СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение формирующего оценивания при проведении контроля знаний по теме «Параллелограмм и его свойства»

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение формирующего оценивания при проведении контроля знаний по теме «Параллелограмм и его свойства»»

Применение формирующего оценивания при проведении контроля знаний по теме «Параллелограмм и его свойства».

Оценка и самооценка результатов выполнения

Выполнение заданий уровня А осуществляется в тестовой форме и оценивается 1 баллом. Выполнение заданий уровня В осуществляется в письменной форме и оценивается 0-1 баллом, критерии оценивания указаны в таблице.

Критерии оценивания ответа на задание В

Баллы

Ход решения верный, все шаги выполнены правильно, получен верный ответ

1

Ход решения не верный, допущена вычислительная или математическая ошибка, задание не доведено до конца

0

Выполнение заданий уровня С – 0-2 баллами. Критерии оценивания указаны в таблице.

Критерии оценивания ответа на задание С

Баллы

Ход решения верный, все шаги выполнены правильно, получен верный ответ

2

Ход решения верный, допущена вычислительная ошибка, с её учетом решение доведено до конца;

или ход решения верный, математических ошибок нет, задание не доведено до конца

1

Другие случаи, не соответствующие указанным критериям

0

Максимальное количество баллов за выполнение каждого теста – 12. Критерии выставления отметки в зависимости от набранных баллов представлены в таблице.

Количество набранных баллов

Менее 4

4-6

7-9

10-12

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Распределение заданий по уровням сложности осуществляется следующим образом:

Задания уровня А: задания базового уровня сложности, проверяющие усвоение основных понятий, теоретических элементов содержания изучаемой темы.

Задания уровня В: задания среднего уровня сложности, решение задач по уже усвоенному алгоритму, требующие осмысленного применения полученных знаний и умений по изучаемой теме.

Задания уровня С: задания повышенного уровня сложности, решение не алгоритмизированных задач, задач, требующих большого количества преобразований по сравнению с заданиями уровня А и В. Задания направлены на проверку умений систематизировать, анализировать, проводить доказательные рассуждения по материалу изучаемой темы.

При определении уровня успешности обучения по теме можно использовать следующие критерии.

Уровень

Критерии

Не достигнут необходимый уровень

Не решены типовые, много раз отработанные задачи

Необходимый (базовый) уровень

Решены типовые задачи, подобные тем, что решали много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания

Повышенный (программный) уровень

Решены нестандартные задачи, где требуется применить либо новые знания по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

Максимальный (необязательный) уровень

Решены задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где требуются либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения.











Информация о результатах учебных достижений по математике каждого учащегося может сопровождаться общим выводом-оценкой, критерии которого приведены в таблице.

Вывод-оценка по результатам письменных работ

Вывод-оценка уровня успешности обучения

Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня

Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями

Правильно выполнено не менее 50% заданий необходимого (базового) уровня

Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач

Правильно выполнено не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и получено не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня

Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применений учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач

В результате применения данной системы оценивания итоговая оценка учебной деятельности покажет учителю и учащемуся действительную картину состояния его процесса обучения, что позволит произвести коррекцию процесса, спрогнозировать результаты обучения, соотнести состояние учебной успешности в начале обучения и на выходе; обеспечит формирование у школьников умения осознавать свои мотивы в учебной работе; формирование не только предметных образовательных результатов, но прежде всего личности учащегося, овладение им универсальными общеучебными умениями и навыками, которые обеспечат успешность учебно-познавательной деятельности в течение всей жизни.

Современное доведение учителем накопленной информации до родителей (или отслеживание подобным образом результатов самими учащимися, родителями) будет способствовать созданию объективной картины и поможет избежать проблем при выстраивании дальнейшей траектории обучения будущего выпускника и выборе его профессиональной деятельности.

Данный тест может применяться на завершающем этапе изучения темы «Параллелограмм», конкретно при изучении следующих тем: «Параллелограмм. Признаки параллелограмма.», «Решение задач по теме параллелограмм», так же тест может применяться для организации повторения по теме «Параллелограмм», либо перед проведением контрольной работы по теме «Четырехугольники».



Тест 1. Тема: «Параллелограмм»

Вариант 1

Задания

Ответы

Правильный ответ

А 1. АВСD – параллелограмм. Найти D.

А.64°

В.164°


Б.116°

Г.148°

А2. MNKP – параллелограмм. Найти MP

А. 2 см

В. 4 см


Б. 1 см

Г. 5 см

А3. ABCD – параллелограмм. Найти

А. 30

В. 40


Б. 20

Г. 25

А4. NBFD – параллелограмм. АВ∥CD. Найти CD

А. 4 см

В. 5 см


Б. 2 см

Г. 9 см

А5. ABCD – параллелограмм. Найти А, если В+D=140°.

А. 70°

В. 110°


Б. 140°

Г. 120°

А6. ABCD – параллелограмм. AB: BC=1:2. Найти ВС

А.6

В.18


Б.12

Г.24

В1. Докажите, что выпуклый четырехугольник ABCD является параллелограммом, если BAC=ACD и BCA=DAC.


В2. В параллелограмме АВСD известно, что С=30°, высота ВН, проведенная к стороне СD, равна 7 см, а периметр параллелограмма равен 46 см. Найдите стороны параллелограмма.


С1. На стороне ВС параллелограмма ABCD существует такая точка М, что ВМ=MD=CD. Найдите углы параллелограмма, если AD = BD. 


С2.  Через середину O диагонали NP параллелограмма MNKP проведена прямая, пересекающая стороны MN и KP в точках A и B соответственно. Докажите, что четырёхугольник ANBP-параллелограмм.




















Оценка результатов теста 1 (Вариант 1)

Таблица ответов на задания теста 1 (Вариант1)

А1

А2

А3

А4

А5

А6

В1

В2

С1

С2











Результаты выполнения теста 1 (Вариант 1)

А1

А2

А3

А4

А5

А6

В1

В2

С1

С2

Кол-во баллов

Отметка













Диагностическая таблица

Учебные элементы

Наличие ошибки

1

Определение параллелограмма


2

Свойство противоположных углов в параллелограмме


3

Определение накрест лежащих углов


4

Определение равнобедренного треугольника


5

Свойство углов равнобедренного треугольника


6

Признаки равенства треугольников


7

Признаки параллелограмма


8

Свойство катета, лежащего против угла в 30°


9

Свойство внешнего угла треугольника


10

Определение односторонних углов


11

Свойство диагоналей параллелограмма


12

Определение вертикальных углов


Рекомендации по коррекции знаний и умений:

Повторить:

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнить упражнения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнить тест 1 (Вариант2).

Ответы и решения заданий теста 1 (Вариант 1)

А1. EAD=ВЕА=32° (накрест лежащие углы при ВС∥AD и секущей АЕ). ΔАВЕ – равнобедренный, следовательно, Е=А=32°. В параллелограмме АВСD А= 32°+32°=64°. D=180°- 64°=116°. Ответ: Б.

А2. ΔNEK: K= 180°-60°-90°=30°, следовательно, NE=1/2NK, следовательно, NK= 4 см. NK=MP=4 см. Ответ: В.

А3. АВ=CD=5. DEC=EDA(накрест лежащие углы при ВС∥AD, секущей ED), следовательно, CED=CDE, следовательно, ΔCED – равнобедренный, CD=EC=5. ВЕА=ЕАD (накрест лежащие углы при ВС∥AD, секущей ЕА), следовательно, ВЕА=ВАЕ, следовательно, ΔВЕА – равнобедренный, АВ=ВЕ=5. ВС=ВЕ+ЕС=5+5=10. ВС=AD=10. Ответ: А

А4. F=N – противоположные углы параллелограмма. ΔNBA – равнобедренный, т.к. F=N=A, следовательно, NB=BA=5 см. ВА∥CD (по усл.), BF∥ND (противоположные стороны параллелограмма), следовательно, ВА=CD=5 см. Ответ: В.

А5. А5. В=D по свойству углов параллелограмма, следовательно, В=140°: 2 =70°. А+В=180°, как односторонние углы при параллельных прямых ВС и AD, секущей – АВ. А=180°-70°=110°. Ответ: В.

А6. Пусть АВ=х, тогда ВС=2х. , 6х=36, следовательно х=6. АВ=6, следовательно ВС=12. Ответ: Б.

В1. АВ∥CD, т.к. ∠BAC=∠ACD (по усл.) – накрест лежащие углы, АС – секущая. ВС∥AD, т.к. ∠BCA=∠DAC (по усл.) – накрест лежащие углы, АС – секущая. Следовательно, АВСD – параллелограмм по определению (противоположные стороны попарно параллельны)

В2. ΔВСН: ВН лежит против угла в 30°, следовательно, ВН=1/2ВС, следовательно, ВС=14 см. ВС=AD=14 см. ,пусть АВ=х, тогда 14+х+14, 2х+28=46, х=9. АВ=СD= 9 см.

Ответ: ВС=AD=14 см, АВ=СD= 9 см.

С1.

∠С=∠А, ∠D=∠B (как углы параллелограмма). Пусть ∠А=х°, тогда ∠С=х°. ΔMCD – равнобедренный, т.к. MD=DC (по усл.), следовательно, ∠С=∠М=х°. ΔABD – равнобедренный, т.к. BD=AD (по усл.), следовательно, ∠А=∠В=х°. Пусть ∠MBD=у°. ΔMВD – равнобедренный, т.к. ВМ=MD (по усл.), следовательно, ∠MBD=∠MDB=у°.

∠СMD=∠MBD+∠MDB=2у, следовательно, х=2у.

ВС∥AD: ∠А+∠АВС=180° (односторонние углы), ∠АВС=∠ABD+ ∠СBD, следовательно, ∠А+∠ABD+ ∠СBD=180°, отсюда х+х+у=180°, 2х+у=180°,5у=180°, у=36°, отсюда х=72°, следовательно, ∠А=∠С=72°. ∠АВС=180°-∠А=180°-72°=108°, следовательно, ∠D=∠B=108°.

Ответ: ∠А=∠С=72°, ∠D=∠B=108°.

С2.









MN∥KP – по свойству параллелограмма. ∠МNP=∠KPN – накрест лежащие углы, NP – секущая. NO=OP (по усл.), ∠NOA=∠BOP – вертикальные углы, следовательно, ΔNOA=ΔBOP, по стороне и двум прилежащим к ней углам, следовательно, АО=ОВ. Четырехугольник NAPB: NP, AB – диагонали, NO=OP, АО=ОВ. Следовательно, NAPB – параллелограмм по признаку (диагонали точкой пересечения делятся пополам).

























Тест 1. Тема: «Параллелограмм»

Вариант 2.

Задания

Ответы

Правильный ответ

А 1. Найти D

А.140°

В.115°


Б.155°

Г.125°

А2. ABCD – параллелограмм. Найти AD

А. 8

В. 12


Б. 10

Г. 6

А3. ABCD-параллелограмм. АК-биссектриса.

Найти




А. 39

В. 72


Б. 78

Г. 80

А4. ABCD – параллелограмм. Найти MN

А. 7 см

В. 6 см


Б. 3 см

Г. 4 см

А5. ABCD – параллелограмм.

∠В-С=40° Найти D.

А. 140°

В. 80°


Б. 70°

Г. 110°

А6. ABCD – параллелограмм. AB: BC=2:3. Найти BC



А. 7,2



В. 21,6


Б. 10,8

Г. 14,4

В1. Докажите, что выпуклый четырехугольник ABCD является параллелограммом, если AB||CD, A=C.


В2. На диагонали BD четырехугольника ABCD отмечены две точки P и Q, так что PB=QD. Докажите, что четырехугольник APCQ – параллелограмм.


С1. Точка пересечения биссектрис двух соседних углов параллелограмма принадлежит его стороне. Найдите отношение соседних сторон параллелограмма.


С2. Через точку пересечения диагоналей параллелограмма CDEF проведены две прямые, одна из которых пересекает стороны CD и EF в точках A и B соответственно, а другая – стороны DE и CF в точках M и K соответственно. Докажите, что четырехугольник AMBK – параллелограмм.
















Оценка результатов теста 1 (Вариант 2)

Осуществить самопроверку по приведённым ответам (см. Ответы и решения заданий тестов) в соответствии с критериями, описанными в рекомендациях, самостоятельно заполнить таблицу.

Результаты выполнения теста 1 (Вариант 2)

А1

А2

А3

А4

А5

А6

В1

В2

С1

С2

Кол-во баллов

Отметка













Используя таблицу с критериями определения уровня успешности обучения, определить уровень и ответить на вопросы.

Самооценка учащегося

Предлагаемые вопросы

Ответы обучающегося

1

Что нужно было сделать в тесте?


2

Сколько заданий выполнено правильно?


3

В каких заданиях допущены ошибки? (Записать их номера)


4

Какие типы ошибок были допущены? (Перечислить ошибки, используя таблицу с типами ошибок, указать номер задания)


5

Все задания теста выполнены полностью самостоятельно или была оказана помощь?


6

Использованы ли при выполнении заданий дополнительные источники информации (книги, Интернет)? Указать их.


7

Каков был уровень заданий в тесте?


8

Задания какого уровня (А, В или С) были выполнены правильно?


9

Сколько заданий каждого уровня было выполнено правильно?


10

Какой уровень успешности выполнения заданий теста достигнут, по Вашему мнению?


11

Исходя из своего уровня успешности, поставить отметку




Диагностическая таблица

Учебные элементы

Наличие ошибки

1

Теорема о сумме углов треугольника


2

Свойство противолежащих углов параллелограмма


3

Определение накрест лежащих углов


4

Определение равнобедренного треугольника и его свойства


5

Свойство катета, лежащего напротив угла в 30 °


6

Определение периметра


7

Определение прямоугольного треугольника


8

Признаки равенства треугольников


9

Признаки параллелограмма


10

Определение параллелограмма


11

Свойство диагоналей прямоугольника


Выполнить тест 1 (Вариант3 или 4, по выбору педагога) и сдать на проверку учителю.





















Ответы и решения заданий теста 1 (Вариант 2)

А1. Δ АВС: В = 180 ° - (40 °+ 25 °) = 115 °; В = D = 115 ° (противоположные углы параллелограмма). Ответ: В

А2. ADK = DKC (накрест лежащие углы при ВС∥AD и секущей KD), следовательно, CDK = DKC, следовательно, Δ DKC – равнобедренный, DC = KC =8, AD = BC = BK+KC = 2+8 = 10. Ответ: Б

А3. ВС= ВК+КС=15+9=24. DAK=BKA – накрест лежащие углы при BC∥AD, секущей АК. ΔВКА-равнобедренный, т.к. ВАК=ВКА, следовательно, ВК=ВА=15. Ответ: Б

А4. Δ BMN = Δ DPK (по 2ум сторонам и углу между ними), следовательно, MN = PK, Δ NCK = Δ MAP (по 2ум сторонам и углу между ними), следовательно, NK = MP, следовательно, MN = – NK - MP)/2 = (20-7-7)/2 = 3. Ответ: Б

А5. Пусть ∠С=х, тогда ∠В=х+40°. ∠В+∠С= 180°, как односторонние углы при параллельных прямых ВС и АD и секущей АВ, следовательно, х+40+х=180, х=70, ∠С=70°, тогда ∠В=70°+40°=110° Ответ: Г

А6. = AB+DC+BC+AD. Пусть АВ=2х, ВС=3х, тогда = 2х+2х+3х+3х; 10х=36, следовательно, х=3,6, найдём ВС=3*3,6=10,8. Ответ: Б

В1. АВСD (по усл.), следовательно, 1 = 2 (накрест лежащие углы, BD-секущая). ΔABD:

∠4=180°- 1-A, ΔBСD: 3=180°- 2-С, следовательно, 3 = 4. Рассмотрим Δ ABD и

ΔCBD: BD – общая, 1 = 2, 3 = 4, следовательно, по стороне и двум прилежащим к ней углам ΔABD = Δ CBD. По опр. Равных треугольников AB=CD. АВ∥ВС и AB=CD, то ABCD – параллелограмм по признаку.

В2. Δ ABP и Δ CDQ: AB=CD и АВ∥СD (по признаку параллелограмма). BP=QD, 1 = 2 (накрест лежащие углы при АВ∥СD и секущей BD), следовательно, Δ ABP = Δ CDQ (по двум сторонам и углу между ними), следовательно, AP=CQ. Аналогично Δ BPC = Δ ADQ, следовательно, PC=AQ. AP=CQ, PC=AQ, следовательно, APCQ – параллелограмм.



С1. ∠АВК=∠ВКС- накрест лежащие углы при АВ∥CD

и секущей ВК. ∠АВК=∠СВК, ВК-биссектриса по усл., следовательно, ∠СВК=∠СКВ, следовательно, ΔВСК – равнобедренный, следовательно, ВС=СК.

∠ВАК=∠DАК, АК-биссектриса по усл., ∠ВАК=∠DКА- накрест лежащие углы при АВ∥CD и секущей АК, следовательно, ∠DAK=∠DKA, следовательно, ΔDKA – равнобедренный, следовательно, AD=DK.

ВС=AD, как стороны параллелограмма, следовательно, ВС=AD=DK=CK.



Ответ: .



С2.









∠АСО=∠ВЕО – накрест лежащие углы при CD∥EF и секущей ЕС.

∠АОС=∠ЕОВ -вертикальные углы.

СО=ОЕ (по св-ву диагоналей параллелограмма), следовательно ΔАОС=ΔЕОВ (по стороне и двум прилежащим к ней углам), следовательно АО=ОВ.

∠ОDM=∠OFK – накрест лежащие углы при DE∥CF, секущей DF.

∠DOM=∠FOK – вертикальные углы.

DO=OF (по свойству диагоналей параллелограмма), следовательно, ΔDOM=ΔKOF (по стороне и двум прилежащим к ней углам), следовательно, ОМ=ОК.

АМВК: АВ, МК – диагонали. АО=ОВ, ОМ=ОК, следовательно АМВК – параллелограмм по признаку.