Выступление Кустовой Анны Георгиевны на апрельском методическом объединении учителей развивающего цикла учителя "Мировой художественной культуры" и "Изобразительного искусства" здания № 2
Методы арт-терапии
и принципы видеоэкологии как инструменты создания комфортной образовательной среды и коррекционной работы в инклюзивном направлении
работы школы
Сейчас арт-терапия активно внедряется в школы – не только специальные, но и массовые, помогая, например, выявлять детей и подростков группы повышенного риска совершения общественно-опасных поступков, самоубийств и т. д., а затем проводить с ними профилактические или коррекционные программы. Арт-терапия также может использоваться в школах при проведении различных тренингов – например, коуч-тренингов, тренингов общения, формирования жизненных навыков и других.
Применение арт-терапевтических методик в школе с инклюзивным направлением работы тем более необходимо для первоначальной адаптации детей с ограниченными возможностями в новой для них среде, для создания психологической комфортности в школе, здоровьесбережения, адаптивного обучения, развития творческих способностей учащихся.
Виды арт-терапии, которые можно использовать для решения поставленной цели: музыкотерапия, изотерапия, пескотерапия (рисование с помощью песка), танцетерапия, куклотерапия, кинотерапия,театротерапия, перформанс, сказкотерапия, словотерапия (поэзия – чтение и сочинение стихов) и т. д.
Эффективно включать арт-терапевтические методики в индивидуальные программы обучения и траектории развития детей с ограниченными возможностями.
Пескотерапия (рисование с помощью песка)
Уроки по предметам развивающего цикла – сами по себе являются арт-терапевтическими. Но уместно использование арт-терапии на всех уроках , а не только на уроках развивающего цикла. Очень актуальным и эффективным средством арт-терапии является использование музыки не только во внеурочной деятельности, но и на уроке.
Музыка может использоваться для отдыха и релаксации и даже для концентрации внимания и активизации мыслительных процессов не только на уроках гуманитарных предметов, но и на уроках предметов естественно-научного цикла. Все знают о огромном влиянии музыки на человека. Поэтому – важно использование музыкотерапии: музыкальные фрагменты для концентрации внимания и для релаксации. Каждый учитель может найти такую музыку в Интерненте, например – на видеохостинге YouTube, можно найти «Сборник классической музыки для концентрации на учёбе» https://www.youtube.com/watch?v=i5oJxea-BAo и музыку для релаксации.
Кроме того можно использовать: видеотерапию , арт-терапевтический перформанс – минутки двигательной активности на уроке. Возможно применение аромотерапии на уроке – специальных натуральных ароматов (аромомасел) для концентрации внимания учащихся на учебных задачах .
Считаю необходимым предложить создание арт-терапевтической комнаты релаксации в зданиях школы и в детских садах для всех детей, но приоритетно – для детей с ограниченными возможностями для отдыха в учебном процессе, на переменах и во внеурочное время.
Идея создания комнат арт-терапии возникла и удачно применяется в Великобритании. Для работы таких комнат в России уже используются практические результаты и теоретические исследования англичан, применивших чтение сказок и занятия музыкой, рисованием, фотографированием для лечения детей с психологическими отклонениями.
http:// valeocentre.blogspot.ru/2012/03/13-518.html
В этой комнате должна звучать музыка для отдыха, должна быть возможность смотреть интересные мультфильмы, фильмы и видео, рисовать, лепить, заниматься рукоделием, рисовать на песке, играть в настольные игры, танцевать, играть в куклы, читать сказки и стихи, сочинять тексты и стихи и т.п. И здесь уместно применение аромотерапии – специальных ароматов для релаксации детей.
Необходимо создание комфортной визуальной среды во всей школе и особенно в арт-терапевти-ческой комнате для релаксации по принципам науки «Видеоэкологии» с целью здоровьесбережения и корректировки нарушений психического развития учащихся. Создатель видеоэкологии – Филин В.А., то что мы видим разделил на 3 типа видимых сред – агрессивную, гомогенную, и комфортную. Агрессивная визуальная среда – видимая среда, состоящая из множества одинаковых, равномерно распределенных зрительных элементов. Гомогенная визуальная среда – видимая среда, в которой зрительных элементов недостаточно, либо они вообще отсутствуют.
"Загрязнителями" визуальной среды являются гомогенные и агрессивные визуальные поля – изобилие прямых линий, прямых углов и больших гладких плоскостей. Все это усугубляется отсутствием округлых форм и линий и разнообразных мелких элементов. Примерами гомогенных полей в городской среде являются панели большого размера, монолитное стекло, подземные переходы, асфальтовое покрытие, крыши домов и др. Интерьеры в конструктивистском стиле и минимализме . В гомогенной среде глазу просто не за что «зацепиться» – сканируя пространство, он получает совершенно однообразную информацию.
Все это составляет неблагоприятную среду в местах обитания человека и приводит к росту числа психических заболеваний, к ухудшению нравственности, к увеличению количества людей, страдающих близорукостью. Депрессия, астения, неврозы, нистагм – вот далеко не полный список болезней, которыми взрослые и дети расплачиваются за экологическую безграмотность.
Школьники должны научиться формировать благоприятную визуальную среду, в том числе и в своей конкретной учебной зоне –
за компьютером, соответствующую
физиологическим нормам зрения,
параллельно получая навыки научно-исследовательской деятельности.
При создании искусственной среды обитания человека и организации рабочего места у компьютера надо учитывать насыщенность ее видимыми элементами. Эти требования повсеместно нарушаются, в результате, создается противоестественная визуальная среда, (гомогенные и агрессивные поля).
Для того чтобы, в рабочей зоне возле компьютера, не создавались отрицательно влияющие на здоровье и самочувствие поля, надо насыщать однотонные поверхности видимыми элементами, создавать зоны релаксации для глаз.
Самым простым и эффективным средством создания комфортной среды обитания и улучшения гомогенной визуальной среды по принципам видеоэкологии является использование комнатных растений , особенно цветущих. Для этих же целей подходят движущиеся подвесные мобили, кинетические арт-объекты и аквариумы с рыбками, которые избавляют помещения от статичности. Очень хорошо преображают визуальную среду статуэтки, макраме, деревянными панно, керамика, картины и различные украшения.
http://lib2.podelise.ru/docs/56613/index-7247.html