Принципы использования информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку
В настоящее время внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента.
Применение компьютерной техники делает и позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения. Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Роль преподавателя здесь не менее важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знание и развитие.
А. С. Каштальян [6] считает, что применение компьютера как инструмента для работы с информацией очень разнообразно. В то же время применение компьютеров в процессе обучения регламентировано требованиями, предъявляемыми к техническим устройствам, и должно соответствовать определенным принципам.
В компьютерной лингводидактике релевантными считаются следующие принципы использования технических средств обучения: обусловленности, необходимости, информативности, надежности. Принцип обусловленности предписывает четкое определение условий применения персональных компьютеров в зависимости от содержания, целей и этапа обучения, возрастных особенностей пользователей, а также используемой методики обучения. Принцип необходимости обуславливает применение персональных компьютеров только в том случае, если это позволяет повысить эффективность учебного процесса по какому-либо параметру, а именно: увеличить скорость усвоения материала, активизировать речевую деятельность, достичь учебной цели наиболее рациональным способом, облегчить работу преподавателя или обучаемого, сократить время обучения. Принцип информативности раскрывает преимущества компьютера в качестве средства справочно-информационного обеспечения учебного процесса, поскольку персональный компьютер позволяет получить максимальное количество информации за кратчайшее время. Компьютер наиболее всего соответствует информативно-речевому характеру обучения иностранному языку. Принцип надежности указывает на необходимость проведения экспериментальной проверки каждой компьютерной программы для обучения, а также на наличие этапа организационной подготовки к занятию с использованием персональных компьютеров.
К специфическим принципам использования компьютерных средств обучения относят принципы диалогового взаимодействия, дружественности интерфейса, адаптивности и интерактивности . Принцип диалогового взаимодействия отражает психолого-педагогические особенности учебно-речевой деятельности, характер взаимодействия пользователя с компьютерной программой и требует распространения функционального диапазона программы. Принцип адаптивности выдвигает требование индивидуализации обучения, приближение учебного процесса к оптимальной для пользователя модели, соответствующей его функциональному состоянию, индивидуально-типологическим особенностям и уровню подготовки. Принцип дружественности интерфейса диктует требования простоты навигации, эргономичности программного продукта, достаточности информационно-справочной поддержки и положительного эмоционального фона компьютеризированного обучения вообще. Пользователь не должен бояться ошибок и чувствовать психологический барьер при общении с программой. Такой эмоциональный фон обеспечивается индивидуальным режимом работы и возможностью возврата к пройденному материалу, а также обратными реакциями программы на действия пользователя. Принцип интерактивности диктует требование интерактивности учебного материала за счет гиперсвязи между блоками учебной, справочной, тренировочной и контролирующей подсистем программы. Интерактивность должна быть достаточной для обеспечения проверки, уточнения и подтверждения уровня понимания учебной информации . Интерактивность выступает показателем дидактической эффективности и уровня интеллектуальности компьютеризированного учебного среды.
Средствами компьютера реализуются (первичные и второстепенные) методические функции. О. А. Васильева [3] выделяет следующие методические функции:
- первичные методические функции: информативная – возможность хранения и переработки больших объемов информации; тренировочная – применение компьютера для тренировки с целью формирования прочных навыков. Преимущества персонального компьютера по сравнению с преподавателем в процессе тренировки и закрепления учебного материала: неограниченное количество времени, полная беспристрастность, объективность и безграничное терпение; контролирующе-коррегирующая – применение персонального компьютера для текущего и итогового контроля результатов учебной деятельности дает следующие преимущества: реализация дифференцированного и индивидуального подходов в условиях проведения фронтального контроля; осуществление обратной связи; воплощение требования максимальной объективности контроля; сокращение временных затрат на проведение контроля; освобождение учителя от трудоемкой работы по обработке результатов контроля.
- второстепенные методические функции: коммуникативная – возможно общение на зарубежных чатах; организационно-стимулирующая – компьютер является стимулирующим фактором. Эти преимущества способствуют широкому распространению контролирующих программ и включению модулей контроля в большинство компьютерных программ обучения, которые предусматривают автоматическое выполнение следующих операций: принятие и распознавание ответа обучаемого; анализ и определение правильности ответа; запоминание результата и / или сообщение о нем учащемуся.
По мнению М. З. Биболетовой [2], использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Работа с компьютером дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблема в знаниях. Учащимся предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.
Е. С. Полат [8] полагает, что интегрируя информационные ресурсы сети Интернет в учебный процесс, можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач на занятии: формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности; совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет; совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных преподавателем или кем-то из учащихся материалов сети; совершенствовать умения письменной речи, составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров; пополнять свой словарный запас лексикой современного английского языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества; знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения культуры, традиций страны изучаемого языка; формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на занятиях на основе систематического использования современных учебных материалов, обсуждения животрепещущих проблем, интересующих всех и каждого.
Н. Л. Грейдина [4] указывает на уникальность дидактических свойств компьютерных технологий, которая состоит, с одной стороны, в продуктивном рассмотрении всех возможных аспектов (от лингвистического до культуроведческого), с другой стороны, в реализации как традиционных, так и дистанционных методов и средств развития, совершенствования иноязычной речевой деятельности. Постоянная и систематическая работа с компьютерными программами позволяет реализовать такие дидактические возможности, как возможность интенсивной коммуникации с компьютером, возможность систематической работы с учебной информацией, предоставление преподавателю надежной обратной связи с учащимся и возможности оперативного управления процессом обучения.
Дифференцированный подход усвоения английского языка посредством
компьютерного обучения, считает О. А. Васильева [3], отражен в опосредованном характере межличностной коммуникации в режиме «учитель – ученик». На этом фоне появляется возможность постоянного динамичного общения учащихся между собой в рамках учебной деятельности, причем ее инициирование исходит со стороны любого из обозначенных субъектов.
Л. П. Петрова [7] выделяет следующие методические аспекты обучения английскому языку с компьютерной поддержкой: большая информационная емкость учебного материала; интенсификация самостоятельной работы каждого ученика; создание коммуникативной ситуации посредством развития коммуникативных навыков в основных видах речевой деятельности; овладение различными моделями и структурами; повышение познавательной активности ученика, а также усиление мотивации учения.
А. С. Каштальян [6] объединяет функции, выполняемые компьютером в процессе обучения иностранным языкам в две большие группы: функции, при реализации которых компьютер выполняет роль одного из участников учебного процесса и функции компьютера в качестве инструмента деятельности. Функции преподавателя и учащегося взаимно дополняют друг друга, поэтому процессы компьютеризации их деятельности тесно взаимосвязаны: компьютерные средства, имитирующие определенный аспект деятельности обучающего, являются одновременно инструментом работы обучаемого. Например, справочно-информационные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как средства, реализующие информативную функцию преподавателя, а с другой стороны, в качестве инструмента информационной поддержки деятельности обучаемого. В качестве инструмента деятельности и преподаватели и обучаемые используют преимущественно компьютерные средства общего назначения, специально не предусматривающие выполнения задач обучения. К таким средствам относятся, прежде всего, разнообразные текстовые редакторы, обеспечивающие техническую поддержку процесса обучения и позволяющие пользователям тиражировать учебные материалы, оформлять задания, работать над созданием новых текстов.
М. М. Белкова [1] считает ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку обучение различным видам речевой деятельности говорению, аудированию, чтению, письму. При обучении аудированию каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь. При обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на английском языке в микрофон. При изучении грамматических явлений каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, имеет возможность разгадывать кроссворды, чайнворды, заниматься поиском слов, выполнять игровые упражнения.
Компьютер является инструментом, который организует самостоятельную работу обучаемых и управляет ею, особенно в процессе тренировочной работы с языком и речевым материалом. Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, новыми образцами высказываний, а также с деятельностью общения на иностранном языке. На этапе тренировки и на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений компьютер может быть использован в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых. Он может создавать оптимальные условия для успешного освоения программного материала. В затруднительных случаях компьютер позволяет ученику получать необходимые сведения справочного характера за короткий промежуток времени, предъявлять ему те или иные ключи для успешного решения задания. Важной особенностью компьютера в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку является то, что он может работать в коммуникативно-направленном диалоговом режиме.
Достичь коммуникативной направленности при обучении иностранным языкам с помощью компьютера можно в режиме текстового редактора. Word – одна из программ в классе текстовых процессоров, который предусматривает выполнение сотен операций. А. С. Каштальян [6] выделяет одно из самых важных дидактических достоинств текстового редактора – возможность легко совершать коммуникативно важные действия над текстом. Текстовой процессор может использоваться учителем в двух направлениях: для создания тренировочных упражнений и стимулирования деятельности учащихся по созданию текстов на изучаемом языке.
Использование информационных технологий позволяет решать одну из задач, стоящих перед учителями иностранного языка – это развитие умения аудирования. Одним из методических требований, предъявляемых к учебным материалам для развития умения аудирования, является аутентичность, и эту проблему учитель может решить, используя звуковые ресурсы Интернет или специально разработанные компьютерные программы, общение в режиме on-line.
В настоящее время разрабатывается методика обучения английскому языку с использованием Интернета наряду с традиционными средствами обучения. Простое применение Интернета – это использовать его как источник дополнительных материалов для учителя при подготовке к занятию. Материалы могут распечатываться и использоваться в ходе традиционного занятия. В этом случае используется только часть возможностей Интернета. Е. С. Полат [5] отмечает, что даже при таком его применении обучение иностранному языку меняется: пользователь имеет доступ к информации, которую трудно получить из других источников. Наиболее полно возможности Интернета раскрываются при использовании его непосредственно в ученической аудитории. Идеальными условиями для такой работы является наличие компьютерного класса с подключением к Интернету.
Е. С. Полат [8] указывает на эффективность использования сети Интернет для организации телекоммуникационных проектов с носителями языка. Учебный телекоммуникационный проект – совместная, организованная на основе компьютерных телекоммуникаций, учебно-познавательная, творческая деятельность партнёров, имеющих общую программу, цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Телекоммуникационные проекты позволяют создать языковую среду, а на её основе – потребности в использовании английского языка на практике. Проекты могут выполняться на занятии и во внеурочное время.
О. А. Васильева [1] отмечает связь проектной деятельности с программным материалом. Необходимость подготовки совместного продукта того или иного проекта требует обращения к текстовым, графическим редакторам, применения различных сетевых программ, позволяющих использовать графику, анимацию, мультипликацию, то есть мультимедийные средства, что делает проект междисциплинарным.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в средней школе, способствует модернизации образования, позволяет осуществить деятельностный подход в обучении и успешно формировать коммуникативную и информационную компетенции учащихся. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка позволяет преподавателю реализовать основную цель обучения, которая заключается в формировании у учащихся способности к межкультурному взаимодействию, то есть вхождение в мировое сообщество и успешное функционирование в нем.
Список использованной литературы
1. Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка / М. М. Белкова // Английский язык в школе. – 2008. – № 4. – С. 73 – 75.
2. Биболетова М. З. Мультимедийные средства как помощник УМК «Enjoy English» для средней школы / М. З. Биболетова // ИЯШ. – 1999. – № 3. – С. 12 – 14.
3. Васильева О. А. Компьютерные технологии в процессе обучения английскому языку в ВУЗе / О. А. Васильева // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальная коммуникация». – 2008. – Т. 21 (60). –№ 1. – С. 182 – 187.
4. Грейдина Н. Л. Как «Профессор Хиггинс» помогает изучать английский язык / Н. Л. Грейдина // ИЯШ. – 2001. – № 6. – С. 94 – 97.
5. Интернет в гуманитарном образовании / под ред. Е. С. Полат. – М., 2001. – 272 с.
6. Каштальян А. С. Использование информационных технологий при обучении иностранному языку на среднем этапе / А. С. Каштальян // Информационные технологии в образовании – 2009 («ИТО-Ростов-2009») : сб. науч. трудов участников 9-ой науч.-практ. конф.-выставки. – Ростов / н / Д. : Ростиздат, 2009. – С. 107 – 109.
7. Петрова Л. П. Использование компьютера на уроках английского языка – потребность времени / Л. П. Петрова // ИЯШ. – 2005. – № 5. – С. 4 – 7.44.
8. Полат Е. С. Метод проектов на уроках английского языка / Е. С. Полат // ИЯШ. – 2000. – № 3. – С. 26 – 27.