СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение технологии развития критического мышления в образовательном процессе

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс

Тема: «Применение технологии развития критического мышления в образовательном процессе»

1. Приветствие

- Добрый день, уважаемые коллеги.

  Я рада приветствовать всех, кого заинтересовала тема мастер -класса «Применение технологии развития критического мышления в образовательном процессе»

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и, может быть, я запомню, Но вовлеки меня, и тогда я постигну».(слайд)

Китайская пословица

Современной школе предлагается огромное разнообразие педагогических технологий.  Я выбираю   технологию развития критического мышления.(слайд)

- Почему технология критического мышления?

- Современная система образования приоритетным направлением обучения выделяет личностно-ориентированное обучение. Встает вопрос, как сделать учебный процесс, с одной стороны, содержательным, а с другой, доступным и интересным. Мотивировать детей сегодня очень сложно.

- На мой взгляд, данная технология в этом плане выигрывает, потому что ее применение позволяет не только оживить урок, сделав его увлекательным и эмоциональным, но и раскрыть потенциальные возможности каждого обучающегося.

2. Планирование работы и прогнозирование результативности мастер-класса.

Прием «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»

- Мы все учителя, учителя практики.

- Каждый из нас при подготовке к уроку планирует свою работу.

- Предлагаю и нам составить план нашей совместной работы на сегодня по теме «Технология развития критического мышления»

- Сделаем мы это с помощью такого приема, как «Дерево предсказаний».(слайд)

- Этот прием предполагает предвидение хода событий и прогнозирование конечного результата. Ствол-тема, ветви-предположения,которые ведутся по двум направлениям- «возможно» и «вероятно»,и , наконец листья- обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа.

- Что на ваш взгляд даст наша встреча? С какой целью мы собрались. И что мы получим в итоге?

(Узнать что-то такое критическое мышление,  понять, что нового несет в себе ТКМ, этапы урока, приемы, что такое технология)

3. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»  Прием «КОРЗИНА ИДЕЙ»

- Мы сегодня говорим о технологии критического мышления. Сразу встает вопрос, а что такое технология?(слайд)

- Уважаемые коллеги, какие ассоциации возникают у вас с этим понятием?

- Я предлагаю называть ваши предположения через прием «Корзина идей» (слайд)

- Он используется на уроке, когда идет активизация имеющихся у учащихся знаний.

- Задается прямой вопрос о том, что известно по теме. Каждый учащийся вспоминает и записывает все, что знает. (Мы на уроках делаем это устно или письменно)

- Мы собрали корзину идей, связанных со словом «технология»

4. Определение понятия «Технология»

Прием «КЛАСТЕР»

- Проверим наше предположение

- Для этого обратимся к тексту №1 (приложение 1)

- Ваша задача прочитать его, выделив ключевые слова, раскрывающие понятие «технология».

- После прочтения вам необходимо записать все, что вы подчеркнули в виде схемы:

например:

 

 

 

- На работу отводится 4 минуты.

(Кратко анализируют, что написали, вывешивают кластеры на доску)

- Уважаемые коллеги, обратите внимание, у вас получилось 4 разных модели, которые называются «Кластеры».

- Мы сейчас отработали прием «Составление кластеров» (слайд)

- Кластер – по-другому гроздья, схема, которая графически отображает размышления, об изучаемом объекте. Дети очень любят такой прием и справляются с ним легко.

- Коллеги, мы отработали 3 приема (Дерево предсказаний, Корзина идей и Кластеры), которые применяются чаще на этапе вызова.(слайд)

- Этот этап направлен на вызов имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановку учеником собственных целей обучения»

5. Определение понятия «Критическое мышление»  

 «ИНСЕРТ»

- Следующий этап работы это «осмысление» (слайд)

а) - На этом этапе вам предлагается текст №2 (приложение 2)

- Он поможет вспомнить понятие «критическое мышление»

- Читать мы будем, используя прием «Чтение с пометками»: прочтите данный текст и сделайте маркировку текста по следующей системе (слайд)

 

 

 

 

 

- На работу отводится 4 минуты.

- Проверим, что получилось.

-Что из прочитанного вами было знакомо?

-Какая информация оказалась новой?

-Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?

-Какие вопросы остались?

- Изучив и проанализировав материал, можно сделать вывод, что Критическое мышление включает в себя 5 составляющих: (слайд)

- Когда у детей рука поставлена, пишут быстро и позволяет время, применение этого приема расширяется. Можно использовать такую таблицу, в которую изучаемый материал структурируется в такие графы.

V

это я знаю

+

это ново для меня

-

думал иначе

?

требуется дополнительное разъяснение

 

- Этот прием называется «Инсерт». (слайд)

Инсерт – способствует более внимательному, осознанному чтению. У учащихся формируется умение классифицировать поступающую информацию и выделять новое.

       Для обобщения полученной из текста информации на стадии осмысления и рефлексии учитель предлагает учащимся, работая в группах, составить кластер по данной теме.

       А еще на этапе осмысления можно применять прием «ТОЛСТЫХ И ТОНКИХ ВОПРОСОВ».  (слайд)

Напомню, что тонкие вопросы подразумевают однозначные ответы, а толстые требуют рассуждения. «Тонкие» вопросы - _вопросы репродуктивного плана,, требующие однословного ответа, «толстые» вопросы — вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать информацию, текст.

Задание группам: составить по 2 вопроса (одной группе — тонкие, другой — толстые). Прием Тонкие и толстые вопросы» может быть использован на любой из трех фаз  урока: на стадии вызова — это вопросы, пробуждающие интерес к теме, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, на стадии рефлексии при размышлении — демонстрация понимания пройденного.

Группы друг другу задают вопросы. Давайте озвучим тонкие и толстые вопросы и постараемся на них ответить.

 

7. Приемы на этапе рефлексии.

- Следующий этап работы Этап рефлексии.(слайд) 

- Систематизацию наших сегодня полученных знаний о ТКМ проведем с помощью приема «Синквейн». Этот прием полезен в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

- Предлагаю составить  стих на основе текста о критическом мышлении, используя алгоритм синквейна.(слайд)  (Зачитывают свои варианты. Добавить в дерево прием синквейн)

Мышление

Критическое, необходимое

Побуждает, совершенствует, вдохновляет

Полет мысли в космосе

Поиск

8. Обобщение

- Давайте подведем итог нашей работы.

Обратимся вновь к нашему дереву предсказаний. Я предлагаю каждому высказаться о сегодняшнем мастер-классе и о технологии критического мышления опираясь на фразы:

-мне больше всего удалось...

-я могу себя похвалить за...

-меня удивило...

-для меня было открытием то, что...

-на будущее я учту...

-на мой взгляд, не удалось..., потому что...

Вывод(Технология критического мышления…..

Четко выстроенный, алгоритмичный процесс…

Применение тркм предполагает проведение урока в четкой последовательности:

Вызов                         Осмысление                         Рефлексия

Каждому этапу (фазе) урока соответствуют свои приемы работы. Многие из них универсальны, т.к. применимы на разных этапах).

 

  1. Заключение

 Я хочу поблагодарить всех за активную работу. Наши дети будут жить и работать в 21 веке. Каким он будет, мы не знаем. Но я знаю точно, что ТРКМ даст азы, ключи к будущей жизни: научит работать с информацией, сотрудничать с людьми, иметь своя точку зрения.Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он готов к самореализации и  самовыражению.

Трепетно, нежно, заботливо, ласково, С каждым ребёнком с открытой душой, Всё, что умеем, знаем и можем, Просто отдали,   и в сердце большом Место найдётся для каждого школьника. Каждого нужно увидеть, раскрыть, Всем вам желаю всего наилучшего, Чтобы всегда нам хотелось учить.

 

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии развития критического мышления в образовательном процессе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ № 4 »  Г. КУРЧАТОВА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ МАСТЕР-КЛАСС ПРИМЕНЕНИЕ  ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ    УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ТУЛУПОВА Я.А..

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ № 4 » Г. КУРЧАТОВА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

МАСТЕР-КЛАСС

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ТУЛУПОВА Я.А..

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и , может быть, я запомню. Но вовлеки меня, и тогда я постигну».

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и , может быть, я запомню. Но вовлеки меня, и тогда я постигну».

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ПРИЕМ «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ» Листья - аргументы обоснование этих предположений Ветви - предположения  вероятные  и  возможные  Ствол дерева – тема

ПРИЕМ «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»

Листья - аргументы

обоснование этих

предположений

Ветви - предположения

вероятные и возможные

Ствол дерева – тема

ТЕХНОЛОГИЯ?

ТЕХНОЛОГИЯ?

ПРИЕМ «КОРЗИНА ИДЕЙ И ПОНЯТИЙ» Можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношения к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

ПРИЕМ «КОРЗИНА ИДЕЙ И ПОНЯТИЙ»

Можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношения к теме урока.

В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Приём «Кластер» (гроздья)  Ключевое слово

Приём «Кластер» (гроздья)

Ключевое слово

ВЫЗОВ актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения .

ВЫЗОВ

  • актуализация имеющихся знаний;
  • пробуждение интереса к получению новой информации;
  • постановка учеником собственных целей обучения .
ОСМЫСЛЕНИЕ получение новой информации; учащиеся соотносят старые знания с новыми.

ОСМЫСЛЕНИЕ

  • получение новой информации;
  • учащиеся соотносят старые знания с новыми.
ПРИЕМ «ИНСЕРТ – ЧТЕНИЕ С ПОМЕТКАМИ» «V» - это я знаю « + » - это ново для меня «-» - думал иначе «?» - требуются дополнительные разъяснения

ПРИЕМ «ИНСЕРТ – ЧТЕНИЕ С ПОМЕТКАМИ»

«V» - это я знаю

« + » - это ново для меня

«-» - думал иначе

«?» - требуются дополнительные разъяснения

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ИМЕЕТ 5 ХАРАКТЕРИСТИК (Д. КЛУСТЕР) Критическое мышление… Мышление самостоятельное. Мышление обобщенное. Проблемное и оценочное. Аргументированное. Социальное.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ИМЕЕТ 5 ХАРАКТЕРИСТИК (Д. КЛУСТЕР)

Критическое мышление…

  • Мышление самостоятельное.
  • Мышление обобщенное.
  • Проблемное и оценочное.
  • Аргументированное.
  • Социальное.

ПРИЕМ «ИНСЕРТ»   (УСЛОВНЫЕ ЗНАЧКИ) Маркировка текста значками по мере его чтения V материал знаком   + это ново для меня - думал иначе ? требуются дополнительные разъяснения

ПРИЕМ «ИНСЕРТ» (УСЛОВНЫЕ ЗНАЧКИ)

Маркировка текста значками по мере его чтения

V

материал знаком

+

это ново для меня

-

думал иначе

?

требуются

дополнительные разъяснения

ПРИЕМ  ВОПРОСЫ  «ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ»   Что ? Где ? Когда ? Зачем ? Почему ? Объясните, почему...? В чём различие ...? Мог ли ...? Согласны ли вы ...? Почему, вы думаете ..? Верно ли ...?  

ПРИЕМ ВОПРОСЫ «ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ»

Что ?

Где ?

Когда ?

Зачем ?

Почему ?

Объясните, почему...?

В чём различие ...?

Мог ли ...?

Согласны ли вы ...?

Почему, вы думаете ..?

Верно ли ...?

 

РЕФЛЕКСИЯ размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения .

РЕФЛЕКСИЯ

  • размышление, рождение нового знания;
  • постановка учеником новых целей обучения .
ПРИЕМ «СИНКВЕЙН» Нерифмованное стихотворение, состоящее из 5 строк: 1. Тема - называется одним словом (существительным) 2 . Описание темы двумя прилагательными 3. Описание действия в рамках этой темы тремя словами-глаголами. 4. Фраза из четырех слов , раскрывающая суть темы или показывающая отношение к ней. 5. Синоним из одного слова либо словосочетание, которое повторяет суть темы.

ПРИЕМ «СИНКВЕЙН»

Нерифмованное стихотворение, состоящее из 5 строк:

1. Тема - называется одним словом (существительным)

2 . Описание темы двумя прилагательными

3. Описание действия в рамках этой темы тремя словами-глаголами.

4. Фраза из четырех слов , раскрывающая суть темы или показывающая отношение к ней.

5. Синоним из одного слова либо словосочетание, которое повторяет суть темы.

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧИТ РАЗВИВАЕТ АКТИВИЗИРУЕТ ПОМОГАЕТ СДЕЛАТЬ ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ РАЗВИТИЕ

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

УНИВЕРСАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

УЧИТ РАЗВИВАЕТ АКТИВИЗИРУЕТ

ПОМОГАЕТ СДЕЛАТЬ ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ

РАЗВИТИЕ

«Кластер» «ИНСЕРТ» ДЕРЕВО МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ «КОРЗИНА ИДЕЙ И ПОНЯТИЙ» « ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ»   «СИНКВЕЙН»

«Кластер»

«ИНСЕРТ»

ДЕРЕВО МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ

«КОРЗИНА ИДЕЙ И ПОНЯТИЙ»

« ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ

ВОПРОСЫ»

«СИНКВЕЙН»

Мне больше всего удалось… Я могу себя похвалить… Меня удивило… Для меня было открытием то, что… На будущее я учту… На мой взгляд, не удалось…, потому что…
  • Мне больше всего удалось…
  • Я могу себя похвалить…
  • Меня удивило…
  • Для меня было открытием то, что…
  • На будущее я учту…
  • На мой взгляд, не удалось…, потому что…
В основе технологии РКМ лежит трехфазная структура урока: 3. Рефлексия 2. Осмысление новой информации 1. Вызов

В основе технологии РКМ

лежит трехфазная структура урока:

3. Рефлексия

2. Осмысление новой информации

1. Вызов

Трепетно, нежно, заботливо, ласково,  С каждым ребёнком с открытой душой,  Всё, что умеем, знаем и можем,  Просто отдали, и в сердце большом  Место найдётся для каждого школьника.  Каждого нужно увидеть, раскрыть,  Всем вам желаю всего наилучшего,  Чтобы всегда нам хотелось учить.

Трепетно, нежно, заботливо, ласково, С каждым ребёнком с открытой душой, Всё, что умеем, знаем и можем, Просто отдали, и в сердце большом Место найдётся для каждого школьника. Каждого нужно увидеть, раскрыть, Всем вам желаю всего наилучшего, Чтобы всегда нам хотелось учить.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!