Текст к :слайдам. Применение интегрированного подхода в обучении математики
План
1 слайд
2 слайд
В основе интегрированной системы обучения лежит интенсивное использование межпредметных связей (как по конечным целям, так и по содержанию, методам и приемам работы).
При интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам, так как при этом появляется возможность применения получаемых знаний одновременно в различных областях.
при интеграции более активно, чем в рамках традиционных предметов, развиваются способности к критическому мышлению и использованию методики научного исследования при решении проблем современной жизни, повышается мотивация обучения.
3 слайд
Я использую в своей работе горизонтальную интеграцию
4 слайд
Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана одной из важнейших проблем, которые возникают в процессе работы, это заметное снижение интереса учащихся к предметам естественно-математического цикла, что во многом обусловлено объективной сложностью математики. Интегрированные уроки математики с другими предметами обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают несомненный познавательный интерес учащихся.
Как цель обучения интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир. Интеграция как средство обучения учащихся способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний. Решается проблема обучения и информатики, усиливается ее практическая направленность.
5 слайд
Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит в основе интегрированного обучения.
6 слайд
Однако интегрированные уроки нельзя проводить очень часто. Периодичность их должна быть – не более одного урока в четверть, потому, что и от учителей и от учеников требуют основательной подготовки.
Уникальность интегрированных уроков в том, что их можно использовать на всех этапах процесса обучения:
? При объяснении нового материала;
? При закреплении и повторении изученного;
? При итоговом контроле.
7 слайд
Наиболее эффективно используется компьютер на уроках математики при проведении устного счета (здесь у учителя появляется возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения); Диск «Математика, 5 класс» содержит материал двух видов.
1) Теоретический материал. Он предназначен для использования после того, как соответствующая тема была разобрана на уроке, с целью повторения ее ключевых моментов перед выполнением практических заданий домашней работы. Кроме того, этот материал включает образцы оформления решений некоторых задач (на округление, прикидку, отыскание части целого, задачи на проценты и т.п.).
2) Задания для устного счета. Выполняя вычисления, ребенок указывает правильный ответ, после чего на экране возникает фрагмент изображения или буква зашифрованного слова. Изображения, слова, звуки подобраны таким образом, чтобы работу по формированию навыков устных вычислений сделать привлекательной.
при изучении нового материала (учитель может иллюстрировать учебный материал различными наглядными средствами, моделировать его); при проверке фронтальных самостоятельных работ (быстрый контроль результатов); при организации исследовательской деятельности учащихся.
8 слайд
Итогом данной работы может быть составление таблиц, в которых соотнесены сроки прохождения темы в курсах смежных дисциплин, формируемые понятия, тип межпредметных связей и т.д
3. Составление плана урока, определение методов контроля и оценки школьниками методов и средств обучения. Особое внимание уделяется взаимодействию содержания обучения, проведению предварительного хронометража времени будущего урока.
9 слайд
Я провожу интегрированные уроки (математика + информатика) совместно с учителем информатики в кабинете информатики. Например, в 9 классе интегрированный урок по теме: Преобразование графиков функций параллельным переносом вдоль осей координат. Это урок обобщения и систематизации знаний. В процессе подготовки к уроку проходит большая предварительная самостоятельная работа учеников. Класс разбивается на группы по 2 человека. За 1-2 недели учащимся сформулирована цель урока: «Создание презентации по теме «Преобразование графиков функций параллельным переносом вдоль осей координат» и дается задание по математике: повторить графики и свойства линейной функции, квадратичной, функции , . Научиться формулировать алгоритмы построения графиков функций , перечислить все свойства функций. Задание по информатике: повторить создание презентаций в приложении Microsoft Office – Power Point.
Во время проведения урока 2-м учителям отводится организующая роль.
Мною подготовлена презентация для повторения графиков элементарных, уже изученных функций и алгоритмов преобразования графиков функций. (Презентация)
10 слайд
Ученики получают карточки с заданиями. Группы выступают по очереди в порядке готовности заданий. При этом оценивается способность излагать материал научно, лаконично, образно в виде созданной на уроке презентации. При работе групп выступает каждый, и от его подготовки зависит общая оценка всей группы по двум предметам. Тем самым формируется одна из ключевых компетенций учеников личная ответственность за коллективный результат. Подводятся итоги урока. Ученики получают оценки по математике и информатике.
11 слайд
Интегрированный урок по алгебре в 9 классе «Графическое решение уравнений в табличном процессоре EXCEL» дал возможность систематизировать знания о степенных функциях, их графиках и свойствах. После такого урока, даже плохо понимающие эту тему обучающиеся смогли строить все виды графиков степенных функций. У них повысился познавательный интерес к данной теме в математике. Ученики хорошо усвоили графический метод решения уравнений, запомнили алгоритм решения этим методом. Ведь успешное изучение школьниками одного предмета зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому.
В этом году планирую провести в 6 классе интегрированный урок при изучении координатной плоскости «Звезды на координатной плоскости». Составить тренажер , для того, чтобы научить строить точки в координатной плоскости по ее координатам.
12 слайд
Из собственного опыта скажу, что вначале я провела вместе с учителями информатики несколько интегрированных уроков, не изучая методики создания подобных уроков. В прошедшем учебном году я участвовала в конкурсе «Дистанционный учитель – 2010», организованным ЦДО «Эйдос». Одним из заданий конкурса было создание дистанционного курса для учителей. Я выбрала тему «Как разработать и провести интегрированный урок математика + информатика». Пришлось изучать теоретические основы интеграции, методику создания интегрированных уроков. Моя работа прошла в финал конкурса и я стала лауреатом в номинации «Учитель математики». Участие в конкурсе оказалось полезнее многих курсов повышения квалификации, которые мы проходим.