СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приложение к мультимедийной презентации к интегрированному уроку музыки и ИЗО

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст урока "Рок-опера А.Рыбникова "Юнона и Авось"

Раздаточный материал к уроку

Просмотр содержимого документа
«Приложение к мультимедийной презентации к интегрированному уроку музыки и ИЗО»

Сценарий интегрированного урока музыки и изобразительного искусства в 9 классе


Цели урока:

Создать условия для понимания выразительных средств искусства театра. Научить объяснять взаимосвязь традиций и новаторства, приведших к появлению гениальных образцов современной музыки и театрально-декорационного искусства.


Учитель музыки

Мы встретились сегодня здесь двумя классами, чтобы провести параллели между такими видами искусства как музыка и изобразительное искусство. И сделаем мы это на примере замечательной театральной постановки рок-оперы «Юнона и Авось» Рыбникова.


Слайд 1


Учитель ИЗО

Это удивительная, уникальная в своем роде театральная постановка. И чтоб вы почувствовали себя как в настоящем театре, мы просим вас отключить ваши сотовые телефоны, во время представления не мешать окружающим, соблюдать тишину и порядок.



Учитель музыки

Мы с вами уже знаем особенности классической оперы. Назовите их, при необходимости используя таблицу сравнительного анализа……


Слайд2

Учитель ИЗО

А также мы знаем элементы и традиционные формы сценографии, к которым относятся ……


Слайд3

Учитель музыки

Но произведение, с которым мы сегодня познакомимся поближе выходит за границы обыденного. Оно стало ……. Своего времени



Учитель ИЗО

Цель нашего урока - понять в чем заключается новаторство и смелость художественного замысла рок-оперы «Ю.и А.»


Слайд 4

Возьмите свои входные билеты и напишите на них ожидания и опасения

Слайд 5

Вы уже знаете, что сюжет этого произведения основан на реальных событиях, но сегодня мы предлагаем вам посмотреть на портреты людей, чья судьба легла в его основу.



Ученица







Ученик









Ученица







Ученик


Она - Мария дела Консепсьон Марселла Аргуэльо, или просто Кончита – юная испанка, дочь коменданта крепости Сан-Франциско Хосе Дарио Аргуэльо. Ей недавно исполнилось 15 лет. Она слывёт первой красавицей Калифорнии: умна, грациозна, очаровательна, с большими тёмными глазами, природными локонами, лучезарной улыбкой.


Он -  Николай Петрович Резанов - камергер Двора Его Императорского Величества, государственный деятель, писатель, учредитель Российско-Американской компании. Император Александр I назначил его посланником в Японию и уполномоченным по делам русских земель в Северной Америке. Блестящий красавец, великолепно образованный, ещё в юности освоивший пять европейских языков. Ему 42 года. Вдовец.

В 1806 прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске.


О пребывании его в Санфранциско и основании Форта Росс в Калифорнийской бухте сохранилось множество документов, в которых изложена также и история его помолвки с Кончитой Аргуэльо.

Резанов был вынужден вернуться на Аляску, а затем ехать к императорскому двору в Санкт-Петербург, чтобы выхлопотать разрешение на брак с католичкой.


Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 43 лет.

Кончита не верила доходившим до неё сведениям о смерти жениха. Только в 1842 английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала обет молчания, а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтеррее, где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году.


Слайды 6-11

Учитель ИЗО

Как по вашему нужно ли режиссёру и художнику постановщику спектакля интересоваться такими подробностями? Зачем?

Назовите основные эпизоды – сцены спектакля. На прошлом уроке мы с вами нарисовали к ним эскизы декораций. Вот они на экране. И продуманы они в лучших традициях классической сценографии. Ну а можно ли сделать такие декорации, которые будут использоваться в течении всего спектакля и в равной степени создавать обстановку корабельной палубы, бальной залы, православного или католического храма?

Творческому коллективу театра Ленинского комсомола это удалось. Давайте посмотрим эпизод спектакля, котором граф Резанов готовится к отправлению в плаванье.

Что особенного вы увидели в декорациях и костюмах?









Видео сюжет 1



Учитель музыки

Ну а что вы можете сказать о музыкальном решении спектакля. На какие отличия от классической оперы вы обратили внимание?

……. А теперь давайте посмотрим сцену встречи Резанова и Кончиты на балу.


В этом спектакле есть песни, которые очень скоро шагнули с театральных подмостков в реальную жизнь. Их исполняют на эстраде в домашнем кругу и одну из них - «Белый шиповник» мы с вами только что услышали. А еще одну я предлагаю вам спеть самим.

Чем отличается исполнение театральное от бардовского?



Видео сюжет 2


Текст песни

Видео 3


Учитель ИЗО

Ну и продвигаясь по нелегкому пути сравнений давайте остановимся на костюмах. Вы посмотрели уже несколько фрагментов спектакля. Какие наблюдения вы сделали?

Контраст минимализма и скрупулёзной точности.





Видео 4

Учитель музыки

…..О молчаливом занавесе и не только…. (Анализ фрагмента спектакля)



Учитель ИЗО

Премьера постановки Ленкома состоялась в …. Году.

30 лет спустя была создана новая трактовка сценографии

Так в чем же новаторство данного спектакля?



Видео 5

Учитель музыки

Аллилуйя любви.

Что нового мы сегодня узнали на уроке?

Видео 6.

Учитель ИЗО

На ваших билетах есть надпись «контроль», а рядом стоят цифры от 5 до 2 Обведите пожалуйста цифра, которая на ваш взгляд соответствует вашей оценке за урок.

А теперь прочите ваши опасения и ожидания Что из них сбылось? Если опасения - прикрепите их на доску под надписью опасения, и соответственно ожидания.



Учитель музыки

Оценки и Д.З




Раздаточный материал к уроку

Сравните элементы сценографии/ сценического оформления

Элементы сценографии

Традиционное решение

Инновации

Декорации (сценическое оформление)

Изобразительно – живописные (нарисованный задник, падуги, кулисы)

И архитектурно – конструктивные (помосты, ширмы, мебель и др. предметы, размещенные на планшете сцены).

Изображают конкретное пространство (интерьер, пейзаж), меняются по ходу действия спектакля.

Метафорические (позволяют создать ёмкие образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафор может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и т. д.)

и проекционно – световые

Костюм

Этнографически точный, воспроизводящий историческую эпоху, национальный колорит и характер персонажа.

Условный, стилизованный, метафорический

Свето-техника

Софиты, светофильтры, дымовые шашки

Голограммы, 3-D проекции


Выберите элементы сценического действия классической оперы и рок-оперы


Музыкальное

сопровождение

Симфонический оркестр, инструментальный ансамбль, камерный оркестр, рок-группа в составе, которой обязательны……..


Роль и положение хора

Активное действующее лицо, фоновый участник массовых сцен, «живой задник», часть хореографической композиции,

Музыкальные портреты

Сольные выходы, дуэты, словесные реплики отдельных героев, словесные диалоги

Вокальные особенности

Профессионально обученные певцы, исполняющие партии героев и хора; поющие драматические актеры, хор из драматических актеров без профессиональной вокальной подготовки, своеобразная манера вокального исполнения


Хореография


Использование классического балета с профессиональными танцовщиками, элементы пантомимы, использование элементов спортивного танца, элементы акробатики, портретная хореография, драматические артисты – исполнители хореографических сцен, слияние непрофессионального вокала с непрофессиональной хореографией наряду с профессиональными танцорами, Хореография – фон, хореография, как равноценное действие , использование хореографических эпизодов для усиления эмоционального воздействия


Ты меня на рассвете разбудишь,

Проводить не обутая выйдешь,

Ты меня никогда не забудешь,

Ты меня никогда не увидишь.

Не мигают слезятся от ветра

Безнадежные карие вишни

Возвращаться плохая примета

Я тебя никогда не увижу