Веб-квест
Веб-квест – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Термин «веб-квест» был предложен профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего Доджем в 1995 году.
Веб-квест позволяет:
формировать положительное эмоциональное отношение к процессу познания, повышать мотивацию обучения;
развивать творческий потенциал;
формировать общие компетенции;
организовать учебно-исследовательскую деятельность в нетрадиционной форме;
реализовать принцип междисциплинарных связей в обучении;
каждому участнику выбирать для себя удобный индивидуальный темп и стиль;
развивать навыки информационной деятельности человека;
формировать навыки работы в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
связывать решение исследовательских задач с жизнью, окружающей социальной и физической действительностью;
развивать исследовательскую позицию обучающихся на основе активных методов обучения и др.
Виды веб-квестов
Вид | Цель | Продолжительность |
Краткосрочный | Приобретение знаний и их интеграция в свою систему знаний | 1-2 занятия |
Долгосрочный | Углубление и преобразование знаний, расширение и уточнение понятий | Одно полугодие - учебный год |
Для проведения занятия по технологии веб-квеста необходимо выделить главные компоненты:
проблема, вызывающая желание ее решить.
поиск информации по проблеме осуществляется с помощью Интернет-ресурса;
решение проблемы достигается путем ведения переговоров и достижения согласия всеми участниками группы.
В результате поиска информации по проблеме изучаемой темы у обучающихся могут возникнуть трудности в выборе правильного сайта интернгет-ресурса. Для этого предоставляется заранее подготовленный список сайтов интернет-ресурсов.
Структура веб-квеста
Введение
Задание
Порядок работы
Источники
Оценка
Заключение
Этапы работы с веб-квестом
Начальный (командный) этап:
погружение в проблему исследования путем знакомства группы с общими сведениями по изучаемой теме (фронтальная работа);
преподаватель отбирает ресурсы сети Интернет и классифицирует их так, чтобы каждая группа знакомилась лишь с одним проблемным аспектом темы;
образование групп и распределение ролей в зависимости от количества ролей (обычно от одного до четырех человек на одну роль);
Ролевой этап:
индивидуальная работа в команде на общий результат;
обучающиеся конструируют новое знание, а не получают его в готовом виде. Пробуют самостоятельно понять и проанализировать проблему, формулируют неясные для себя моменты, задают друг другу вопросы, слушают мнения и вопросы других, отстаивают собственную точку зрения
взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернетом;
подведение итогов работы.
Представление продукта деятельности:
выбор формы представления продукта коллективной деятельности (например, устное выступление с демонстрацией наглядности, создание веб-страницы, презентации, видеоролика и т. д.);
распределение между участниками группы ответственности при защите итогового результата (кто за что конкретно отвечает).
Заключительный этап:
преподаватель помогает обучающимся осмыслить опыт, сформулировать выводы и предложения;
проводится конкурс выполненных работ на основе устной защиты результатов выполненной работы;
выступление каждой команды перед другими группами, которые оценивают их работу, задают вопросы, высказывают свое мнение, обсуждают достижения и ошибки;
рефлексия исследовательской работы в команде (обучающиеся делают выводы, чему они научились и чего достигли);
выслушиваются точки зрения обучающихся, подводятся итоги и аргументируется позиция по данной проблеме;
формулируются выводы и предложения по результатам работы;
проводится оценка выполненной работы на основе понимания задания, достоверности используемой информации, принадлежности ее к заданной теме, критического анализа, логичности, структурированности информации, определенности позиций, подходов к решению проблемы, индивидуальности, качеству представления.
Применение Веб-квест на уроке Экологические основы природопользования
Тема: Антропогенное воздействие на биосферу
Цель: формирование экологической культуры обучающихся, развитие интереса к природе, убеждение в необходимости охраны окружающей среды, сообщение сведений о мировых экологических проблемах
Введение- знакомство с темой, постановка проблемы, распределение ролей.
Задание - формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата.
Предлагаю разделиться на 3 группы: Атмосфера, гидросфера и литосфера.
Ваша задача – подготовить сообщение (презентацию) состоящая из следующих вопросов:
Основные источники загрязнения?
Как воздействует загрязнение на окружающую среду и человека?
Какие глобальные проблемы встали сегодня?
Что делается для их решения?
Какие меры вы можете предложить по устранению нарушений окружающей среды?
Какие выводы вы можете сделать?
Рекомендация:
1. Прочитайте вопросы, предлагаемые вам по изучаемой теме.
2. Исследуйте список Интернет-ресурсов, содержащих ответы на поставленные вопросы.
works.doklad.ru›view/iJ0Ps3jx0iQ.html
msd.com.ua›…istochniki-zagryazneniya-biosfery…ix
yandex.ru/images›источники сайтов для изучения загрязнения биосферы
legkopolezno.ru›ekologiya/globalnye-problemy/…
bibliofond.ru›view.aspx?id=484788
ecology-of.ru›eko-razdel…zagryazneniya-biosfera
3. Каким образом Вы пришли к решению, что знаете ответ?
4. Обобщите изученный материал в виде, сообщения или презентации
Порядок работы и необходимые ресурсы - описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на Интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом.
Обучающиеся, выступающие в одной и той же роли, до этапа подготовки отчета могут выполнять задание индивидуально или сразу приступать к работе в микрогркуппе.
Каждая микрогруппа должна ответить на главный вопрос:
Глобальные проблемы загрязнения и решение этой проблемы?
Результаты обсуждения в микрогруппах можно представить в виде: презентации Power Point , мультимедийной презентации, веб-страницы, устной презентации.
Ресурсы
Программа PowerPoint для подготовки слайд-шоу
Ссылки на Интернет-ресурсы, представленные в этом разделе
Энциклопедия
Периодические издания
Оценивание: Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и преподаватель. Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях. Рекомендуется использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:
· исследовательской и творческой работы,
· качества аргументации, оригинальности работы,
· навыков работы в микрогруппе,
· устного выступления,
· мультимедийной презентации,
· письменного текста и т.п.
Заключение - краткое описание того, чему могут научиться обучающиеся, выполнив данный веб-квест.
Каждая группа получит представление о источниках загрязнения биосферы.
Каждая группа будет знать, к каким проблемам может привести загрязнение биосферы.
Каждая группа сможет анализировать проблемную ситуацию в окружающей среде и найти решение этой проблемы.