СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку ИЗО в 8 классе. "Волшебная Гжель"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация к открытому уроку-погружения, очень красочная.Насыщена историческими сведениями о происхождении Гжели, ее развитии и значении этого ремесла. К слайдам имеются заметки.Это позволяет свободно вести урок, не глядя в конспект.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку ИЗО в 8 классе. "Волшебная Гжель"»

Волшебная Гжель

Волшебная Гжель

Именно к таким ценностям и относится нестареющая и неувядающая ветвь народного декоративно-прикладного искусства. Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Откройте учебники на стр.124 прочитайте первый абзац. О чем в нем говорится? Среди множества промыслов выделились подлинно художественные центры, в искусстве которых сосредоточены талант и мастерство нескольких поколений. Ребята, какие центры народных промыслов вам известны? (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово, промыслы дымковской, карпогольской и филимоновсой игрушки

Именно к таким ценностям и относится нестареющая и неувядающая ветвь народного декоративно-прикладного искусства.

Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства.

Откройте учебники на стр.124 прочитайте первый абзац. О чем в нем говорится?

Среди множества промыслов выделились подлинно художественные центры, в искусстве которых сосредоточены талант и мастерство нескольких поколений.

Ребята, какие центры народных промыслов вам известны?

(Гжель, Хохлома, Городец, Жостово, промыслы дымковской, карпогольской и филимоновсой игрушки

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.  А сейчас отгадайте загадку.

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

А сейчас отгадайте загадку.

Тема урока: «Волшебная Гжель» - Ребята, как вы думаете, будет называться тема нашего урока? - Да, тема нашего урока звучит так: «Волшебная Гжель». Как вы думаете, где же волшебство? - Что вам уже известно о Гжели?  Учащиеся высказываются. - Сегодня мы с вами больше узнаем о Гжельском народном промысле, истории возникновения, развития, распространения гжельской керамики в разные уголки Земного шара. Распишим ваши заготовки, которые вы сделали своими руками. Гжель - это один из крупнейших гончарных промыслов не только в Московской области, но и во всей России. При слове «гжель» мы сразу представляем белую керамическую посуду, расписанную синими и голубыми узорами. Гжельский фарфор – это не только чайные сервизы, вазы, предметы для сервировки, но и украшения для интерьера, сувениры разнообразной формы и размера. - Ребята, сейчас мы с вами посмотрим фильм: «Как делают Гжель» Смотрите и слушайте внимательно, чтобы вы потом смогли ответить на вопросы:

Тема урока: «Волшебная Гжель»

- Ребята, как вы думаете, будет называться тема нашего урока?

- Да, тема нашего урока звучит так: «Волшебная Гжель». Как вы думаете, где же волшебство?

- Что вам уже известно о Гжели?

Учащиеся высказываются.

- Сегодня мы с вами больше узнаем о Гжельском народном промысле, истории возникновения, развития, распространения гжельской керамики в разные уголки Земного шара. Распишим ваши заготовки, которые вы сделали своими руками.

Гжель - это один из крупнейших гончарных промыслов не только в Московской области, но и во всей России.

При слове «гжель» мы сразу представляем белую керамическую

посуду, расписанную синими и голубыми узорами.

Гжельский фарфор – это не только чайные сервизы, вазы, предметы для сервировки, но и украшения для интерьера, сувениры разнообразной формы и размера.

- Ребята, сейчас мы с вами посмотрим фильм: «Как делают Гжель»

Смотрите и слушайте внимательно, чтобы вы потом смогли ответить на вопросы:

«Жгель» - жечь - Гжель Уже в прошлом веке пытались установить связь между промыслом и странным названием местности. Объяснение вполне логичное. Занимались обжигом посуды, и поэтому все производство получило название «Жгель». С течением времени согласные поменялись, и появилось уже привычное название «Гжель», которым потом и назвали самый занятый этим производством район. А также в этом районе протекает река Гжелка. Одна из версий гласит, что промысел назвали в ее честь. В исторических документах упоминания о Гжели датированы еще 1328 годом в завещании Ивана Калиты. Во времена Ивана Грозного она уже значилась в качестве государственных дворцовых волостей.

«Жгель» - жечь - Гжель

Уже в прошлом веке пытались установить связь между промыслом и странным названием местности. Объяснение вполне логичное. Занимались обжигом посуды, и поэтому все производство получило название «Жгель». С течением времени согласные поменялись, и появилось уже привычное название «Гжель», которым потом и назвали самый занятый этим производством район. А также в этом районе протекает река Гжелка. Одна из версий гласит, что промысел назвали в ее честь.

В исторических документах упоминания о Гжели датированы еще 1328 годом в завещании Ивана Калиты. Во времена Ивана Грозного она уже значилась в качестве государственных дворцовых волостей.

Начиналось всё с глины. Сама природа одарила эту местность: здесь находится Гжельско-Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин. Это под землей, а на её поверхности раскинулись маленькие деревушки и сёла. А много ли нашему рукастому народу надо – глина есть, руки есть – вот и славно! Широкая добыча разных сортов глины велась в Гжели с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ

Начиналось всё с глины. Сама природа одарила эту местность: здесь находится Гжельско-Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин. Это под землей, а на её поверхности раскинулись маленькие деревушки и сёла. А много ли нашему рукастому народу надо – глина есть, руки есть – вот и славно!

Широкая добыча разных сортов глины велась в Гжели с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ "во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам". В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу "для алхимической посуды".

Во время правления Петра 1 предпринимались попытки к организации производства художественной керамики. Результаты данных усилий проявились только к 18 веку. До этого момента здесь изготавливали совершенно обычную посуду, глиняные игрушки, аптекарскую посуду. В моем рассказе вы узнаете также об основных видах керамики. Я думаю, что самые внимательные ребята их запомнят. Можно и записать их названия в альбом.

Во время правления Петра 1 предпринимались попытки к организации производства художественной керамики. Результаты данных усилий проявились только к 18 веку. До этого момента здесь изготавливали совершенно обычную посуду, глиняные игрушки, аптекарскую посуду. В моем рассказе вы узнаете также об основных видах керамики. Я думаю, что самые внимательные ребята их запомнят. Можно и записать их названия в альбом.

С 18 века в Гжели освоили изготовление майолики, которая в России имела название ценина, а в Европе ее называли фаянс.  Цветовая гамма росписи была довольно скудной. Здесь применяли синий, белый, лиловый, желтый и зеленый цвета. Самым большим достижением мастеров того времени считаются изображения птиц. МАЙОЛИКА

С 18 века в Гжели освоили изготовление майолики, которая в России имела название ценина, а в Европе ее называли фаянс. 

Цветовая гамма росписи была довольно скудной. Здесь применяли синий, белый, лиловый, желтый и зеленый цвета.

Самым большим достижением мастеров того времени считаются изображения птиц.

МАЙОЛИКА

Уже в начале 19 века появляется и полуфаянс, который считается более прочным и легким в обработке. Полуфаянсовые изделия отличались более строгими формами. Изделия уже создавались более совершенные.  Цветовая гамма данной группы изделий подбиралась достаточно долго. Применяли синий и зеленый цвета. Затем попробовали использовать только коричневый. Решено было остановиться на синем цвете. Раз стали использовать для украшения изделий только один цвет, то пришлось и совершенствовать технику нанесения рисунка. 

Уже в начале 19 века появляется и полуфаянс, который считается более прочным и легким в обработке. Полуфаянсовые изделия отличались более строгими формами. Изделия уже создавались более совершенные. 

Цветовая гамма данной группы изделий подбиралась достаточно долго. Применяли синий и зеленый цвета. Затем попробовали использовать только коричневый. Решено было остановиться на синем цвете. Раз стали использовать для украшения изделий только один цвет, то пришлось и совершенствовать технику нанесения рисунка. 

Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800-1804 годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.

Фарфор имеет тонкий черепок белого цвета, который покрывают прозрачной глазурью. Для данного вида керамики в Англии даже разработали особый метод переводной печати.

Полихромные рисунки имели выразительные акценты, все так же видна плоскостность изображения. Появляется печатный рисунок. Здесь уделялось основное внимание именно качеству технического исполнения. Это была сложная композиция. Вокруг основного сюжета изображался растительный орнамент. Фон выполнялся в широкой гамме градаций цвета. Стали изображать и военные сцены. 

А. Салтыков Конец 19 и начало 20 века явился периодом, когда гжельская керамика перестала развиваться. В этот момент кустарное производство приходило в упадок.  Современные гжельские изделия начинают появляться лишь в конце 40-х годов. Здесь большую роль играет уже научная основа. А. Салтыков возглавил эту работу. Именно он является знатоком и исследователем гжельской керамики.  Основой стали полуфаянсовые изделия, которые датировались первой половиной 19 века, ведь именно этот период считается наиболее ярким в гжельском искусстве.

А. Салтыков

Конец 19 и начало 20 века явился периодом, когда гжельская керамика перестала развиваться. В этот момент кустарное производство приходило в упадок. 

Современные гжельские изделия начинают появляться лишь в конце 40-х годов. Здесь большую роль играет уже научная основа.

А. Салтыков возглавил эту работу. Именно он является знатоком и исследователем гжельской керамики. 

Основой стали полуфаянсовые изделия, которые датировались первой половиной 19 века, ведь именно этот период считается наиболее ярким в гжельском искусстве.

Изразцы для печей и каминов В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи - изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж

Изразцы для печей и каминов

В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи - изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж

Бордюры «Капелька» Давайте вспомним основные элементы гжельской росписи -«широкая и узкая полоса», «точка», «волна», «кустик», «лепесток», «сетка»,«листок».

Бордюры

«Капелька»

Давайте вспомним основные элементы гжельской росписи -«широкая и узкая полоса», «точка», «волна», «кустик», «лепесток», «сетка»,«листок».

Мазковая роспись. «Гжельская роза».

Мазковая роспись. «Гжельская роза».

Последовательность росписи птицы

Последовательность росписи птицы

Домашнее задание .   -Найти материал о Семикаракорской росписи индивидуально: 1 - краткая информация о промысле; 2-стихи о росписи и пословицы о труде; 3- о цветах и мотивах используемых в Семикаракорской росписи. Фото. 4 – СМИ о новостях народных промыслов.

Домашнее задание .

-Найти материал о Семикаракорской росписи индивидуально:

1 - краткая информация о промысле;

2-стихи о росписи и пословицы о труде;

3- о цветах и мотивах используемых в Семикаракорской росписи. Фото.

4 – СМИ о новостях народных промыслов.