ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Саманчук М.Г.,
учитель-дефектолог надомного обцучения
Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта детей с ОВЗ – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Целью учебно-воспитательной работы в школах 8 вида является коррекционная направленность процесса обучения на исправление или ослабление присущих детям недостатков психофизического развития. Это зависит от правильной постановки всего учебного процесса и от применения специфических приемов обучения.
Статистика утверждает, что здоровье ребенка на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья педагоги повлиять не могут, то другие 50% напрямую зависят от слаженной работы медицинских работников, педагогов и родителей.
Следовательно, использование здоровьесберегающих технологий, способствующих полноценному речевому, психическому, физическому и личностному развитию обучающихся является одним из приоритетных направлений в обучении детей с ОВЗ и в моей работе как учителя индивидуального обучения.
Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать следующие принципы:
- «Не навреди!»
- принцип непрерывности (т. е. систематически, постоянно);
- принцип индивидуальности (соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний).
В своей работе в процессе занятий с учениками использую:
пальчиковую гимнастику;
гимнастику для глаз;
релаксацию;
а также элементы:
ритмики;
логоритмики;
арт-терапии;
Рассмотрим эти виды деятельности подробнее.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика направлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие мелкой моторики и активной речи ребенка.
Упражнения направлены на развитие ловкости каждого пальчика и снятие скованности движений кистей рук. Это особенно важно для детей с ОВЗ, чтобы ребенок чувствовал и мог держать в руке ручку или карандаш.
В своей работе использую разные формы пальчиковой гимнастики - пассивную и активную (с речевым сопровождением).
Перед гимнастикой необходимо делать массаж кистей рук и пальцев. С помощью массажа мы воздействуем на активные точки, так как пальчики рук, как и ступни ног, наделены большим количеством рецепторов. Для развития общей моторики учу своих учеников делать самомассаж не только пальчиков рук, но и ушных раковин.
Гимнастика для глаз
Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.
Упражнения для глаз провожу с целью:
- снятия напряжения и переутомления;
- общего оздоровления зрительного аппарата.
Использую во время занятий и в свободное время между занятиями.
Релаксация
Релаксация – специальный метод, направленный на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.
Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов с музыкальным и словесным сопровождением.
Релаксация возможна даже в результате принятия удобной позы.
Элементы ритмики
При использовании элементов ритмики мы развиваем общую моторику и способствуем развитию речи. Ритмичные, четкие упражнения под музыку для ног, рук, туловища и головы стимулируют развитие мозга, а, соответственно, и речи.
Логопедическая ритмика
Для коррекции речевых нарушений используются элементы логопедической ритмики.
Логопедическая ритмика является звеном лечебной ритмики. Понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.
Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с ОВЗ опорно-двигательный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, способствуют нормализации темпо-ритмической стороны речи.
При проведении занятий используются произведения устного народного творчества (потешки, поговорки, несложные песенки и т.д.).
Арт-терапия
Одним из центральных звеньев в системе коррекции личности детей с ограниченными возможностями является работа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы.
В своей работе в коррекционных целях использую элементы арт-терапии.
Арт-терапия это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.
На занятиях эта технология используется редко (в основном, в форме инсценировок несложных сказок, стихов и песен).
Ароматерапия
Ароматерапия – один из самых древних видов восточной терапии. Слизистая оболочка носа содержит около 100 миллионов нервных клеток. От нервных клеток на слизистой оболочке носа нервные импульсы в ответ на раздражения рецепторов очень быстро поступают в мозг. Запах как раздражитель действует практически мгновенно, так как информация о нем поступает непосредственно в мозг, минуя сознание.
Ребёнок с ОВЗ, который может в обычном случае отгородиться от внешнего воздействия – не давать до себя дотронуться, закрывать уши от звуков, отказываться брать в руки пособия занятий, не может чисто биологически блокировать проникновение запахов и исключить их влияние на мозг.
С помощью обонятельных ощущений человек воспринимает внешний мир ярче, полнее, многообразнее. Исследование детей, отстающих в развитии, показывает, что у многих из них наряду с другими дефектами присутствуют нарушения обоняния.
Использование ароматных игрушек, предметов, книг с пахучими картинками обостряет у детей восприятие, развивает воображение, память.
Таким образом, использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ способствует:
- повышению работоспособности, выносливости детей;
- развитию психических процессов;
- развитию общей и мелкой моторики;
- формированию, развитию двигательных и речевых умений и навыков;
- и, в итоге, способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.