СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение цифровых технологий на уроках физики, как метод мотивации обучающихся к изучению нового материала

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физика — один из самых интересных предметов в школьной программе. Но в то же время, самый  сложный предмет, как для понимания, так и для преподавания. Активное применение цифровых технологий на уроках физики позволяет решить проблему, с которой сталкивается учитель и ученик при изучении нового материала. Как объяснить и наглядно продемонстрировать тот или иной материал, чтоб у обучающегося возник интерес к данной теме?

Просмотр содержимого документа
«Применение цифровых технологий на уроках физики, как метод мотивации обучающихся к изучению нового материала»

Применение цифровых технологий на уроках физики,

как метод мотивации обучающихся к изучению нового материала.


Физика — один из самых интересных предметов в школьной программе. Но в то же время, самый сложный предмет, как для понимания, так и для преподавания. Активное применение цифровых технологий на уроках физики позволяет решить проблему, с которой сталкивается учитель и ученик при изучении нового материала. Как объяснить и наглядно продемонстрировать тот или иной материал, чтоб у обучающегося возник интерес к данной теме?

Одним из способов решения проблемы - это использование цифровых технологий на уроках физики. Цифровые технологии позволяют облегчить работу учителя, стимулировать мотивацию обучающихся и с легкостью задать направление изучения физики в соответствие с современным стандартам. Возможности современных цифровых технологий обучения достаточно широки, для того, чтобы разнообразить урок и сделать его более простым и увлекательным для любого ученика, даже с наименьшей мотивацией к изучению физики.

Из своей практики использования цифровых технологий на уроках физики было замечено, что использование данных технологий на уроке позволяет учителю делать акцент на такие формы работы, как наблюдение, конструирование, математическое моделирование — а значит, уроки с применением цифровых технологий значительно лучше решают проблему, которая возникают перед учителем при изучении нового материала.

Давайте рассмотрим примеры возможного использования цифровых технологий на уроках физики.

Первое с чего начинается урок – подготовка к уроку. Уровень современных цифровых технологий достаточно высок, чтобы учитель с легкостью смог подобрать и компоновать материал к своему уроку.

При конструировании урока необходимо учитывать разные формы организации учебной деятельности обучающегося, учитывать возможности и интересы одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и всех, кто обучается по индивидуальному плану. Приведем примеры некоторых цифровых ресурсов, которые возможно использовать на стадии подготовки к уроку:

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru

  2. Сеть сообществ в системе Электронное образования 

  3. Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/ (Физика 7-11 классы)

  4. Фоксфорд – https://foxford.ru 

  5. Открытая школа 2035 https://2035school.ru/

  6. Интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру» https://uchi.ru/

  7. Цифровой образовательный ресурс «Якласс» https://www.yaklass.ru/

Основной частью урока физики был и остается эксперимент. На уроках физики эксперимент используется для получения новых знаний и проверки научных теорий. После появления компьютеров и цифровых технологий, граница между теоретической и экспериментальной физикой стала менее отчетливой, так как возник новый вид эксперимента – виртуальный физический эксперимент.

Выполнение виртуального физического эксперимента, я считаю, одним из основных направлений применения цифровых технологий на уроках физики. Конечно, компьютерная лаборатория не может заменить настоящую физическую лабораторию, но все же, выполнение виртуального эксперимента способствует формированию у обучающегося представления о физических явлениях и процессах, пополняет и расширяет кругозор учащихся, он помогает обеспечить понимание и усвоение учебного материала. В ходе выполнения виртуального эксперимента, проводимого учеником самостоятельно во время лабораторных работ, он знакомится с методами исследования физических явлений, учится работать с физическими приборами и установками, то есть, учится самостоятельно добывать знания на практике. Таким образом, у обучающегося возрастает мотивация к дальнейшему изучению данного материала.

Выполнение виртуальных лабораторных работ и экспериментов требует определенных навыков, которые характерны и для реального эксперимента – выбор начальных условий, установка параметров опыта и т.д. Так, например, перед выполнением лабораторной работы по измерению массы тела на рычажных весах, ученикам дается задание – уравновесить виртуальные весы или при выполнении лабораторной работы по измерению силы тока, ученикам необходимо собрать виртуальную схему установки для проведения измерений. Виртуальный эксперимент позволяет оперативно видоизменить постановку опыта, что обеспечивает значительную вариативность его результатов, а это существенно обогащает практику выполнения учениками логических операций анализа и формулировки выводов результатов эксперимента.

Ещё один важный момент в том, что с помощью виртуального эксперимента предоставляется уникальная возможность визуализации не реального явления природы, а его упрощенной модели, что позволяет быстро и эффективно находить главные физические закономерности наблюдаемого явления. При закреплении темы «Работа и мощность тока» необходимо показать практическую значимость этих величин. При проведении эксперимента можно рассмотреть два варианта: потребление электроэнергии высокомощных и экономичных электроприборов в быту за одно и то же время. Ученики могут сравнить стоимость затрачиваемой электроэнергии, как в первом, так и во втором случае виртуального эксперимента. Интерактивные модели позволяют ученику увидеть процессы в упрощенном виде, представить себе схемы установок, провести и посмотреть такие эксперименты, которые невозможно проделать на уроке, в силу отсутствия времени или необходимых для эксперимента установок. Большая часть интерактивных лабораторных работ содержит опыты, записанные в виде анимации или видеоролика, сопровождающихся голосовым объяснением, что способствует более полному понимаю нового материала. В работе используются CD-диски «Уроки физики» Кирилла и Мефодия для 7-11 классов, «Виртуальная школа» 7-11 классы, «Живая физика» для 7-11 классов, и другие. 

Еще один важный момент урока – это контроль знаний. В ходе контроля учитель и ученик проверяет уровень подготовки и понимания пройденной темы. Для контроля применяются тесты, созданные в программе https://testedu.ru/test/fizika/, либо самостоятельно в специализированной программе «ДО. Тестирование». Возможны две формы организации тестов, которые можно назвать «выбери правильный ответ» и «напиши правильный ответ».

Организация теста по принципу «выбери правильный ответ» создает возможность для быстрого прохождения теста, поскольку не требует от ученика особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных. Организация теста по принципу «напиши правильный ответ» предполагает хорошую начальную подготовку ученика как пользователя персонального компьютера. Выдача ответа осуществляется его набором и требует хорошего знания клавиатуры, в том числе «переключения на английский язык» и умения набирать формулы с помощью специальных программ, таким образом, осуществляются межпредметные связи. Применение цифровых технологий при контроле знаний вызывает интерес среди школьников и мотивирует их на успешное выполнения задания.

В качестве домашнего задания ученикам можно предложить найти информацию об ученых-физиках, физических величинах, изучить какие-то факты, разделы, темы и составить мультимедийную презентацию. Созданная учениками презентация – творческая работа, в которой сочетаются текстовая информация и графические изображения, звуковые эффекты, часть материала переносится в формат гиперссылок. При этом используется программа Power Point из пакета программ Microsoft Office.

В современной школе все большую актуальность приобретает использование цифровых технологий на уроках. Цифровые технологии являются одним из приоритетных направлений развития образования. Все больше учебных кабинетов оснащаются компьютерной техникой, и на сегодняшний день стоит вопрос о грамотном ее использовании в образовательном процессе. Все рассмотренные методы использования цифровых технологий на уроках физики способствуют мотивации ученика к изучению нового материала, проявлению интереса к уроку, что повышает качества знания.

Современные цифровые технологии позволяют заменить многие традиционные средства обучения, делая процесс обучения увлекательным и эффективным, но компьютер не может полностью заменить учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учеников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, он может направить их внимание на те или иные аспекты изучаемого предмета, вознаградить их усилия и заставить учиться.