СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация технология деловых и ролевых игр

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены технологии деловых и ролевых игр.

Просмотр содержимого документа
«Презентация технология деловых и ролевых игр»

Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.

Деловая игра

форма воссоздания

предметного и социального содержания профессиональной деятельности,

моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.

Образовательная функция деловой игры Деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.

Образовательная функция деловой игры

Деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ Производственные (управленческие) Учебные Исследовательские Диагностические (аттестационные)

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ

Производственные

(управленческие)

Учебные

Исследовательские

Диагностические

(аттестационные)

Классификация деловых игр  Л.В. Ежовой  1. По времени проведения:  - без ограничения времени;  - с ограничением времени;  - игры, проходящие в реальное время;  - игры, где время сжато.  2. По оценке деятельности:  - бальная или иная оценка деятельности игрока или команды;  - оценка того, кто работал, отсутствует.

Классификация деловых игр

Л.В. Ежовой

1. По времени проведения:

- без ограничения времени;

- с ограничением времени;

- игры, проходящие в реальное время;

- игры, где время сжато.

2. По оценке деятельности:

- бальная или иная оценка деятельности игрока или команды;

- оценка того, кто работал, отсутствует.

Классификация деловых игр  Л.В. Ежовой  3. По конечному результату:  - жесткие игры;  - свободные, открытые игры.  4. По конечной цели:  - обучающие;  - констатирующие;  - поисковые.

Классификация деловых игр

Л.В. Ежовой

3. По конечному результату:

- жесткие игры;

- свободные, открытые игры.

4. По конечной цели:

- обучающие;

- констатирующие;

- поисковые.

Классификация деловых игр  Л.В. Ежовой 5. По методологии проведения:  - луночные игры;  - ролевые игры;  - групповые дискуссии;  - имитационные;  - организационно - деятельностные игры;  - инновационные игры;  - ансамблевые игры.

Классификация деловых игр

Л.В. Ежовой

5. По методологии проведения:

- луночные игры;

- ролевые игры;

- групповые дискуссии;

- имитационные;

- организационно - деятельностные игры;

- инновационные игры;

- ансамблевые игры.

Структура деловой игры  ПРИ КОНСТРУИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ МОДЕЛИ ДВУХ ТИПОВ:  - ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ  - ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ

Структура деловой игры

ПРИ КОНСТРУИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ МОДЕЛИ ДВУХ ТИПОВ:

- ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

- ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ

ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ОБЪЕКТ ИМИТАЦИИ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ процессы  производства и его фрагменты социально- производственные отношения людей

ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

ОБЪЕКТ ИМИТАЦИИ

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ

ОТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

процессы

производства

и его фрагменты

социально-

производственные

отношения людей

ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ: ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ 1. ЦЕЛИ ИГРЫ Дидактические цели квалификационные характеристики специалиста, сформулированные в терминах ЗУН Воспитательные цели опыт общения, овладение социальными нормами, выработка положительных установок на восприятие нового и пр. мотивация участников к профессиональной деятельности  Игровые цели

ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ: ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

1. ЦЕЛИ ИГРЫ

Дидактические

цели

квалификационные характеристики

специалиста, сформулированные в

терминах ЗУН

Воспитательные

цели

опыт общения, овладение социальными

нормами, выработка положительных

установок на восприятие нового и пр.

мотивация участников к профессиональной

деятельности

Игровые

цели

2. СЦЕНАРИЙ ИГРЫ Предмет игры процессы и явления профессиональной деятельности Проблемная ситуация противоречие с учетом содержания профессиональной деятельности (содержательный и поведенческий) Способ  генерирования событий в игре динамика и характер развития  процесса игры – детерминированный, спонтанный и смешанный Последовательность игры, взаимодействие игроков Описание основных этапов игры, операций, шагов в виде блок-схем Характер двуплановости разделение функций  «игрока» и «специалиста»

2. СЦЕНАРИЙ ИГРЫ

Предмет игры

процессы и явления

профессиональной деятельности

Проблемная

ситуация

противоречие с учетом содержания

профессиональной деятельности

(содержательный и поведенческий)

Способ

генерирования

событий в игре

динамика и характер развития

процесса игры – детерминированный,

спонтанный и смешанный

Последовательность

игры,

взаимодействие

игроков

Описание основных этапов игры,

операций, шагов в виде блок-схем

Характер

двуплановости

разделение функций

«игрока» и «специалиста»

 КОМПЛЕКТ РОЛЕЙ И ФУНКЦИИ ИГРОКОВ - роли в игре заимствуются из реальной профессиональной деятельности и специально создаются для отражения определенных должностных позиций;  - ролевая структура должна отражать разность интересов игроков;  - описание роли должно включать: перечень ролей и формируемых групп; функции игроков; инструкции по исполнению должностной роли; портреты ролей, характеризующие личностные качества игроков; - оптимальное участников игры – 30 человек; в рабочей группе – 5-7 человек.

КОМПЛЕКТ РОЛЕЙ И ФУНКЦИИ ИГРОКОВ

- роли в игре заимствуются из реальной профессиональной деятельности и специально создаются для отражения определенных должностных позиций;

- ролевая структура должна отражать разность интересов игроков;

- описание роли должно включать: перечень ролей и формируемых групп; функции игроков; инструкции по исполнению должностной роли; портреты ролей, характеризующие личностные качества игроков;

- оптимальное участников игры – 30 человек; в рабочей группе – 5-7 человек.

 ПРАВИЛА ИГРЫ –  это ограничения в поведении и проявлении интересов игроков.  - отражают закономерности реальных производственных процессов и явления и учебно-игровой деятельности; - степень «жесткости» правил зависит от целей игры и объекта имитации.

ПРАВИЛА ИГРЫ – это ограничения в поведении и проявлении интересов игроков.

- отражают закономерности реальных производственных процессов и явления и учебно-игровой деятельности;

- степень «жесткости» правил зависит от целей игры и объекта имитации.

5. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ   ПРЕДМЕТ ОЦЕНИВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ/ ГРУППОВОЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ эффективность решений;  межгрупповое взаимодействие; взаимодействие внутри группы; КАЧЕСТВО КОНКРЕТНОГО ПРОДУКТА - ДОКУМЕНТА, ПРОЕКТА, ОРИГИНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ, РЕКОМЕНДАЦИИ - личностные качества участников СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ: БАЛЛЫ, АНКЕТИРОВАНИЕ, ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

5. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

ПРЕДМЕТ ОЦЕНИВАНИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ/

ГРУППОВОЙ

РЕЗУЛЬТАТ

ОБЩИЙ

РЕЗУЛЬТАТ

  • эффективность решений;
  • межгрупповое взаимодействие;
  • взаимодействие внутри группы;

КАЧЕСТВО КОНКРЕТНОГО

ПРОДУКТА -

ДОКУМЕНТА, ПРОЕКТА,

ОРИГИНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ,

РЕКОМЕНДАЦИИ

- личностные качества участников

СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ: БАЛЛЫ, АНКЕТИРОВАНИЕ, ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПЕРВЫЙ ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  1. Довести тему, цели и замысел занятия до обучаемых. 2. Создать в учебной группе три рабочие подгруппы. 3. Определить в рабочей подгруппе из их участников должностных лиц(роли). 4. Назначить экспертов по рассмотрению ситуации (задачи) в каждую рабочую подгруппу. 5. Определить задачи участников игры – должностных лиц и экспертов в рабочих подгруппах. 6. Довести учебную литературу, которую обучаемые должны изучить до непосредственного проведения деловой игры.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

ПЕРВЫЙ ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1. Довести тему, цели и замысел занятия до обучаемых.

2. Создать в учебной группе три рабочие подгруппы.

3. Определить в рабочей подгруппе из их участников должностных лиц(роли).

4. Назначить экспертов по рассмотрению ситуации (задачи) в каждую рабочую подгруппу.

5. Определить задачи участников игры – должностных лиц и экспертов в рабочих подгруппах.

6. Довести учебную литературу, которую обучаемые должны изучить до непосредственного проведения деловой игры.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ВТОРОЙ ЭТАП – НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ  1.Вступительное слово (до 10 минут) содержит: тему занятия, ее цели и задачи, актуальность, замысел игры, уточнение ситуации (задачи), состав и порядок работы в подгруппах. 2. Работа по подгруппам по выработке коллективного решения (30-35 минут). 3. Рассмотрение итогов работы первой подгруппы. Выступление эксперта. Общая дискуссия. Подведение итогов. 4. Аналогичная работа в подгруппах 2,3. 5. Подведение итогов деловой игры (10-15 минут).

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

ВТОРОЙ ЭТАП – НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

1.Вступительное слово (до 10 минут) содержит: тему занятия, ее цели и задачи, актуальность, замысел игры, уточнение ситуации (задачи), состав и порядок работы в подгруппах.

2. Работа по подгруппам по выработке коллективного решения (30-35 минут).

3. Рассмотрение итогов работы первой подгруппы. Выступление эксперта. Общая дискуссия. Подведение итогов.

4. Аналогичная работа в подгруппах 2,3.

5. Подведение итогов деловой игры (10-15 минут).

Методологические трудности и зоны риска при конструировании деловых игр. Отсутствие концепции деловой игры; Некритическое заимствование технологий деловых игр при пересечении их в разные дисциплинарные практики; Методологические трудности в оценке эффективности ; Трудности воспроизведения и тиражирования деловых игр;

Методологические трудности и зоны риска при конструировании деловых игр.

  • Отсутствие концепции деловой игры;
  • Некритическое заимствование технологий деловых игр при пересечении их в разные дисциплинарные практики;
  • Методологические трудности в оценке эффективности ;
  • Трудности воспроизведения и тиражирования деловых игр;
Как избежать возникновения трудностей? Чтобы избежать многих трудностей, чтобы участники чувствовали себя более комфортно во время проведения игры, необходимо организовать правильную теоретическую подготовку по предложенной теме, как коллективную, так и индивидуальную, т.е. участники должны быть вооружены теоретическими основами решаемой проблемы и должны владеть исследовательскими умениями и подходами в поиске ее практического разрешения.

Как избежать возникновения трудностей?

  • Чтобы избежать многих трудностей, чтобы участники чувствовали себя более комфортно во время проведения игры, необходимо организовать правильную теоретическую подготовку по предложенной теме, как коллективную, так и индивидуальную, т.е. участники должны быть вооружены теоретическими основами решаемой проблемы и должны владеть исследовательскими умениями и подходами в поиске ее практического разрешения.
 УРОК - РОЛЕВАЯ ИГРА.  Ролевая игра - это разыгрывание определенных жизненных ситуаций. Она больше напоминает театр. - Имитационные; - Ситуационные;  - Условные. Формы проведения ролевой игры:  воображение путешествия: дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки - суды ( часто ролевая игра «Суд над...» - вид имитационной игры проводится в форме «судебного процесса» над негативными явлениями жизни современного общества, человеческими пороками, безнравственными поступками.) Этапы разработки и проведения ролевых игр: Подготовительный; Игровой Заключительный Анализ результатов.

УРОК - РОЛЕВАЯ ИГРА.

  • Ролевая игра - это разыгрывание определенных жизненных ситуаций. Она больше напоминает театр.
  • - Имитационные;
  • - Ситуационные;
  • - Условные.

Формы проведения ролевой игры:

воображение путешествия: дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки - суды ( часто ролевая игра «Суд над...» - вид имитационной игры проводится в форме «судебного процесса» над негативными явлениями жизни современного общества, человеческими пороками, безнравственными поступками.)

Этапы разработки и проведения ролевых игр:

  • Подготовительный;
  • Игровой
  • Заключительный
  • Анализ результатов.
 УРОК - РОЛЕВАЯ ИГРА.  Механизм проведения игры: 1. Руководитель сообщает тему 2.Дается инструктаж о ходе игры 3.Фиксируется эмоциональная реакция игроков 4.Руководитель излагает факты, сведения, сопоставляя их с эмоциональными реакциями играю­щих 5.Подведение итогов проводится на основе пережитых игравшими суждений.

УРОК - РОЛЕВАЯ ИГРА.

  • Механизм проведения игры:
  • 1. Руководитель сообщает тему
  • 2.Дается инструктаж о ходе игры
  • 3.Фиксируется эмоциональная реакция игроков
  • 4.Руководитель излагает факты, сведения, сопоставляя их с эмоциональными реакциями играю­щих
  • 5.Подведение итогов проводится на основе пережитых игравшими суждений.
Таким образом Можно сделать следующие выводы:  1. Деловые игры следует использовать только там, где они действительно необходимы. Это получение целостного опыта будущей профессиональной деятельности, развернутой во времени и пространстве.  2. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования обще учебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.  3. В деловой игре нужна предметная и социальная компетентность участников, поэтому следует начинать подготовку к ней с анализа конкретных производственных ситуаций и разыгрывания ролей. Следует также до игры формировать у детей культуру дискуссии.  4. Игра должна строиться на принципах саморегулирования. Преподаватель действует перед игрой, до начала учения, в конце и при анализе игры. Это требует большой подготовительной работы.

Таким образом

Можно сделать следующие выводы:

1. Деловые игры следует использовать только там, где они действительно необходимы. Это получение целостного опыта будущей профессиональной деятельности, развернутой во времени и пространстве.

2. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования обще учебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

3. В деловой игре нужна предметная и социальная компетентность участников, поэтому следует начинать подготовку к ней с анализа конкретных производственных ситуаций и разыгрывания ролей. Следует также до игры формировать у детей культуру дискуссии.

4. Игра должна строиться на принципах саморегулирования. Преподаватель действует перед игрой, до начала учения, в конце и при анализе игры. Это требует большой подготовительной работы.