СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение информационно - коммуникационных технологий на уроках математики в начальной школе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение информационно - коммуникационных технологий на уроках математики в начальной школе»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

     Использование в учебно-воспитательном процессе средств ИКТ направлено на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения учащимися знаний к овладению ими умениями самостоятельно приобретать новые знания.
     Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

   Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске или на флеш-карте.

Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а, не в коем случае, не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

При разработке компьютерной поддержки предмета необходимо определить:

1.     какие темы стоит “поддерживать” компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач;

2.     какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;

3.     какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;

4.     какие уроки целесообразно делать компьютерными;

5.     как организовать компьютерные занятия.

 Организация уроков с компьютерной поддержкой.

Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. Каждый компьютерный урок является, в принципе, интегрированным - на нем помимо задач предметных решаются задачи курса информатики.

Предварительные знания и умения по информатике.

Занятия с использованием компьютерной поддержки могут проводиться только в тех классах, где учащиеся изучают информатику параллельно с предметными курсами, или нужно провести хотя бы 5 ознакомительных уроков в компьютерном классе.
К началу компьютерных уроков учащиеся должны знать:

·         правила ТБ при работе с компьютером;

·         понятия «информация», «компьютер», «программа», «меню», «рабочий стол», « значок», «графический редактор»;

·         что устройствами ввода информации являются клавиатура и манипулятор “мышь”;

·         основные инструменты текстового редактора;

·         основные инструменты графического редактора.

Учащиеся должны уметь:

1.     пользоваться буквенным и цифровым блоками клавиатуры;

2.     использовать манипулятор «мышь»;

3.     работать с командами  «открыть» и «закрыть» меню файл создавать и редактировать простые графические и текстовые изображения с использованием инструментального меню.

   Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:

·        развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

·        овладевать практическими способами работы с информацией;

·        развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

·        активизировать познавательную деятельность учащихся;

·        проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.

 

 Практическая реализация способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИКТ.

    На уроках математики использую диск «Математика в играх и задачах». Данное пособие содержит разнообразный материал по многим темам, изучаемым в начальной школе. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности, помогают развивать познавательные и творческие способности каждого обучаемого.

При работе над задачами использую компьютерные анимационные слайды. Преимущество их в том, что в любое время я могу вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных его фрагментах, побеседовать с учащимися, выслушать различные мнения. В 3 и 4 классах применяю слайд-фильмы с анимированными задачами на движение Для создания таких слайдов использую анимационные картинки, взятые из Интернета.

Но не только электронные диски с готовым для работы материалом я использую в работе. На всех учебных предметах я использую тестовые задания. Первоначально я использовала тесты только в печатном виде, которые разрабатывала сама, набирала на компьютере и распечатывала для каждого ученика. За это время я разработала разные виды тестов. Теперь я применяю на уроках не только тесты в печатном виде, но и компьютерные, которые позволяют, выполнив их, сразу же получить оценку, которую им выдаёт компьютер, и выявить свои недоработки по той или иной теме.

В начальных классах на уроках математики провожу тестирование по целому ряду тем:

- «Табличное  и внетабличное сложение и вычитание»,

- « Вычислительные навыки»,

- « Скорость счета»,

- «Табличное и внетабличное умножение и деление».

- « Приемы устных вычислений»,

-  « Решение текстовых задач».

    При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения. В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения разным предметам можно выделить следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИКТ:

·        комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;

·        постановка каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;

·        применение различных типов электронных средств учебного назначения, активизирующих учебную деятельность;

·        частичное освобождение учителя от выполнения информационной, тренировочной, контролирующей функций;

·        формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;

·        стимулирование положительной мотивации учения за счет интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.

Список используемых источников.

1. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс Дои После. – 2007. - №7. – С. 32 – 34.

2. Ефимов В. Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа». №2 2009г

3.     Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.kexter.ru

4.     Intel “Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 9-е изд. исправленное и дополненное – М.:Интернет-Университет Информационных Технологий, 2007.

5.     Руденко Н.Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе.natalirudenko.ru