В настоящее время на современном этапе развития стрелкового спорта вопросы эффективного обеспечения учебно-тренировочного процесса квалифицированных спортсменов-стрелков и оснащения современными техническими средствами представляют предмет научных дискуссий и поисков. Накопленный в последние годы практический и теоретический материал не позволяет прийти к единому мнению по многим аспектам данной проблемы. Актуальность. Стрельба пулевая относится к сложнокоординационным видам спорта. Успех в стрельбе определяется в основном не столько уровнем развития процессов энергообразования и функциональных возможностей сердечно-сосудистой, и дыхательной систем спортсмена, сколько совершенством его технического мастерства, проявлением тактических способностей и психических качеств. Современный высокий уровень спортивных результатов в стрельбе пулевой требует от представителей науки поиска эффективных средств и методов, которые бы позволили более интенсивно и полно раскрыть потенциальные возможности спортсмена в соревновательных условиях. Актуальность избранной темы исследования определяется практическими запросами современного этапа развития стрельбы пулевой, в частности эффективностью применения технических средств в стрелковом спорте Цель исследования – разработать педагогическую концепцию управления сенсорными системами стрелков на основе использования технических средств в стрельбе пулевой. Задачи исследования
1. На основе анализа научно-методической литературы изучить специфику устойчивости системы «стрелок-оружие» и результативность стрельбы с использованием современных технических средств.
2. Изучить специфику устойчивости системы «стрелок-оружие» с учетом технологических основ двигательной деятельности спортсменов-стрелков в зависимости от вида оружия и применения современных компьютерных стрелковых тренажеров «СКАТТ» и «TRACE». Объект исследования – технические средства повышения качества и эффективности управления организацией учебно-тренировочного и соревновательного процессов квалифицированных спортсменов-стрелков. Методы исследования При решении задач теоретического характера были использованы: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, классификация и другие методы теоретического познания. Для получения данных эмпирического характера применялись следующие группы методов научного исследования: - педагогические: анализ специальной научно-методической литературы, педагогическое наблюдение за тренировочной и соревновательной деятельностью; методы экспертной оценки, педагогические контрольные испытания (тесты), педагогический эксперимент; - социологические: анкетирование и интервьюирование тренеров, работающих в стрелковом спорте, анализ дневников спортсменов; - методы математической статистики: расчет основных статистических показателей (средней арифметической, стандартного отклонения, коэффициента вариации), достоверности различий (t-критерия Стьюдента), рангового коэффициента корреляции Спирмена. Научная новизна и значимость результатов Предполагается, что использование в учебно-тренировочном процессе спортсменов-стрелков стрелковых тренажеров, будет способствовать совершенствованию техники стрельбы квалифицированных спортсменов. Показано, что современный и усовершенствованный тренажер «TRACE» позволит существенно влиять на результативность в стрельбе в контексте учебно-тренировочного и соревновательного процессов спортсменов-стрелков. Теоретическая значимость проведенного исследования будет состоять в разработке концепции управления сенсорными системами стрелков, влияющими на устойчивость системы «стрелок-оружие» и результативность в стрельбе с использованием технических средств с учетом доминантных факторов и ведущих компонентов тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов-стрелков, с использованием инструментальных информативных методов педагогического контроля. Практическая значимость исследований заключается в том, что разработанное общее положение концепции управления сенсорными системами стрелков на основе применения технических средств даст возможность существенно повысить результативность в стрельбе. Полученные результаты исследования позволят подготовить научнометодическое и учебно-методическое сопровождение учебно-тренировочного процесса и дать конкретные практические рекомендации по управлению подготовкой спортсменов-стрелков. В ходе проведения анализа научно-методической литературы отмечено, что большинство технических устройств из ранее применявшихся в стрелковом спорте устарели или дают гораздо меньше информации, чем современные и разработанные в настоящее время, и появление которых обосновано достижениями науки в области компьютерных, оптико-электронных и других технологий. Под техникой меткого выстрела понимается наиболее целесообразная, эффективная и, в конечном счёте, устойчивая поза стрелка, позволяющая выполнять ему целый комплекс сложнокоординированных действий, обеспечивающих высокий спортивный результат. Производство меткого выстрела требует от стрелка выполнения определенных действий: изготовки, прицеливания, задержки дыхания и управления спуском курка. Эти компоненты тесно взаимосвязаны между собой. Однако сегодня изготовку спортсмена при стрельбе нельзя рассматривать как нечто постоянное, неизменное. Она видоизменяется, отражая взгляды на рациональность, вид в различные этапы и периоды становления стрельбы пулевой. На данный момент есть все основания утверждать, что высоких достижений практически во всех видах спорта невозможно будет достигнуть, не используя широко в тренировочном процессе круглогодичной подготовки специальные комплексы тренажерных устройств и технических средств. Тренировочные приспособления и современные компьютерные тренажеры, предназначенные для отработки технических действий при стрельбе, все больше меняют свою целевую направленность. Если раньше все эти средства служили, главным образом, для имитации движений, то теперь основная направленность тренажеров и устройств для стрелков заключается в получении дозированных внешних сопротивлений на нужные участки амплитуды имитируемых действий спортсмена-стрелка. Большую роль в рационализации управления процессом становления и совершенствования структуры движений спортсмена-стрелка играют тренажёры. Причём для данной цели применимы не все тренажёры, которые используются в настоящее время в учебно-тренировочном процессе стрелков, а лишь те из них, которые моделируют необходимые параметры спортивной деятельности, предназначенные для становления и совершенствования двигательных навыков спортсменов в условиях жесткого регламента пространственных, временных или силовых параметров движения, а также их двигательной деятельности. Применение стрелкового компьютерного тренажера «СКАТТ» в стрельбе пулевой в процессе проведения педагогических наблюдений за выполнением технической стрельбы спортсменами во время проведения учебно-тренировочных занятий, учебно-тренировочных сборов позволяет нам выявить качественное выполнение технических элементов спортсменами при выполнении стрелковых упражнений, а также получить наглядно и оперативно всю информацию по зачетной стрельбе. Идея и разработка в 1973 году концепции компьютерного стрелкового тренажера «СКАТТ» принадлежит Олегу Лапкину. Производство «СКАТТ» началось значительно позже, в 1991 году. Главная особенность данного тренажера заключается в том, что процесс обучения стрельбе ускоряется в 3–4 раза. Тренажерное устройство «СКАТТ» позволяет получить следующую необходимую информацию по зачетной стрельбе: целый результат стрельбы поперечник стрельбы, среднюю длину траектории, график координации и график результата в зависимости от момента выстрела. На экране компьютера отображается траектория прицеливания (в реальном времени) и регистрируется с высокой точностью достоинства пробоины (погрешность не более 0,1 мм на дистанции 10 метров). Тренажер «СКАТТ» стал обязательным инструментом подготовки стрелковпрофессионалов во многих странах мира (Беларусь, Россия, Англия, Германия, США, Швейцария, Япония и др.) На рисунке 1 представлена траектория прицеливания за 0,2 секунды до выстрела, она выделена синим цветом, а за 1 секунду до выстрела желтым цветом. Наглядно видно, что в периоде от 1 секунды до 0,2 секунды перед выстрелом стрелок достаточно уверенно держит оружие в центре мишени, но за 0,2 секунды оружие уходит из точки прицеливания.
Перед началом работы на тренажере проводится калибровка оптического датчика, глубокая наводка датчика на центр электронной мишени. Окно тренировки на мониторе представляет собой мишень выбранного стрелкового упражнения. Время прицеливания может быть любым, но программа регистрирует только последние несколько секунд. Время прицеливания задается в зависимости от стрелкового упражнения. Момент выстрела фиксируется на мишени «пробоиной», диаметр которой соответствует диаметру реальной пробоины. Поведение оружия до выстрела записывается и изображается на мониторе в виде нарисованной на мишени траектории. Длина анализируемого компьютером отрезка траектории составляет одну секунду до выстрела. Тренажерное устройство «СКАТТ» позволяет получить следующую информацию по зачетной стрельбе: целый результат стрельбы, поперечник стрельбы, среднюю длину траектории, график координации и график результата в зависимости от момента выстрела. Датчики находятся на конце ствола оружия и позволяют оценить устойчивость системы «стрелок-оружие». На мониторе компьютера можно видеть поведение оружия, которое отображается в виде зеленой траектории на мишени. После выполнения холостого выстрела производится повтор, на котором мы можем видеть график прицеливания или траекторию прицеливания за 8 секунд, предшествующих выстрелу, и отдельно выделенную желтым цветом, последнюю секунду прицеливания перед выстрелом, а также 0,5 секунды удержания оружия после выстрела, выделенных малиновым цветом. По поведению оружия в последнюю секунду можно судить о том, насколько вовремя стрелок выполнил выстрел, т.е. в момент его наилучшей устойчивости или же при ее ухудшении. Можно также увидеть характер работы стрелка – ждет ли он наступления момента наилучшей устойчивости или же выполняет выстрел после входа оружия в «десятку». По времени после выстрела можно судить, удерживает ли спортсмен оружие после выстрела или осуществляет быстрый сброс оружия. Данное время особенно важно для медленных стрельб, т.к. спортсмен должен фиксировать оружие еще какое-то время после выстрела, чтобы не увидеть его в момент прохождения пули по каналу ствола. Кроме того, при помощи данного тренажерного устройства можно оценить стабильность выхода оружия спортсмена на мишень, а также наглядно видеть, с какой стороны стрелок осуществляет выведение оружия на мишень. По данным параметрам можно судить о стабильности техники стрелка . При помощи «СКАТТ» можно оценить как стабильность временных интервалов между выстрелами, так и время, затраченное на выполнение выстрела от момента выход пистолета в район мишени до щелчка. Два данных параметра представлены в общей информации по стрельбе в виде показателя «темп стрельбы», который оценивается в процентах. По данному показателю можно судить об умении спортсмена распределять свои усилия в ходе выполнения всего стрелкового упражнения. Таким образом, представленные характеристики стрелкового тренажера позволяют спортсмену и тренеру получить конкретные объективные сведения о технике стрельбы спортсмена с глубоким анализом микроструктуры ее элементов. Данное устройство дает возможность вести более углубленное изучение различных сторон подготовки в системе контроля за состоянием спортсменастрелка. Использование стрелкового тренажера «СКАТТ» в стрельбе пулевой видится нам доступным, современным и эффективным техническим устройством. Вся информация о прицеливании и координаты пробоины сохраняются в памяти компьютера для последующего анализа. Таким образом, при применении стрелкового тренажера «СКАТТ» возникает эффект обратной связи, который видится нам наиболее доступным, современным и эффективным техническим средством при проведении учебнотренировочного процесса спортсменов-стрелков. Следует сказать, что стрелковый тренажер «СКАТТ», предоставляет свои услуги не только в спортивной стрельбе, но и в Вооруженных Силах.