Мастер-класс
Тема: Применение метода «Пазлы» для развития читательской компетенции школьников на уроках русского языка.
Описание проблематики.
Текст – главный источник информации, который развивает в человеке думающую личность. В последние три десятилетия на смену книге пришли различные гаджеты, и интерес к чтению заметно снизился. Это отрицательно повлияло на качество работы учеников с текстом, осмысление прочитанного и, как следствие, на образовательные результаты учащихся. Особо остро эта проблема стоит перед учителем-словесником, чья задача заключается в формировании у школьника навыка осознанного чтения текста.
В своей педагогической деятельности я обратила внимание, что особые трудности ребята испытывают при выполнении заданий на уроках развития речи, при изучении тем из раздела «Текст». Многие ученики с трудом понимают содержание текста, им сложно выделить ключевые слова, определить основную мысль прочитанного и подобрать заголовок.
Педагогу необходимо повышать мотивацию учащегося к работе с текстом через применение на своих уроках методов и приемов, учитывая возрастные особенности детей и их увлечения. Метод «Пазлы» является одним из таких инструментов, позволяющих учителю усилить интерес учеников к работе с текстом, развивать их читательскую компетенцию и повысить образовательные результаты школьников.
Целевая аудитория: преподаватели начальных классов, учителя-предметники.
Цель и ключевые задачи, на решение которых направлена практика.
Цель: Развитие читательской компетенции учащихся через применение метода «Пазлы» на уроках русского языка.
Задачи:
Формирование навыков учащихся находить в тексте ключевые слова, определять основную мысль и тему прочитанного;
Развитие познавательных, коммуникативных УУД школьников;
Повышение мотивации учеников к работе с текстом на уроках русского языка.
Основная идея/суть/базовый принцип практики.
Метод «Пазлы» является игровым элемент технологии развития критического мышления. Суть данного метода заключается в том, что материал или понятие делится на отдельные части, которые вместе собираются в одну общую картину. Это дает возможность педагогу выстроить изучение материала на уроке как от части к целому, так и от целого к части, что является действенным инструментом для развития читательской компетенции учащихся. За счет игровой направленности метода школьники с интересом выделяют ключевые слова из прочитанного, составляют плана текста в пазлах и, наоборот, излагают текст по плану, определяют основную мысль и тему текста.
Преимуществом метода «Пазлы» является то, что изучаемые понятия складываются наглядно в одно изображение, где ученики могут отследить, как одно понятие связано с другим и с содержанием всей «картины» в целом. У детей активизируется мыслительная деятельность, творческие способности на уроке и подключается воображение.
Описание педагогической техники, показа в действии способов, методов и приемов работы.
Применение метода «Пазлы» оправдано и эффективно в изучении всех школьных предметов. В заявленном мастер-классе я продемонстрирую использование данной практики на уроках русского языка в 5-6 классах при освоении учащимися таких тем, как «Основная мысль текста», «Тема текста», «Ключевые слова текста», «План текста» «Изложение». Представляю примеры заданий с использованием данного метода.
Задание 1.
Учащиеся работают в паре. Им дается два комплекта пазлов, которые перемешаны между собой. На каждом пазле написаны ключевые слова из двух. Оба текста о зиме, но в первом рассказывается о зимних забавах, а во втором описывается зимний лес. Задача учащихся в результате сбора «картинок» понять то, что основные мысли двух текстов отличаются, и ключевые слова будут также отражать разные темы. После того, как пазлы собраны, ученикам нужно понять по ключевым словам содержание каждого текста, сформулировать и вписать заголовки, отражающие основную мысль, в пустой пазл в центре собранного набора (один пазл из набора оставляется учителем заведомо пустым для заголовка).
Данное задание направлено на формирование у учащихся умения определять основную мысль текста по ключевым словам и подбирать заголовок, который отражает тему этого текста. Важным здесь является подобрать тексты похожей тематики, но с разными основными мыслями, чтобы ребята учились именно конкретизировать содержание текста в заголовке.
Задание 2.
Данное задание необходимо предлагать учащимися после того, как ими было уже опробовано задание 1.
Учащиеся работают индивидуально. Каждому ученику дается два текста (без названия) на похожую тему, но с разными основными мыслями. Я предлагала учащимся первый текст о буром медведе художественного стиля, а второй – о буром медведе научного стиля (второй половине класса по такому же принципу два текста об уссурийском тигре). К каждому тексту прилагается набор пустых пазлов. Задача ученика на «кусочках» первого набора написать ключевые слова первого текста, а на «кусочках» второго – ключевые слова второго текста. Также ребенок подбирает заголовки к текстам и вписывает их в центральные пазлы наборов. Далее наборы пазлов разбираются, перемешиваются между собой. Одноклассники обмениваются друг с другом смешанными наборами, самостоятельно делят их на две группы и собирают «картинки» с ключевыми словами по текстам. Важно, чтобы ученики обменивались смешанными наборами с теми ребятами, у которых в начале задания тексты были на другую тему. Например, если школьник выписывал ключевые слова из текстов о медведе, то теперь он собирает пазлы с ключевыми словами из текстов об уссурийском тигре. (Тексты и наборы пустых пазлов в Приложении 1)
Задание 2 позволяет формировать умения школьников находить ключевые слова текста, определять основную мысль и тему текстов, различать художественный и научный стили. В данном задании также как в предыдущем важно подбирать текты на похожие темы, чтобы ребята учились конкретизировать основную мысль каждого текста и отражать ее в заголовке.
Задание 3.
Форма работы с данным заданием может быть как индивидуальной, так и парной (на усмотрение учителя).
В данном задании набор пазлов представляет из себя не привычные нам квадрат или прямоугольник, а цепочку пустых пазлов. Ученик читает предложенный ему текст, затем составляет его план, записывая каждый пункт на отдельный пазл в логическом порядке. Затем цепочка ломается, пазлы перемешиваются и передаются другому однокласснику, который делал такое же задание по такому же тексту. Тексты закрываются/убираются, ученик выкладывает пазлы в цепочку в нужном порядке, вспоминая содержание текста; далее коллективно разбираются и исправляются ошибки в формулировании пунктов плана, затем учащиеся письменно или устно пересказывают текст с опорой на данный план-цепочку.
Данное задание направленно на развитие умений отражать содержание текста в плане, излагать по памяти прочитанный текст с опорой на план, исправлять ошибки другого ученика в формулировании предложений (пунктов плана).
Представленные задания эффективно использовать при подготовке к написанию изложения.
Использование метода «Пазлы» на уроках русского языка позволяет учителю активизировать учебно-познавательную деятельность учеников, развивать их интерес к работе с текстом и чтению в целом, а также способствует развитию умения собирать, структурировать и анализировать информацию.
Средства, через которые реализуется практика:
Реализация метода в урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Результаты (образовательные и прочие) практики.
Повысился интерес учащихся к работе с текстом и уровень их читательской компетенции;
Учащиеся владеют навыками критического мышления;
Повышается показатель освоения школьниками познавательных и коммуникативных УУД.
Способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики.
Диагностические работы по определению образовательных результатов по работе с текстом.
Оценка возможности использования опыта в других учреждениях
Данный опыт может быть использован учителями в любом образовательном учреждении.
Приложение 1
Текст 1.
Бурый медведь — млекопитающее семейства медвежьих. Это крупный хищник и один из самых больших наземных хищников.Длина туловища животного достигает двух-двух с половиной метров. У бурого медведя большая круглая голова с вытянутым носом, небольшие уши, короткая и толстая шея. Конечности довольно мощные, на лапах 5 пальцев, которые заканчиваются острыми и длинными когтями. В цвете шерсти преобладают тёмно-бурые оттенки с рыжеватым отливом.
Бурый медведь — типичный лесной обитатель. Чаще всего он встречается в обширных таёжных массивах. Характерная особенность бурого медведя — зимний сон в берлоге. Бурый медведь всеядный, но рацион у него на 3/4 растительный. В природе бурый медведь живёт до 30 лет, в неволе он доживает до 45–50 лет.
Текст 2.
Я здешней тайги хозяин. Меня зовут Косолапым, Топтыгиным, Михайло Потапычем. Это мои сказочные прозвища. Но это несправедливо. Какой же я косолапый? Могу в лесу лося догнать, на дерево могу вскарабкаться. И не Топтыгин я вовсе. Топтыгин неуклюжий и с шумом топчется на месте. А я по всему лесу хожу, иногда так тихо, что веточка не хрустнет.
Осенью устраиваю под елью берлогу. Воют вьюги, трещит мороз, а я почиваю всю зиму. Просыпаюсь с весенним теплом. Какой же худой становлюсь за зиму! Впереди лето - время копить жир.
Почему меня назвали медведем? Потому что я знаю и ведаю, где искать мой любимый мёд!
Текст 1.
Амурский тигр относится к млекопитающим животным. В длину достигает 3-х метров. Вес этой большой кошки составляет около 200 – 300 кг. Шкура имеет полосатый окрас.
Для полноценного питания хищнику в сутки нужно мяса не меньше 10 кг. В рацион входят крупные копытные травоядные.
Тигр на воле живёт в лесах возле рек Уссури, а также Амура. Чаще всего он селится в кедровых или широколиственных лесистых зонах.
Продолжительность жизни амурского тигра в дикой природе 16-18 лет, в неволе – до 25 лет.
Текст 2.
Вы видели когда-нибудь белого амурского тигра? Незабываемое зрелище! Это огромная, с темными полосами кошка с роскошным мехом. Его шкура - просто загляденье! Блестящая, гладкая, с переливами. Отличная маскировка в тайге.
Тигр - умный, расчетливый и обаятельный хищник. Какая у него грациозная походка! Тигр, когда сыт и доволен, ведет себя, как домашняя кошечка. Любит понежиться, поспать и мурлычет так же, только громче. Амурский тигр - очень красивое животное!