Педагогическая концепция А.Дистервега
Камынина Марина МБОУ СОШ №12 Красногорский район
Примак Анна МБОУ СОШ №33 Ногинский район
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег
(1790-1866 гг)
Немецкий педагог, либеральный политик
«Плохой учитель преподносит истину, а хороший — учит её находить.»
А.Дистервег
Биография
В 1812—20 годах преподавал физику и математику в средних школах в Вормсе, Франкфурте-на-Майне и Вуппертале, затем занимал должность директора учительской семинарии в Мёрсе и Берлине
Дистервег стремился к объединению немецкого учительства:
в 1831—1841 годах он создал в Берлине четыре учительских общества
в 1848 году был избран председателем «Всеобщего немецкого учительского союза».
Дистервег издавал педагогический журнал «Rheinische Blätter für Erziehung und Unterricht» (1827—1866) и ежегодник «Pädagogisches Jahrbuch» (1853)-(1867).
Биография
После подавления революции 1848 года он был уволен прусским правительством в отставку за «опасное вольнодумство», но продолжал литературную и общественно-политическую деятельность.
В печати и с трибуны палаты депутатов, куда он был избран от берлинского учительства, Дистервег боролся с изданными прусским правительством в 1854 году реакционными школьными законами.
Биография
Выступления Дистервега и общественности заставили правительство издать в 1859 году циркуляр, значительно ослаблявший силу регулятивов.
Прогрессивную общественно-педагогическую деятельность Дистервег вел до последних дней своей жизни. Он скончался в 1866 году, заболев холерой
Педагогические идеи
Воспитание
Дистервег выступал против сословных и национальных ограничений в области образования, против конфессионального обучения и опеки церкви над школой, против воспитания юношества в духе религиозной нетерпимости.
Высшая цель воспитания — самостоятельность в служении истине, красоте и добру. Задачи школы: воспитывать гуманных людей; воспитывать сознательных граждан; воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно.
Педагогические идеи
Воспитание
Цели и принципы воспитания.
«Воспитывать — значит побуждать». Важнейший принцип воспитания — природосообразность: следование за процессом естественного развития человека; учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьника; установление тесной связи между воспитанием и жизнью общества
Педагогические идеи
Воспитание
Теория воспитания.
Теория воспитания определялась Ф. А. В. Дистервегом как «теория возбуждения».
Свободное развитие внутреннего потенциала личности и последовательное воздействие организованного воспитания — взаимосвязанные звенья единого процесса: без строгого воспитания, подчеркивал он, никто не сделается таким, каким ему следует быть.
Педагогические идеи
Воспитание
Основные требования к воспитанию.
Развитие в детях самодеятельности приобретает положительное значение лишь тогда, когда направляется на достижение определённой цели, которая составляет объективную сторону воспитания.
Педагогические идеи
Принцип культуросообразности.
Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса с учетом определенной внешней, внутренней и общественной культуры.
Внешняя культура, по Дистервегу, — это нормы морали, быта, потребления.
Внутренняя культура — духовная жизнь человека.
Общественная культура — социальные отношения и национальная культура.
Воспитание должно носить характер культуросообразности и общечеловеческого воспитания, не будучи сословным и шовинистическим.
Педагогические идеи
Принцип культуросообразности.
Ребенок не просто «натура» — часть природы, которую воспитатель призван развивать («естественное воспитание»), но и выражение определенных социально-исторических условий жизни и соответствующей человеческой культуры.
Рассматривая воспитание как историческое явление состояние культуры каждого народа, то есть среды, в которой формируется каждый человек, следует также рассматривать в её естественно-историческом движении.
Педагогические идеи
Принцип культуросообразности.
Принцип культуросообразности, таким образом, исходит из того, что в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или в которых ему предстоит жить, одним словом, всю современную культуру в широком смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика. .
«Человек — мое имя, немец — мое прозвище.»
А.Дистервег
Три ступени возрастного развития детей школьного возраста
Для детей первой возрастной ступени, от 6 до 9 лет, характерны преобладание физической деятельности, сенсорного восприятия, повышенная резвость и склонность к игровой деятельности, к фантазии и любовь к сказкам. Отсюда первостепенное значение при обучении детей этой возрастной группы приобретает руководство чувственным познанием, упражнение чувств.
Три ступени возрастного развития детей школьного возраста
Школьники второй возрастной ступени, от 9 до 14 лет, отличаются развитием памяти и накоплением представлений. Важнейшая задача обучения на этом этапе состоит в приобщении ума детей к чувственно воспринимаемому материалу, его прочному усвоению и приобретению ими необходимых учебных навыков.
Три ступени возрастного развития детей школьного возраста
Третья ступень в предлагавшейся схеме возрастного развития охватывала школьников от 14 и до 16 лет, когда у них, усиливается деятельность рассудка, который переходит в формирование начал разума.
Обучение
Главная задача обучения — развитие умственных способностей детей. Формальное образование связанно с материальным. Обучение способствует всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию.
Обучение
Предметы преподавания: отечественная история, география, родной язык, естественные науки, математические науки.
Большое место отводил Дистервег в образовании детей отечественной истории и географии, родному языку и литературе.
Обучение
Предметы преподавания:
Особенно высоко ценил он естественные и математические науки, в которых видел важное средство интеллектуального развития детей, и считал, что эти науки должны преподаваться во всех типах общеобразовательной школы.
При этом он настаивал, чтобы естествознание и математика в должной мере вооружали учащихся необходимыми знаниями, готовили их к практической деятельности.
Обучение
Начальная школа.
Начальная школа должна уделять основное внимание привитию навыков. Развивать умственные силы и способности. Учить умению самостоятельно работать, усваивать учебный материал. Использовать развивающий метод обучения.
Обучение
Средняя школа.
Средняя школа должна вооружить учащихся разносторонними и научными знаниями.
Обучение
Дистервег дал психологическое обоснование впервые выраженным Я. А. Коменским правилам.
- Обучать соответственно особенностям детского восприятия.
- От примеров надо идти к правилам.
- От предметов к обозначающим их словам.
- От простого к сложному.
- От лёгкого к трудному.
- От известного к неизвестному.
- Закрепление материала.
Обучение
Учитель должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей, заниматься постоянным самообразованием.
На уроке должна доминировать атмосфера бодрости.
Преподавание должно быть энергичным, чтобы будить умственные силы учащихся, укреплять их волю, формировать характер.
Необходимо твёрдо и неуклонно проводить свои воспитательные принципы.
Постоянно работать над собой.
Иметь твёрдый характер.
Быть строгим, требовательным, справедливым.
Быть истинным гражданином и иметь прогрессивные убеждения и гражданское мужество.
«Он [ учитель ] лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием.»
А.Дистервег