слайда №26. Найдите на карте атласа реку Парана.
11) Демонстрация слайда №27. С помощью информации слайда подпишите на контурной карте водопад Игуасу.
12) Демонстрация слайдов №№28-30. Рассказ учителя о водопаде Игуасу. Игуасу состоит из 275 водопадов, общей шириной более 3 км, а высота падения воды в отдельных случаях достигает 82 м. Это существенно превышает параметры известных водопадов Виктория и Ниагарского. Шум, распространяемый водной мощью, слышен за 20-25 км. Не зря Игуасу считается восьмым чудом света.
13) Демонстрация слайда №31. Находим на карте атласа озеро Титикака.
14) Демонстрация слайдов №№32,33. Рассказ учителя. Озеро Титикака окружено множеством легенд и мифов. Расположено оно на границе между Боливией и Перу. Обширное синее пространство озера Титикака, находится на возвышении в 3 811 метров, в Андах, представляет собой самое возвышенное судоходное озеро на земле. Озеро содержит 41 остров разных размеров, некоторые из них плотно населенны.
15) Демонстрация слайда №34. Находим на карте атласа озеро Маракайбо.
16) Демонстрация слайдов №№35,37. Рассказ учителя. Озеро Маракайбо расположено на севере материка, узким и мелководным проливом оно соединено с Венесуэльским заливом и Карибским морем. Это самое крупное озеро в Южной Америке. Сейчас озеро играет очень большую роль в экономике Венесуэлы, так как здесь добываются огромные объемы нефти. На берегах озера расположилось большое количество нефтяных поселков. В месте, где река Кататумбо впадает в озеро Маракайбо, молния бьёт 1,2–1,6 миллиона раз в год, то есть от 140 до 160 дней в году, практически непрерывно по 7–10 часов за ночь. Это уникальное природное явление и по сей день является настоящим маяком озера Маракайбо, служащим для всех кораблей, ведь молнии видно за 400 километров! Феномен объясняется столкновением воздушных потоков с Анд с поднимающимся вверх метаном с местных болот, что формирует сильную разность потенциалов на облаках, постоянно разряжающуюся в виде небесного электричества.
17) Демонстрация слайда №38.
Деятельность ученика.
1) Работа со слайдом №14. Вывод: Крупные реки несут свои воды в Атлантический океан.
2) Бассейном реки называют территорию, с которой воды стекают в данную реку.
3) Просмотр фильма.
4) Леса Амазонки – «лёгкие» нашей планеты.
5) Запись в тетрадь. Пятиметровая пираруку (или арапайма), достигающая 200 килограммов веса.
6) Пиранья
7) Проверяют местонахождение реки по слайду.
8) Запись в тетрадь. Красные ибисы.
9) Сообщение ученика об истории открытия водопада Анхель. (В 1933 году лётчик из США Джеймс Эйнджел совершал полёт в поисках залежей руды. По словам местных гидов, он искал алмазы. Это вполне оправдано тем, что местные аборигены во времена Джеймса Эйнджела постоянно говорили о камнях, которые, по их описаниям, можно было принять за алмазы. На самом же деле, плато, с которого падает водопад Анхель изобилует кварцем. 16 ноября 1933 Эйнджел в процессе полета заметил тепуй, называемый Ауянтепуй, который привлек его внимание. 9 октября 1937 года он вернулся и попытался посадить самолёт на Ауянтепуй, но при посадке самолёт был поврежден, когда лопнуло одно из шасси.
В результате Эйнджелу и трём его компаньонам, в их числе была и его жена Мари, пришлось спускаться с тепуя пешком. Их возвращение к цивилизации заняло 11 дней).
10) Проверяют местонахождение реки с помощью слайда.
11) Работа в контурных картах.
12) Запись в тетрадь. Игуасу состоит из 275 водопадов, общей шириной более 3 км, а высота падения воды в отдельных случаях достигает 82 м.
13) Проверяют, используя слайд.
14) Запись в тетрадь. Озеро Титикака находится на возвышении в 3 811 метров в Андах.
15) Проверяют местонахождение озера с помощью слайда.
16) Запись в тетрадь. Озеро Маракайбо принадлежит государству Венесуэла.
17) Запись в тетрадь. Выводы:
1) Южная Америка – самый влажный материк на Земле.
2) Реки, водопады и озера Южной Америки величественны и уникальны.
Закрепление. Открываем на рабочем столе модуль «Южная Америка – континент равнин и гор. Природа Южной Америки». Выполняем задание №4. Нажимаем на кнопку «Результат».