«Применение Кейс-технологии как средство развития связанной речи старших дошкольников»
Развитие связной речи относят к числу важнейших задач работы с дошкольниками. ФГОС ДО выделяет развитие связной, грамматически-правильной, диалогической и монологической речи в качестве одной из приоритетной задач речевого развития дошкольников. Но, к сожалению, в настоящее время проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в полном объеме. Ребенок-дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
-скудный словарный запас (а следствие-трудность в составлении распространенных предложений);
-неумение согласовывать слова в предложении;
- нарушения звукопроизношении;
-бедная диалогическая и монологическая речь (неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ);
-трудность в составлении сюжетного или описательного рассказа на предложенную тему,
пересказывании текста.
Для формирования коммуникативной компетенции и развития связной речи дошкольников я использую в своей работе метод кейс - технологий.
Кейс технологии – это способ организации краткосрочного обучения на основе подлинных или вымышленных ситуаций.
В работе с детьми я применяю технологию кейс-иллюстрацию — это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации, анализа возможных решений. Анализ как логическая операция мышления
способствует речевому развитию ребенка, поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство.
Р
ассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и излагать свои мысли.
Для работы с детьми я разработала кейс по речевому развитию под названием: «Речевичёк» который помогает мне реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.
Данный кейс, включает в себя следующие развивающие игры:
«Назови ласково»
1 вариант игры
Ребенку предлагается изменить слово, чтобы слово звучало ласково.
2 вариант игры
Ребенку предлагается составить предложения по схеме
Кто? + Что сделал? + назвать слово ласково.
«Посчитай»
1 вариант игры
Ребенку предлагается составить словосочетание количество+ предмет
2 вариант игры
Ребенку предлагается составить предложения по схеме
Кто? + Что сделал? + количество+ что? Или Кто?
«Предлоги помощники»
1 вариант игры
Ребенку предлагается составить словосочетание действие+предлог
2 вариант игры
Ребенку предлагается составить предложения по схеме
Кто? + Действие? + предлог + предмет.
«Веселая кухня»
1 вариант игры
Ребенку предлагается рассказать кто , что готовит
2 вариант игры
Ребенку предлагается рассказать кто, что готовит и как.
«Узнай по описанию»
Ребенку предлагается самостоятельно составить
загадку используя схемы подсказки
«Путешествие по сказке»
1 вариант игры
Ребенку предлагается рассказать сказку используя серию сюжетных картинок
2 вариант игры
Ребенку предлагается рассказать сказку опираясь на картинку
«Веселые пальчики»
Ребенку предлагается назвать, что нарисовано на картинке и поднять нужный пальчик.
Каждая игра имеет:
- поле, для набора картинок.
- предметные картинки;
- схематические картинки;
-серия сюжетных картинок
Все материалы заламинированы картинки прилепляются с помощью липучек.
Кейс можно использовать как при индивидуальной работе с ребенком, так и при групповых занятиях, а для закрепления материала. Обновление игр происходит в соответствии с коррекционно – развивающими задачами, направленными на формирование, развитие и совершенствование речевых умений, а также с учетом интересов дошкольников.