СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Конфликты в обществе"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации раскрываются понятие и сущность конфликта. Указываются способы разрешения конфликтных ситуаций.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Конфликты в обществе"»

Презентацию подготовила Вигантс Яна Валентиновна

Презентацию подготовила

Вигантс Яна Валентиновна

План:  Понятие конфликта и его сущность Типы конфликтов Причины возникновения конфликтов Способы и этапы разрешения конфликта

План:

  • Понятие конфликта и его сущность
  • Типы конфликтов
  • Причины возникновения конфликтов
  • Способы и этапы разрешения конфликта

 Наблюдения показывают, что 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.  В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение одним из участников полностью или частично лишая другую сторону возможности добиться своих целей.

Наблюдения показывают, что 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение одним из участников полностью или частично лишая другую сторону возможности добиться своих целей.

Среди участников конфликта различают: - оппонентов – это стороны, которые выступают в противостояние из-за притязаний на объект конфликта; - вовлеченные группы; - заинтересованные группы.  Непосредственными участниками конфликта (оппонентами) могут быть отдельные люди и группы. На этом основании можно выделить следующие типы конфликта.

Среди участников конфликта различают:

- оппонентов – это стороны, которые выступают в противостояние из-за притязаний на объект конфликта;

- вовлеченные группы;

- заинтересованные группы.

Непосредственными участниками конфликта (оппонентами) могут быть отдельные люди и группы. На этом основании можно выделить следующие типы конфликта.

По сфере проявления: экономические, идеологические, правовые, социально – бытовые, семейно – бытовые). По количеству субъектов (внутриличностный, межличностный, межгрупповой, между личностью и группой). По социальным последствиям (конструктивный, деструктивный). По степени открытости (открытый, скрытый) По социальным статусам субъектов (горизонтальный, вертикальный, смешанный).
  • По сфере проявления: экономические, идеологические, правовые, социально – бытовые, семейно – бытовые).
  • По количеству субъектов (внутриличностный, межличностный, межгрупповой, между личностью и группой).
  • По социальным последствиям (конструктивный, деструктивный).
  • По степени открытости (открытый, скрытый)
  • По социальным статусам субъектов (горизонтальный, вертикальный, смешанный).
Эмоциональная разрядка. Межличностные отношения выходят на новый уровень развития. Познаем людей которые нас окружают. Познаем и проявляем себя. Конфликты препятствуют застою в отношениях внутри коллектива.
  • Эмоциональная разрядка.
  • Межличностные отношения выходят на новый уровень развития.
  • Познаем людей которые нас окружают.
  • Познаем и проявляем себя.
  • Конфликты препятствуют застою в отношениях внутри коллектива.
Затрачивается много времени, физических и психологических сил. Разрушаются межличностные отношения. Ухудшается психологический климат в организации  и как следствие плохая производительность,  качество труда и текучесть кадров. Затяжные и эмоционально значимые конфликты вызывают стресс, а он в свою очередь различного  рода физические и психологические заболевания.
  • Затрачивается много времени, физических и психологических сил.
  • Разрушаются межличностные отношения.
  • Ухудшается психологический климат в организации

и как следствие плохая производительность,

качество труда и текучесть кадров.

  • Затяжные и эмоционально значимые конфликты вызывают стресс, а он в свою очередь различного

рода физические и психологические заболевания.

 Для того чтобы понять сущность конфликта, а затем и эффективно разрешить его, необходимо в первую очередь установить причины конфликта. Сложность здесь заключается в том, что истинные причины нередко маскируются, так как могут охарактеризовать инициатора конфликта не с лучшей стороны. Кроме того, затянувшийся конфликт (не являющийся к тому же конструктивным) втягивает в себя все новых и новых участников, расширяя и список противоречивых интересов, что объективно затрудняет нахождение основных причин.

Для того чтобы понять сущность конфликта,

а затем и эффективно разрешить его, необходимо в первую очередь установить причины конфликта. Сложность здесь заключается в том, что истинные причины нередко маскируются, так как могут охарактеризовать инициатора конфликта не с

лучшей стороны. Кроме того, затянувшийся

конфликт (не являющийся к тому же

конструктивным) втягивает в себя все новых и

новых участников, расширяя и список

противоречивых интересов, что объективно

затрудняет нахождение основных причин.

Общие причины Социально политические и экономические причины (связаны с социально – политической и экономической ситуацией в стране) Социально – демографические причины (отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, национальностью) Социально – психологические причины  (социально – психологические явления в группе) Индивидуально – психологические причины  (индивидуальные особенности личности).

Общие причины

  • Социально политические и экономические причины (связаны с социально – политической и экономической ситуацией в стране)
  • Социально – демографические причины (отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, национальностью)
  • Социально – психологические причины

(социально – психологические явления в группе)

  • Индивидуально – психологические причины

(индивидуальные особенности личности).

 Частные причины. Неудовлетворенность условиями деятельности Нарушение этики общения Нарушение трудового законодательства Ограниченность ресурсов Различие в целях, ценностях Неудовлетворенные коммуникации

Частные причины.

  • Неудовлетворенность условиями деятельности
  • Нарушение этики общения
  • Нарушение трудового законодательства
  • Ограниченность ресурсов
  • Различие в целях, ценностях
  • Неудовлетворенные коммуникации
 Каждый конфликт проходит в своем развитии несколько этапов: Возникновение конфликта; Осознание данной ситуации сторонами; Конфликтное поведение; Исход конфликта (конструктивный,  деструктивный, замораживание конфликта).

Каждый конфликт проходит в своем развитии несколько этапов:

  • Возникновение конфликта;
  • Осознание данной ситуации сторонами;
  • Конфликтное поведение;
  • Исход конфликта (конструктивный,

деструктивный, замораживание конфликта).

 Как  правило, о негативных последствиях конфликтов говорят много: ухудшение состояния здоровья субъектов, снижение работоспособности, большие эмоциональные затраты и др.  Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он служит разрядке напряженности, получению новой информации, стимулирует развитие и позитивные изменения, преодолевает застой жизнедеятельности, вскрывает противоречие, помогает прояснить отношения и т.д.  Признавая конфликт нормой общественной жизни, специалисты говорят о необходимости создания механизма психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций.

Как правило, о негативных последствиях конфликтов говорят много: ухудшение состояния здоровья субъектов, снижение работоспособности, большие эмоциональные затраты и др.

Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он служит разрядке напряженности, получению новой информации, стимулирует развитие и позитивные изменения, преодолевает застой жизнедеятельности, вскрывает противоречие, помогает прояснить отношения и т.д.

Признавая конфликт нормой общественной жизни, специалисты говорят о необходимости создания механизма психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций.

Конкуренция Сотрудничество Компромисс Приспособление Уход. Выбор стратегии поведения в конфликте зависит от трех обстоятельств: Предмета конфликта Ценности межличностных отношений Индивидуально – психологических особенностей личности .
  • Конкуренция
  • Сотрудничество
  • Компромисс
  • Приспособление
  • Уход.

Выбор стратегии поведения в конфликте зависит

от трех обстоятельств:

  • Предмета конфликта
  • Ценности межличностных отношений
  • Индивидуально – психологических особенностей личности .
Сущность стратегии. Стремление добиться своего в ущерб другому; предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера. Условия эффективного применения. Исход очень важен. Обладание определенной властью. Необходимость срочного решения. Недостатки. При поражении - неудовлетворенность; при победе - чувство вины; непопулярность; испорченные отношения.

Сущность стратегии.

Стремление добиться своего в ущерб другому; предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Условия эффективного применения.

Исход очень важен. Обладание определенной властью. Необходимость срочного решения.

Недостатки.

При поражении - неудовлетворенность; при победе - чувство вины; непопулярность; испорченные отношения.

Сущность стратегии. Поиск решения, удовлетворяющего всех участников; является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. Условия эффективного применения. Есть время. Решение важно обеим сторонам. Недостатки. Временные и энергетические затраты. Не гарантированность.

Сущность стратегии.

Поиск решения, удовлетворяющего всех участников; является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

Условия эффективного применения.

Есть время. Решение важно обеим сторонам.

Недостатки.

Временные и энергетические затраты. Не гарантированность.

Сущность стратегии. Поиск решений за счет взаимных уступок; представляет  собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной. Условия эффективного применения. Одинаковая власть. Взаимоисключающие интересы. Нет резерва времени. Недостатки. Получение только половины ожидаемого. Причины  конфликта полностью не устранены.

Сущность стратегии.

Поиск решений за счет взаимных уступок;

представляет

собой достижения «половинчатой» выгоды каждой

стороной.

Условия эффективного применения.

Одинаковая власть. Взаимоисключающие интересы.

Нет резерва времени.

Недостатки.

Получение только половины ожидаемого. Причины

конфликта полностью не устранены.

Сущность стратегии. Сглаживание разногласий за счет собственных интересов; предполагает повышенное внимание к интересам  другого, при этом собственные интересы отходят на задний план. Условия эффективного применения. Предмет разногласия более важен, для другого. Желание сохранить мир. Правда, на другой стороне. Отсутствие власти Недостатки. Вы уступили. Решение откладывается.

Сущность стратегии.

Сглаживание разногласий за счет собственных интересов;

предполагает повышенное внимание к интересам

другого, при этом собственные интересы отходят

на задний план.

Условия эффективного применения.

Предмет разногласия более важен, для другого. Желание

сохранить мир. Правда, на другой стороне. Отсутствие власти

Недостатки.

Вы уступили. Решение откладывается.

Сущность стратегии. Уход от ответственности за решения; характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересом партнера. Условия эффективного применения. Исход не очень важен. Отсутствие власти. Сохранение покоя. Желание выиграть время. Недостатки. Переход конфликта в скрытую форму.

Сущность стратегии.

Уход от ответственности за решения;

характеризуется отсутствием внимания, как к

своим интересам, так и к интересом партнера.

Условия эффективного применения.

Исход не очень важен. Отсутствие власти.

Сохранение покоя. Желание выиграть время.

Недостатки.

Переход конфликта в скрытую форму.

Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Уч. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002 Энциклопедия делового этикета / Сост. О.И. Максименко. - М.: ООО
  • Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Уч. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002
  • Энциклопедия делового этикета / Сост. О.И. Максименко. - М.: ООО " Из-во АСТ": ООО " Из-во Астрель", 2001
  • Кант И. "Лекции по этике". М.: "Республика", 2000.
  • Титова А.Г. Деловое общение. М. 2008.
  • Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений. М. 2008.