СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение коррекционно – развивающих упражнений на уроках швейного дела в МКОУ «С(К)ОШИ» 8 вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение коррекционно – развивающих упражнений на уроках швейного дела.

Просмотр содержимого документа
«Применение коррекционно – развивающих упражнений на уроках швейного дела в МКОУ «С(К)ОШИ» 8 вида»





















Доклад: «Применение коррекционно – развивающих упражнений на уроках швейного дела в МКОУ «С(К)ОШИ» 8 вида».



































Выполнила: учитель технологии Мелихова СВ.

МКОУ «С (К)ОШИ» п. Нижний Куранах



2017 г.



Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………………….3

  2. Основная часть………………………………………………………………………...4

  3. Заключение…………………………………………………………………………….9

  4. Библиография…………………………………………………………………………10

  5. Приложение (практические результаты)……………………………………………11



















































































Введение

Концепцией моей работы является подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной практической деятельности в условиях социума.

Актуальность темы определяется тем, что как показывает опыт работы в коррекционной школе, практическая деятельность учащихся происходит более успешно, чем формирование у них технико-технологических знаний. Но для самостоятельной качественной работы выпускник коррекционной школы должен обладать способностью, усваивать новые знания и приёмы работы, т.к. знания служат главным регулятором самостоятельной трудовой деятельности в условиях современного производства. Эффективность процесса понимания и усвоения знаний зависит от психического развития обучаемого.

Проблема определяется тем, что одна из причин по которой учащиеся с ОВЗ испытывают трудности при усвоении технико-технологических знаний, необходимых им в самостоятельной практической деятельности в социуме, состоит в недостаточном развитии психических качеств личности, одними из которых являются восприятие и внимание.

Целью моей работы является развитие и коррекция зрительного восприятия и узнавания; зрительной памяти и внимания учащихся с ОВЗ через разработку и применение на уроках коррекционно-развивающих упражнений.

Гипотеза: так как успешность обучения детей с нарушением интеллекта определяется в первую очередь психическим развитием обучаемого, предполагаю, что при совершенствовании развития восприятия и внимания, являющимися одними из главных психических качеств личности, процесс усвоения учащимися технико-технологичесих знаний необходимых им в самостоятельной практической деятельности в социуме будет происходить более успешно.

Задачи:

1.Изучение и анализ необходимой психолого-педагогической литературы.

2. Диагностика восприятия и внимания учащихся.

3.Разработка коррекционно - развивающих упражнений.

4.Поиск и реализация наиболее эффективных направлений в работе по применению КРУ.

5.Диагностика теоретической и практической деятельности учащихся.

6.Анализ работы по теме с целью выявления достигнутых результатов.



Объект исследования: коррекционно-развивающие технологии, как система обучения в организации учебного процесса.

Предметом исследования является влияние применения коррекционно- развивающих упражнений на развитие зрительного восприятия и узнавания; зрительной памяти и внимания учащихся с ОВЗ.

Методы исследования: теоретический, практический, поисковый, диагностический.

Новизна и практическая значимость моей работы заключается в использовании системы эффективных направлений, способствующих успешному усвоению учебной информации учащимися с ОВЗ, позволяющих активно включать в работу каждого ребёнка.

















Основная часть.

Трудовая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуется глубоким своеобразием, обусловленным особенностями их психологического развития. Как показывает опыт работы в коррекционной школе, практическая деятельность учащихся происходит более успешно, чем формирование у них технико-технологических знаний. Но для самостоятельной качественной работы выпускник коррекционной школы должен обладать способностью, усваивать новые знания и приёмы работы, т.к. знания служат главным регулятором самостоятельной трудовой деятельности в условиях современного производства. Эффективность процесса понимания и усвоения знаний зависит от психических качеств личности обучаемых, одними из которых являются восприятие и внимание, поэтому одной из моих целей работы является развитие зрительного восприятия и узнавания; зрительной памяти и внимания учащихся с ОВЗ через разработку и применение КРУ на уроках швейного дела. Об опыте работы по применению данных КРУ на различных этапах урока я хочу поделиться в своём докладе.


Работа по развитию и коррекции восприятия и внимания через выполнение КРУ на этапе организационного момента.

Уроки по трудовому обучению в расписании обычно стоят не первыми, учащиеся приходят на урок после игр на перемене, а иногда и разгорячённые после уроков физкультуры и им трудно сосредоточить внимание в начале урока. На этапе организационного момента я предлагаю им следующие упражнения.

Упражнения на развитие зрительного восприятия и узнавания

1 тип упр. Расшифровать тему урока восстановив наполовину стершиеся буквы или в пустых клеточках поставить букву соответствующую цифре, а клеточках где изображён предмет, определить его название и первую букву названия вставить в пустую клеточку (см. рис)

2 тип упр. Задание: посчитать количество цифры 2 на листе или слайде где с наложением друг на друга изображены и другие цифры, анологичное задание – посчитать количество треугольников на листе с изображенными другими геометрическими фигурами. Выполнение таких упражнений помогает успокоиться и сосредоточиться учащимся в начале урока, а также развивает их зрительное восприятие и внимание.(см. рис)

Упражнения на развитие внимания и зрительной памяти

Задание: Учащимся предлагается внимательно рассмотреть рисунок или фотографию на слайде, запомнить изображение. Затем слайд переключают, и учащиеся должны ответить на вопрос учителя. Например, что держит в правой руке закройщица, изображённая на фото, и какие инструменты лежат на её рабочем столе. Аналогичных заданий разработано множество (см в презентации).

Работа по развитию и коррекции восприятия и внимания через выполнение КРУ на этапе изучения нового материала.

При ведении объяснительной беседы на этапе изучения нового материала учитель опирается на ранее полученные знания учащимися, для их активизации можно применить упражнения на развитие восприятия по расшифровке названий различных предметов относящихся к теме с помощью цифр и букв алфавита. Упражнение можно давать на выполнять на скорость.( см задание)

А также упражнения по расшифровке слов с переставленными буквами.(см задание.)

Упражнения на развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, внимания, пространственного мышления.

Задание 1: дорисуй мордочку мягкой игрушки по точкам или по памяти после показа рисунка.

Задание 2: дорисуй отделку изделия после показа эскиза (см. рис).




Упражнение для привлечения внимания, развития восприятия и зрительной памяти

Задание: на классной доске закрепить 6 фото различных моделей одежды или швейных инструментов или других предметов, соответствующих теме урока и предложить учащемуся за 5 секунд запомнить порядок расположения предметов, а затем учащемуся закрывают глаза, изменяют порядок расположения фотографий. Задание считается выполненным, если учащемуся удаётся восстановить порядок расположения фотографий.

Упражнение на развитие восприятия и определения состояния линейного глазомера

Перед началом работы по построению чертежа, я с учащимися выполняю тренировочные упражнения в тетрадях по построению отрезков разной величины, после этой работы можно дать им выполнить коррекционное упражнение: учащемуся предлагается на глаз определить самый длинный и самый короткий отрезок (на листе А-4 начерчены13 отрезков разной величины). Задание выполнено в 10 вариантах (рассматривается 10 листов с разными отрезками), состояние глазомера считается удовлетворительным если обучаемый допустил не более 10 ошибок. (см упр. в презентации)


Работа по развитию и коррекции восприятия и внимания через выполнение КРУ на этапе повторения и закрепления пройденного материала.


На этапе закрепления пройденного материала путем повторения, варьирования ситуаций, прокладывания новых смысловых связей осуществляется закрепление учебного материала в памяти учащихся. Только тогда учебный материал становится ресурсом личности учащихся. Применение КРУ для закрепления пройденного материала является очень эффективным.

Упражнения на развитие восприятия и памяти

1тип упр. Задания: вставить пропущенные слова в определении, в описании хода работы по выполнению технологической операции, в плане пошива изделия. Например: Аппликацией называется приём ………., когда на ткань нашивается …….. или ……….., выполненный из другого…………, который будет выделяться на фоне …………….. (Определение аппликации: аппликацией называется приём отделки, когда на ткань нашивается узор или рисунок, выполненный из другого материала, который будет выделяться на фоне основного.)

2 тип упр. Задания: Расшифровать название хлопчатобумажных тканей написанных на лепестках цветка. Или определить название хлопчатобумажных тканей, восстановив наполовину стёршиеся буквы.



Упражнения на развитие зрительной памяти и зрительного восприятия и узнавания

Медленность восприятия снижает ясность восприятия предметов скользящим взором, узость восприятия при остановке взора мешает одновременному восприятию значительной группы объектов. Обе эти черты отрицательно сказываются на анализирующем рассмотрении обозреваемого участка действительности. Для развития скорости восприятия мной разработаны КРУ:

Задание 1: определить название швов на рисунке, используемых при пошиве детской рубашки за 5-7 секунд, написать их названия по памяти соответственно их номеру.

Задание 2: за 5-7 сек определить формы кокеток на рисунках, написать названия по памяти соответственно их номеру

Задание 3: определить название ручных стежков, используемых для пошива мягких игрушек, написать их названия по памяти соответственно их номеру.

Задание 4: запомнить за 5-7 сек. какие формы заплат располагаются в углах и центре рисунка и написать ответы по памяти на опросных листах. и т.п. (см слайды презентации)

КРУ на развитие зрительной памяти и зрительного восприятия и узнавания, пространственного мышления, качества обозрения, использующиеся при работе с чертежами.

Качество обозрения оказывается тем более высоким, чем совершеннее отражаются предметы с их действительными связями и отношениями. В программу по трудовому обучению включены темы и коррекционные упражнения, развивающие качество обозрения. Это темы по построению чертежей, где соединяя построенные точки, ученики получают вид деталей изделия, задание по увеличению готовых чертежей деталей мягкой игрушки такие упражнения развивают у детей, не только восприятие, но и пространственное мышление. Эти темы, в силу своего дефекта, дети осваивают с особым трудом. Я разработала по этой теме КРУ:

Задание1: поднять карточку с цифрой, соответствующей названию линии чертежа, которую назовёт учитель (на слайде –чертёж изделия каждая линия которого обозначена цифрой) см. рис.

Задание 2: назвать отсутствующие линии на чертеже (например, изображен чертёж спинки с отсутствующими линиями проймы и низа и чертёж полочки с отсутствующей боковой линией и линией горловины) см.рис.

Задание 3: определить какая раскладка выкройки на ткани выполнена верно ( на рис. два вида раскладки)


Упражнения на развитие восприятия и мышления

Задание 1: подберите заплату-аппликацию подходящую для ремонта предложенной одежды (на слайде изображены модели одежды, повреждённые места отмечены белым пятном, рядом рисунки различных аппликаций под номерами, их надо подобрать по цвету и назначению одежды) см.рис.



Задание 2: назовите в каких углах слайда расположены образцы тканей, используемые для пошива детских рубашек девочкам, а в каких – мальчикам? Объясните почему. ( в каждом из четырёх углов слайда фото образцов ткани) Предполагаемый ответ: в правом верхнем углу находится образец для пошива рубашки девочкам, т.к. ткань имеет рисунок в цветочек и т.д.( см слайд презентации)

Упражнения для закрепления терминологической лексики и развития восприятия:

  1. Учитель называет содержание работы, а учащиеся должны поднять карточку с названием термина соответствующего этой работе. (Например: содержание работы: временное присоединение прямым стежком приблизительно равных по величине деталей, соответствует термину – сметать).

  2. Дорисовать наполовину стершиеся буквы и прочитать название термина. (Термины напечатаны на карточках крупным шрифтом и частично закрашены корректирующей жидкостью).

  3. Расшифруй название термина, обозначающего ручной вид работы:


ы














Заключение:

Целью образовательного учебного стандарта специальной коррекционной школы является создание механизмов раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. И если ещё десятилетие назад конечной целью трудового обучения во вспомогательной школе являлась подготовка школьников к самостоятельному выполнению несложных технологических операций в условиях промышленного производства, то в наше время для того чтобы выпускники были конкурентоспособными рабочими в условиях современного производства достижения этой цели уже недостаточно. По окончанию обучения выпускники должны обладать способностью, усваивать новые знания и приёмы работы, уметь решать задачи, не укладывающиеся в рамки стереотипных решений, использовать приобретённые технико-технологические знания произвольно в различных производственных ситуациях, где знания служат главным регулятором самостоятельной трудовой деятельности. Поэтому такая задача, как формирование технико-технологических знаний у детей с ограниченными возможностями здоровья является особо важной.

Одна из причин, по которой учащиеся с ОВЗ испытывают трудности при усвоении технико-технологических знаний, необходимых им в самостоятельной практической деятельности в социуме, состоит в недостаточном развитии психических качеств личности, одними из которых являются восприятие и внимание.

В результате систематического применения мной на уроках швейного дела КРУ на развитие зрительного восприятия и узнавания; зрительной памяти и внимания в процессе обучения делаю выводы:

1) улучшается цветоразличение, острота зрения, состояние глазомера учащихся с ОВЗ;

2) в старших классах у обучаемых восприятие делается менее узким, скорость восприятия более высокой;

3) улучшается аналитичность восприятия (это приводит к тому, что трудовые действия выполняются учащимися с учетом пространственных связей и отношений между отдельными деталями, предварительным установлением порядка и последовательности действий).

4) учащиеся более успешно овладевают учебной информацией, это положительно влияет на формирование у них технико-технологический знаний, необходимых им в будущей самостоятельной жизни в условиях социума.

5) систематическое использование специальных приемов, методов, КРУ, способствующих развитию механизмов восприятия дает возможность развивать познавательные процессы у детей с ограниченными возможностями здоровья, что положительно влияет на результаты их трудовой деятельности.

6) Интенсификация процесса обучения, активизация познавательной деятельности учащихся происходит при включении мной в работу эффективных методических приёмов концентрации внимания на учебной информации.

7) Осуществление мной наряду с групповым дифференцированного способа обучения, осуществляемого мной на основе исследования восприятия каждого учащегося, даёт возможность создавать ситуацию успеха в учении каждого учащегося. Это способствует повышению мотивации к учению, а также обеспечивает полное понимание учебной информации учащимся с более медленным и узким восприятием. Данный показатель в работе характеризует систему личностно ориентированного обучения.

Многие их предложенных мной коррекционных упражнений носят игровой характер. Это вызывает интерес и интеграцию возбуждений обучаемых при их выполнении, повышает мотивацию. Игровой характер КРУ позволяет использовать их не только на уроках, но и в воспитательские часы.





Список использованной литературы:

1.Шиф Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы, М., Просвещение 1965 г.

2.Лурия А.Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребёнка. М., Просвещение 1956 г.

3. «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе» под редакцией Воронковой В.В., издательство «Школа-Пресс», Москва 1994 г.

4. «Методика обучения технологии» авторы Бешенков А.К., Бычков А.В., издательство Дрофа, Москва 2003 г

5. «Программа повышения квалификации учителей коррекционных школ и классов выравнивания», модуль диагностический, Аналитический Научно- методический центр «Развитие и коррекция», Москва 2002 г.

6. Журналы Дефектология.

7. Интернет ресурсы.







































































Приложение

Практические результаты



Диаграмма состояния ЗУН учащихся с ОВЗ по швейному делу.



По вертикали: среднегодовые оценки групп.







Диаграмма роста мотивации учащихся к изучению предмета.



По вертикали: % учащихся с ОВЗ, испытывающих интерес к изучению предмета по результатам анкетирования, наблюдения учителя.







Диаграмма повышения скорости восприятия учащихся с ОВЗ.



По вертикали: средний % повышения скорости восприятия учащихся с ОВЗ.



Аналитическая таблица 1.Уровень сформированности знаний учащихся по темам.

1 группа.



№п/п

Фамилия, Имя учащегося

Класс

Уровень сформированности знаний по темам

1

2

3

4

5

6

7

1.

Ковалёва С.


5







6








2.

Архипова А.


5








6








3.

Старицин В.


5








6








4.

Бакулина Н.

5








6








5.

Чуркин С.


5








6








Программные темы:



1-Школьная швейная мастерская. (правила поведения, организация

рабочего места, инструменты и приспособления.).

2-Волокна и ткани (сведения о волокнах, прядении и тканях,

переплетениях тканей).

3-Ручные работы (подготовка к выполнению ручных швейных

работ, раскрой деталей, обработка срезов, ручные стежки, швы,

изготовления изделий с помощью ручных стежков).

4-Ремонт одежды (пришивание пуговиц, изготовление заплат,

вешалки).

5-Швейная машина (сведения о швейных машинах, правила ТБ,

устройство швейных машин, иглы, моталки, заправка ниток,

регуляторы строчки, работа на швейной машине).

6-Машинные работы (стачной шов, двойной шов, шов в подгибку с закрытым

срезом, накладной шов, запошивочный шов, обработка срезов обтачками).

7-Пошив изделий (чертёж, раскрой, пошив).

Уровни сформированности знаний (расшифровка уровней дана ниже)

1 уровень выделен синим цветом 3 уровень выделен розовым цветом

2 уровень выделен зелёным цветом 4 уровень выделен красным цветом

Аналитическая таблица 2.Уровень сформированности знаний учащихся по темам.

2 группа.





№п/п

Фамилия, Имя учащегося



Класс

Уровень сформированности знаний по темам

1

2

3

4

5

6

7

1.

Михайлов А.


4








5








2.

Курбатов М.


4








5








3.

Терещенко П.


4








5








4.

Бойдарико А.


4








5








5.

Ким Ю. (обучаеся с 5 класса)

5










Программные темы:

1-Школьная швейная мастерская. (правила поведения, организация

рабочего места, инструменты и приспособления.).

2-Волокна и ткани (сведения о волокнах, прядении и тканях,

переплетениях тканей).

3-Ручные работы (подготовка к выполнению ручных швейных

работ, раскрой деталей, обработка срезов, ручные стежки, швы,

изготовления изделий с помощью ручных стежков).

4-Ремонт одежды (пришивание пуговиц, изготовление заплат,

вешалки).

5-Швейная машина (сведения о швейных машинах, правила ТБ,

устройство швейных машин, иглы, моталки, заправка ниток,

регуляторы строчки, работа на швейной машине).

6-Машинные работы (стачной шов, двойной шов, шов в подгибку с закрытым

срезом, накладной шов.).

7-Пошив изделий (чертёж, раскрой, пошив).



Расшифровка уровней:

1. Некоторые сведения усвоены на уровне представлений. На этой основе ученик может отличить верные сведения от неверных. Воспроизведение изучавшегося материала осуществляется с большой помощью учителя или на данном этапе обучения невозможно.

2. Устно удовлетворительно воспроизводит основное содержание. Письменно воспроизводит частично. Характерна неполнота воспроизведения и слабость связи с ранее усвоенными знаниями. Помощь при воспроизведении знаний использует успешно. Самостоятельно применять знания в практической и теоретической деятельности может только в простейших случаях.

3. Устно и письменно способен воспроизводить учебный материал с минимальной помощью учителя, а также с минимальной помощью учителя использовать его в практической деятельности.

4. Устно воспроизводит содержание правильно и достаточно полно, письменно - только главное. Ученик способен использовать ранее усвоенную информацию при усвоении новых знаний и произвольно в различных практических ситуациях.



















17