СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Курсовая работа.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт
(филиал) федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Факультет спорта и безопасности жизнедеятельности
Кафедра безопасности жизнедеятельности и физической культуры
Применение игрового метода на занятиях физической культуры для развития скоростно-силовых способностей у подростков 13 – 14 леТ
Курсовая работа
по дисциплине «Методика обучения физической культуре»
Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
профиль «Физическая культура»
Оценка: ___________________ | Исполнитель: Чехов Вячеслав Сергеевич |
Дата: ____________________ | студент ФСБЖ группы Нт-401о ФК |
|
|
Подпись: _________________ | Научный руководитель: Мишина Е. Г. Доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и физической культуры
|
Нижний Тагил
2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
|
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ 13-14 ЛЕТ…………. | 3
6 |
1.1. Общая характеристика скоростно-силовых способностей…. | 6 |
1.2. Характеристика психического развития в подростковом возрасте …………………………………………………………………... |
9 |
1.3. Игровой метод как средство развития скоростно-силовых способностей подростков ………………………………………………. |
14 |
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИГРОВОГО МЕТОДА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ ……………………… |
19 |
2.1. Организация и методы исследования скоростно-силовых способностей подростков 13-14 лет……………………………………… |
19 |
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования по применению игрового метода на занятиях физической культурой, направленных на развитие скоростно-силовых способностей подростков 13-14 лет.............................................................................. |
25 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... | 34 |
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………. | 36 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………. | 39 |
ВВЕДЕНИЕ
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту основного общего образования, одной из задач школы является необходимость формирования у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни. Одна из главных задач, решаемых учителем на уроках физической культуры, является формирование наиболее приемлемого развития физических качеств и способностей, присущих человеку. Одной из таких способностей являются скоростно-силовые способности. Они нужны в обычной жизни человека при выполнении трудовой и бытовой деятельности. Исследования многих учёных подтверждают, что развитие скоростно-силовых способностей нужно для изучения техники разных видов спорта, таких как прыжки, гимнастика, баскетбол, плавание, лыжный спорт и многих других.
В практике физического воспитания отмечается, что общие показатели развития двигательной активности и скоростно-силовой подготовки отнюдь не растут в сторону их улучшения. Ученые отмечают, что в настоящий момент состояние развития физических качеств у детей и подростков имеет все предпосылки к их снижению, что в последующем может стать препятствием для дальнейшей спортивной деятельности, и, что особо настораживает, может повлечь за собой более серьезные проблемы, связанные с выполнением трудовых функций в современных условиях в различных сферах производства, и также к службе в армии [8].
Актуальность темы заключается в том, что развитие скоростно-силовых способностей имеет особое значение для формирования двигательных качеств и физического состояния человека. Это остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта.
Для развития скоростно-силовых способностей у учащихся подросткового возраста одним из главных методов является игровой метод. Для него характерно яркое проявление эмоций, творческих способностей, активности, инициативы. Играя, подросток развивается, у него формируются условные рефлексы, в тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем, при постоянном взаимодействии организма с окружающей средой и при решающем влиянии воспитания как организованного педагогического процесса.
При анализе состояния проблемы по развитию скоростно-силовых способностей у обучающихся на уроках физической культуры, выявилось следующее противоречие: между объективно существующей потребностью учителей развивать скоростно-силовые способности на уроках физической культуры и недостаточностью научно обоснованных методик, способствующих решению этой актуальной для физической культуры проблемы.
Исходя из выявленного противоречия, была сформулирована проблема, которая состоит в применении игрового метода для развития скоростно-силовых способностей у обучающихся на уроках физической культуры
Объект исследования: скоростно-силовые способности подростков 13-14 лет.
Предмет исследования: игровой метод, как средство развития скоростно-силовых способности подростков 13-14 лет.
Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать влияние игрового метода на развитие скоростно-силовых способностей у подростков 13-14 лет.
Гипотеза исследования: можно предположить, что если мы будем применять игровой метод на уроках физической культуры, то это будет способствовать развитию скоростно-силовых способностей у подростков 13-14 лет.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие и виды скоростно-силовых способностей, особенности их развития.
2. Охарактеризовать психическое развитие в подростковом возрасте.
3.Проанализировать результаты исследования скоростно-силовых способностей подростков 13-14 лет.
4.Провести опытно-экспериментальную работу, направленную на развитие скоростно-силовых способностей подростков при использовании игрового метода, провести сравнительный анализ и сделать выводы.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ научной и методической литературы. Практические методы: наблюдение.
База исследования: учащиеся 7-8-х классов в количестве 45 человек, МАОУ СОШ № 87 (г. Нижний Тагил).
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (20 источников). Объем работы составляет 40 страниц, в ней 1 таблица,6 диаграмм, и приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ 13-14 ЛЕТ
1.1. Общая характеристика скоростно-силовых способностей
В современном тренировочном процессе одно из важнейших мест занимает скоростно-силовая подготовка, связано это прежде всего с тем, именно она может не только способствовать не только формированию и совершенствованию функциональных способностей человеческого организма, но и помогает спортсменам достигать высоких результатов в избранном виде спорта. Гармоничное сочетание средств и методов комплексного формирования качеств быстроты и силы называют скоростно-силовой подготовкой [21]
Скоростно-силовые способности являются своеобразным соединением собственно-силовых и скоростных способностей. Скоростно-силовые качества являются способностью развивать максимальные мышечные усилия за минимальный отрезок времени. В их основе лежат свойства нервно мышечной системы, которые позволяют совершать определенные действия, где кроме максимальной быстроты движений необходимо значительное мышечное напряжение. Другими словами, термин «скоростно-силовые качества» означает способность человека проявлять максимум усилий в кратчайшие сроки при сохранении оптимальной амплитуды движения. В научном понимании скоростно-силовые способности, являются не только соединением быстроты и силы, это область между максимальным параметром напряжения мышц при их медленном сокращении и максимальная скорость движения в состоянии минимального отягощения [25].
Как отмечает В.Н. Кряж, как правило, «сферой, где проявляются скоростно-силовые способности, являются те двигательные действия, в которых необходима не только высокая сила мышц, но и достаточная быстрота выполнения действий», например, при выполнении прыжков в длину с места; при финальном усилии во время выполнения упражнения «Метание мяча» и др. Также следует отметить, что если, например, в момент становой тяги человек преодолевает существенное отягощение, то большую роль будет играть именно силовой компонент, и, напротив, при меньшем отягощении большую роль играет скоростной компонент [22].
Скоростно-силовые способности напрямую зависят от состояния нервно мышечного аппарата, той абсолютной величины мышц, которой обладает данный индивид и от индивидуальной способности мышц конкретного человека к быстрому нарастанию усилий в начале выполнения движения [13]. Структура скоростно-силовых качеств:
1. Абсолютная сила – максимальная сила, которую проявляет человек при какой-либо двигательной активности вне зависимости от массы его тела;
2. Стартовая сила - способность мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент напряжения.
3. Ускоряющая сила - способность мышц к быстрому наращиванию рабочего усилия в условиях начавшегося их сокращения.
4. Абсолютная быстрота сокращения мышц.
Градиент силы (то есть ее прирост за определенный период времени) является важным фактором в проявлении скоростно-силовых качеств. Наиболее распространенной формой проявления изучаемых качеств являются прыжковые упражнения. Скорость может быть общей и специальной. Скорость движений, частота и скорость реакции зависят от уровня спортивной техники. Овладение наиболее рациональной формой движений (правильное расположение центра тяжести тела, направление усилий, ускорение рычагов, использование инерции и т.д.) позволяет выполнять их быстрее. Но быстрое движение в спорте большей частью выполняется с проявлением большой мышечной силой «взрывной», и быстрой силой [36].
Взрывная сила – один из важнейших показатель развития скоростно-силовых способностей, в ней проявляется физической качество, при котором человек выполняя двигательное действие может за очень короткий момент времени достигать максимальных силовых показателей [40].
Этой способности можно выделить две составляющие: стартовую и ускоряющую силу. Первая, из которых характеризует способность мышц на начальный этап физического действия быстро достигнуть рабочего усилия. Ускоряющая сила - способность мышц к скорости наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения [40].
Эти рассмотренные элементы структуры физической активности, являясь врожденными способностями нервно мышечного аппарата человека, используются им при реализации скоростно-силовых способностей в неодинаковой мере. Это зависит от внешних условий, которые влияют на выполнение скоростно-силовых действий: чем меньше сопротивление движению и чем оно короче, тем большую роль играют абсолютная скорость движения и начальная сила, и наоборот.
Скоростно-силовые способности во многом зависят от наследственных факторов, и в первую очередь от композиции мышц. Как известно мышечные волокна делятся на группы: медленные и быстрые. Их соотношение у разных людей различное и не изменяется в течение жизни. «Преобладание быстрых мышечных волокон способствует наилучшему проявлению скоростных и скоростно-силовых качеств. Однако наследственные предпосылки сами по себе еще не гарантируют достаточного развития скоростно-силовых качеств. Обязательным условием являются многолетняя, систематическая тренировка. Чем раньше будет начато развитие скоростно-силовых способностей, тем лучше» [2].
Считается, что в физическом воспитании детей и подростков скоростно-силовым способностям необходимо уделять особое внимание. Связано это, прежде всего с тем, что скоростно-силовые навыки являются показателем не только гармонично развитого организма, но и помогает человеку добиться высоких результатов в спорте, а также является одним из существенных критериев, согласно которым человек может осуществлять ту или иную профессиональную деятельность [1].
1.2. Характеристика психического развития в подростковом возрасте
Для того, чтобы решить проблему развития скоростно-силовых способностей подростков 13-14 лет на уроках физической культуры, нужно конечно в первую очередь обратить внимание на психолого-педагогические особенности этого возраста. Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, который соответствует началу перехода от детства к юности и связан с большими переменами в области осмысления, деятельности и системы отношений личности. Этот этап характеризуется активным ростом подростка, развитием организма в процессе полового созревания, и конечно это оказывает глубокое воздействие на психофизиологические особенности ребёнка. Младший подростковый возраст был определен как этап, после которого заканчивается половое созревание: от возникновения вторичных половых признаков до наступления половой зрелости. Психологические детские процессы сменяются поведением, свойственным для подростков. При таком подходе подростковый возраст может быть разделён на 2 весомых шага: этап полового созревания, который начинается от начала возникновения вторичных половых признаков и этап социального созревания, когда подросток формируется как личность и становится участником общества зрелых людей. Переход от детства к юности сопровождается подъёмом и активностью физического, сексуального, и психо-социального подъема и обучения. Подростки начинают стыдиться своего тела, потому что в это время их уровень физической зрелости в этом возрасте еще очень далек от совершенства. Если говорить другими словами, то подросток – это человек, который уже не ребенок, но еще и не взрослый.
Психология подросткового возраста относительно не так давно стала выделяться, как самостоятельная область исследования в возрастной и педагогической психологии. По исследованию Г.А. Цукерман, интервал 13-14 лет, это в большей степени нераскрытая область психологии. В данном возрасте преобладают эмоциональный фон подростка и его очень низкая самооценка. Учителя, которые работают с детьми младшего подросткового возраста отмечают, что на уроках у них наблюдается самый низкий уровень внимательности, сосредоточенности, излишняя неусидчивость, частая отвлекаемость и забывчивость обучающихся. Во взаимоотношениях учителей и обучающихся возникает напряжённость, приходится контролировать и регулировать это поведение обучающихся гораздо более строго, чем в предыдущих и последующих возрастах. Основная масса исследователей детского и подросткового возраста высказывают, что конфликты переходного возраста возникают в следствии того, что происходит взросление во всех социальных системах, тем более в семье и в школе. Семьи, которые достаточно хорошо находят контакты на протяжении всей жизни ребенка, обеспечивают плавный переход от конфликтных детско-взрослых отношений авторитаризма, конфликта и послушания, ко всё более партнерским, дружеским отношениям. Те семьи, которые не находят контактов с подростками, останавливаются на каких-либо промежуточных шаблонах взаимоотношений, вокруг которых разворачиваются недоброжелательные отношения.
Изменения в подростковом периоде шаг за шагом охватывают четыре части развития: тело, мышление, социальную жизнь и самосознание. Эти этапы развития выделяются желанием в большей сексуальной и социальной личной свободе. У современного ребенка сначала происходит половое созревание, затем органическое, а завершающим является социальное созревание. Подростковый возраст характеризуется резкими, активными изменениями, затрагивающими все стороны развития, как биологические, так и психологические. Главным моментом психологического развития младшего подросткового возраста, его важнейшим проявлением, является формирование нового уровня самосознания, ориентирующееся на стремление понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющее подростка с другими взрослыми людьми, но также и отличающее его от всех. Именно в половозрелый период, влияние общества, ближайшего окружения, оказывает на подростка огромное влияние. У подростков активно расширяются контакты со сверстниками. Его отношения с одноклассниками и сверстниками становятся более избирательными и устойчивыми, при этом приобретают главное значение. Общаясь со сверстниками, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, условия социального поведения, вырабатывают критерии оценивания себя и других, поэтому общение подростков с одноклассниками, следует считать важнейшим условием для их индивидуального развития. Центральную роль в становлении личности подростка играют происходящие в нем физиологические изменения. Как указывает в своей теории М. Кле, скорость, с которой происходят психологические перемены, ломает тот обычный образ человека, который сформировался ещё в детстве, и требует постоянного изменения [12]. Эти изменения, с большой активностью, изменяют психологические позиции, которые должен совершить подросток. У подростка наступает физическая зрелость, и очевидно, как для самого подростка, так и для его окружения, что сохранение детского статуса уже невозможно. У детей подросткового возраста, выявляется высокий уровень тревожности, сосредоточенности и отрицанием себя, связанный со своей внешностью. Это беспокойство продолжает расти в половозрелый период, принимает все более напряжённый и неблагоприятный оттенок. Образ личности ребёнка, который раньше был относительно постоянный между 8 и 11 годами, теперь вынужден претерпевать множественные изменения, которые достигаются максимума в 14 лет. В период между 11 и 15 годами младшие подростки вместо определения нелюбимых черт своего характера, часто путают их с физическими параметрами и делают неправильные выводы, и только много позднее они начинают определять в них характеристики своей личности и особенностей своего социального образа действий. Реакция подростков на происходящие с ними физические изменения исследовалась многими учеными. Например, М. Кле, констатировали, что у 30% девочек и 20% мальчиков подросткового возраста, наблюдается беспокойство по поводу своих параметров роста и веса. Девочки боятся оказаться слишком высокими и толстыми, а мальчики – слишком маленькими и худыми. Физические качества, как указывает М. Кле, являются для подростков одной из главной характеристик идеального образа человека своего пола. Лишний вес представляет собой важную проблему в подростковом возрасте, особенно потому, что он приобретается именно в это время. Социальное развитие в подростковом возрасте характеризуется следующими особенностями:
– у подростка продолжают оставаться те же условия, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него уже появились новые ценностные ориентиры. Так, стремясь к самостоятельности в семье, подросток сталкивается с тем, что родители могут относиться к нему еще как к «ребенку»;
– меняется отношение к школе, обучение отходит на второй план, она становится местом активного общения со сверстниками;
– с одной стороны, подросток стремится вырваться из детского возраста, стать взрослым и самостоятельным, а с другой, – мир детства ещё привлекает его, так как в нём было не слишком много ответственности и больших обязанностей.
Стремление к взрослости проявляется в постепенном отдалении от родителей. Подросток требует самостоятельности, свободы, независимости, уважения к своим секретам. В возрасте 13–14 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание с родителями. Однако их часто ждёт разочарование, так как их ценности различны. В подростковом возрасте характерны разногласия со взрослыми и, в частности, с родителями. В основном это связано с одеждой, причёсками, свободным временем, школой и материальными вопросами. Меняется отношение к обучению, появляется желание к самообразованию. Подросткам кажется, что они могут самостоятельно найти пути обучения, без помощи взрослых. Но очень часто наблюдается расхождение между мыслительными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие. Чувство взрослости, которое приходит к подростку выражается во внимательном отношении к своему внешнему виду, имиджу, формируемому одеждой и определённым поведением. Забота о собственной привлекательности в виде стремления подогнать свой облик под образцы моды может отнимать очень много времени, особенно у девочек. Для развития личности подростка немалое значение имеет интерес к сверстникам противоположного пола. Очень важным направлением в процессе взросления, является связь развития содержательных интересов с желанием строить свои планы на будущее. Это стремление появляется как следствие желания что-то знать, что-то уметь делать «по-настоящему». Поэтому с становлением взрослости наблюдается также и изменение в познавательной деятельности подростка, содержание которой начинает выходить за пределы школьной программы. Эта учебная деятельность может касаться науки, техники, искусства. В младшем подростковом возрасте становится главной направленность познавательных процессов, в результате чего у подростков начинают возникать определенные профессиональные намерения. Особенностью этого возраста является познавательная активность, стремление к изучению нового и интересного. На основании совпадения интересов, между сверстниками и одноклассниками устанавливаются контакты, у них находятся общие темы для разговора, интересные для них. Знания, их глубина и объем в подростковом возрасте становятся одним из существенных и главных критериев в оценке взрослого, своих сверстников и самого себя.
Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Подростковый комплекс включает в себя:
– эмоциональное отношение при оценке посторонних к внешности подростка, его способностей;
– чрезмерная самоуверенность к тому, что подросток всегда прав и агрессивные суждения в отношении окружающих;
– внимательность, которая чередуется с агрессивностью и безразличием, мнимая застенчивость, которая чередуется с грубостью и наглостью, желание подростка быть признанным и оценённым другими людьми – с независимостью на показ, борьба с общепринятыми правилами и законами, распространёнными идеалами перемежается с преклонением случайным кумирам.
1.3. Игровой метод как средство развития скоростно-силовых способностей подростков
Игровой метод предусматривает воспитание скоростно-силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма.
Подростковый период – время бурного развития организма ребенка. Игры для учеников 13-14 лет заметно отличаются от игр младших школьников. Количество игр значительно уменьшается, а содержание их усложняется. Эти изменения поясняются особенностями развития на данном этапе. В связи с большими перестройками в организме подростка, несколько замедляется непрерывное усовершенствование его двигательных функций. Поэтому в каждой части тренировки нужно подбирать разнообразные подвижные игры, которые оказывают содействие повышенной двигательной деятельности. В игре формируются личность подростка, происходят разнообразные изменения в их психике, подготовительный период к новой более развитой стадии развития. Этим поясняются безграничные воспитательные возможности игр, какую специалисты считают ведущей деятельностью ребенка.
Игра - отображение жизни. В этом условном окружении, которое создается воображением, много настоящего: действия играющих реальные, их чувство, переживание откровенные. В этот период проявляется зрелость и самостоятельность мышления, подросткам становится доступна сложная тактика командных игр. Их объединяет единая цель, общие усилия к достижению цели, общие интересы и переживание. В игре ребенок начинает ощущать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Особые качества, сформированные в процессе игры, влияют на поведение ребенка в жизни, в одно и то же время привычки, которые сложилось в процессе подвижного общения детей, получают дальнейшее развитие в игре.
Подростков интересуют также сложные элементы игры, или самая сложная игра, ее интенсивность и продолжительность. Их захватывает сложные эстафеты с преодолением препятствий, игры типа «задача», игры с борьбой и сопротивлением, выручкой и взаимопомощью. И потому преобладают интенсивные игры, которые поднимают бодрое, радостное расположение духа, делают жизнь полной, удовлетворяют потребность в активной деятельности.
В игре формируются моральные качества: ответственность перед коллективом за порученное дело, ощущение дружбы, согласованность при достижении общей цели, умение справедливо решать спорные вопросы.
Игровой метод в основном выражается через подвижную игру. Подвижной называется игра, основанная на движении. Цель и вид деятельности участников игры определяется сюжетом (задумкой, замыслом, тематикой) данной игры. Правила игры обозначают права и обязанности игроков. Содержанием игры предопределяется ее форма – такая организация действий участников, которая предоставляет возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели и удовлетворения самим процессом игры. Содержанием и формой подвижной игры предопределяются следующие ее методические особенности:
• образность;
• самостоятельность действий, ограничиваемая правилами;
• выполнение движений с полной мобилизацией двигательных способностей (элементы соревнования);
• непринужденность, естественность движений;
• выполнение целостных действий и отдельных движений без строгой регламентации затрачиваемых усилий;
• внезапная изменчивость ситуаций;
• творческая инициативность действий (при этом правильно ориентированных и согласованных);
• присвоение отдельным занимающимся (группе) определенных ролей, устанавливающих обязанности во взаимоотношениях с остальными игроками,
• избирательность способов действий в различных связях и сочетаниях для решения двигательных задач [22].
Л. И. Пензулаева указывает, что термин «игровой метод» предполагает не только какие-либо определенные подвижные игры, но также и использование методических особенностей игры в разных физических упражнениях. Эти упражнения, не теряя свою суть, приобретают своеобразную игровую окраску. Они привлекают тренирующихся своей эмоциональностью, доступностью, широким разнообразием и состязательным характером, помогают правильно, но значительно в облегченном виде выполнить элементы изучаемых технических приемов и тактических действий и наряду с этим содействуют воспитанию физических качеств. Выполняются такие упражнения, как правило, с полной мобилизацией двигательных способностей. В каждом физическом упражнении элементы игры могут быть выражены более или менее видимо, в зависимости от разнообразных требований и условий, в которых это упражнение проводится. Использование игрового метода будет рациональным только если будут учтены конкретные условия, в которых проводятся подвижные игры или физические упражнения с использованием методов игры. В зависимости от того, насколько учитываются требования и условия к адаптации игрового метода, он может дать разнообразные результаты в оздоровительном, воспитательном и образовательном отношениях. Таким образом, под понятием «игровой метод» понимают педагогически направленное применение подвижных игр или элементов игры на уроках физической культуры, для решения задач всестороннего гармоничного физического воспитания учащихся. Различают две разновидности подвижных игр: непосредственно подвижные (простые) и спортивные (сложнее). Подвижные (простые) игры сокращенно называют подвижными играми. От игроков не требуется особой подготовки (за исключением запланированных соревнований по подвижным играм). Очень большая вариация названий подвижных игр с учетом условий местности (и в различной ситуации) имеют много вариантов. [22].
В отличие от подвижных игр спортивные игры требуют устойчивых условий проведения, твердых правил, точного числа участников с определенным уровнем подготовленности. Чтобы совершенствоваться в избранной спортивной игре, надо соблюдать определенный режим тренировки. Важно предусматривать некоторые отличия в содержании и форме подвижных игр для детей разных возрастных групп, а также умело отбирать их, исходя из конкретных условий. В руках педагога они могут стать отличным средством совершенствования процессов роста, морфологического и функционального развития организма, содействовать повышению уровня общей физической подготовленности занимающихся [6]. Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее или защитное действие, элементы игровых действий и т.п.). Поэтому для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации) [26]. Добиться значительного сокращения времени простой реакции – трудная задача. Диапазон возможного сокращения ее латентного времени за период многолетней тренировки примерно. Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях. Сложные двигательные реакции встречаются в видах деятельности, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (подвижные и спортивные игры, единоборства), Большинство сложных двигательных реакций в физического воспитании и спорте – это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, в данной ситуации) и реакций на движущийся объект. Воспитание быстроты сложных двигательных реакций связано с моделированием в занятиях и тренировках целостных двигательных ситуаций и систематическим участием в состязаниях. Однако обеспечить за счет этого в полной мере избирательно направление воздействие на улучшение сложной реакции невозможно. Для это необходимо использовать специально подготовительные упражнения, в которых моделируются отдельные формы и условия проявления быстроты сложных реакций в той или иной двигательной деятельности. Применяя для совершенствования реакции выбора специально подготовительные упражнения, последовательно усложняют ситуацию выбора Число альтернатив, для чего постепенно увеличивают в определенном порядке как число вариантов действий, разрешаемых партнеру так и число ответных действий. На время реакции влияют такие факторы, как возраст, квалификация, состояние занимающегося, тип сигнала, сложность и освоенность ответного движения [26].
Следовательно, целенаправленный подбор и применение на уроке игрового метода в подростковом школьном возрасте необходимо использовать для развития скоростно-силовых способностей у детей.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИГРОВОГО МЕТОДА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ
2.1. Организация и методы исследования скоростно-силовых способностей подростков 13-14 лет
Анализируя состояние проблемы по развитию скоростно-силовых способностей у обучающихся на уроках физической культуры, выявилось следующее противоречие: между объективно существующей потребностью учителей развивать скоростно-силовые способности на уроках физической культуры и недостаточностью научно обоснованных методик, способствующих решению этой актуальной для физической культуры проблемы.
Исходя из выявленного противоречия, была сформулирована проблема, которая состоит в применении игрового метода для развития скоростно-силовых способностей у обучающихся на уроках физической культуры
Объект исследования: скоростно-силовые способности подростков 13-14 лет.
Предмет исследования: игровой метод, как средство развития скоростно-силовых способности подростков 13-14 лет
Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать влияние игрового метода на развитие скоростно-силовых способностей у подростков 13-14 лет.
Гипотеза исследования: можно предположить, что если мы будем применять игровой метод на уроках физической культуры, то это будет способствовать развитию скоростно-силовых способностей у подростков 13-14 лет.
Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы нами выделены следующие задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие и виды скоростно-силовых способностей, особенности их развития.
2. Определить этапы, методы и методики исследования особенностей развития скоростно-силовых способностей подростков 13-14 лет;
3.Проанализировать результаты исследования скоростно-силовых способностей подростков 13-14 лет.
4.Провести опытно-экспериментальную работу, направленную на развитие скоростно-силовых способностей подростков при использовании игрового метода, провести сравнительный анализ и сделать выводы.
Критерии результативности исследования: применение учителем на уроках физической культуры игрового метода.
Диагностический инструментарий исследования:
– анализ информационных источников;
– опросно-диагностические методы (тесты),
– наблюдение (контролируемое, включенное, систематическое), анализ продуктов ученической и педагогической деятельности;
– методы математической обработки полученных в ходе исследования результатов;
– эксперимент.
Этапы проведения исследования, их краткая характеристика:
Моё исследование состоит из трех этапов: вводного, основного и итогового.
Во время вводного этапа передо мной стояли следующие задачи:
Определить уровень развития скоростно-силовых способностей у подростков 13-14 лет;
2. Составить таблицу оценки уровня скоростно-силовых способностей у обучающихся 7-х,8-х классов.
На вводном этапе эксперимента с целью определения исходного развития скоростно-силовых способностей были проведены исследования, в ходе которых выполнялись тесты по методике А.П.Матвеева.
1. Бег 30 м. из положения низкого старта.
Время выполнения упражнения дистанции фиксировалось секундомером с точностью до 0,1 с. Оборудование: секундомеры, фиксирующие десятые доли секунды, ровные дорожки длиной 30 м. Процедура тестирования: по команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта у стартовой черты. Затем я подаются команды «Внимание!» (прекращаются все движения на старте) и «Марш!». Испытуемый бежит 30 м с предельно высокой скоростью. Необходимо следить, чтобы испытуемые не снижали темп бега перед финишем. В беге на 30 м разрешается 1-2 попытки. В протокол вносится лучший результат. В забеге может участвовать двое испытуемых. Дорожка должна быть не скользкой, в хорошем состоянии. Результат оценивается по специальной шкале.
Челночный бег 4×9 м.
Время выполнения упражнения фиксируется секундомером, с точностью 0,1 с. Оборудование: секундомеры, фиксирующие десятые доли секунды, ровные дорожки длиной 9 м, ограниченные двумя параллельными линиями, за каждой линией – два полукруга, радиусом 50 см с центром на линии; два набивных мяча, массой я2 кг; регистрационный стол и стул. Процедура тестирования: по команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта у стартовой черты яс любой стороны от набивного мяча. Затем подаются команды «Внимание!» (прекращаются все движения на старте) и «Марш!». Испытуемый пробегает 9 м до другой линии, обегает с другой стороны набивной мяч, лежащий в полукруге, возвращается назад, снова обегает набивной мяч, лежащий в полукруге, бежит в четвертый раз 9 м и финиширует. Тест закончен. В челночном беге испытуемый имеет две попытки. В протокол вносится лучший результат. Хронометрист не засчитывает попытку, если испытуемый не обегает мяч. Дорожка должна быть не скользкая, в хорошем состоянии. Результат оценивается по специальной шкале.
Прыжок в длину с места.
Результат измерялся в сантиметрах, с точностью до 0,1 см. Оборудование: резиновая дорожка или ровная площадка, рулетка. Процедура тестирования: испытуемый подходит к стартовой черте (на черту за черту заступать нельзя), ноги врозь на ширине удобной для испытуемого, ступни параллельно, выполняются 2-3 подготовительных взмахов руками вперед и назад, ноги слегка амортизируют в коленных суставах и толчком двух ног выполняется прыжок вперед. Как результат измеряется расстоянием от стартовой линии до ближайшей части тела, коснувшейся земли после приземления. Испытуемый выполняют три попытки. Если происходит тестирование на оценку, то в протокол заносится лучший результат, а для научных исследований правильнее будет вычислять среднее арифметическое трех попыток. Результат оценивается по специальной шкале, предложенной в школьной программе.
4. Подъем туловища за 1 мин.
И.п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях под углом 90°, руки за головой, пальцы в замок. Партнер прижимает ступни ног испытуемого к полу. По команде «Марш!» тестируемый должен энергично согнуться до касания локтями коленей и обратным движением вернуться в И.П. Засчитывается количество сгибаний в одной попытке. Упражнение выполняется на гимнастическом мате.
5. Подтягивание на высокой перекладине.
И. п.: повиснуть на перекладине, руки чуть шире плеч. Спина должна быть полностью прямая, подбородок немного приподнят. Держаться за турник нужно закрытым хватом. Открытый хват не позволит долго находиться в положении вертикального виса, не перегружая при этом кистевые связки. Делается тяговое движение вверх, одновременно с этим делая выдох. Движение должно осуществляться за счет движения лопаток. Нужно стараться тянуть себя вверх силой бицепсов, так как широчайшие мышцы спины – более сильная мышечная группа. Движение стоит выполнять в полную амплитуду. В верхней точке подбородок должен располагаться выше уровня турника, а локти — практически прижиматься к корпусу. Плавно опуститься вниз, делая вдох. В нижней точке нужно полностью выпрямить руки и расслабить мышцы спины. Сделать паузу на одну секунду, после чего выполнить еще одно повторение. Засчитывается количество правильно выполненных подтягиваний.
6. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
И.п. упор лежа на полу, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более чем на 45 градусов, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры. Выполнение сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу, может проводиться с применением «контактной платформы», либо без нее. Участник, сгибая руки, касается грудью пола или «контактной платформы» высотой 5 см, затем, разгибая руки, возвращается в И.п. и, зафиксировав его на 1 с, продолжает выполнение испытания.
Проведения данных тестов позволило говорить об уровне скоростно-силовой способности подростков 13-14 лет.
Далее с помощью метода математической обработки материала, полученные в результате исследования данные обрабатывались и анализировались.
На основном этапе нашей исследовательской работы перед мной стояли следующие задачи:
Внедрять и применять на уроках игровой метод.
Создавать на каждом уроке положительный эмоциональный климат.
Использовать индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Способствовать, чтобы контроль осуществлялся не только со стороны учителя, но и обучающиеся могли сами осуществить самоконтроль.
На итоговом этапе нашей исследовательской работы я поставил перед собой следующие задачи:
Установить, изменились ли у подростков результаты уровня скоростно-силовых способностей, после применения игрового метода.
Провести сравнительный анализ результатов и сделать выводы.
Ожидаемые результаты исследования:
1.Повышение уровня развития скоростно-силовых способностей подростков 13-14 лет;
2. Появление у подростков эмоционально - положительного отношения к урокам физической культуры.
Участники: В исследовании принимали участие обучающиеся седьмых и восьмых классов МАОУ СОШ № 87 (г. Нижний Тагил).
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования по применению игрового метода на занятиях физической культурой, направленных на развитие скоростно-силовых способностей подростков 13-14 лет
На вводном этапе я изучал уровень развития скоростно-силовых способностей у подростков 13-14 лет. В моём исследовании были использованы следующие тесты для определения скоростно-силовых качеств школьников 13-14 лет, участвующих в эксперименте, которые проводились по методике А.П. Матвеева (Приложение 1).
Результаты тестов представлены в таблице:
№ п/п | Наименование теста | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||
Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики | ||
1. | Бег 30 м. из положения низкого старта. | 5 чел. | 8 чел. | 8 чел. | 9 чел. | 7 чел. | 8 чел. |
2. | Челночный бег 4×9 м. | 4 чел. | 6 чел. | 6 чел. | 5 чел. | 10 чел. | 14 чел. |
3. | Прыжок в длину с места. | 5 чел. | 7 чел. | 7 чел. | 6 чел. | 9 чел. | 12 чел. |
4. | Подъем туловища за 1 мин. | 6 чел. | 7 чел. | 7 чел. | 7 чел. | 7 чел. | 11 чел. |
5. | Подтягивание на высокой перекладине. |
| 6 чел. |
| 6 чел. |
| 13 чел. |
6. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. | 5 чел. | 7 чел. | 7 чел. | 6 чел. | 8 чел. | 12 чел. |
Таблица 1 – Исходные нормативы скоростно-силовых способностей для учащихся 13-14 лет.
Проанализировав данные, полученные по итогам выполненных тестов до проведения эксперимента, можно увидеть следующее:
Бег на 30 метров из положения низкого старта - высокий уровень у девочек показали 5человек, средний уровень 8 человек, низкий уровень 7 человек. У мальчиков - высокий уровень показали 8 человек, средний уровень 9 человек, низкий уровень 8 человек;
Челночный бег 4×9 метров- высокий уровень у девочек показали 4 человека, средний уровень 6 человек, низкий уровень 10 человек. У мальчиков - высокий уровень показали 6 человек, средний уровень 5 человек, низкий уровень 14 человек;
Прыжок в длину с места- высокий уровень у девочек показали 5 человека, средний уровень 7 человек, низкий уровень 9 человек. У мальчиков - высокий уровень показали 7 человек, средний уровень 6 человек, низкий уровень 12 человек;
Подъем туловища за 1 мин- высокий уровень у девочек показали 5 человека, средний уровень 7 человек, низкий уровень 9 человек. У мальчиков - высокий уровень показали 7 человек, средний уровень 6 человек, низкий уровень 12 человек;
Подтягивание на высокой перекладине- у мальчиков - высокий уровень показали 6 человек, средний уровень 6 человек, низкий уровень 13 человек;
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа- высокий уровень у девочек показали 5 человека, средний уровень 7 человек, низкий уровень 8 человек. У мальчиков - высокий уровень показали 7 человек, средний уровень 6 человек, низкий уровень 12 человек.
Таким образом, можно сделать вывод, что исходный уровень скоростно-силовых способностей подростков находится на низком уровне и необходимо этот уровень повышать.
На основном этапе моей исследовательской работы, я начал в уроки вводить игровой метод. Мною были введены игры на развитие скоростно-силовых способностей:
• направленные на развитие простой двигательной реакции;
• для развития двигательной реакции на движущийся объект;
• направленные на развитие силовой скорости.
Игры, направленные на развитие простой двигательной реакции:
«Поймай шнур».
На пол кладут шнур длиной 2 – 2.5 м. С обеих сторон шнура лицом к его концам встают по одному соревнующемуся (шнур находится между ступнями игроков). Игроки выполняют движения по указанию учителя (руки вверх, в стороны, вперѐд, на пояс, приседания, наклоны и др.). По сигналу свистка участники быстро наклоняются и пытаются выдернуть шнур из-под ног. Выигрывает тот, кто первым выдернет шнур;
«Салки в парах»
Вариант 1. Один из игроков располагается на лицевой линии, он – салка. Второй – на расстоянии 1,5–2 м лицом к партнѐру. По сигналу игрок, стоящий спиной к площадке, выполняет поворот кругом и стремится убежать за обозначенную линию, расположенную в 6 м, а первый пытается его догнать и осалить.
Вариант 2. Один из игроков располагается на лицевой линии спиной к площадке, он – салка. Второй – на расстоянии 1 м от партнѐра лицом к площадке. По сигналу игрок, стоящий спиной к площадке (салка), выполняет 36 поворот кругом и стремится осалить убегающего партнѐра, прежде чем тот пересечѐт обозначенную на полу линию, расположенную в 6 м;
«Успей поймать мяч».
Игроки стоят лицом друг к другу на расстоянии четырѐх-пяти шагов, держа в руках по волейбольному мячу. По сигналу оба подбрасывают мяч вверх на обусловленную высоту и быстро меняются местами, чтобы успеть поймать падающий мяч партнѐра. Можно постепенно увеличивать расстояние между партнѐрами или уменьшать высоту, на которую подбрасываются мячи. 4. «Вызов номеров». Игроки в составе двух равных (по численности) команд встают за линией старта с обеих сторон баскетбольного щита и рассчитываются по порядку. Каждый запоминает свой порядковый номер. На расстоянии 5 м от команд проводят линию финиша. Учитель громко называет какой-либо номер, и игроки под этим номером бегут к линии финиша. Команда, чей игрок первым пересечѐт линию финиша, получает 1 выигрышное очко. После финиша игроки снова занимают свои места в командах. За 3 мин. нужно набрать большее количество очков.
Игры, направленные на развитие двигательной реакции на движущийся объект.
«Салки»
Вариант 1. Наиболее универсальная игра для тренировки реакции на движущийся объект. Все играющие свободно располагаются на площадке. Учитель назначает водящего. По сигналу водящий пытается осалить одного из игроков. Осаленный игрок становится водящим. Если игроков очень много, можно выбрать сразу несколько водящих.
Вариант 2. Водящий получает мяч и пытается попаданием мяча осалить участников игры, осаленный игрок становится водящим;
«Подвижная цель».
На площадке чертят круг диаметром 7-8 м. За линией круга на одинаковом расстоянии друг от друга встают 5-10 игроков, в 37 центре круга – водящий. Находящиеся за кругом игроки стараются попасть в водящего мячом. Водящий, бегая внутри круга, увѐртывается от мяча. Игрок, который попал в водящего, встаѐт на его место. Игрокам запрещается переступать линию круга.
Игры, направленные на развитие силовой скорости:
«Старт с выбыванием».
Группа из 5-6 игроков по сигналу стартует от лицевой линии площадки и пробегает 14 м с максимальной скоростью. Два игрока, финишировавшие последними, выбывают из игры. Игра ведѐтся до выявления победителя.
«Встречный бег».
В игре участвуют две команды, строятся в колонну по одному на противоположных сторонах спортивного зала (у лицевой линии). Расстояние между командами 18 м. Линия финиша расположена в 9 м от каждой команды. По сигналу свистка первые номера команд одновременно начинают бег из одинакового стартового положения и бегут к финишной линии. Бегун, прибегающий первым, приносит своей команде 1 балл. После подсчѐта баллов, полученных каждой командой определяется команда победительница.
«День и ночь».
Класс делится на две команды и встают на середине площадки спиной друг к другу на расстоянии 1-2 м. Одна команда – «День», другая – «Ночь». Каждая команда имеет на своей стороне площадки «дом» в 10- 20 м от середины площадки. Учитель, называет одну из команд – и еѐ игроки должны как можно быстрее убежать в дом, а игроки другой команды их догоняют. Сколько игроков догоняющая команда осалит до линии дома, столько и получают баллов. Затем все снова встают на исходные места, игра повторяется. В игре необходимо применять различные исходные положения, например, упор присев, упор лежа, сидя и т.п., или выполнять различные двигательные действия в исходном положении (например, подскоки на месте, бег на месте, приседания и т.п.). Предложенные подвижные игры были направлены на развитие скоростно-силовых способностей и проводились на уроках физической культуры.
На итоговом этапе нашей исследовательской работы я поставил перед собой следующие задачи:
1. Установить, изменились ли у подростков результаты уровня скоростно-силовых способностей, после применения игрового метода.
2. Провести сравнительный анализ результатов и сделать выводы.
Мною было проведено повторное тестирование скоростно-силовых способностей, результаты которых представлены на диаграммах. Тесты применялись те же что и на вводном этапе констатирующей части педагогического эксперимента.
Рис.1 Сравнительный анализ результатов прохождения тестирования по бегу на 30 метров у девочек и мальчиков.
На диаграмме можно увидеть, что результаты в беге на 30 метров у мальчиков и у девочек улучшились.
Рис.2 Сравнительный анализ результатов прохождения тестирования по челночному бегу 4×9 метров у девочек и мальчиков.
На диаграмме можно увидеть, что результаты в челночном беге 4х9 метров у мальчиков и у девочек улучшились.
Рис.3 Сравнительный анализ результатов прохождения тестирования по прыжку в длину с места у девочек и мальчиков.
На диаграмме можно увидеть, что результаты по прыжку в длину с места у мальчиков и у девочек улучшились.
Рис.4 Сравнительный анализ результатов прохождения тестирования по подъему туловища за 1 минуту у девочек и мальчиков.
На диаграмме можно увидеть, что результаты по подъему туловища за 1 минуту у мальчиков и у девочек улучшились.
Рис.5 Сравнительный анализ результатов прохождения тестирования по подтягиванию на высокой перекладине у мальчиков.
На диаграмме можно увидеть, что результаты по подтягиванию на высокой перекладине у мальчиков улучшились. Исходный высокий уровень показали 6 человек, средний уровень 6 человек, низкий уровень 13 человек. После проведения эксперимента, высокий уровень показали 16 человек, средний уровень 3 человека, низкий уровень-6 человек.
Рис.6 Сравнительный анализ результатов прохождения тестирования по сгибанию и разгибанию рук в упоре лёжа у девочек и мальчиков.
На диаграмме можно увидеть, что результаты по сгибанию и разгибанию рук в упоре лёжа у мальчиков и у девочек улучшились.
Проанализировав результаты исследования, я пришёл к выводу, что выбранный мною игровой метод, способствующий развитию скоростно-силовых способностей подростков 13-14 лет, выбран правильно. Обучающиеся по результатам тестов показали значительно высокие результаты. Гипотеза моего исследования подтвердилась, т.е. что если мы будем применять игровой метод на уроках физической культуры, то это будет способствовать развитию скоростно-силовых способностей у подростков 13-14 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по теме моего исследования позволил выявить следующее:
Одна из главных задач, решаемых учителем на уроках физической культуры, является формирование наиболее приемлемого развития физических качеств и способностей, присущих человеку. Одной из таких способностей являются скоростно-силовые способности. Они нужны в обычной жизни человека при выполнении трудовой и бытовой деятельности. Исследования многих учёных подтверждают, что развитие скоростно-силовых способностей нужно для изучения техники разных видов спорта, таких как прыжки, гимнастика, баскетбол, плавание, лыжный спорт и многих других.
В практике физического воспитания отмечается, что общие показатели развития двигательной активности и скоростно-силовой подготовки отнюдь не растут в сторону их улучшения. Ученые отмечают, что в настоящий момент состояние развития физических качеств у детей и подростков имеет все предпосылки к их снижению, что в последующем может стать препятствием для дальнейшей спортивной деятельности, и, что особо настораживает, может повлечь за собой более серьезные проблемы, связанные с выполнением трудовых функций в современных условиях в различных сферах производства, и также к службе в армии [8].
Развитие скоростно-силовых способностей имеет особое значение для формирования двигательных качеств и физического состояния человека. Это остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта.
Для развития скоростно-силовых способностей у учащихся подросткового возраста одним из главных методов является игровой метод. Для него характерно яркое проявление эмоций, творческих способностей, активности, инициативы. Играя, подросток развивается, у него формируются условные рефлексы, в тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем, при постоянном взаимодействии организма с окружающей средой и при решающем влиянии воспитания как организованного педагогического процесса.
Целью моего исследования было: теоретически и экспериментально обосновать влияние игрового метода на развитие скоростно-силовых способностей у подростков 13-14 лет.
Гипотезой исследования предполагалось, что если мы будем применять игровой метод на уроках физической культуры, то это будет способствовать развитию скоростно-силовых способностей у подростков 13-14 лет.
Для достижения поставленной цели, и выдвинутой гипотезы исследования в ходе работы были решены следующие задачи:
1.Рассмотреть понятие и виды скоростно-силовых способностей, особенности их развития.
2. Охарактеризовать психическое развитие в подростковом возрасте.
3.Проанализировать результаты исследования скоростно-силовых способностей подростков 13-14 лет.
4.Провести опытно-экспериментальную работу, направленную на развитие скоростно-силовых способностей подростков при использовании игрового метода, провести сравнительный анализ и сделать выводы.
Таким образом, гипотеза моего исследования: развитие скоростно-силовых способностей у подростков 13-14 лет, применяя игровой метод на уроках физической культуры, подтвердилась. Цели и задачи, поставленные в работе, мною достигнуты.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тесты по методике А.П.Матвеева для определения скоростно-силовых способностей подростков 13-14 лет.
1. Бег 30 м. из положения низкого старта.
Время выполнения упражнения дистанции фиксировалось секундомером с точностью до 0,1 с. Оборудование: секундомеры, фиксирующие десятые доли секунды, ровные дорожки длиной 30 м. Процедура тестирования: по команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта у стартовой черты. Затем я подаются команды «Внимание!» (прекращаются все движения на старте) и «Марш!». Испытуемый бежит 30 м с предельно высокой скоростью. Необходимо следить, чтобы испытуемые не снижали темп бега перед финишем. В беге на 30 м разрешается 1-2 попытки. В протокол вносится лучший результат. В забеге может участвовать двое испытуемых. Дорожка должна быть не скользкой, в хорошем состоянии. Результат оценивается по специальной шкале.
Челночный бег 4×9 м.
Время выполнения упражнения фиксируется секундомером, с точностью 0,1 с. Оборудование: секундомеры, фиксирующие десятые доли секунды, ровные дорожки длиной 9 м, ограниченные двумя параллельными линиями, за каждой линией – два полукруга, радиусом 50 см с центром на линии; два набивных мяча, массой я2 кг; регистрационный стол и стул. Процедура тестирования: по команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта у стартовой черты яс любой стороны от набивного мяча. Затем подаются команды «Внимание!» (прекращаются все движения на старте) и «Марш!». Испытуемый пробегает 9 м до другой линии, обегает с другой стороны набивной мяч, лежащий в полукруге, возвращается назад, снова обегает набивной мяч, лежащий в полукруге, бежит в четвертый раз 9 м и финиширует. Тест закончен. В челночном беге испытуемый имеет две попытки. В протокол вносится лучший результат. Хронометрист не засчитывает попытку, если испытуемый не обегает мяч. Дорожка должна быть не скользкая, в хорошем состоянии. Результат оценивается по специальной шкале.
Прыжок в длину с места.
Результат измерялся в сантиметрах, с точностью до 0,1 см. Оборудование: резиновая дорожка или ровная площадка, рулетка. Процедура тестирования: испытуемый подходит к стартовой черте (на черту за черту заступать нельзя), ноги врозь на ширине удобной для испытуемого, ступни параллельно, выполняются 2-3 подготовительных взмахов руками вперед и назад, ноги слегка амортизируют в коленных суставах и толчком двух ног выполняется прыжок вперед. Как результат измеряется расстоянием от стартовой линии до ближайшей части тела, коснувшейся земли после приземления. Испытуемый выполняют три попытки. Если происходит тестирование на оценку, то в протокол заносится лучший результат, а для научных исследований правильнее будет вычислять среднее арифметическое трех попыток. Результат оценивается по специальной шкале, предложенной в школьной программе.
4. Подъем туловища за 1 мин.
И.п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях под углом 90°, руки за головой, пальцы в замок. Партнер прижимает ступни ног испытуемого к полу. По команде «Марш!» тестируемый должен энергично согнуться до касания локтями коленей и обратным движением вернуться в И.П. Засчитывается количество сгибаний в одной попытке. Упражнение выполняется на гимнастическом мате.
5. Подтягивание на высокой перекладине.
И. п.: повиснуть на перекладине, руки чуть шире плеч. Спина должна быть полностью прямая, подбородок немного приподнят. Держаться за турник нужно закрытым хватом. Открытый хват не позволит долго находиться в положении вертикального виса, не перегружая при этом кистевые связки. Делается тяговое движение вверх, одновременно с этим делая выдох. Движение должно осуществляться за счет движения лопаток. Нужно стараться тянуть себя вверх силой бицепсов, так как широчайшие мышцы спины – более сильная мышечная группа. Движение стоит выполнять в полную амплитуду. В верхней точке подбородок должен располагаться выше уровня турника, а локти — практически прижиматься к корпусу. Плавно опуститься вниз, делая вдох. В нижней точке нужно полностью выпрямить руки и расслабить мышцы спины. Сделать паузу на одну секунду, после чего выполнить еще одно повторение. Засчитывается количество правильно выполненных подтягиваний.
6. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
И.п. упор лежа на полу, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более чем на 45 градусов, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры. Выполнение сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу, может проводиться с применением «контактной платформы», либо без нее. Участник, сгибая руки, касается грудью пола или «контактной платформы» высотой 5 см, затем, разгибая руки, возвращается в И.п. и, зафиксировав его на 1 с, продолжает выполнение испытания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б.А. Ашмарин. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
2. Башай, В.М. Физкультура в школе и дома [Текст] / В.М. Башай. - Ростов-на-Дону.: Феникс. 2001. - 246 с.
3. Берштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н.А. Берштей. - М.: ФиС, 1991. - 288 с.
4. Бурханов, А.Н. Влияние спорта на организм школьников [Текст] / А.Н. Бурхан // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 4. - С. 12-14.
5. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте [Текст]: монография / Ю.В. Верхошанский. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 215 с.
6. Волков, Н.И. Биохимия мышечной деятельности [Текст] / Н.И. Волков, Э.Н. Несен, А.А. Осипенко, С.Н. Корсун. - М: Олимпийская литература, 2000. - 503 с.
7. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
8. Годик, А.М. Система общеевропейских тестов для оценки физического
состояния человека [Текст] / А.М. Годик, Б.К. Бальсевич, В.Н. Тимошкин // Теория и практика физической культуры - 1994. - № 5. - С. 24-32.
9. Грошенков, С.С. Начальные занятия спортом в условиях школы [Текст]: монография / С.С. Грошенков //Начальная подготовка юного спортсмена / Под общ ред. В.П. Филина и С.С. Грошенкова. - М.: ФиС, 2011. - 158 с.
10. Дихтярев, В.Я. Разминка в движении [Текст] / В.Я. Дихтярев // Физкультура в школе. - 2003. - № 4. - С. 23 -24. 56
11. Дмитриев, С.В. Учитесь читать движения, чтобы строить действия [Текст] / С.В. Дмитриев. - Н. Новгород: НГПУ, 2003. - 178 с.
12. Дорохов, Р.Н. Физическое развитие детей и подростков, исследование и оценка [Текст] / Р.Н. Дорохов, И.И. Бахрах. - М.: Медицина, 1990. – 251 с.
13. Еркомайшвили, И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников [Текст] / И.В. Еркомайшвили. - Екатеринбург: УГУ, 2004. - 118 с.
14. Зациорский, В.М. К теоретическому обоснованию современной методики воспитания быстроты движений [Текст]: учебн. пособие / В.М. Зациорский, В.П. Филин // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 6. - С. 10-12.
15. Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки (методические основы развития физических качеств) [Текст] / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов; Под общ. ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 2014. - 368 с.
16. Зеличенок, В.Г. Детская легкая атлетика ИААФ [Текст] / В.Г. Зеличенок // Физкультура в школе. - 2003. - № 3. - С. 70-77.
17. Казарян Ф.Г. Человек, движение и здоровье [Текст] / Ф.Г. Казарян, В.А. Аджемян. - Ереван: Айастан, 1990. - 94 с.
18. Коледин, С.В. Рациональное чередование упражнений при развитии быстроты, силы и выносливости в занятиях с подростками. Проблемы юношеского спорта [Текст]: учебн. пособие / С.В. Коледин, Г.С. Ласин, Н.А. Щербакова / Под общ. ред. В.П. Филина. - М.: ФиС, 2011. - 214 с.
19. Кряж, В.Н. Методы тестирования физической подготовленности учащихся [Текст] / В.Н. Кряж // Вестник спортивной Беларуси. - 1994. - № 1. - С. 42-45.
20. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации [Текст] / Л.И. Лубышева // 57
Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 1. - С. 11-19.
21. Любецкий, Н.П. Здоровье российской молодежи и физическая культура [Текст] / Н.П. Любецкий // Научный культурологический журнал Естествознание. - № 14 (159). - 2007. - 116 с.
22. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития [Текст] / В.И. Лях. - М.: Терра-Спорт, 2000. – 192 с.
23. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания [Текст] / В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2016. - 128 с.
24. Лях, В.П. Физическая культура. Учебник для учащихся 8-9 классов [Текст] / В.П. Лях, М.Я. Виленский - М.: Просвещение, 2002. - 142 с.
25. Макаров, А.Н. Легкая атлетика [Текст] / А.Н. Макаров, П.З. Сирис, В Теннов. - М.: Просвещение, 1990. - 205 с.
26. Матвеев, А.П. Методика физического воспитания с основами теории [Текст] / А.П. Матвеев, С.Б. Мельников. - М.: Просвещение, 1991. –191 с.
27. Матвеев, А.П. Программа основного общего образования по физической культуре: 5-9 классы [Текст] / А.П. Матвеев. - М.:Просвещение, 2012. - 62 с.
28. Матвеев, Л.П. От теории спортивной тренировки - к общей теории спорта [Текст] / Л.П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 5. - С. 5-8.
29. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры) [Текст]: учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физическая культура и спорт, 1991. - 543 с., ил.
21