ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Л.И.Хатунцева
Социальная работа представляет собой один из самых многоплановых и трудоемких видов профессиональной деятельности. Социальный работник осуществляет все многообразие функций организации, обеспечения психологической поддержки, правовой и административной защиты. Это специалист, который может работать на разных уровнях реализации социальной политики государства. Для осуществления эффективной работы он должен освоить достаточный объем знаний, которые служат основой профессиональных умений в области управления, организации, анализа, коммуникации, коррекции и реабилитации.
Технологический процесс в социальной сфере имеет свою специфику, важнейшим признаком которой является то, что качественному изменению подвергается все общество в целом, отдельные его слои и группы, отношения между людьми или их мысли и чувства, которые достаточно сложно подчинить общим закономерностям существования общества, его нормам и правилам.
Социальные технологии - в отличие от технологий производственных, (где приходится иметь дело и с неживой природой), основан на отношениях не субъекта и объекта, а в значительной степени на отношениях «человек - человек», т.е. «специалист - клиент». Без содействия участников социального процесса, без понимания и согласия индивида, семьи, группы, которым оказывается профессиональная помощь, невозможно реализация социальной технологии.
В словаре Ожегова понятие «технология» (от греч. lekhne — искусство, мастерство, умение) определяется как «совокупность приемов и способов получения, отработки или переработки (2).
Социальное консультирование - одно из направлений профессиональной деятельности, в ходе которого специалист по социальной работе помогает клиенту понять суть его трудной жизненной ситуации и предлагает различные варианты ее решения.
В период овладения профессиональными компетенциями определено три направления социального консультирования: консультирование по социально-правовым вопросам, семейнотерапевтическое консультирование, психологопедагогическое консультирование.
Именно с этими проблемами студенты сталкиваются чаще всего на практике. При обучении студенты изучают содержание и этапы процесса консультирования. Однако, даже зная этапы реализации технологии социального консультирования, не всегда можно оказать помощь клиенту, так как во многом успех определяет умение использовать различные техники консультирования. На учебных занятиях студентам необходимо овладеть практическим опытом использования контактного и дистантного консультирования. Рассмотрим эти два вида консультирования.
Контактное («очное») консультирование. Для контактного консультирования характерно то, что консультант встречается с клиентом, и между ними происходит беседа.
Студенты с удовольствием осваивают такие формы консультирования, как индивидуальное консультирование, групповое консультирование.
Дистантное (заочное) консультирование. Дистантный вид консультативной деятельности не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. Это общение с клиентом по телефону, интернету или посредством переписки. Выделяют телефонное консультирование и консультативную переписку, общение по интернету.. На учебных занятиях наибольший интерес у студентов вызывает консультативная переписка по электронной почте. Результат в данном случае достигается в более короткие сроки.
Наиболее эффективными в ходе реализации технологии социального консультирования являются такие приемы, как пассивное слушание:
- нерефлексивное слушание;
- рефлексивное слушание;
- эмпатическое слушание;
активное слушание:
- «эхо-техника»;
- прием развития идеи;
- резюме;
- сообщение о восприятии другого,
- сообщение о собственном самочувствии.
Эти приемы позволяют установить сотрудничество с клиентом в его интересах, общение с ним на равных началах; способствуют глубокому контакту и снижению напряжения; позволяют помочь клиенту осознать свои чувства и преодолеть различия в стилях ведения беседы; способствует восстановлению эмоционального контакта (2).
Реализуя данные приемы на учебных занятиях, нельзя забывать и формах организации учебной деятельности. Наиболее эффективны такие формы, как работа в группах, работа в парах, работа или группах сменного состава.
Получив практический опыт, студенты успешно реализуют на практике технологии социального консультирования, используют методики, позволяющие не только решить проблемы клиента, но и провести профилактическую работу с населением.
К таким методикам можно отнести:
- Родительский всеобуч;
- Супружеская конференция;
- Семейный совет;
- Семейное пространство;
- Ролевая игра;
- Голос ребенка и др.
Реализуя технологии социального консультирования, важно помнить о четырех этапах:
Установление психологического контакта и отношений доверия между консультантом и клиентом;
Рассказ клиента о проблеме (монолог-исповедь);
Обсуждение проблемы и альтернативных путей ее разреше-ния со специалистом (активный, творческий диалог);
Изменение отношения клиента к проблеме, выбор оптималь-ного решения и подтверждение готовности выполнить его (3).
Успешность социального консультирования определяется такими факторами, как конфиденциальность, сотрудничество с клиентом в его интересах и общение с ним на равных началах, контроль и анализ собственного поведения во время работы, признание и исправление собственных ошибок.
Таким образом, технологии социального консультирования располагает большими возможностями позитивного воздействия не только на граждан, нуждающихся в социальной поддержке и испытывающих трудности в социальном общении, но и на студентов, обучающихся по специальности.
ЛИТЕРАТУРА
1.Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. - М., 2009.
2.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - Москва: ООО «ИТИ Технологии», 2007.
3.Холостова Е.И. Технологии социальной работы. - Москва: «ИТК «Дашков и К», 2010.
2