Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду , покажи мне, и я запомню , дай мне действовать самому, и я научусь».
- Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний .
“ … дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью”. К.Д. Ушинский
- 1.Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.
- 2. Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика.
- 3.Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.
- 4.Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.
- 5.Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.
Виды самостоятельной работы.
- Работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.
- Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения.
- Решение задач и практические, лабораторные работы.
- Проверочные, самостоятельные работы (сочинение, диктант).
- Доклады и рефераты.
- Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях.
- Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
Планируя самостоятельную работу необходимо:
- предусматривать ее место в структуре урока;
- ее оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала;
- предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;
- определять форму заданий;
- устанавливать оптимальную длительность работы;
- подбирать соответствующий дидактический материал;
- предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.
Самостоятельная работа может быть:
- индивидуальной;
- в парах;
- групповой.
Работа с книгой. «Читать и не понимать. Читать и понимать. Читать и понимать даже то, что не написано» ( драматург 18 в. Княжнина»).
- Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроках. При объяснении учебного материала книгу не следует закрывать, потому что техника чтения у многих учеников низкая, поэтому необходимо детям внимательно читать вместе с учителем определения, задавать вопросы при затруднениях, выделять главные мысли параграфа и точно формулировать ответы на вопросы, работать с рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике.
- Например, при изучении отрядов насекомых класс делиться на группы и перед каждой группой поставлены такие вопросы, которые заставляют учащихся выделять главное, работать с рисунками, заполнять таблицу, делать выводы, схемы.
Тема урока: « Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы».
- Перед началом работы готовлю проблемные вопросы для групп, которые, я считаю, являются основой самостоятельной работы с учебником.
Вопросы для групп:
- Почему стрекоз много у водоёмов?
- Почему Жуки самый многочисленный отряд?
- Каковы особенности в строении вшей, в связи с паразитизмом?
- Используя рис. 60 приведите примеры насекомых с покровительственной и предостерегающей окраской
- Заполняем по ходу таблицу, а после изучения всех отрядов делаем вывод, отвечая на вопрос: «Какие признаки лежат в основе систематики насекомых?»
Отряд
Строение ротового аппарата
Наличие крыльев
Развитие
На уроке в 6 классе.
- При изучении темы: “Класс двудольные. Семейство Крестоцветные”, я предлагаю учащимся следующие задания по работе с учебником: прочитайте текст и дайте морфологическое описание 1-2 растений семейства Крестоцветных по плану стр. 228 -229 учебника.
На уроке 8 классе при изучении темы : «Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание предлагаю заполнить «мыслительный лист».
Название
газообмена
Где происходит
лёгочный
Что проникает в кровь
тканевой
Что выходит из крови
Физическая причина
В каком круге кровообращения
Какая кровь в какую превращается
На уроке в 9 классе: «Энергетический обмен учащиеся самостоятельно заполняют таблицу при изучении этапов обмена.
подготовительный
Где происходит расщепление
бескислородный
Чем активизируется?
кислородный
До каких веществ расщепляются в-ва?
До каких веществ расщепляются в-ва?
Сколько синтезируется энергии?
- При закреплении знаний о строении семян двудольных растений учитель может дать самостоятельную работу с текстом учебника по заданию: прочтите текст о строении семян и на его основе составьте схему строения семени фасоли.
Работа с рисунками
- Органической частью учебника являются рисунки , которые способствуют раскрытию и усвоению учащимися основного содержания параграфа, дополняют текст, расширяют учебную информацию. Работа с иллюстрациями весьма разнообразна и включает умения составлять рассказ по рисунку, находить нужные сведения, сравнивать изображенные объекты или процессы.
- Задания по работе с рисунками на первых этапах простые. Например, в 5 классе задание: рассмотреть соответствующие рисунки и рассказать о строении клетки.
- На уроке, посвященном изучению распространения плодов и семян я даю задание: рассмотреть рисунки учебника и ответить на вопрос, плоды каких растений изображены на рисунках и как они распространяются.
- В дальнейшем задания усложняются, я предлагаю учащимся составить рассказ по рисунку, сравнить изображенные объекты, по строению органа определить его функции, установить связь между строением и функциями, выявить черты приспособленности растительного организма к среде обитания, описать изображенный на рисунке опыт и сделать выводы.
В 9 классе , изучая темы : «Дигибридное скрещивание», «Неполное доминирование»
Использую работу с рисунком. Например, учащиеся рассматривают рис. 51, используют текст учебника , составляют схему и объясняют , почему при скрещивании растений ночной красавицы с пурпурными цветами с растениями с белыми цветами, все растения 1 поколения имеют розовую окраску?
- Использую задания учебника для руководства самостоятельной работой учащихся по наблюдению за развитием растений и постановке опытов, как руководство к действию при выполнении лабораторных работ.
Лабораторные работы
- Лабораторные работы развивают наблюдательность, вызывают интерес к учебному предмету и изучению живой природы, способствуют лучшему усвоению учащимися биологических знаний, развитию практических умений и навыков.
- Наиболее целесообразно такое проведение работ, когда каждый учащийся имеет на руках натуральные объекты, текстовую карточку с заданием.
- Выполняя работу, учащиеся должны записывать в своих тетрадях ответы на вопросы, поставленные в задании.
- Кроме этого готовлю дополнительные задания для тех учеников, которые выполнили работу раньше других. Это могут быть вопросы, устные ответы на которые учащиеся смогут дать только после чтения соответствующего текста учебника.
- После окончания самостоятельной работы необходимо провести проверку качества ее выполнения. Это может быть осуществлено путем беседы.
В 8 классе л/р «Действие слюны на крахмал».
Перед л/р всегда ставлю цель, можно подготовить вопросы, на которые дети находят ответ ( они помогут сформулировать вывод).
- Цель : убедиться в том, что в слюне есть ферменты, расщепляющие крахмал.
- Проблемный вопрос : Какие изменения происходят с крахмалом под действием ферментов слюны?
- По инструктивной карточке выполняется работа, учащиеся делают вывод, анализируя результаты опыта.
- Можно дать текст, в который учащиеся вставляют нужные слова.
Часть крахмальной полоски, обработанная слюной, под действием йода…., потому что под влиянием ферментов слюны крахмал…...
Остальная часть окрасилась в…, что свидетельствует…
- Более сильным уч-ся предлагаю вопросы (самост. работа с учебником)
1.Что было субстратом, а что- ферментом?
2.Будет ли слюна расщеплять крахмал, если её прокипятить?
3.Каковы условия работы ферментов?
4.Почему при длительном жевании вкус хлеба становится сладким?
( задание на дом)
Экскурсии
- Важной формой организации обучения биологии являются экскурсии, на которых устанавливаются связи теории с практикой, привлекается внимание учащихся к природным явлениям, которые мало доступны изучению в классе.
Экскурсия состоит из нескольких этапов: подготовки, проведения, подведения итогов, использования результатов в дальнейшем обучении.
- Например, первая экскурсия в 5 классе “Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных”
Распределяю учащихся по группам и выполняют самостоятельную работу по следующим заданиям.
- Задание 1 .
- Отметьте, какие травянистые растения встречаются непосредственно в данной местности. Каковы особенности их строения?
- Задание 2.
- Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью
- Задание 3.
- Выясните, у каких растений осенью листья опадают раньше, а у каких – позже.
- Задание 4.
- Найдите растения с созревшими плодами и семенами, рассмотрите их и выясните по особенностям строения способы их распространения.
- Задание всем группам : Соберите листья с различной осенней окраской для гербария.
- После экскурсии учащиеся делают отчеты.
Работа с дидактическими карточками.
- Применение карточек развивает мышление, помогает прочнее и глубже осваивать материал.
- Применять карточки можно на всех этапах урока: при проверке знаний, при изучении нового материала ( маршрутные листы), при закреплении.
В 6 классе почти к каждому уроку использую дидактические карточки (раздаю отдельным ученикам ( особенно сильным) ,
- в 8 классе особенно при изучении кровеносной системы, работы сердца, нервной системы, скелета, органов чувств,
- в 7 классе на обобщающие уроки для каждого ученика готовлю карточку.
Дидактические тексты.
- Например, применяю в 6 классе для закрепления знаний. Знакомясь с похождениями кота Макса, который попадает в необычные ситуации, дети получают возможность по- другому взглянуть на учебный материал, повторить и лучше понять изученное.
Работа с тестами.
- Данный вид самостоятельной работы направлен на проверку знаний и умений учащихся, на подготовку детей к итоговой аттестации и ЕГЭ.
- При составлении тестов стараюсь подбирать задания разного уровня, проверяющие не только знания сущности биологических процессов и явлений, но и развивающие умения
- сравнивать, применять знания в различных ситуациях, сопоставлять и определять их последовательность, самостоятельно формулировать ответ.
- Тестовые задания стараюсь подбирать дифференцированно, особенно уделяю внимание на подборку тем детям, которые посещают индивидуальные занятия.
Биологические, терминологические диктанты так же направлены на проверку знаний, развитие мышления .
Например,
- Обозначь буквами генотип:
рецессивная гомозигота - …..
доминантная гомозигота - …..
гетерозигота - …..
- Какой закон отражает запись:
Р ♀ простые бобы X ♂ вздутые бобы F1 простые бобы (100%)
- Как называется признак у гибридов F 1?
- Какой закон отражает запись:
Р от F 1 ♀ простые бобы X ♂ простые бобы
F 2 простые (75%) : вздутые (25%)
Как называется признак у 25% потомков F 2?
Дайте определение:
- рецессивный признак - …..
- доминантный признак- …..
- аллельные гены-…
- гомозиготные организмы
- гетерозиготные организмы - …..
- моногибридное скрещивание-…
- генотип-…
- фенотип-…
- Чистая линия-
- неполное доминирование..
Решение биологических задач- чрезвычайно эффективное средство активизации мыслительной деятельности.
- 1.Почему сильные повреждения коры зайцами может привести к гибели растение?
- 2.В каком направлении передвигается весной берёзовый сок?
- 3.Почему в воздухе зимой углекислого газа больше, чем летом?
- В 9 классе пробуем решать задачи по генетике.
X
Доклады, мини-рефераты, информационные подборки.
Хорошую информацию трудно добыть. Сделать с ней что- нибудь ещё труднее.
- Формируют у школьников навыки работы с учебником, огромное значение придается дополнительной литературе. Умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача.
- Доклады применяю во всех классах ( особенно в 7 классе при изучении многообразия видов животных).
Проекты
- Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
- • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- • развивают системное мышление.
Витамины в нашей жизни.
1.Историческое
бюро
2.Оздоровительное бюро: «Кладовая здоровья»
4. Медицинское бюро
3.Кулинарное бюро
5. Исследовательское бюро
Домашние задания
- Домашние задания также являются одним из видов самостоятельных работ.
- Стараюсь давать задания творческие, по выбору: подготовка сообщений, рефератов, составление кроссвордов и т. д.
- Учащимся, интересующимся биологией, предлагаю во внеурочное время поставить опыты, провести наблюдения за жизнью растений, ответить на вопросы повышенной трудности. Это позволяет использовать дифференцированный подход, вести углубленное изучение биологии, строить обучение с учетом интересов учащихся.
Творческие задания
- Сказочные истории (спор органов растения или животного о том, кто из них важнее)
- Составление рассказа по ключевым словам в конце параграфа.
- Подслушанный разговор.
- Интервью ( уч-ся придумывают интересные вопросы по определённой теме.
Наблюдения и опыты к определённым темам
- Перед тем как задать детям задание по закладке опыта чётко проговариваю цель, иногда выдвигаем гипотезу (предположение о результатах).
- Обязательно оформить отчёт ( таблица, ответы на вопросы в произвольной форме) .
- Например, в 6 классе учащиеся закладывают несложные опыты и проводят наблюдения за прорастанием семян различных растений, условиями необходимыми для прорастания, за движением воды по стеблю, за развитием почек и т.д.
Наблюдая за прорастанием семян , учащиеся результаты заносят в таблицу.
Время с начала опыта, сутки
Разрыв семенной
кожуры
1
Количество семян
Появление корешка
2
Появление корневых волосков
Появление стебелька
Появление листьев
В качестве вывода отвечают на вопросы.
Какой орган первый прорастает? Какое это имеет значение? Какие условия необходимы семенам для прорастания?
- 1 гр. Почему предварительно замоченные семена прорастают быстрее, чем сухие?
- В 7 классе предлагаю понаблюдать за поведением домашних животных, за миграциями птиц. Результат зафиксировать в виде описания, зарисовки.
- Правильно организованная классная, самостоятельная работа развивает произвольное внимание детей, собственное мышление, формирует самостоятельность как черту характера. Поэтому на каждом уроке учитель отыщет возможности для ее организации.
Урок рождается непросто:
Порой – с наивного вопроса,
Порой- со странного ответа,
Он зреет в тайне где-то…
Когда сомнений нету боле-
- Когда сомнений нету боле-
Он вырывается на волю,
Нам отдаёт себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось!
Итог обыденной работы-
Восторг волшебного полёта!
Всё это дивное явленье-
Урок, рождённый вдохновеньем…