1. Организационный, подготовительный этап, постановка проблемы, актуальность, цель и задачи. | В настоящее время возрастает роль изучения английского языка. На первый план выходят практические навыки владения иностранным языком. Основной и ведущей целью в преподавании языков в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. Сейчас активно формируется опыт обучения детей с ограниченными возможностями здоровья наравне с нормально развивающимися учащимися. В основе практики этого вида обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося. В связи с этим, возрастает актуальность использования учителем таких методов и приемов обучения, которые бы смогли удовлетворить образовательные потребности ребенка с ОВЗ. Обучение английскому языку детей с нарушениями психического и речевого развития относится к проблемной области в психологии обучения иностранным языкам. В самом общем виде задержка психического развития – ЗПР - состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему школа и общество. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может. Учитель в работе с такими детьми должен не только видеть указанные ограничения, но и правильно оценивать потенциальные возможности учащихся с ЗПР: при индивидуальной помощи (дополнительном объяснении) они правильно понимают учебную информацию, адекватно используют предлагаемую помощь. Школьники с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеют благоприятный прогноз развития. Как же сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся? Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у школьников вызывают игры. Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Д. Б. Эльконин считает, что игра выполняет четыре важнейшие для человека функции: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных способностей и средство развития произвольного поведения. Применение игровых технологий на уроках английского языка способствует выполнению важных методических задач: создание психологической готовности детей к речевому общению, обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала. | Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. |
2. Основной этап, презентация опыта работы по заявленной теме. | Общение на любом языке требует большого словарного запаса, который накапливается в течение нескольких лет. С целью тренировки и лучшего запоминания лексики следует использовать разнообразные лексические игры и большое количество иллюстративного материала. С игровыми методами изучения лексики органично сочетаются методы арт-терапии (рисуночная терапия, музыкотерапии и т.д.) Таким образом, игровая деятельность на уроках английского языка выполняет множество важных функций: 1. Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком. 2.Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке. 3. Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное, необычное событие, удивительное приключение. 4. Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся. 5. Релаксационная функция заключается в снятии эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при обучении иностранному языку. 6. Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. 7. Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации речевых возможностей личности. Уважаемые коллеги и участники мастер-класса. Сейчас я бы хотела представить вашему вниманию некоторые игровые методы изучения лексики английского языка, которые я использую на уроках в интегрированных классах. Приглашаю вас принять участие. Работа с лексическим материалом происходит на всех этапах урока. 1. В качестве разминки, и активизации деятельности учащихся я применяю «Блиц-опрос». Для этой игры мы используем небольшой мячик. Ученик, ответивший на вопрос правильно, занимает свое место. Teacher - Look out of the window, please. What season is it now? Pupils - It is winter! Teacher - Is it cold/sunny/windy/cloudy? Pupils - Yes, it is. (No, it is not.) Teacher - Do you like winter? Pupils - No, I don’t. Teacher - Do you like summer? Pupils - Yes, I do. и т.д. (можно использовать для активизации лексики по основным изучаемым темам). 2. Создание приятной атмосферы в классе, хорошего эмоционального состояния учащихся достигается путем сочетания музыки и арт-терапии. Звучит мелодия, участникам предлагается нарисовать образы, возникающие при прослушивании мелодии. Затем следует краткая беседа по рисункам. 3. Чтобы проверить прочность запоминания изучаемой лексики можно использовать следующие игровые приемы: - «наращивание слова». Берется «скелет слова», состоящий из гласных или согласных букв, учащиеся пытаются вспомнить слово и дописать нужные буквы. Например: wthr, hld, cld, wnd, snwng, rnng, wntr, smmr, eae, oiay, ouy, iy, oi, aii, ie, ue. Подберите картинки к словам. - «наращивание предложения». Я называю учащимся простое предложение «It is windy». Ученики повторяют и «наращивают» свои слова. «It is windy and cold». Это хорошее упражнение для коррекции краткосрочной и долгосрочной памяти, так как нужно не только вспомнить лексический материал, но и запомнить и повторить всю цепочку, добавив свое слово. - «снежный ком». Предлагаю учащимся любое слово, например, «winter», проговариваю его перевод. Следующий ученик проговаривает слово, перевод, и добавляет свое слово. Ученики могут называть любые слова, ассоциирующиеся с тем словом, которое назвал учитель. Сложнее всего приходится последнему ученику, который должен назвать всю цепочку и добавить свое слово. Изумительное задание для развития всех видов запоминания. Максимальная повторяемость материала является принципом успешного усвоения лексических единиц. В дальнейшем, после многократного повторения слов в различных заданиях, они переходят в качественно иную стадию и становятся тем активным словарным запасом, которым учащиеся должны регулярно пользоваться. Этап рефлексии. Спасибо за работу! Спасибо за внимание! | Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. Участники мастер-класса выполняют предложенные задания. |
3. Заключительный этап, выводы и обсуждения по теме, рефлексия. | Этап рефлексии. Выводы. Обсуждение по теме. Рефлексия проводится по методу «SAFE», используются смайлики. Игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает донести учителю до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при коррекционно-развивающей работе учителя с детьми младшего школьного возраста. Игра может быть использована как на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир незнакомого языка. | Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе |