- расширить знания обучающихся о творчестве Ю.Ю. Лермонтова, истории нашей Родины; познакомить учащихся с сюжетным лирическим произведением на историческую тему, вызвать эмоциональный отклик детей на прочитанное; закрепить знания и представления учащихся о композиции художественного произведения, изобразительно-выразительных средствах языка.
- расширить знания обучающихся о творчестве Ю.Ю. Лермонтова, истории нашей Родины;
- познакомить учащихся с сюжетным лирическим произведением на историческую тему, вызвать эмоциональный отклик детей на прочитанное;
- закрепить знания и представления учащихся о композиции художественного произведения, изобразительно-выразительных средствах языка.
Добрый день! Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу дружок!
М.Ю.Лермонтов родился 3 октября 1814г. в Москве.
Родители поэта . Отец - капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831) Мать - Мария Михайловна (1795-1817).
Детство Лермонтов проводит в усадьбе своей бабушки Е.А.Арсеньевой в с.Тарханы Пензенской губернии. Мальчик получает домашнее образование, с детства свободно владеет французским и немецким языками.
Учился Лермонтов в Московском благородном пансионе. В 1830 году Лермонтов был зачислен в Московский университет.
В 1832 г. Лермонтов вынужден покинуть университет. Он переезжает в Петербург, где поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
В это время началась литературная работа над поэмами «Демон», «Хаджи Абрек», драмой «Маскарад».
В 1837 году во время ссылки на Кавказе Лермонтов написал стихотворение «Бородино».
Лермонтов — один из величайших мастеров русского художественного слова. Преемник Пушкина и продолжатель его работы в стихах и прозе.
М. Ю. Лермонтов написал свое стихотворение в 1837 году, к 25-летию Бородинской битвы.
Стихотворение посвящено наполеоновскому нашествию. Поэт просто рассказал о самоотверженности русского народа, о его беспредельной любви к Родине и готовности её защищать не на жизнь, а на смерть.
Историческая справка
12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, в деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны.
Историческая справка
Русской армией, командовал Кутузов, а французской – Наполеон.
Потери русских составили 46 тыс. человек, французы потеряли от 50 до 58 тыс. человек. Сломить русское войско не удалось.
- Редут
- Лафет
- Кивер
- Картечь
- Бивак
- Уланы, драгуны
- Мусью
- Хват
- Булат
Редут – в старых армиях: полевое укрепление с наружным рвом и земляной насыпью
Лафет – станок (опора), на котором укрепляется ствол пушки
Кивер – высокий головной убор из жесткой кожи с козырьком
Картечь – начиненный круглыми пулями артиллерийский снаряд для массового поражения живых целей на близком расстоянии
Бивак – привал, расположение войск вне населенного пункта
Драгун - военнослужащий кавалерийских (конных) частей. Улан – военнослужащий из частей легкой кавалерии (вооруженной только пиками).
Булат – оружие булатной стали, сабля
- Кто рассказывает о сражении? -Почему он начинает свой рассказ? -Когда происходит разговор: сразу после сражения или через много лет?
Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал её уже пожилым человеком.
Словесное рисование. Старый солдат, артиллерист, человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы седые, на лице остались шрамы - следы войны. На голове - кивер. Старый ветеран – человек смелый, мужественный.
Заполните таблицу словами из стихотворения.
Качества русского
солдата
Цитаты из текста
патриотизм
мужество
решительность
гордость
Заполните таблицу словами из стихотворения.
Качества русского
солдата
Цитаты из текста
патриотизм
«Уж постоим мы головою за Родину свою»
мужество
« Вам не видать таких сражений…»
решительность
«Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
гордость, воинское братство
«Умрём же под Москвой…
Как наши братья умирали…»
«…наш рукопашный бой!»
-От какого лица ведёт повествование старый солдат?
-От какого лица ведёт повествование старый солдат? «Прилёг вздремнуть я у лафета…» (7 строфа); «Два дня мы были в перестрелке…» (6строфа); «Мы ждали третий день…» (6 строфа); «Забил заряд я в пушку туго…» (5 строфа); «И умереть мы обещали…» (9 строфа).
-От какого лица ведёт повествование старый солдат?
- Какими словами передал Лермонтов весь ужас войны, напряжение боя? «Звучал булат», «картечь визжала», «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой».
-От какого лица ведёт повествование старый солдат?
-В чём заключается основная мысль стихотворения?
Стихотворение проникнуто чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат, офицеров.
Мы узнаём о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной.
Вступление
I
Отступление
II
Выбор места сражения
III
IV
Ожидание боя
Ночь перед сражением
V
Клятва верности
VI
Описание Бородинского сражения
VII
Поле боя после сражения
Заключение
Вступление
I
Отступление
II
Выбор места сражения
III
«Мы долго молча отступали»
Ожидание боя
IV
«И вот нашли большое поле»
Ночь перед сражением
«Два дня мы были в перестрелке»
V
«Прилёг вздремнуть я у лафета»
Клятва верности
VI
Описание Бородинского сражения
«И умереть мы обещали»
VII
«Вам не видать таких сражений»
Поле боя после сражения
Заключение
«Тогда считать мы стали раны»
Характеристика рассказчика
Кто он?
Возраст
Внешний облик
Манера держаться
Особенности речи
Характер
Характеристика рассказчика
Кто он?
Возраст
Рядовой участник событий, бывший артиллерист.
45 – 50 лет
Внешний облик
Седые волосы и усы, шрамы
Манера держаться
Взволнованно, с достоинство
Особенности речи
Неторопливая, эмоциональная
Характер
Решительность, мужество, готовность пожертвовать жизнью за родину, гордость за своих товарищей
1. Какому событию посвящено стихотворение «Бородино»?
- Войне 1812 года
- Великой Отечественной войне
- Крымской войне
2. Кто рассказывает о войне?
- Посторонний наблюдатель
- Рядовой воин, участник сражения
- Друг участника сражения
3. Какого возраста рассказчик?
- Старый солдат
- Молодой солдат
- По тексту определить нельзя
4. Кто из героев стихотворения произносит слова:
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
- Солдат-рассказчик
- Полковник
- Француз
5. Каким чувством проникнуто стихотворение «Бородино»?
- патриотизмом
- печалью
- ностальгией
7. Когда огромная армия французского императора Наполеона, покорившая всю Европу, вторглась в Россию?
- в июне 1812 года
- в октябре 1917 года
- в августе 1800 года
1А
2В
3А
4В
5А
6В
7А
- Подготовить выразительное чтение всего стихотворения
- Наизусть понравившийся отрывок из стихотворения «Бородино».