Применение формирующего оценивания при проведении контроля знаний по теме «Параллелограмм и его свойства».
Оценка и самооценка результатов выполнения
Выполнение заданий уровня А осуществляется в тестовой форме и оценивается 1 баллом. Выполнение заданий уровня В осуществляется в письменной форме и оценивается 0-1 баллом, критерии оценивания указаны в таблице.
Критерии оценивания ответа на задание В | Баллы |
Ход решения верный, все шаги выполнены правильно, получен верный ответ | 1 |
Ход решения не верный, допущена вычислительная или математическая ошибка, задание не доведено до конца | 0 |
Выполнение заданий уровня С – 0-2 баллами. Критерии оценивания указаны в таблице.
Критерии оценивания ответа на задание С | Баллы |
Ход решения верный, все шаги выполнены правильно, получен верный ответ | 2 |
Ход решения верный, допущена вычислительная ошибка, с её учетом решение доведено до конца; или ход решения верный, математических ошибок нет, задание не доведено до конца | 1 |
Другие случаи, не соответствующие указанным критериям | 0 |
Максимальное количество баллов за выполнение каждого теста – 12. Критерии выставления отметки в зависимости от набранных баллов представлены в таблице.
Количество набранных баллов | Менее 4 | 4-6 | 7-9 | 10-12 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Распределение заданий по уровням сложности осуществляется следующим образом:
Задания уровня А: задания базового уровня сложности, проверяющие усвоение основных понятий, теоретических элементов содержания изучаемой темы.
Задания уровня В: задания среднего уровня сложности, решение задач по уже усвоенному алгоритму, требующие осмысленного применения полученных знаний и умений по изучаемой теме.
Задания уровня С: задания повышенного уровня сложности, решение не алгоритмизированных задач, задач, требующих большого количества преобразований по сравнению с заданиями уровня А и В. Задания направлены на проверку умений систематизировать, анализировать, проводить доказательные рассуждения по материалу изучаемой темы.
При определении уровня успешности обучения по теме можно использовать следующие критерии.
Уровень | Критерии |
Не достигнут необходимый уровень | Не решены типовые, много раз отработанные задачи |
Необходимый (базовый) уровень | Решены типовые задачи, подобные тем, что решали много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания |
Повышенный (программный) уровень | Решены нестандартные задачи, где требуется применить либо новые знания по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации |
Максимальный (необязательный) уровень | Решены задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где требуются либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. |
Информация о результатах учебных достижений по математике каждого учащегося может сопровождаться общим выводом-оценкой, критерии которого приведены в таблице.
Вывод-оценка по результатам письменных работ | Вывод-оценка уровня успешности обучения |
Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня | Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями |
Правильно выполнено не менее 50% заданий необходимого (базового) уровня | Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач |
Правильно выполнено не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и получено не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня | Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применений учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач |
В результате применения данной системы оценивания итоговая оценка учебной деятельности покажет учителю и учащемуся действительную картину состояния его процесса обучения, что позволит произвести коррекцию процесса, спрогнозировать результаты обучения, соотнести состояние учебной успешности в начале обучения и на выходе; обеспечит формирование у школьников умения осознавать свои мотивы в учебной работе; формирование не только предметных образовательных результатов, но прежде всего личности учащегося, овладение им универсальными общеучебными умениями и навыками, которые обеспечат успешность учебно-познавательной деятельности в течение всей жизни.
Современное доведение учителем накопленной информации до родителей (или отслеживание подобным образом результатов самими учащимися, родителями) будет способствовать созданию объективной картины и поможет избежать проблем при выстраивании дальнейшей траектории обучения будущего выпускника и выборе его профессиональной деятельности.
Данный тест может применяться на завершающем этапе изучения темы «Параллелограмм», конкретно при изучении следующих тем: «Параллелограмм. Признаки параллелограмма.», «Решение задач по теме параллелограмм», так же тест может применяться для организации повторения по теме «Параллелограмм», либо перед проведением контрольной работы по теме «Четырехугольники».
Тест 1. Тема: «Параллелограмм»
Вариант 1
Задания | Ответы | Правильный ответ |
А 1. АВСD – параллелограмм. Найти ∠D. | А.64° | В.164° | |
Б.116° | Г.148° |
А2. MNKP – параллелограмм. Найти MP | А. 2 см | В. 4 см | |
Б. 1 см | Г. 5 см |
А3. ABCD – параллелограмм. Найти | А. 30 | В. 40 | |
Б. 20 | Г. 25 |
А4. NBFD – параллелограмм. АВ∥CD. Найти CD | А. 4 см | В. 5 см | |
Б. 2 см | Г. 9 см |
А5. ABCD – параллелограмм. Найти ∠А, если ∠В+∠D=140°. | А. 70° | В. 110° | |
Б. 140° | Г. 120° |
А6. ABCD – параллелограмм. AB: BC=1:2. Найти ВС | А.6 | В.18 | |
Б.12 | Г.24 |
В1. Докажите, что выпуклый четырехугольник ABCD является параллелограммом, если ∠BAC=∠ACD и ∠BCA=∠DAC. | |
В2. В параллелограмме АВСD известно, что ∠С=30°, высота ВН, проведенная к стороне СD, равна 7 см, а периметр параллелограмма равен 46 см. Найдите стороны параллелограмма. | |
С1. На стороне ВС параллелограмма ABCD существует такая точка М, что ВМ=MD=CD. Найдите углы параллелограмма, если AD = BD. | |
С2. Через середину O диагонали NP параллелограмма MNKP проведена прямая, пересекающая стороны MN и KP в точках A и B соответственно. Докажите, что четырёхугольник ANBP-параллелограмм. | |
Оценка результатов теста 1 (Вариант 1)
Таблица ответов на задания теста 1 (Вариант1)
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | В1 | В2 | С1 | С2 |
| | | | | | | | | |
Результаты выполнения теста 1 (Вариант 1)
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | В1 | В2 | С1 | С2 | Кол-во баллов | Отметка |
| | | | | | | | | | | |
Диагностическая таблица
№ | Учебные элементы | Наличие ошибки |
1 | Определение параллелограмма | |
2 | Свойство противоположных углов в параллелограмме | |
3 | Определение накрест лежащих углов | |
4 | Определение равнобедренного треугольника | |
5 | Свойство углов равнобедренного треугольника | |
6 | Признаки равенства треугольников | |
7 | Признаки параллелограмма | |
8 | Свойство катета, лежащего против угла в 30° | |
9 | Свойство внешнего угла треугольника | |
10 | Определение односторонних углов | |
11 | Свойство диагоналей параллелограмма | |
12 | Определение вертикальных углов | |
Рекомендации по коррекции знаний и умений:
Повторить:
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнить упражнения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнить тест 1 (Вариант2).
Ответы и решения заданий теста 1 (Вариант 1)
А1. ∠EAD=∠ВЕА=32° (накрест лежащие углы при ВС∥AD и секущей АЕ). ΔАВЕ – равнобедренный, следовательно, ∠Е=∠А=32°. В параллелограмме АВСD ∠А= 32°+32°=64°. ∠D=180°- 64°=116°. Ответ: Б.
А2. ΔNEK: K= 180°-60°-90°=30°, следовательно, NE=1/2NK, следовательно, NK= 4 см. NK=MP=4 см. Ответ: В.
А3. АВ=CD=5. ∠DEC=∠EDA(накрест лежащие углы при ВС∥AD, секущей ED), следовательно, ∠CED=∠CDE, следовательно, ΔCED – равнобедренный, CD=EC=5. ∠ВЕА=∠ЕАD (накрест лежащие углы при ВС∥AD, секущей ЕА), следовательно, ∠ВЕА=∠ВАЕ, следовательно, ΔВЕА – равнобедренный, АВ=ВЕ=5. ВС=ВЕ+ЕС=5+5=10. ВС=AD=10.
Ответ: А
А4. ∠F=∠N – противоположные углы параллелограмма. ΔNBA – равнобедренный, т.к. ∠F=∠N=∠A, следовательно, NB=BA=5 см. ВА∥CD (по усл.), BF∥ND (противоположные стороны параллелограмма), следовательно, ВА=CD=5 см. Ответ: В.
А5. А5. ∠В=∠D по свойству углов параллелограмма, следовательно, ∠В=140°: 2 =70°. ∠А+∠В=180°, как односторонние углы при параллельных прямых ВС и AD, секущей – АВ. ∠А=180°-70°=110°. Ответ: В.
А6. Пусть АВ=х, тогда ВС=2х.
, 6х=36, следовательно х=6. АВ=6, следовательно ВС=12. Ответ: Б.
В1. АВ∥CD, т.к. ∠BAC=∠ACD (по усл.) – накрест лежащие углы, АС – секущая. ВС∥AD, т.к. ∠BCA=∠DAC (по усл.) – накрест лежащие углы, АС – секущая. Следовательно, АВСD – параллелограмм по определению (противоположные стороны попарно параллельны)
В2. ΔВСН: ВН лежит против угла в 30°, следовательно, ВН=1/2ВС, следовательно, ВС=14 см. ВС=AD=14 см.
,пусть АВ=х, тогда
14+х+14, 2х+28=46, х=9. АВ=СD= 9 см.
Ответ: ВС=AD=14 см, АВ=СD= 9 см.
С1.
∠С=∠А, ∠D=∠B (как углы параллелограмма). Пусть ∠А=х°, тогда ∠С=х°. ΔMCD – равнобедренный, т.к. MD=DC (по усл.), следовательно, ∠С=∠М=х°. ΔABD – равнобедренный, т.к. BD=AD (по усл.), следовательно, ∠А=∠В=х°. Пусть ∠MBD=у°. ΔMВD – равнобедренный, т.к. ВМ=MD (по усл.), следовательно, ∠MBD=∠MDB=у°.
∠СMD=∠MBD+∠MDB=2у, следовательно, х=2у.
ВС∥AD: ∠А+∠АВС=180° (односторонние углы), ∠АВС=∠ABD+ ∠СBD, следовательно, ∠А+∠ABD+ ∠СBD=180°, отсюда х+х+у=180°, 2х+у=180°,5у=180°, у=36°, отсюда х=72°, следовательно, ∠А=∠С=72°. ∠АВС=180°-∠А=180°-72°=108°, следовательно, ∠D=∠B=108°.
Ответ: ∠А=∠С=72°, ∠D=∠B=108°.
С2.
MN∥KP – по свойству параллелограмма. ∠МNP=∠KPN – накрест лежащие углы, NP – секущая. NO=OP (по усл.), ∠NOA=∠BOP – вертикальные углы, следовательно, ΔNOA=ΔBOP, по стороне и двум прилежащим к ней углам, следовательно, АО=ОВ. Четырехугольник NAPB: NP, AB – диагонали, NO=OP, АО=ОВ. Следовательно, NAPB – параллелограмм по признаку (диагонали точкой пересечения делятся пополам).
Тест 1. Тема: «Параллелограмм»
Вариант 2.
Задания | Ответы | Правильный ответ |
А 1. Найти ∠D | А.140° | В.115° | |
Б.155° | Г.125° |
А2. ABCD – параллелограмм. Найти AD | А. 8 | В. 12 | |
Б. 10 | Г. 6 |
А3. ABCD-параллелограмм. АК-биссектриса. Найти | А. 39 | В. 72 | |
Б. 78 | Г. 80 |
А4. ABCD – параллелограмм. Найти MN | А. 7 см | В. 6 см | |
Б. 3 см | Г. 4 см |
А5. ABCD – параллелограмм. ∠В-∠С=40° Найти ∠D. | А. 140° | В. 80° | |
Б. 70° | Г. 110° |
А6. ABCD – параллелограмм. AB: BC=2:3. Найти BC | А. 7,2 | В. 21,6 | |
Б. 10,8 | Г. 14,4 |
В1. Докажите, что выпуклый четырехугольник ABCD является параллелограммом, если AB||CD, ∠A=∠C. | |
В2. На диагонали BD четырехугольника ABCD отмечены две точки P и Q, так что PB=QD. Докажите, что четырехугольник APCQ – параллелограмм. | |
С1. Точка пересечения биссектрис двух соседних углов параллелограмма принадлежит его стороне. Найдите отношение соседних сторон параллелограмма. | |
С2. Через точку пересечения диагоналей параллелограмма CDEF проведены две прямые, одна из которых пересекает стороны CD и EF в точках A и B соответственно, а другая – стороны DE и CF в точках M и K соответственно. Докажите, что четырехугольник AMBK – параллелограмм. | |
Оценка результатов теста 1 (Вариант 2)
Осуществить самопроверку по приведённым ответам (см. Ответы и решения заданий тестов) в соответствии с критериями, описанными в рекомендациях, самостоятельно заполнить таблицу.
Результаты выполнения теста 1 (Вариант 2)
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | В1 | В2 | С1 | С2 | Кол-во баллов | Отметка |
| | | | | | | | | | | |
Используя таблицу с критериями определения уровня успешности обучения, определить уровень и ответить на вопросы.
Самооценка учащегося
№ | Предлагаемые вопросы | Ответы обучающегося |
1 | Что нужно было сделать в тесте? | |
2 | Сколько заданий выполнено правильно? | |
3 | В каких заданиях допущены ошибки? (Записать их номера) | |
4 | Какие типы ошибок были допущены? (Перечислить ошибки, используя таблицу с типами ошибок, указать номер задания) | |
5 | Все задания теста выполнены полностью самостоятельно или была оказана помощь? | |
6 | Использованы ли при выполнении заданий дополнительные источники информации (книги, Интернет)? Указать их. | |
7 | Каков был уровень заданий в тесте? | |
8 | Задания какого уровня (А, В или С) были выполнены правильно? | |
9 | Сколько заданий каждого уровня было выполнено правильно? | |
10 | Какой уровень успешности выполнения заданий теста достигнут, по Вашему мнению? | |
11 | Исходя из своего уровня успешности, поставить отметку | |
Диагностическая таблица
№ | Учебные элементы | Наличие ошибки |
1 | Теорема о сумме углов треугольника | |
2 | Свойство противолежащих углов параллелограмма | |
3 | Определение накрест лежащих углов | |
4 | Определение равнобедренного треугольника и его свойства | |
5 | Свойство катета, лежащего напротив угла в 30 ° | |
6 | Определение периметра | |
7 | Определение прямоугольного треугольника | |
8 | Признаки равенства треугольников | |
9 | Признаки параллелограмма | |
10 | Определение параллелограмма | |
11 | Свойство диагоналей прямоугольника | |
Выполнить тест 1 (Вариант3 или 4, по выбору педагога) и сдать на проверку учителю.
Ответы и решения заданий теста 1 (Вариант 2)
А1. Δ АВС: ∠ В = 180 ° - (40 °+ 25 °) = 115 °; ∠В = ∠D = 115 ° (противоположные углы параллелограмма). Ответ: В
А2. ∠ADK = ∠DKC (накрест лежащие углы при ВС∥AD и секущей KD), следовательно, ∠CDK = ∠DKC, следовательно, Δ DKC – равнобедренный, DC = KC =8, AD = BC = BK+KC = 2+8 = 10. Ответ: Б
А3. ВС= ВК+КС=15+9=24. ∠DAK=∠BKA – накрест лежащие углы при BC∥AD, секущей АК. ΔВКА-равнобедренный, т.к. ∠ВАК=∠ВКА, следовательно, ВК=ВА=15.
Ответ: Б
А4. Δ BMN = Δ DPK (по 2ум сторонам и углу между ними), следовательно, MN = PK, Δ NCK = Δ MAP (по 2ум сторонам и углу между ними), следовательно, NK = MP, следовательно, MN =
– NK - MP)/2 = (20-7-7)/2 = 3. Ответ: Б
А5. Пусть ∠С=х, тогда ∠В=х+40°. ∠В+∠С= 180°, как односторонние углы при параллельных прямых ВС и АD и секущей АВ, следовательно, х+40+х=180, х=70, ∠С=70°, тогда ∠В=70°+40°=110° Ответ: Г
А6.
= AB+DC+BC+AD. Пусть АВ=2х, ВС=3х, тогда
= 2х+2х+3х+3х; 10х=36, следовательно, х=3,6, найдём ВС=3*3,6=10,8. Ответ: Б
В1. АВ∥СD (по усл.), следовательно, ∠1 = ∠2 (накрест лежащие углы, BD-секущая). ΔABD:
∠4=180°- ∠1-∠A, ΔBСD: ∠3=180°- ∠2-∠С, следовательно, ∠3 = ∠4. Рассмотрим Δ ABD и
ΔCBD: BD – общая, ∠1 = ∠2, ∠3 = ∠4, следовательно, по стороне и двум прилежащим к ней углам ΔABD = Δ CBD. По опр. Равных треугольников AB=CD. АВ∥ВС и AB=CD, то ABCD – параллелограмм по признаку.
В2. Δ ABP и Δ CDQ: AB=CD и АВ∥СD (по признаку параллелограмма). BP=QD, ∠1 = ∠2 (накрест лежащие углы при АВ∥СD и секущей BD), следовательно, Δ ABP = Δ CDQ (по двум сторонам и углу между ними), следовательно, AP=CQ. Аналогично Δ BPC = Δ ADQ, следовательно, PC=AQ. AP=CQ, PC=AQ, следовательно, APCQ – параллелограмм.
С1. ∠АВК=∠ВКС- накрест лежащие углы при АВ∥CD
и секущей ВК. ∠АВК=∠СВК, ВК-биссектриса по усл., следовательно, ∠СВК=∠СКВ, следовательно, ΔВСК – равнобедренный, следовательно, ВС=СК.
∠ВАК=∠DАК, АК-биссектриса по усл., ∠ВАК=∠DКА- накрест лежащие углы при АВ∥CD и секущей АК, следовательно, ∠DAK=∠DKA, следовательно, ΔDKA – равнобедренный, следовательно, AD=DK.
ВС=AD, как стороны параллелограмма, следовательно, ВС=AD=DK=CK.
Ответ:
.
С2.
∠АСО=∠ВЕО – накрест лежащие углы при CD∥EF и секущей ЕС.
∠АОС=∠ЕОВ -вертикальные углы.
СО=ОЕ (по св-ву диагоналей параллелограмма), следовательно ΔАОС=ΔЕОВ (по стороне и двум прилежащим к ней углам), следовательно АО=ОВ.
∠ОDM=∠OFK – накрест лежащие углы при DE∥CF, секущей DF.
∠DOM=∠FOK – вертикальные углы.
DO=OF (по свойству диагоналей параллелограмма), следовательно, ΔDOM=ΔKOF (по стороне и двум прилежащим к ней углам), следовательно, ОМ=ОК.
АМВК: АВ, МК – диагонали. АО=ОВ, ОМ=ОК, следовательно АМВК – параллелограмм по признаку.