СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение инновационных технологий на уроках английского языка для развития творческой инициативы, мотивации обучающихся с целью повышения качества обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен опыт работы по применению инновационных технологий на уроках английского языке для  развития  творческой инициативы,мотивации обучающихся с целью повышения качества обучения.

Просмотр содержимого документа
«Применение инновационных технологий на уроках английского языка для развития творческой инициативы, мотивации обучающихся с целью повышения качества обучения»

«Применение инновационных технологий на уроках английского языка для развития творческой инициативы, мотивации обучающихся с целью повышения качества обучения»

 Главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. .

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Использование инновационных технологий на уроках английского языка, способствующие развитию личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоятельно совершенствоваться в изучаемой им иноязычной речевой деятельности и умеющей применить свои знания в нужный момент - основные задачи сегодняшнего учебного процесса.

Построение учебного процесса на уроке и во внеурочной деятельности влечет за собой активное применение современных образовательных технологий. На уроках английского языка и во внеурочное время необходимо использовать принципы и методы компетентностно-ориентированного образования, технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения. Учитывая именно то, что в классах часто присутствуют ученики с различным уровнем языковой подготовки на каждом уроке используются поэлементно несколько современных образовательных технологий:

  • информационно-коммуникационные,

  • проектный метод,

  • исследовательскую деятельность учащихся,

  • разноуровневое обучение,

  • дифференцированное обучение,

  • технологию обучения в сотрудничестве или групповую работу,

  • здоровьесберегающие технологии.

Использование информационно-коммуникационных технологий.

Одними из ведущих технологий в организации образовательного процесса на уроке и во внеурочное время считаю информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ на всех этапах урока позволяет оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время. При объяснении нового материала для наглядности использую компьютерные презентации в Microsoft Power Point, , учебные фильмы, видеоклипы, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов, электронные приложения к УМК «Spotlight» На этапе закрепления лексики, а так же при обобщении и повторении — интерактивные задания, при контроле – интерактивные тесты, при защите проектов – компьютерные презентации. Учащиеся активно работают на образовательной платформе «Учи.ру»,выполняя цифровые задания, участвуя в онлайн-олимпиадах.

Использование технологии проектного обучения и исследовательской деятельности.

Метод проектов считается одним из ведущих при формировании речевых компетенций учащихся, умению использовать иностранный язык, как инструмент межкультурного общения и взаимодействия. Поэтому одной из главных считается задача по формированию у учащихся навыков проектной деятельности. Работая в проектной группе, ученики включены в активный диалог культур, используют знания и умения в английском языке в новых не стандартных ситуациях. Проектная деятельность широко применяется на уроках английского языка во всех классах. Проектная деятельность направлена на решение коммуникативных задач, ориентирована на личность ученика, развивает мотивацию и творческий потенциал учителя и учащихся. В процессе работы над проектом происходит интегрированное развитие всех видов речевой деятельности и сочетание коллективной, парной и групповой работы.

Проектная деятельность вызывает особый интерес у старшеклассников, т.к. они многое умеют и знают, и работа над проектами помогает им реализовать свои знания, умения и навыки. Она начинается на этапе формирования речевых навыков и заканчивается на этапе развития умения презентацией проекта и его защитой.Проектная деятельность в сочетании с работой на компьютере делает уроки интересными и современными. Учитель не только учит детей, но и многому учится у них.

Использование здоровьесберегающих технологий.

На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.

Во избежание усталости учащихся, смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.

В современной общеобразовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения, которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игр, ролевых позиций, критериями оценки результатов работы.

Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении. В процессе игры, вследствие гибкости игровой технологии, учащиеся сталкиваются с ситуациями выбора, в которых он проявляет свою индивидуальность. Особенностью игровой технологии является то, что ее разработка и применение требуют высочайшей творческой активности педагога и учащихся.

Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать, это мощный стимул к овладению языком. Игра улучшает отношение между ее участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение, и позволяет раскрыть и тем и другим свои личностные качества, игра снимает страх перед неизвестностью. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Игра, как говорил Л. С. Выгоцкий, ведет за собой развитие. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры. Необходимо учитывать и возраст учащихся: чем они младше, тем игра для них нужнее. Не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, – это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. Так психолог В.В.Давыдов отмечает: «Правильно построенная игра позволяет многому научить ребенка».

Классификация игр:

  1. По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные.

  2. По характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, коммуникативные, воспитательные, продуктивные, развивающие, творческие, контролирующие, обобщающие.

  3. По области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые.

  4. По игровой среде: без предметов, с предметами, компьютерные, технические, настольные.

Немаловажная роль отводится дидактическим играм (познавательным). В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, пополняют запас представлений. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей. Включение в урок дидактических игр – не самоцель на уроках, а средство обучения и воспитания. Основой дидактической игры является познавательное содержание. Оборудование игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это и ТСО, и различные средства наглядности, дидактические раздаточные материалы. Таким образом, игра – это: деятельность, мотивированность, индивидуализированная деятельность, обучение и воспитание в коллективе и через коллектив, развитие психических функций и способностей, ”учение с увлечением” (С.Л.Соловейчик).

Е.И.Пассов выделяет 6 основных целей использования игры  на уроках иностранного языка:

1.Формирование определенных навыков. Например, навыков письма. Изготовь Рождественскую открытку и поздравь своего друга.

2.Развитее определенных речевых умений, например, после прохождения темы «Квартира” можно провести игру: – Ваш друг получил новую квартиру (рисунок), поможем ему расставить мебель в комнатах и на кухне.

3.Обучение умению общаться:

а) конкурс на самого вежливого собеседника;

б) поздоровайтесь и сделайте комплимент.

4.Развитее необходимых способностей и психических функций:

а) Игра “Внимательный ли ты?» Тома просили купить хлеб, молоко, булку, сахар, а он купил булку, сахар, хлеб и масло. Что он забыл?

б) “Снежный ком”.

  1. Познание в сфере страноведения и языка. Для этой цели используются викторины, лото, конкурсы.

  2. Запоминание речевого материала:

а) рифмовки;

б) сопровождение слов мимикой и жестами.

Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

–        создание психологической готовности детей к речевому общению;

–        обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

–        тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;

Используются на уроках песни. Песня позволяет учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков, повышает интерес к предмету, снижает утомляемость.

Часто песню или рифмовку можно использовать в качестве физкультминутки.

Наличие эмоциональных разрядок: поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка необходимы для снятия умственного напряжения и утомления.

Для работы с лексикой очень хороши учебные фильмы, видеоклипы, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов. Просмотр мультфильмов на английском языке настраивает на запоминание и одновременно дает психологическую разгрузку.

Несколько слов хочется сказать о драматизации как о виде релаксации на уроке английского языка. Я считаю, что драматизация способствует развитию навыков общения на английском языке, расширяет кругозор детей.

 Очень эффективна – Технология коммуникативного обучения: «метод гувернантки», «метод погружения», т.е. непосредственное общение на языке.

Технология опирается на серьёзные методологическую, психолого-педагогическую и методическую базы. 

Концептуальные положения

  1.  Иностранный язык, в отличие от других школьных предметов, является одновременно и целью, и средством обучения.

  1. Язык – средство общения, идентификации, социализации и приобщения индивида к культурным ценностям.

  2. Овладение иностранным языком отличается от овладения родным:

– способами овладения;

– плотностью информации в общении;

– включенностью языка в предметно-коммуникативную деятельность;

– совокупностью реализуемых функций;

– участниками процесса обучения являются учитель и ученик. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном речевом партнерстве.

Есть 7 четко сформулированных принципов. 

Речевая направленность

Планируя каждый свой урок, уделяется большое внимание его практической направленности через общение.Научить говорить можно только говоря. С этой целью  подбираются упражнения, которые максимально приближены к реальному общению, это способствует повышению мотивации учащихся к уроку и его эффективности. Например:

Прочитайте диалог и составьте собственный, пользуясь прочитанным как образцом.

– Hello. I’m a guide. I’ll show you around London today. Where would you like to go first?

– Hello.

– We would like to visit the Tower.

– OK. It’s not far from here.

– How can we get there?

– We can get there by bus or just walk.

– What would you advise?

– You‘ll enjoy our walk.

– OK. Let’s walk.

Выполнение данного упражнения направлено на отработку специальных вопросов. Оно максимально приближено к реальному общению, так как предложения из диалога учащиеся смогут использовать в жизни. Отрабатывая грамматический материал во время выполнения упражнения, учащиеся также отрабатывают лексику по теме «Достопримечательности Лондона».

Функциональность

Речевая деятельность состоит из лексической, грамматической, фонетической сторон. Они неразрывно связаны в процессе говорения. Помня о принципе функциональности, учитель должен знать, что слова нельзя усваивать в отрыве от их форм и я стремлюсь, чтобы в большинстве упражнений усваивались целые фразы, а не слова. С этой целью используется игровой метод обучения. Например:

Игра «А, я тебе не верю» Учащимся необходимо высказать своё недоверие собеседнику.

– I’ll go to London tomorrow.

– You won’t go to London tomorrow.

– My mother will be а queen.

– Your mother will not be а queen.

Данная игра направлена на отработку отрицательных предложений во времени Future Simple. Отработка новых грамматических форм происходит не на оторванных от жизни предложениях, а на реальных высказываниях (мечтах, например) учащихся. Во время выполнения данного упражнения происходит одновременное усвоение отрицательных предложений во времени Future Simple, а также форм отрицания: will not и won’t.

Один из способов научить детей общаться это способ «найди выход из ситуации». Когда ученик не может перевести, то или иное слово. Учитель предлагает вспомнить ему синоним к этому слову, а может даже и антоним или объяснить его другими словами, ситуациями.

Принцип ситуативности

Принципиально важным является отбор и организация материала на основе проблемных ситуаций, которые интересны учащимся каждого возраста. Например:

Твой друг пригласил тебя в гости, а ты не знаешь, где он живёт. Расспроси прохожего, как найти данный адрес. Составьте и разыграйте диалог.

– Excuse me, could you tell me how to get to Garden Street?

– Oh, it’s very easy. Can you see that wide street over there?

– Yes, I can.

– Good. Go along that street and it will you go to Garden Street.

– Thank you very much.

– You are welcome.

Данное упражнение основано на реальной ситуации, которая может возникнуть в жизни и учащийся может оказаться и в роли прохожего, и в роли человека, которому необходимо найти незнакомое место.

Желание говорить появляется у ученика только в реальной или воссозданной ситуации, затрагивающей говорящих. Темы уроков, текстов, диалогов, эссе должны быть интересными для учеников. Подбор материала должен быть таким, чтобы побудить интерес учеников к общению.

Принцип новизны

Это, прежде всего, новизна речевых ситуаций, используемого материала, разнообразие приемов работы и новизна организации урока.Для реализации данного принципа используется нетрадиционные формы проведения урока: урок – игра, урок – путешествие, урок – рассказ и другие. Для снятия напряжения на уроке  активно используют частую смену видов деятельности: во время речевой разминки ребята играют, во время повторения ранее изученного материала работают самостоятельно, в парах или группах.

Упражнение: Делим лист тетради на две вертикальные части. Чаще всего мы просто сгибаем лист. Берем предложение, текст. Чаще всего в этих текстах грамматика, которую проходим по данному модулю. Письменно переводим его на русский язык. После дети закрывают учебники и переводят уже русский текст или предложение на английский язык. Дать возможность ученикам проверить свои работы, найти и исправить свои ошибки. Хорошо запоминается лексика, грамматика.

Использование нетрадиционных форм урока позволяет повышать мотивацию у ребят к изучению иностранного языка, научить их работать самостоятельно, в группах, парах.

Принцип личной ориентации общения.

Безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Любой человек отличается один от другого и своими природными свойствами, и умением осуществлять учебную и речевую деятельность, и своими характеристиками как личности: опытом, контекстом деятельности, набором определенных чувств и эмоций, своими интересами, своим статусом в коллективе.

Принцип коллективного взаимодействия  такой способ организации процесса, при котором ученики активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных.

Во время уроков, при выполнении некоторых заданий учащиеся имеют возможность активно обсуждать, высказывать своё мнение или аргументы за и против, спорить и приходить единому решению. Например, при подготовке мини-проектов.

Работа в рекламном агентстве. Прорекламируйте ваше любимое животное; оценивается работа всей группы, а не её членов.

Применение таких видов упражнений позволяет развивать у детей навыки монологической речи, работы в группах и творческое мышление.

Принцип моделирования

Объем страноведческих и лингвистических знаний очень велик и не может быть усвоен в рамках школьного курса. Поэтому, опираясь на принцип моделирования, я стараюсь отобрать тот объём знаний, который будет необходим, чтобы представить культуру страны и систему языка в сжатом, модельном виде. Тема урока выражается с помощью вопроса или проблемы: например,

Тема «Праздники» может быть сформулированна в форме вопроса «Что можно подарить на день рождения?» или в форме проблемы «Подарки к Новому году и Рождеству».

Тема «Школа» – проблема: «Легко ли хорошо учиться?»,

Тема «Семья» – проблема: «Помощник ли я дома?».

Наличие проблемного содержания является условием появления у человека потребности говорить, которое служит основным условием коммуникативной мотивации. Жизненные ситуации, проблемы всегда побуждают к общению, обсуждению.

В процессе обучения практически все зависит от упражнений.

Выполнение речевых упражнений позволяет развивать у учащихся навыки пересказа текста своими словами, описание картин, характеристики лиц, предметов и явлений, комментирования.

Спросите своего друга, что он делал дома на прошлой неделе.

– What did you do on Sunday, Anna?

– I helped my mother and father?

– Did you swept the floor on Monday, Olga?

– No, I didn’t. But I took the rubbish.

Расспросите своего друга, что он делал на прошлой неделе и расскажите об этом.

Last week Nick made his bed every morning. On Friday and Sunday he went shopping. He washed up and walked his dog every evening. Nick didn’t sweet the floor and water the flowers.

Переведите предложения на английский язык.

  1. Какой он умный мальчик!

  2. Какая красивая тарелка!

  3. Как мило!

  4. Какой Вы добрый!

  5. Как вкусно!

  6. Какой дорогой билет!

Речевые упражнения используются на различных этапах урока: при проведении речевой разминки, проверке домашнего задания, закреплении лексического или грамматического материала. Использование этого типа упражнений помогает повысить скорость усвоения лексических единиц, лучше подготовить учащихся к неподготовленному общению.

Условно-речевые упражнения – это упражнения, специально организованные для формирования навыка. Для них характерна однотипная повторяемость лексических единиц, не разорванность во времени.

Составьте диалоги из предложенных фраз.

  • So do you.

  • Thank you. I am glad you like it.

  • Thanks. You are very kind.

  • What a tasty cake!

  • You are a clever boy!

  • How nice you are!

Пример диалога

– What a taste cake!

– Thank you. I am glad you like it.

Игра «Угадай, кто сказал?»

  • I have helped my parents in the garden today.

  • Sasha has helped his parents in the garden today.

  • I make my bed every day.

  • Dima makes his bed every day.

  • On Sunday and Saturday I set and clear the table.

  • On Sunday and Saturday Nina sets and clears the table.

Применение условно-речевых упражнений позволяет ускорить процесс формирования выше перечисленных навыков, а также лучше отрабатывать грамматические структуры и лексические единицы.

Соотношение обоих типов упражнений подбирается индивидуально.

Технология коммуникативного обучения иноязычной речи направлена на одновременное развитие основных языковых навыков (устной и письменной речи, грамматики, чтения и восприятия на слух или аудирования) в процессе живого, непринужденного общения. структуры, выражения чужого языка нужно преподносить ребятам в контексте реальной, эмоционально окрашенной ситуации, которая способствует быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала.

Таким образом, применение в рамках компетентностно-ориентированного обучения современных образовательных технологий позволяет организовать образовательный процесс более продуктивным, эффективным, интересным, информационно насыщенным, что ведёт к повышению качества обучения.

 

 

Cписок литературы

  1. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А.В.Петровского. 2-е изд., испр. и доп. М., 2021.- с.479

  2. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2020. – 234 с. 

  3. Маслоу А. Мотивация и личность.СПб.: Евразия, 2021. – 479 с.

  4. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2019. – 365 с.