Образовательная программа ДОУ в соответствии с ФГОС
Филиал МАДОУ д/с «Росинка» с.Новобелокатай
«Д/с «Теремок» с.Новобелокатай» муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан
Адрес: 452580 Республика Башкортостан Белокатайский район, с. Новобелокатай, ул. Школьная, 10
телефон: (34750) 2-12-76
Е- mail : teremokl @ yandex . ru
Сайт: http://teremoknb.ucoz.ru/
Модель образовательной программы
Цель реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования :
развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области)
Физическое развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Образовательная программа состоит:
Образовательные области :
- Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
- Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
- Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
- Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Принципы и подходы к реализации программы
Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС
1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
3. Уважение личности ребенка.
4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Принципы, сформулированные на основе особенностей программы «Детство»:
1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
2. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования.
3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Принцип сотрудничества с семьей.
6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
8. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
9. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.
Условия реализации программы:
Материально-технические
- Соответствуют санитарным нормам, правилам пожарной безопасности, возрастным и индивидуальным особенностям детей
- Каждая группа имеет пространственную среду, оборудование, учебные комплекты в соответствии с возрастом детей
Психолого – педагогические:
-Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки
Финансовые - Обеспечивают возможность выполнения требований Стандарта.
Гарантия бесплатного
дошкольного
- Использование форм и методов работы, соответствующих возрасту, индивидуальным особенностям
- Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми
- Поддержка доброжелательного отношения детей к друг другу
- Возможность выбора детьми видов деятельности, общения
- Защита детей от всех форм физического и психического насилия
- Поддержка родителей в воспитании детей, вовлечение семей в образовательную деятельность
- Кадровые: Педагоги первой квалификационной категории -4 человека и высшей – 4 человека
Наличие специалистов:
- инструкторы по физическому воспитанию
- музыкальный руководитель
- педагог-психолог
Развивающая предметно-пространственная среда:
- Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, возможности для уединения
- Соответствует возрастным возможностям детей
- Предполагает возможность изменений от образовательной ситуации
- Доступность, безопасность
Формы организации непосредственно-образовательной деятельности :
- для детей с 1 года до 3 лет – подгрупповая;
- в дошкольных группах - подгрупповые, фронтальные
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" , утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).
- Для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность составляет не более 1,5 часа в неделю ( игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности не более 10 минут в первую и вторую половину дня.
- Для детей дошкольного возраста составляет:
- в младшей группе (дети четвертого года жизни) -2 часа 45 мин.,
- в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа,
- в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут,
- в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности
- для детей 4-го года жизни - не более 10 минут,
- для детей 5-го года жизни - не более 20 минут,
- для детей 6-го года жизни - не более 25 минут
- для детей 7-го года жизни - не более 30 минут.
Модель организации воспитательно - образовательного процесса на день
Воспитательно-образовательный процесс
взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования
совместная деятельность с детьми: образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности
образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
самостоятельная деятельность детей ;
Модель организации деятельности взрослых и детей в ДОУ
Совместная деятельность
взрослого и детей
Самостоятельная деятельность
детей
- Двигательные подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, соревнования.
- Игровая: сюжетные игры, игры с правилами.
- Продуктивная мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов
- Коммуникативная беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами.
- Трудовая: совместные действия, дежурство, поручение, задание, реализация проекта.
- Познавательно-исследовательская: наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами.
- Музыкально-художественная: слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, подвижные игры (с музыкальным сопровождением)
- Чтение художественной литературы: чтение, обсуждение, разучивание
Взаимодействие
с семьями
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской
Диагностирование
Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом.
Совместное творчество детей и взрослых.
Модель двигательного режима по всем возрастным группам
Младшая группа
Подвижные игры во время приёма детей
Утренняя гимнастика
Средняя группа
Ежедневно
3-5 мин.
Старшая группа
Ежедневно
3-5 мин.
Физкультминутки
Ежедневно 5-7 мин.
Ежедневно 7-10 мин.
Ежедневно 5-7 мин.
Подготовительная группа
2-3 мин.
Музыкально – ритмические движения.
Ежедневно 7-10 мин.
НОД по музыкальному развитию
Ежедневно 10-12 мин.
2-3 мин.
НОД по физическому развитию
(2 в зале, 1 на улице)
2-3 мин.
2 раз в неделю 10-15 мин.
Ежедневно 10-12 мин.
НОД по музыкальному развитию
НОД по музыкальному развитию
3 раза в неделю 15-20 мин.
2-3 мин.
НОД по музыкальному развитию
3 раза в неделю 15-20 мин.
3 раза в неделю 25-30 мин.
Подвижные игры:
Оздоровительные мероприятия:
Ежедневно не менее двух игр по 5-7 мин.
- сюжетные;
- бессюжетные;
- игры-забавы;
- соревнования;
- эстафеты;
- аттракционы.
- гимнастика пробуждения
- дыхательная гимнастика
Ежедневно 5 мин.
Физические упражнения и игровые задания:
Ежедневно не менее двух игр по 7-8 мин.
Ежедневно не менее двух игр по 8-10 мин.
Физкультурный досуг
Ежедневно 6 мин.
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- зрительная гимнастика.
Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 3-5 мин.
Ежедневно не менее двух игр по 10-12 мин.
Ежедневно 7 мин.
Спортивный праздник
1 раз в месяц по 10-15 мин.
Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 6-8 мин.
2 раза в год по 10-15 мин.
Ежедневно 8 мин.
Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня
Ежедневно, сочетая упражнения по выбору
8-10 мин.
1 раз в месяц по 15-20 мин.
Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей.
Проводится под руководством воспитателя.
Ежедневно, сочетая упражнения по выбору
10-15 мин.
1 раз в месяц по 25-30 мин.
2 раза в год по 15-20 мин.
1 раз в месяц 30–35мин.
2 раза в год по 25-30 мин.
2 раза в год по 30-.
Региональный компонент
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
Принципы работы:
- Системность и непрерывность.
- Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.
- Свобода индивидуального личностного развития.
- Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.
- Принцип регионализации (учет специфики региона)
Региональный компонент
Образовательная область
Задачи
Социально-коммуникативное развитие
Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.
Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям родного края, стремление сохранять национальные ценности.
Познавательное развитие
Приобщать детей к истории родного края
Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой
Речевое развитие
Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой Башкортостана
Художественно-эстетическое
развитие
Приобщать детей младшего дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций
Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.
Физическое развитие
Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы
Взаимодействие ДОУ и социума
- Образование
- Институт развития образования РБ
Курсы повышения квалификации, участие в смотрах, семинарах, конференциях, обмен опытом, посещение выставок
СОШ № 1 с. Новобелокатай
Посещение уроков и занятий, семинары, практикумы, консультации для воспитателей и родителей, беседы, методические встречи, экскурсии для воспитанников, дни открытых дверей, совместные выставки, развлечения.
Проведение методических объединений, консультации, методические встречи, обмен опытом
Детская поликлиника
-проведение медицинского обследования;
-связь медицинских работников по вопросам заболеваемости и профилактики (консультирование)
Аптека
- приобретение лекарств
-экскурсии с детьми
ДЮСШ
- Участие в детской районной спартакиаде
- Стадион
- -экскурсии, проведение занятий с детьми, соревнования
Детская школа искусств
- Экскурсии, занятия по знакомству с музыкой разных направлений, инструментами.
- Выступление учеников музыкальной школы
Историко-краеведческий музей
Экскурсии, игры – занятия, встречи сотрудников в музее и в детском саду, совместная организация выставок,
Детская библиотека
Коллективные посещения, литературные вечера, встречи с библиотекарем, познавательные викторины на базе библиотеки для родителей и детей, создание семейной библиотеки
Театральные коллективы
Показ театрализованных постановок на базе ДОУ
Пожарная часть
- Экскурсии, встречи с работниками пожарной части, конкурсы по ППБ, консультации, инструктажи.
ГИББД
- проведение бесед с детьми по правилам
- дорожного движения, участие в выставках, смотрах-конкурсах
ПДН
воспитательно-профилактическая работа с семьями детей, находящимися в социально опасном положении
- Информационность
- Газета «Новая Жизнь»
- Публикации в газетах
- СМИ ( федеральный уровень)
- электронные педагогические издания: написание статей из опыта работы, публикация методических разработок педагогов
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равно ответственность родителей и педагогов
Задачи :
- формирование психолого- педагогических знаний родителей;
- приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
- оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает :
- ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
- ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
- целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях
Реальное участие родителей
в жизни ДОУ
В проведении мониторинговых исследований
Формы участия
В создании условий
-Анкетирование
- Социологический опрос
Периодичность
сотрудничества
В управлении ДОУ
- Участие в субботниках по благоустройству территории;
-помощь в создании предметно-развивающей среды;
-оказание помощи в ремонтных работах;
3-4 раза в год
По мере необходимости
- участие в работе попечительского совета, родительского комитета
2 раза в год
Постоянно
ежегодно
В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей
По плану
-наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы
-памятки;
-создание странички на сайте ДОУ;
-консультации, семинары, семинары-практикумы, конференции;
- распространение опыта семейного воспитания;
-родительские собрания;
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений
с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство
-Дни открытых дверей.
- Дни здоровья.
- Недели творчества
- Совместные праздники, развлечения.
-Встречи с интересными людьми
- Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах
- Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности
- Творческие отчеты кружков
1 раз в квартал
Обновление постоянно
По годовому плану
По плану
Постоянно по годовому плану
1 раз в год
СПАСИБО ЧТО ВЫ С НАМИ!