Методическая разработка урока
«Применение технологии проблемного обучения
на уроке музыки, посвященном теме «Рождества»
в 1 2 классе»
Ружникова Ирина Александровна
Учитель музыки МОУ и СОШ №7
имени Героя РФ С.Н. Мельникова
г.о. Жуковский МО.
Краткая аннотация:
Методическая разработка показывает, как можно применить метод проблемного обучения на уроке музыки в 1-2 классе на тему «Рождества», как можно бережно ввести маленьких детей в художественные образы духовной музыки и религиозных традиций.
Цели методической разработки:
Показать, как можно применить технологию проблемного обучения, которая преображает урок, расцвечивает его красками активного мышления и творческого полёта..
Бережно ввести учащихся в художественные образы духовной музыки и религиозных традиций.
Задачи методической разработки:
1.Научить детей подходить к любой проблеме смело, дерзко, целеустремлённо, стратегически ;
2.Показать, что все проблемы решаемы, надо только расширить поле действия мысли и научиться выдвигать один вариант за другим;
3. Помнить, как руководство к действию, мудрые слова Л.Н.Толстого: «Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью!»
Как применить технологию проблемного обучения?
Проблемная ситуация №1
«Чему посвящён праздник «Рождества»?
Ответы: новогоднему веселью, нарядной ёлке, подаркам, отдыху, поездкам в гости, зимним играм на коньках, на лыжах, «в снежки» , путешествиям на машине и т.д.
Учитель даёт новое направление мысли:
Какое слово похоже по звучанию на слово Рождество? (называют рождение, день рождения).
Может быть кто-то родился в этот день? (называют любых известных людей и даже зверей).
Но ведь в этот день звонят колокола, ваши родные идут в церковь? Может это церковный праздник? ( Ответ: Да, это родился какой- то святой. Правильных ответов нет)
Учитель: Это День рождения Бога на земле, который решил открыться нам и придти к нам, к людям! Зовут его Иисус Христос!. Седьмого января весь мир празднует Его День Рождения!
Кто-нибудь был в церкви со своей бабушкой и видел изображение Иисуса Христа в церкви на иконах? (большинство)
Случилось это примерно 2000 лет назад и это так значимо для людей, что счёт времени в годах, то есть летоисчесление, пошло от Рождества Христова.
Проблемная ситуация №2
Как Иисус Христос родился?
Он мог придти к нам с небес в золотой карете, в короне, в сияющем одеянии, как Бог, как Царь, Властелин? ( воображение детей рисует эту картину и они начинают придумывать, как это могло бы выглядеть?).
Учитель даёт новое направление мысли:
Но! Он пришёл по-другому, Он -большой выдумщик, мастер придумывать что-то необычное. Он придумал другой план: Он родился как все мы, его родила мама Мария. И потом Он рос как все дети, учился ходить, говорить, прыгать, бегать, писать, считать… Он даже имел профессию! Земную! (дети удивлены, задают интересные вопросы). Он выучился на плотника, это мастер работы по дереву.
Проблемная ситуация №3
Где родился Иисус Христос?
Он , как Бог и Царь, мог родиться во дворце? ( Ответы: Да, и дворец должен быть большой, красивый, весь в золоте…)
Учитель даёт новое направление мысли:
Но! Он родился очень скромно, в пещере для скота, потому что в это время Мария направлялась в другой город и роды случились в пути. Они попросили разрешения у пастухов переночевать в пещере для скота и там родился Иисус. Вот как могла выглядеть эта пещера ( показываю картинку и дети , разглядывая, делают описание картинки).
Первыми узнали о том, что родился Бог в их пещере, пастухи. Им сообщили об этом Ангелы , спустившиеся с небес и распевающие Гимны в честь Рождения Иисуса.
*** Звучит Гимн «Тихая ночь»
Проблемная ситуация №4
На День рождения принято дарить подарки?
А что мы можем подарить Иисусу Христу, ведь это Царь Вселенной и у него есть всё! ( Очень много ответов, в конце концов мы приходим к тому, что НУЖНО ПОДАРИТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА! )
Учитель даёт новое направление мысли:
Идея! А давайте украсим пещеру , в которой Он родился? Это будет доброе дело? Как её можно украсить?
Дети предлагают множество удивительных, потрясающих воображение вариантов: поручить Ангелам привезти ёлки с севера, а с юга множество цветов, по пути залететь в ЦУМ и купить ёлочные украшения, красивую люльку и пелёнки, детские игрушки и даже Кота-Баюна, чтобы он мурлыкал колыбельные песни маленькому Иисусу. А также красивую одежду для Марии. А над пещерой должна гореть яркая звезда, которая известила миру, что РОДИЛСЯ БОГ НА ЗЕМЛЕ!
Рисунки получились уникальные, добрые, фантазийные, поражающие своим разнообразием, красками, выдумкой, а главное - искренние, светящиеся мыслью, желанием подарить от всего сердца подарок на День Рождения Иисусу Христу!
***Звучит Рождественская колядка «Когда Христос родился»
Выводы:
Технология проблемного обучения делает урок познавательным, интересным, увлекательным, творческим, насыщенным поиском, фантазией, мыслью.
.Применение технологии проблемного обучения невероятно активизирует детей, вызывает оживление и горящие глаза, заставляет думать, анализировать, искать любые, даже парадоксальные варианты решения проблемы.
А главное, учитель не иллюстрирует готовый материал, а обращается к детям «по-взрослому», с уважением - к их уму, фантазии и опыту.
Литература:
1. Детская Библия. М., 2018
2. Сергеева- Е.Д.Критская Учебник «Музыка , 1, 2 класс
3. Андреева И. Чудо января. М., 2016
4. Андреева И. С Рождеством Христовом, мой друг! М., 2016
5. Наглядные пособия с изображением Богородицы, Вифлеемской пещеры, Вифлеемской звезды.