«То, что является творческим, зачастую
терапевтично, то, что терапевтично,
часто представляет творческий процесс»
Карл Роджерс
Актуальность применения арт-тарапии в развитии, коррекции и восстановлении эмоционально-волевой сферы у дошкольников с особыми образовательными потребностями.
Искусство - невидимый мостик, который совмещает два противоположных мира: мир фантазии и реальности. Часто тайные желания, подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в творчестве, чем выразить в словесной форме. Поэтому в последнее время большую популярность приобретает метод лечения с помощью художественного творчества или арт-терапия.
Термин «арт-терапия» стал использоваться в нашей стране сравнительно недавно. Относительно молодой возраст имеет и направление лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работы, которое он обозначает. С английского языка это понятие можно перевести как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством...» Однако на практике арт-терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Хотя лечебные задачи, несомненно, ей свойственны, существует много примеров применения арт-терапии скорее как средства психической гармонизации и развития человека (например, в образовательной практике), как пути к разрешению социальных конфликтов или с другими целями.
Арт-терапия обладает очевидными преимуществами перед другими — основанными исключительно на вербальной коммуникации — формами психотерапевтической работы.
1. Практически каждый человек (независимо от своего возраста, культурного опыта и социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Каждый, будучи ребенком, рисовал, лепил и играл. Поэтому арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.
2. Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.
3. Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер - предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека.
4. Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека.
5. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
6. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации — раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально-неповторимого способа бытия в мире.
Основные функции арттерапии:
- катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний)
- регулятивная (снятие нервно–психического напряжения, моделирование положительного состояния)
- коммуникативно–рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
Различные варианты арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.
Существует несколько видов арт-терапии – в зависимости от того, посредством чего человек хочет выражаться:
- сказкотерапия;
- маскотерапия;
- музыкотерапия;
- цветотерапия;
- куклотерапия;
- игротерапи;
- драматерапи;
- изотерапия и т.д.
Любой из этих видов арт-терапии несет в себе огромный заряд энергии, помогает расширить своё восприятие к творчеству, раскрыть свои творческие способности.
Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арт-терапия преследует одну цель – гармоничное развитие ребёнка, расширение возможностей его социальной адаптации, посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.
Мандала-терапия. Разнообразное применение и польза мандал.
Слово «мандала» в переводе с санскрита означает круг, то, что окружает центр. Классическая форма мандал – это круг, и вписанные в него геометрические фигуры, на первый взгляд пропорционально располагающиеся в нем. В древние времена в мандалах был всегда «изьян», в одном месте пропорция отсутствовала и помещался другой рисунок, фигура. Таким образом мудрецы искали связь с Богом и обращались к нему через мандалы.
Изображения мандал используются современными психотерапевтами при работе с измененными состояниями сознания, для погружения в трансовые состояния и для символического изображения своих чувств и внутренних образов. Рисование мандал широко используется в холотропной терапии: после возвращения из своего «внутреннего путешествия» и знакомства с глубинными образами бессознательного человеку предлагают создать несколько рисунков в виде мандал, которые могли бы служить символическим выражением его опыта.
Карл Густав Юнг идентифицировал мандалу как архетипический символ человеческого совершенства — ныне она используется в психотерапии в качестве средства достижения полноты понимания собственного «я».
Карл Юнг был первым, кто познакомил с идеей мандалы западных исследователей сновидений. В своей автобиографии, «Воспоминания, сны, размышления», Юнг рассказывает о том, как в 1916г. он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою «психическую трансформацию». В конце концов, Юнг пришел к выводу, что метод мандалы — это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности.
Мандала-терапия – это, прежде всего, терапия (с греческого θεραπεία – лечение, оздоровление). Поэтому, мандала-терапия – это инструмент для оздоровления и исцеления нашей психики.
При рисовании мандалы мы переносим наши внутренние состояния, наши эмоции и переживания из внутреннего мира на лист бумаги. Поэтому то, что у вас внутри, то и будет в мандале. Это как зеркало, отражающее происходящее внутри. И рисуя мандалу, вы волны эмоций, которые бушуют у вас внутри, трансформируете в материальную частицу через цвет и линию на бумаге. В этом, наверное, и заключается один из важных терапевтических моментов – материализация, возможность выразить эмоции при этом в социально приемлемом формате. Это удивительная возможность увидеть цвет и форму того, что вы переживаете на уровне эмоциональной волны и придать энергии материальную форму. А если мы еще и будем плести мандалу свою личную сами собственноручно, тогда будут затрагиваться еще и тактильные ощущения( ощущения структуры ниток, дерева, также запахи ниток и дерева).
Кому полезна мандала-терапия?
(Из интервью с Эжени МакКвин) – Мандала- терапия не имеет ограничений ни в возрасте, ни в состоянии здоровья. Это очень просто – взять в руки мелки или краски и начать рисовать. Поэтому эта техника может быть использована без ограничений детьми и их родителями.
Для детей это дополнительный способ выразит свои эмоции. Ведь часто родители не разрешают своим детям свободно выражать эмоции. В нашем обществе это не принято. Но ведь энергия эмоций никуда не девается. И вот вместо того, чтобы быть выраженной вовне, она уходит внутрь тела и начинает медленно, но неуклонно процесс разрушения внутренних органов. Например, подавленный гнев начинает потихоньку разрушать печень, а в желчном пузыре начинаются процессы, которые потом приведут к образованию камней. Если ребенок подавил слезы, не позволил себе плакать то это является основанием для дальнейших депрессий и болезней бронхов и легких. Невыраженная ярость бьет по сердечно-сосудистой системе, и уже в подростковом возрасте может быть диагностирована вегето-сосудистая дистония. Головокружения, мигрени – это последствия невыраженных эмоций. Запрет на страхи ударяет по почкам и закладывает основы заболеваний моче-половой системы и бесплодия. Все эти заболевания на физическом уровне проявятся спустя годы, но основа закладывается здесь.
Мандала-терапия позволяет ребенку выразить свои чувства, проявить их и при этом не разрушить ни себя, ни окружающий его мир:
• научиться проявлять чувства в экологичной форме.
• научиться доверять себе и своим чувствам.
• слышать и чувствовать себя.
• выражать себя.
Если этого не сделать сейчас, то потом будет поздно. Потеряв контакт с собой и своими чувствами, человек обречен на жизнь исключительно на уровне ума. Эмоции становятся заложниками подсознательных процессов и управляют реакциями человека. Но признаться себе человек в этом не сможет. Потому что нет опыта быть в контакте с этим. И в результате мы получаем такого инвалида от ума, не способного к сопереживанию и с массой психосоматических заболеваний.
Мандала-терапия – это клиенто-ориентированная терапия. Поэтому, будет, прежде всего, учитываться то, как клиент видит и чувствует происходящее.
В мандала-терапии важно не только проинтерпретировать (ведь интерпретация может вам и не понравиться, тем самым ухудшив ваши переживания). Здесь важно выявить причины и найти выход из ситуации. А это можно сделать только вместе с мандала-терапевтом.
Мир, который нас окружает, полон символов и природных мандал. Наше мышление наполнено символами.(по материалам сайта www.sanawolf.com).
Движение в мандале начинается от наружных частей к внутреннему центру. Снаружи, проходя окольными путями, через последовательные стадии, оно приближается к центру, подобно тому, как человек, входя в храм, должен пройти через несколько ворот, внутренние дворы и проходы, приближаясь к святилищ.
Присутствие мандалы в доме способно успокоить, утешить, примирить человека с самим собой и окружающим миром. Но до самых сокровенных уголков своего сознания, равно как и до сокровенных тайн Вселенной, можно достучаться, лишь создавая свою собственную мандалу. у, отбрасывая внешнее, чтобы прикоснуться к основам существования.
Для мандала-терапии мандалы можно и рисовать( цветными мелками, карандашами, красками), и плести нитками(хлопчатобумажными, акриловыми, шерстяными).
Применение мандал очень разнообразно:
Прежде чем начать применение мандалы в практической жизни, следует знать от них следующее:
* управляются человеческой мыслью (т.е. Вами самими), поэтому чем положительнее информация, тем больше энергии она привлекает к себе через этот канал;
* сами они не являются источниками энергии, они только ее проводят, притягивают из единого энергоинформационного пространства;
* их энергия мгновенно распространяется на любые расстояния, пронизывая все препятствия; взаимодействие человека с ними происходит непрерывно, и интенсивность этого обмена постоянно увеличивается;
* на работу с ними настройка производится мысленно, вне зависимости от их местонахождения. Пользоваться ими можно в любое время суток;
* их можно класть, ставить так, как Вы захотите — действие от этого не ослабнет;
* работать с ними можно ежедневно, по индивидуальной потребности, например, по 15-30 минут, делая перерыв на каждый седьмой день. Через 5-6 месяцев занятия можно проводить уже через 1-2 дня, спустя год сделать их еще реже и заниматься сознательно только тогда, когда для этого появляется внутренняя необходимость.
Возможное применение мандал:
Оздоровление организма
Для оздоровления всего организма надо найти спокойное место и время. Положите изображение себе на колени либо поместите напротив себя.
Примите удобную позу, максимально расслабитесь и пристально смотрите на мандалу. Погружаясь в узоры, настройтесь на вибрацию добра, отдыха и покоя. Вообразите, что это живая точка пространства, которая сочувственно Выслушивает Вас и все понимает.
Поэтому обращаясь через мандалу к Миру, пожелайте ему мысленно или вслух благополучия и счастья, сказав что-то вроде: «Да будет добро всему Космосу». После этого сформулируйте свое желание-намерение, например: «Пусть исчезнут все мои болезни, перечислите их, а мое биополе станет мощным и плотным, надежно защищая меня от всяческих бед и напастей. Я здоров. Пусть во мне увеличивается разум, сила любви и я здоров, полон энергии и сил». Пожелайте себе то, что Вам полезно и необходимо. После этого закройте глаза и мысленно вернитесь в тот период совей жизни, когда Вы были счастлиВы и здороВы.
В таком состоянии нужно находится минут 20. Если Вы уснете, это к лучшему — во время сна восстановление идет эффективней.
Обереги, защита с помощью мандал
Мандалы можно использовать в качестве оберегов. Задайте мандале программу Вашей защиты, например: «Образуй информационно-энергетический щит против воздействия вредных энергий окружающей среды, злых мыслей и недобрых действий существ». Такой оберег надо постоянно носить с собой. Можно помещать в салон машины, на входную дверь, окна, кошелёк, те вещи, которые находятся при Вас большую часть времени.
Активизируйте: «Я ставлю защиту моего разума, тела и души от воздействия вредных энергий окружающего меня мира «. «Через порог этой квартиры не проникнет ни одна злая сущность».
Творчество
Достаточно просто поместить её в помещении, где находится Ваше пространство творчества. Мандала способствует расширению творческого потенциала, стимулирует творческую деятельность, помогает найти силы и способы для реализации творческих идей. Можно обклеить изображениями гитару, поставить на фортепиано, магнитофон.
ВЫВОД :
Многие современные специалисты по психологии: психологи и психоаналитики, употребляют мандалы, как исключительный инструмент самопознания и саморазвития. С помощью мандал имеется возможность преодолеть многочисленные проблемы нашей психики. Существует даже обособленное направление психотерапии — «Арт-терапия». Позитивные качества манадл для человеческой нервной системы обнаружил ещё Карл Юнг. В настоящее время терапевтические и диагностические характеристики мандал широко используются в мировой психологической практике. Это великолепный способ понять себя и значительно улучшить душевное самочувствие.
Мандалы выносят на поверхность сознания различные блоки и помогают освободиться от них, усиливая наш внутренний потенциал. Помогают найти причины жизненных трудностей, развивают сознание. Гармонизируют и очищают пространство, приводят в гармоническое звучание и настройку органов физического тела и души.
Мандалы также гармонизируют и интегрируют 3 уровня: физический, ментальный и эмоциональный, совершенствуют связи левого и правого полушария мозга, учат думать сердцем и следовать интуиции.
Мандала — это очень действенный способ решить или откорректировать многие ситуации, мандала помогает снять концентрацию на каких-либо проблемах и направить всю энергию на их решение, дает возможность мыслями и руками корректировать направление своей жизни, отыскивать в подсознании ответы на трудные вопросы, чувствовать силу природы в себе, говорить с миром на одном с ним языке.
Для создания мандал подойдет только спокойная, комфортная атмосфера, отсутствие раздражающих факторов. Идеально плести мандалу на природе. Если вам не мешает музыка, можно воспользоваться ее помощью, можно использовать приемы аромотерапии. Главное, почувствовать Вселенную в себе и себя частью Вселенной. Если для этого вам захочется танцевать, танцуйте, петь – пойте. Не бойтесь того, что все израсходуется и ничего не останется на мандалу. Это будет только началом.
И еще немаловажно, отрешиться от беспокойных мыслей, буквально представить, что рой мух, жужжащий в голове, вылетел, а все пространство заполнилось светом.
Если пофантазировать и представить себе, что в какой-то миг наши материальные тела исчезнут, а мы останемся в виде потоков и вихрей энергии, светящихся шаров снопов искр, и кто-то сфотографирует эти шары, наверняка мы увидим, что сами состоим из множество прекрасных, разнообразных мандал. Все они будут не похожи друг на друга, как не похожи все люди на Земле, но у каждой будет центр, область вокруг него и симметрично расположенный рисунок.
Когда ваша мандала будет готова, если вы плели ее не в подарок, а для себя, не забывайте, что процесс плетения – это далеко не все, не достаточно повесить ее на стену и раз в месяц стряхивать с нее пыль.
Помните, что мандала управляется человеческой мыслью (т.е. вами самими), поэтому, чем положительнее мысли во время плетения, тем больше энергии мандала привлекает к себе.
Мандалы сами по себе не являются источниками энергии, они только ее проводят, притягивают из единого энергоинформационного пространства.
Их энергия мгновенно распространяется на любые расстояния, пронизывая все препятствия; взаимодействие человека с ними происходит непрерывно, и интенсивность этого обмена постоянно увеличивается.
На работу с мандалами настройка производится мысленно, вне зависимости от их местонахождения, пользоваться ими можно в любое время суток.
Мандалы можно вешать на стену, класть, ставить так, как вы захотите — действие от этого не ослабнет.
Хорошо каждый день выделять небольшое время, чтобы концентрироваться на вашей помощнице, она будет открывать для вас все новые смыслы, вы будете открывать новое в себе с ее помощью. Время концентрации определяется индивидуально и зависит от тренировки (от 5 минут до часа и более). Можете прекращать, как только почувствуете, что устали, и никаких изменений в вашем состоянии больше не происходит.
Применение мандал разнообразно: с их помощью можно снимать головные боли, уменьшать воздействие метеорологических факторов, тренировать память, нейтрализовать геопатогенные зоны, использовать для очистки любых сред, пространства, предметов, организмов, медитировать.
Может случиться так, что в какой-то момент жизни вам окажется некогда или не будет возможности по тем или иным причинам этим всем заниматься, все равно боковое зрение, а вместе с ним и сознание, постоянно будет регистрировать и обрабатывать поступающую от мандалы информацию.
Таким образом, мандала-терапия- действенная терапевтическая техника, включающая в себя разнообразное применение мандал.
Попробуем разобраться.
Прежде всего разместите рисунок на уровне своих глаз. Можно прикрепить его к стене, можно поставить на полку шкафа, но, если такой возможности нет, просто положите его перед собой на стол. Лучше, чтобы мандала находилась на некотором расстоянии от вас, от 50см до 1м. Знаете выражение «большое видится на расстоянии»? Чтобы увидеть свою
«маленькую вселенную», нужно немножко отдалиться от нее, посмотреть «со стороны». Если вы создали несколько мандал, поместите их также на некотором расстоянии от своих глаз в том порядке, в котором рисовали.
Итак, для начала вспомните, для чего вы рисовали мандалу. Возможно, вы загадывали желание, а может быть, просто пробовали впервые создать красивый рисунок в круге… Или делали серию мандал, желая изменить что-то в одной из областей своей жизни. В любом случае информация о значении символов и цвета в ваших рисунках поможет вам больше узнать о своих глубинных желаниях, а, возможно, и сделать важные открытия о своих настоящих стремлениях и увидеть новые направления движения к своим целям.
Смотрите на мандалу в течение одной-двух минут, не стараясь рассмотреть подробности, не пытаясь анализировать, не оценивая… Просто смотрите. Какие чувства и эмоции возникают у вас?... Похожи ли эти чувства на то, что вы испытываете, когда ваши желания осуществляются, или на то, что вы чувствуете в той области жизни, которую хотите изменить? Или это совсем противоположные чувства?.. Какие мысли приходят вам в голову, когда вы смотрите на свои мандалы? Возможно, эти мысли совсем не о том, что вы хотели выразить в своем рисунке… А о чем? Запишите то, что вам показалось важным на оборотной стороне листа.
А теперь давайте посмотрим, о чем говорят цвета, которые вы использовали в своем рисунке.
Красный – активность, упорство, настойчивость, энергия, радость, любовь, страсть физическая сила. Но, в то же время, красный цвет может указывать на разрушение, упрямство, агрессию и нетерпимость. Красный цвет указывает на важность момента, привлекает внимание, выделяет детали из общей композиции.
Оранжевый – энергия, жизнерадостность, сила, свободолюбие, терпимость. Также оранжевый цвет может указывать на демонстративные действия и неадекватную самооценку.
Желтый – радость жизни, уверенность в себе, восприимчивость к новому, свободное выражение своих мыслей и чувств. Но присутствие желтого цвета может говорить и о рассеянности, легкомыслии и язвительности.
Зеленый – уравновешенность, спокойствие, воля к жизни, обязательность, обновление, надежда. В то же время зеленый цвет может рассказать о негибкости, занудстве, ревности и эгоизме.
Синий – миролюбие, сила духа, организованность, умение строить отношения. Но также синий цвет может показывать страх, нерешительность, склонность к депрессии и унынию.
Белый – легкость, открытость, единение с другими людьми, начало перемен. В своем противоположном значении белый цвет расскажет о разочаровании, отрешенности от мира, бесплодности усилий, изоляции и некоторой чопорности в отношениях.
Черный – созидание, предвидение, сила воли, выход на новый уровень. Но, конечно, черный цвет может указывать и на присутствие страха, депрессивности, пустоты, протеста, подавления чувств и разрушение.
Серый – реализм, соединение противоположностей, здравомыслие, информированность. Использование серого цвета в рисунке мандалы также может говорить о скуке, равнодушии, ограниченности и неконтактности.
Розовый – доброта, нежность, любовь, романтичность. Но, в то же время, розовый цвет укажет на легкомысленность в отношениях, демонстрацию сексуальности, чрезмерную чувствительность.
Коричневый – надежность, здравый смысл, смирение. Кроме того, коричневый цвет может означать разочарованность, ограниченность, приземленность.
Голубой – творчество, свобода, свежесть взглядов и идей, полет мысли. Также голубой цвет покажет холодность, рациональность, отсутствие сексуальности.
Фиолетовый – интуиция, духовность, тайна, самопознание. А также фиолетовый цвет в мандале может указывать на скрытое напряжение, консерватизм, отрицание материальной стороны жизни.
Как же понять, какую именно информацию «зашифровало» ваше подсознание с помощью цвета?
Прежде всего, когда вы прочитаете описание значений цветов и посмотрите на детали мандалы соответствующего цвета, «ловите» первую мысль о том значении, которое, как вам кажется, наиболее точно описывает ваши чувства и состояния в той теме, о которой вы создавали свою мандалу. Затем подумайте, что для вас означает данный цвет, независимо от описания выше. Похоже ли ваше личное восприятие цвета на те значения, которые мы вам предложили? Если нет, то какие чувства и мысли это несоответствие у вас вызывает? Как это характеризует ваше отношение к теме мандалы? Возможно, вам приходится доказывать окружающим вас людям, а может, даже и себе самому, что эта область жизни важна, а внутреннее чувство подсказывает вам, что для вас это не так уж и важно, что это, возможно, не ваше желание, а навязанное кем-то, что для вас было бы лучше сделать что-то другое, к чему стремится ваша душа… Если это так, то что же вам мешает?...
Посмотрите, где расположены цвета в мандале.
Центр – это то сокровенное, что действительно для вас важно, это отражение ваших глубинных чувств и желаний.
Цвета, которые вы использовали ближе к краю окружности, рассказывают о том, что вы хотите показать людям, что несете в этот мир.
Сравните цвета в центре и по краю окружности. Похожи ли они? Или их значения прямо противоположны? Возможно, вам трудно выражать свои желания или вы хотите скрыть свои переживания и стремления…
Поговорим немного о символах, наиболее часто встречающихся в рисунках мандал.
Круг – совершенство, единение с Вселенной, целостность, законченность, чувство защищенности, наполненность жизни.
Квадрат – постоянство, равновесие, безопасность, ограничения, нравственность, моральные устои.
Треугольник – гармония, жизнелюбие, власть, мудрость.
Цветок – красота, гармония, обновление жизни, потребность в духовном совершенствовании, доброта, понимание быстротечности жизни.
Крест – равновесие, соединение противоположностей, единство души и тела, потребность в духовной поддержке, ситуация выбора, готовность принять своию темную сторону.
Спираль – жизненная сила, потребность в принятии циклических изменений в жизни, энергия перемен, развитие, движение.
Глаз – потребность в более ясном вИдении ситуации, ощущение контроля со стороны, потребность в духовном наставнике.
Сердце – переживание сильных чувств - любви, радости или горя; сострадание, отзывчивость, потребность в свободном проявлении чувств.
Рука – власть, защита, действие, сила, потребность в контактах с людьми, способность помогать другим людям, готовность начать новое дело, активность, уверенность в своих действиях.
Звезда - превосходство, постоянство, уверенность, целеустремленность, потребность в лидерстве, мистическое ощущение защиты и покровительства высших сил, успешное взаимодействие с материальным миром.
Дерево – развитие, потребность в единстве с другими людьми, семейственность, энергия созидания, принятие разнообразия жизненных циклов.
Животные – интуиция, потребность в защите, духовность, связь с природными инстинктами.
Конечно, это далеко не все символы, которые вы могли использовать в своих мандалах. Вы можете посмотреть значение других фигур в словарях символов, но лучше всего, если вы просто поразмышляете, какой смысл для вас имеет та или иная фигура или форма.
Выпишите все значения использованных вами в рисунках мандал символов и цветов и попробуйте составить целостное описание своей мандалы на основе предложенных нами трактовок и своих личных мыслей и ощущений.
О чем же вам рассказали ваши мандалы?...
1. Мандала «Цветочная поляна»
Цель: изучение семейного окружения, личностного ресурса ребенка, снятие эмоциональной напряженности, формирование установки позитивного отношения к себе, актуализация чувств, активизация бессознательного, развитие творческого потенциала.
Материалы и оборудование: релаксационная музыка, краски, карандаши, пастель (желательно люшеровских цветов) по выбору испытуемого.
Инструкция
1. Ребенку предлагается мандала: «Посмотри, какой волшебный круг. Это волшебная поляна, на которой растет семья цветов. Найди самый главный цветочек в круге, который не похож на другие. Раскрась его. Посмотри: рядом с этим цветочком растут его близкие. Покажи, где цветок «мама», «папа», «сестра», «брат» и др. Разукрась их. Расскажи, какие это цветы. Кто еще есть на этой волшебной поляне (друзья, знакомые)? Что нужно для цветов, чтобы они были счастливы? Что мешает цветам на этой поляне?»
2. Ребенку предлагается закрасить контуры (рамку): «Выбери цвет, который подходит для этой поляны. Почему ты выбрал этот цвет? Что он для тебя значит? Что ты сейчас чувствуешь?»
Информация, которую необходимо
учитывать при интерпретации рисунка
• Цвет.
• Выход за границы.
• Расположение цветов относительно друг друга.
• Сочетаемость цветов.
• Включенность ребенка в работу.
• Цвет рамки.
• Центр мандалы (см. рис. вверху).
Здоровьесбережение в нашем детском саду - это не дань моде, а вид педагогической деятельности, которая предполагает особую организацию образовательного процесса: целью, объектом и результатом которого является здоровье.
С целью создания благоприятного климата и стимулирования положительных эмоций у детей младшего дошкольного возраста пришла идея в разработке программы «Цветной мир».
Именно в младшем дошкольном возрасте ребенок впервые идет в детский сад.
- у детей развивается эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психического расстройства.
- привыкание к детскому саду совпадает с кризисным периодом в психическом развитии ребенка. К трем годам серьезные изменения в ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным, кризисное, переходное состояние, ощущение неопределенности и беспокойства, большое количество стрессов и накапливающиеся эмоциональные нагрузки.
- особенности межличностной коммуникации в детском коллективе, проблема социально-психологической адаптации: нет контакта, общения со сверстниками.
Чрезвычайная актуальность вышеизложенной проблемы психического здоровья детей и поиски оказания помощи детям привели к созданию программы художественного развития и коррекции личностных качеств детей средствами арт-терапии.
Структура и содержание технологии
Необходимым требованием, предъявляемым к содержанию, является то, что оно должно быть насыщенно, интересно и эмоционально значимо для детей, разнообразно и должно удовлетворять потребностям каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.
Создание программы «Цветной мир» средствами арт-терапии» — как один из путей решения проблемы психологического здоровья детей. Программа разработана для детей 2-4 лет.
Наиболее распространенным видом арт-терапии является изотерапия. Возможность не говорить, а выражать свои переживания в виде рисунка представляется как одно из важнейших преимуществ воспитательной работы с детьми.
Изотерапия (рисование) – одна из основных техник арт-терапии. Рисуя, играя, ребенок дает выход своим желаниям, мечам, чувствам, переживает свои отношения в различных ситуациях. Поэтому очень благотворно эти занятия сказываются на детях с особенностями в поведенческой и личностной сферах.
Изотерапия оказывает развивающее воздействие и на познавательную сферу психики ребенка через сенсорное восприятие. Именно с сенсорного, в том числе тактильного восприятия начинается формирование и развитие мыслительных процессов. Неудивительно, что маленький ребенок реагирует на все: приятный свет, на красивую музыку и любые другие звуки, на ощущения от прикосновения к чему - либо. Если ребенок весь этот многообразный мир постигает рядом с родителями и педагогами, он растет доброжелательным, спокойным и любознательным. Изодеятельность для ребенка возможность выплеснуть на бумагу свои чувства, главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Эффективность программы отмечена положительной динамикой и позитивными изменениями в эмоционально-личностной сфере, повышение самооценки, коммуникабельности и эмпатии, снижение агрессивных тенденций, уменьшение тревожности и беспокойства. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер; предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека. Художественное самовыражение детей помогает восстановить эмоциональное равновесие или устранить нарушение поведения, снять агрессию. Участники программы "Цветной мир", играют с красками, карандашами, фломастерами и всем тем, чем можно создать изображение. Но их не учат рисовать. Ведь главное - это уникальность каждого ребенка, возможность создать такое произведение, которое будет только его. Ребята могут делать то, что в обычной жизни либо строго запрещено, либо неприемлемо. Вот тут-то они позволяют себе расслабиться и в прямом, и в переносном смысле! Удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее.
Цель:
Достижение психологической комфортности и развитие эмоциональной сферы средствами изотерапии.
Задачи:
1. создать оптимальные условия для психологического благополучия, самореализации, самовыражения детей;
2. способствовать формированию мотивации к различным видам художественной деятельности;
3. обеспечивать художественно-познавательные потребности детей через активное участие в творческих видах деятельности;
4. способствовать повышению адаптационных способностей личности, изменению негативных стереотипов поведения, к активной индивидуальной и коллективной деятельности в рисовании.
5. активизировать творческий потенциал личности ребенка средствами изобразительной деятельности.
6. корректировать сенсорное восприятие способствовать укреплению моторики руки.
Организационно-методические условия
Необходимым условием для качественного осуществления программы является создание развивающего художественного предметного пространства, включающего в себя «культурные зоны», где ребенок может функционировать в искусстве, а также предметы, дающие сенсорный опыт взаимодействия с вещами, атрибутами как средством познания.
Арт-терапевтические занятия проводятся в специально оборудованной изостудии, оснащенной необходимыми дидактическими пособиями, наглядным материалом, техническими художественными средствами.
«Рабочая» зона пол и стол – для изобразительной деятельности.
Перед занятиями на детей надевают фартуки и налокотники. Детям предоставляется возможность выбора, они занимают место в соответствии со своими предпочтениями.
Арт-терапевтическая изобразительная деятельность предполагает широкий выбор различных материалов, техник и приемов создания изображений. Арсенал способов создания изображений широк: красками, карандашами, восковыми мелками, используются также бумага разных форматов и оттенков, пластилин, губки, трафареты, палочки, рисование пальцами и ладонями, ступнями ног, сухими листьями и т.д.
Использование нестандартных изобразительных техник подбираются по принципу простоты и эффектности, с применением разнообразного материала, специально подобранное музыкальное сопровождение способствует снятию психо-эмоционального напряжения, развитию творческих способностей детей.
Приемы работы: изобразительные техники
1. Марания
В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов.
2. Штриховка, каракули
Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере.
3. Монотипия
Базовая графическая техника, описанная в брошюре О.А. Никологорской и Л.И. Маркус «Излечивает гнев и заполняет время», заключается в следующем. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.
4. Рисунок на стекле
Перед тем как предложить ребенку стекло, надо обязательно обработать его кромку (техника безопасности).
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть.
5. Пальчиковая живопись (рисование ладошками, ступнями ног).
Пальчиковая живопись – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме.
Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок.
Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий.
В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, рисование сопровождается эмоциональным откликом.
6. Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)
Сухие листья приносят много радости детям. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь.
С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д
7. Рисование предметами окружающего пространства
Рисовать мятой бумагой, губками, палочками, нитками, коктейльными соломинками. Привлечение окружающих предметов служит знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.
Форма занятий
Наиболее доступная, эффективная, соответствующая возрастным особенностям этого детского возраста форма работы с детьми является групповая, т.к. позволяет работать с более широким кругом детей, воздействует на эмоционально-аффектную сферу ребенка.
Как правило, дети выполняют задания индивидуально, каждый создает свой рисунок или изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ — общих картин, композиций, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю в первой младшей и 1 раз в неделю во второй младшей группе по подгруппам, во вторую половину дня. Продолжительность занятий – от 10 минут, в зависимости от интереса детей к содержанию занятия. В форме игры и предполагают неформальное творческое общение в совместной художественной деятельности, где каждый ребенок чувствует поддержку и одобрение педагога.
Литература
1. Н.В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках» - Санкт-Петербург 2003г
2. Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» - Москва 2005г.
3. И.А. Лыкова « Изобразительная деятельность в ДОУ младший возраст – Москва 2007г.
4. Л. Мадлер «Цветной мир» - Москва 2007г
5. Н.О. Сучкова Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей – Санкт-Петербург 2008г.
6. Рей Гибсон и Дженни Тайлер «Делай и играй» - Москва 1995г
7. С.Г. Рыбакова – Арт-терапия для детей ЗПР - Санкт-Петербург 2008г.
8. К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» - Москва 2005г
9. Интернет ресурсы