СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приобщение молодого поколения к чтению. Проблемы и перспективы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о пользе чтения книг в семье и школе. О проблемах и перспективах приобщения молодого поколения к чтению книг.

Просмотр содержимого документа
«Приобщение молодого поколения к чтению. Проблемы и перспективы.»

Приобщение молодого поколения к чтению. Проблемы и перспективы.

«Книга принадлежит к тем изобретениям,

которые, как и колесо, никогда не уйдут

из человеческой цивилизации».

Стефан Цвейг.

Каждая семья, воспитывающая детей, мечтает о том, чтобы им всегда сопутствовал успех, чтобы выросли они уважаемыми людьми и нашли достойное место в быстро меняющемся обществе. Но где найти ту волшебную палочку, которая поможет осуществить эту мечту и сделать ребенка счастливым? Для многих ответ будет неожиданным: этой волшебной палочкой является умение и желание ребенка читать. Ведь по полноте содержащихся сведений, по основательности пояснений, по надежности фиксирования, по глубине проникновения в жизнь и во внутренний мир человека книга не имеет себе равных среди других средств массовой информации.

Основатель Института развития человеческого потенциала Глен Доман предложил взглянуть на список десяти лучших учеников любого класса и понять, что их объединяет. Оказалось, что все они умеют читать лучше остальных.

От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности — судьба России, ее будущее. Детское чтение является интеллектуальным ресурсом страны и главным резервом развития человеческого потенциала нации.

В конце прошлого столетия американскими учёными была прослежена связь между чтением детей, школьными уроками и катастрофами, авариями, взрывами. Нечитающий выпускник школы был признан главным фактором риска современной цивилизации, оказавшись не в состоянии выполнять свои функции ни как солдат, ни как работник, ни как гражданин.

В нашей школе среди родителей второклассников при подготовке к родительскому собранию « О воспитании интереса к чтению» было проведено анкетирование. Один из вопросов звучал так: «Чтение ребенка сегодня — это…». Вот такие ответы мы получили: «чтение сегодня — это чтение из-под палки», «программная обязаловка», «это родительская мука», «это наши затраченные нервы», «случайный процесс ситуативного характера», «выполнение домашнего задания». И лишь 3% родителей ответили, что чтение — это необходимая часть жизни их ребёнка.

Все мы с удовольствием смотрим телевизионную передачу «Умники и умницы», восхищаясь феноменальной начитанностью подростков — будущей элиты нашего общества. В них видны интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи, прогнозировать. К сожалению, таких детей, кто не мыслит жизнь без чтения, с каждым годом становится меньше. А ведь чтение – это не только средство общекультурного развития человека, но и средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам. Оно является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. Неправильно понятая задача ведет к неправильному решению. Огромная масса профессийтак или иначе связана с чтением инструкций, факсов, договоров, почтовых отправлений и других деловых бумаг.

Между тем в обществе растёт количество детей не умеющих читать, грамотно излагать свои мысли, полноценно общаться друг с другом. Нельзя не увидеть во всем этом прямой связи с ростом детской преступности, алкоголизма и наркомании.Сегодня все чаще и чаще применительно к детскому чтению мы слышим слово «кризис».

Кризис детского чтения проявляется не только в малой начитанности школьников и уменьшении количества читающих детей. Уже в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях. Важный показатель неблагополучия — ухудшение содержания и качества чтения, снижение его продуктивности. Большое количество в круге чтения детей литературы сомнительного характера, пропагандирующей насилие, культ денег, страх, пессимизм, отчуждение от взрослых - никак не может нас радовать. Многие детские книги, вместо реальной жизни, дают ребенку ее имитацию, уводят в иные миры, где силы добра и силы зла приравнены друг к другу. Читая такую литературу, ребенок в своем нравственном развитии в лучшем случае буксует. А в худшем — деградирует, копируя ее героев. Разрушительная энергия подобных книг усиливает предрасположенность читателей к реальной агрессии и криминальному поведению.

Новые информационные технологии всё прочнее проникают в нашу жизнь. Сегодня мы живем в мультимедийном мире ТВ и Интернета — это значит, что приоритет все чаще отдается аудиовизуальной информации, которая воспринимается легче, чем информация текстовая. Именно это, по мнению специалистов, методично убивает в детях и взрослых желание читать.

Но всё же, основная причина, почему дети не читают, — это отсутствие примера для подражания. Желание читать, стойкий интерес к чтению формируются в семье.  Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. 

Для исправления сложившейся ситуации родителям, учителям, библиотекарям необходимо совместно действовать в воспитании интереса к чтению. Наряду с традиционными формами работы активно использовать новейшие информационные технологии, проводить различные интересные мероприятия, направленные на привлечение детей к чтению. В нашей школе ведётся большая работа по этому вопросу. Классные часы, конференции, библиотечные уроки, конкурсы рисунков и чтецов, викторины, диспуты, праздники, выставки книг, литературные гостиные, экскурсии проводятся в течение всего учебного года. На весенних каникулах, как правило, проходит «Неделя детской книги». А ежегодно в апреле проводится «День активного читателя» в рамках Международного Дня Книги.

Сегодня мы стоим перед острой необходимостью проведения государственной политики в области чтения, и особенно, чтения подрастающего поколения.

Если все мы хотим жить в обществе знаний, нам необходимо осознание нескольких идей:

- распространение чтения и современный уровень развития информационной культуры личности необходимо осознать как задачу государственной важности;

- поддержка чтения должна стать заботой и общества, и государства;

- для её реализации необходима кооперация усилий специалистов из разных областей знания, тесное взаимодействие представителей теории и практики.

Важность и значимость такой работы очевидна. Ведь не зря же говорят, что чтение детей и подростков - это путь к успеху каждого. Подтверждением сказанного могут служить слова Сессиль  Лупан «Привить ребенку вкус к чтению — лучший подарок, который мы можем ему сделать».