Презентация проекта «Дуэль- романтическое приключение или безжалостное убийство?» .
Работу выполнила
ученица 11 «В» класса
АОУ СОШ № 4:
Сигалаева Екатерина
Руководитель проекта:
учитель русского языка и литературы Савина Екатерина Владимировна
Актуальность
выбранной темы .
Предыдущий год был отмечен знаменательными датами, связанными с русской литературой. Исполнилось 175 лет произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка», 180 лет «Повестям Белкина», М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» 170 лет.
Эпизоды дуэлей является яркими страницами всех этих произведений, авторы уделяют большое внимание дуэльным поединкам и героям, участвовавшим в них.
Нашему времени не свойственно такое явление как дуэль, но понятия «честь», «достоинство» актуальны и в наше время.
Цель проекта.
Исследовать на примерах классической литературы причины дуэльных схваток, подчеркнуть роль человеческого и социального факторов в происхождении дуэлей, выявить уровень знаний учащихся нашей школы о такой национальной особенности как дуэль.
История дуэли.
Существует предположение, что первым поединком в России была дуэль в Москве между Гордоном и
майором Монтгомери (1666 год). Позже число дуэлей стало быстро расти. 25 декабря 1682 года появляется
указ, который устанавливает право служилых людей носить оружие, а также запрещает поединки.
Петр I, несмотря на свое пристрастие к европейским порядкам и обычаям, сразу же вступает в борьбу с
дуэлями. «Уложение Шереметева» (1702 год) жестоко карает даже за вызов на дуэль, «Краткий артикул»
(1706 год) наказывает смертной казнью за поединок, не имевший трагических последствий..
Борьба Петра Великого с поединками дала неплохие результаты. Однако с ростом влияния на русскую
жизнь иностранцев при Анне Иоанновне и с оглядкой на французскую моду при Елизавете Петровне поединки
учащаются. Екатерина II выпускает «Манифест о поединках». Правда, уже после четверти века своего
правления. Он действовал долго, сохраняя свою силу до издания Свода Законов (1832 год) и Свода Военных п
постановлений (1839 год). Манифест признавал дуэли чужестранным для России насаждением. Вызов и выход на
дуэли навлекали на виновных, «яко ослушников закону», уплату штрафа («бесчестья») судье, «суд коего они
презрели». Обидчик же, начавший поединок и обнаживший шпагу, «яко нарушитель мира и спокойствия»,
подвергался пожизненной ссылке в Сибирь.
А вот как высказывался император Николай I: «Я ненавижу дуэль. Это — варварство. На мой взгляд, в ней
нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил её в английской армии и хорошо сделал.» На 40-е и 50-е
годы 19 века падает расцвет, своеобразный культ дуэлей в России.
Яростными противниками дуэлей были Наполеон Бонапарт и Николай I. Французский император считал,
что «никто не имеет права рисковать своей жизнью ссоры ради, так как жизнь каждого гражданина
принадлежит отечеству; дуэлист — плохой солдат.»
Заметим, что дуэли между женщинами в России были редкостью, хотя тоже случались.
Каких писателей-дуэлянтов вы знаете?
На самом деле Лев Николаевич не участвовал в дуэльных поединках. Он вызывал на дуэль И.С.Тургенева, но она не состоялась.
Поэты-дуэлянты
Дуэль А.С.Пушкин и Дантеса.
- Взгляд на дуэль как на средство защиты своего человеческого достоинства не был чужд Пушкину.
- В 1836 году Пушкин, семьянин, отец четырех детей, издатель ведущего литературного журнала «Современник». Оказался втянут в грязную светскую интригу, связанную с именем его жены. Вспыльчивый и гордый поэт был вынужден вступиться за честь Натальи Николаевны и вызвал на дуэль барона Жоржа Дантеса.
- Он мужественно принял страшные физические муки и не хотел стонать, чтобы не испугать Наталью Николаевну. Он не стал убийцей, о чем до сих пор жалеют некоторые. Защищая честь женщины, честь семьи, свое достоинство мужа, дворянина и русского поэта, он не убил, а погиб сам.
Поэты-дуэлянты
Дуэль М.Ю.Лермонтова и Мартынова
- в 1841 году после непродолжительного отпуска, проведенного в Петербурге, он возвращается в Пятигорск.
- Представители петербургского общества, находящегося на минеральных водах, многие из которых ненавидели поэта, спровоцировали конфликт с бывшим приятелем Лермонтова.
- Столкновение приводит к дуэли: 15 июля у подножия горы Машук Мартынов убил Лермонтова. Тело поэта было сначала погребено в Пятигорске
Поэты-дуэлянты
Дуэль А.С.Грибоедова
- Типичный случай рoмaнтическoй дуэли из-за сoперничествa.
- Дуэль сoстoялся, нo Грибoедoв прoмaхивaется, пуля прoхoдит рядoм с гoлoвoй Якубoвичa. Сам же Александр Сергеевич oкaзывaется рaненным в левую лaдoнь первым выстрелoм свoегo ярoстнoгo прoтивникa.
- Пoэтoму пaльцу и былo oпoзнaнo впоследствии его рaстерзaннoе фaнaтикaми телo, кoтoрoе oни еще нескoлькo дней тaскaли пo гoрoду, жестoкo глумясь нaд трупoм и скинув егo в oбщую яму.
Каких героев-дуэлянтов вы знаете?
%
Герои-дуэлянты:
Вот пистолеты уж блеснули,
Гремит о шомпол молоток.
В граненый ствол уходят пули,
И щелкнул в первый раз курок.
Вот порох струйкой сероватой
На полку сыплется. Зубчатый,
Надежно ввинченный кремень
Взведен еще. За ближний пень
Становится Гильо смущенный.
Плащи бросают два врага.
Зарецкий тридцать два шага
Отмерил с точностью отменной,
Друзей развел по крайний след,
И каждый взял свой пистолет.
«Теперь сходитесь».
Хладнокровно,
Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить - но как раз
Онегин выстрелил... Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет,
- Вот пистолеты уж блеснули, Гремит о шомпол молоток. В граненый ствол уходят пули, И щелкнул в первый раз курок. Вот порох струйкой сероватой На полку сыплется. Зубчатый, Надежно ввинченный кремень Взведен еще. За ближний пень Становится Гильо смущенный. Плащи бросают два врага. Зарецкий тридцать два шага Отмерил с точностью отменной, Друзей развел по крайний след, И каждый взял свой пистолет. «Теперь сходитесь». Хладнокровно, Еще не целя, два врага Походкой твердой, тихо, ровно Четыре перешли шага, Четыре смертные ступени. Свой пистолет тогда Евгений, Не преставая наступать, Стал первый тихо подымать. Вот пять шагов еще ступили, И Ленский, жмуря левый глаз, Стал также целить - но как раз Онегин выстрелил... Пробили Часы урочные: поэт Роняет молча пистолет,
- Вот пистолеты уж блеснули, Гремит о шомпол молоток. В граненый ствол уходят пули, И щелкнул в первый раз курок. Вот порох струйкой сероватой На полку сыплется. Зубчатый, Надежно ввинченный кремень Взведен еще. За ближний пень Становится Гильо смущенный. Плащи бросают два врага. Зарецкий тридцать два шага Отмерил с точностью отменной, Друзей развел по крайний след, И каждый взял свой пистолет. «Теперь сходитесь». Хладнокровно, Еще не целя, два врага Походкой твердой, тихо, ровно Четыре перешли шага, Четыре смертные ступени. Свой пистолет тогда Евгений, Не преставая наступать, Стал первый тихо подымать. Вот пять шагов еще ступили, И Ленский, жмуря левый глаз, Стал также целить - но как раз Онегин выстрелил... Пробили Часы урочные: поэт Роняет молча пистолет,
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Дуэль Ленского и Онегина
Герои-дуэлянты:
Я стал на углу площадки, крепко упершись
левой ногою в камень и наклонясь немного наперед,
чтобы в случае легкой раны не опрокинуться назад.
Грушницкий стал против меня и по данному
знаку начал поднимать пистолет. Колена его
дрожали. Он целил мне прямо в лоб.
Неизъяснимое бешенство закипело в груди моей.
Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев
как полотно, повернулся к своему секунданту:
— Не могу,— сказал он глухим голосом.
— Трус! — отвечал капитан.
Выстрел раздался. Пуля оцарапала мне колено. Я
невольно сделал несколько шагов вперед, чтоб
поскорей удалиться от края.
— Ну, брат Грушницкий, жаль, что промахнулся,—
сказал капитан: — теперь твоя очередь,
становись! Обними меня прежде: мы уж не увидимся! — Они обнялись; капитан едва мог удержаться
от смеха: — Не бойся,— прибавил он, хитро взглянув
на Грушницкого,— всё вздор на свете!.. Натура —
дура, судьба — индейка, а жизнь — копейка!
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Дуэль Печорина и Грушницкого.
В этом поединке Печорин защищает честь Мери, а Грушницкий преследует корыстные цели, решив отомстить Печорину.
Герои-дуэлянты:
Утро было славное, свежее; маленькие пестрые тучки
стояли барашками на бледно-ясной лазури…
- Вы готовы? - спросил Павел Петрович.
- Совершенно.
- Можем сходиться.
Базаров тихонько двинулся вперед, и Павел Петрович
пошел на него, заложив левую руку в карман и постепенно
поднимая дуло пистолета... "Он мне прямо в нос целит,
подумал Базаров, - и как щурится старательно,
разбойник! Однако это неприятное ощущение. Стану
смотреть на цепочку его часов..." Что-то резко зыкнуло
около самого уха Базарова, и в то же мгновенье
раздался выстрел. "Слышал, стало быть ничего", - успело
мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь,
подавил пружинку.
Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за
ляжку. Струйка крови потекла по его белым панталонам.
Базаров бросил пистолет в сторону и приблизился к своему противнику.
- Вы ранены? - промолвил он.
- Вы имели право подозвать меня к барьеру, - проговорил
Павел Петрович,- а это пустяки. По условию каждый имеет
еще по одному выстрелу.
- Конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова
Ну, извините, это до другого раза, - отвечал Базаров и
обхватил Павла Петровича, который начинал бледнеть. -
Теперь я уже не дуэлист, а доктор и прежде всего должен
осмотреть вашу рану. Петр! поди сюда, Петр! куда ты
спрятался?
- Все это вздор... Я не нуждаюсь ни в чьей помощи, -
промолвил с расстановкой Павел Петрович, - и... надо...
опять... - Он хотел было дернуть себя за ус, но рука его
ослабела, глаза закатились, и он лишился чувств.
Испытание дуэлью проходит Базаров. Эпизод поединка важнейший в идейном развитии романа. Он помогает преодолеть внутреннюю ограниченность героев. После дуэли между ними возникают простые человеческие отношения.
Герои-дуэлянты:
При слове три быстрыми шагами пошел
вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки и
шагая по цельному снегу. Пьер держал
пистолет, вытянув вперед правую руку,
видимо боясь как бы из этого пистолета не
убить самого себя. Левую руку он
старательно отставлял назад, потому что
ему хотелось поддержать ею правую руку, а он
знал, что этого нельзя было. Пройдя шагов
шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер
оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на
Долохова, и потянув пальцем, как его учили,
выстрелил. Никак не ожидая такого сильного
звука, Пьер вздрогнул от своего выстрела,
потом улыбнулся сам своему впечатлению и
остановился. Дым, особенно-густой от
тумана, помешал ему видеть в первое
мгновение; но другого выстрела, которого он
ждал, не последовало. Только слышны были
торопливые шаги Долохова, и из-за дыма
показалась его фигура. Одной рукой он
держался за левый бок, другой сжимал
опущенный пистолет. Лицо его было бледно .
Дуэль Долохова с Пьером Безуховым в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Дуэль Долохова с Безуховым учит нас быть терпимыми к недостаткам людей. «Не суди, что справедливо, а что нет, не все бывает однозначно и легко решаемым».
Заключение
- Дуэль - не романтическое приключение, а жестокое, безжалостное убийство!
- Я считаю, что воспитательная функция классической литературы по-прежнему велика. Особенно важно представителям современного молодого поколения разобраться в таких понятиях, как Честь, Истина, Добро и Справедливость. Отношение к дуэли и взрослых и подростков в настоящее время неоднозначно, хотя и те и другие сходятся на том, что в современном мире дуэли приняли новый характер, появились другие, более гуманные, способы защиты чести и достоинства человека.
Список используемой литературы .
-
- Жаравина Л.В., Сиденко Н.В., «Сочинения по литературе» для учащихся 9-11 классов и поступающих в вузы. Издательство «Учитель» ,Волгоград.2006г
- Жукова М.В., «Экзаменационные сочинения», издательство «Экзамен», 2004г.
- «Лучшие сочинения по литературе», «Вако», «Рипол-Классик», Москва,2005г.
- «250 новых «ЗОЛОТЫХ» сочинений», издательство «Олимп», Москва, 1998г.
- Гордин А.Я. Дуэли и дуэлянты. –СПб.: Питер, 1996.
- Дурасов Д. Оружие чести //Литература в школе. 2005. №12. стр. 41
- Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. –Ленинград: «Просвещение», 1983.
- Лемонтов М.Ю «Герой нашего времени» Москва 1972 год.
- Марченко Н.А. Дуэль в произведениях русских литераторов //Литература в школе. 1997..
- Пушкин А.С «Евгений Онегин»
Спасибо за внимание!!!