Применение кейс-метода при проведении педагогических советов
Воробьева М.В., учитель Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №81, г. Екатеринбург
Аннотация.
В статье рассматриваются основные характеристики кейс-метода, как интерактивного метода обучения. Раскрывается возможность применения кейс-метода с целью повышения профессиональных компетенций учителя.
Ключевые слова.
Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) - это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.
Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников). [2]
Метод (в переводе с греческого языка означает путь к чему-либо) – способ деятельности, направленной на достижение определённой цели. [3]
Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от английского «case» – случай, ситуация), – метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). [1]
Уровень профессиональных компетенций учителя существенно влияет на качество обучения и воспитания в школе. Учитель с высокими профессиональными компетенциями достигает стабильно высоких результатов.
Современным преподавателям необходимо овладевать интенсивными интерактивными технологиями обучения: тренингами, проектированием, деловыми играми, дебатами, кейсами и др. Именно эти технологии развивают общекультурные и профессиональные компетенции…, формируют необходимые умения и навыки, создают предпосылки… для реализации в профессиональном сообществе. [1]
Повышение профессиональных компетенций учителя – одно из необходимых условий образовательного процесса в школе. Совершенствовать педагогическое мастерство можно путем самообразования, участия в профессиональных конкурсах,
обучения на курсах повышения квалификации, участия в семинарах, конференциях, мастер-классах и т.п.
Кейс-метод – интерактивный метод обучения, который можно применять не только на уроках, но и при проведении педагогических советов на различную тематику с целью повышения профессиональных компетенций учителей.
Кейс-метод является эффективным методом деятельностного обучения.
Суть кейс-метода – анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, он позволяет повысить интерес к предмету, помогает развить в людях такие важные для жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.
Виды кейсов:
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации);
Мультимедиа – кейс
Видео – кейс (может содержать фильм, аудио и видеоматериалы).
Анализ конкретных учебных ситуаций (case-study) предназначен для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях:
выявление, отбор и решение проблем;
работа с информацией – осмысление значения деталей, описанных в ситуации;
анализ и синтез информации и аргументов;
работа с предположениями и заключениями;
оценка альтернатив;
принятие решений;
слушание и понимание других людей – навыки групповой работы;
формирование основных компетенций специалиста .[1]
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в устной, так и в письменной форме.
Использование кейс-метода при решении различных педагогических ситуаций будет способствовать повышению педагогических компетенций учителей, формированию устойчивых навыков решения практических задач.
Примеры кейсов для работы в малых группах на педагогических советах представлены в Приложении 1 и Приложении 2. [1], [3]
Список литературы:
Кейс - стадии: принципы создания и использования. – Тверь: Изд-во «СКФ-офис», 2015. – 114 с. [1]
Пальтов А.Е.Инновационные образовательные технологии: Учебное пособие. – Владим. Гос. ун-т им. А.Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2018 – 119 с. [2]
105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации:учеб. пособие / В.А. Бейзеров: Флинта; Москва; 2014. [3]
Приложение 1
Кейс №1 разработан на основе реальной ситуации Тема: качество обучения
Конкретная ситуация: В больших классах часто бывает сложно предоставить
возможность для ответа каждому ученику. Складывается такая ситуация, что одни ученики отвечают часто (обычно сильные), а некоторых вызывают довольно редко (обычно слабые). Ученик на уроке представлен самому себе. Так ученик думает, что можно один раз ответить, а потом спокойно отсиживаться в течение нескольких следующих уроков. Учитель же в итоге не знает. Какие реальные проблемы в знаниях есть у каждого ученика. Он ведь работает только с сильными. В итоге разница между слабыми и сильными учениками в классе нарастает настолько, что становится непреодолимой.
Задание:
Определите проблему. Как могут развиваться события?
Варианты развития событий |
Необъективное оценивание |
Пробелы в знаниях |
Предложите свои варианты |
|
|
Решите проблему путем выбора наиболее приемлемого варианта
Приложение 2
Кейс №2 разработан на основе реальной ситуации Тема: качество обучения
Конкретная ситуация: Одна опытная учительница рассказывала, что каждый год
получает от учеников обратную связь: на листочках ученики пишут, что было хорошо и не очень на уроках. Фраза одной не самой сильной ученицы 9 класса: « Мне не хватало ваших глаз»…. Часто более слабым или просто не самым ярким, тихим ученикам не хватает персонального внимания учителя, небольших подсказок, одобрений, помощи в выполнении заданий. Часто учитель проводит больше времени с тем учеником, который ему нравится.
Задание:
Определите проблему. Как могут развиваться события?
Варианты развития событий |
Снижение мотивации к обучению |
Низкая успеваемость |
Предложите свои варианты |
|
|
|
Решите проблему путем выбора наиболее приемлемого варианта
1