СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приобщения мальчиков к домашнему труду

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приобщения мальчиков к домашнему труду»

Приобщения мальчиков к домашнему труду

Участие в домашнем труде способствует их подго­товке к самостоятельной жизни.

В трудовом воспитании детей важен пример. В семьях, где мать, вернувшись с работы, весь вечер проводит на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.

Трудолюбие активизирует способность детей к творческому реше­нию самых разных жизненных задач. Как формируется эта способ­ность?

Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия «можно», «надо», «нельзя». С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Как это сделать? Предъя­вите сыну или дочери условное требование: «Не будешь смотреть те­левизор, пока не наведешь порядок в своей комнате». Причем роди­телям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что «надо», а потом то, что «хочу». Приучать ребенка к слову «нельзя» - значит приучать его сдер­живать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств лич­ности.

Следовательно, трудолюбие, положительное отношение к труду взаимосвязаны с воспитанием организованности. С детских лет не­обходимо приучать ребенка планировать и организовывать свой труд, работать собранно, ритмично. Хороший работник обладает способ­ностью к организации своей деятельности. Основным принципом развития способности к организации деятельности является предос­тавление ребенку самому, путем преодоления ошибок, осваивать всю систему организации работы.

Целесообразно определить компоненты организованности. Преж­де всего ребенок должен иметь четкое представление о цели деятель­ности — первый компонент. Следующим является выбор способа де­ятельности, предполагающий наличие представления о ее условиях. Составление программы действий -третий компонент. После реали­зации обязательны контроль, оценка и коррекция, т.е. проверка ка­чества сделанного и исправление ошибок, если они допущены.

В воспитании организованности важно привлекать детей к пла­нированию деятельности, которая совершается вокруг, раскрывать

ее внутренний смысл: зачем что-то делают, какие задачи при этом решают, как выбирается или впервые создается способ их решения, зачем нужен контроль за качеством исполнения. Ребенку необходи­мо ощутить себя в мире, где каждое дело не само собой совершается, а специально организуется, требует труда. Этот аспект воспитания начинается с обсуждения с ребенком домашних (позже и рабочих) дел, с чтения книг о разных видах работы и др.

Хорошо, когда у детей с раннего возраста накапливается собствен­ный опыт организации деятельности. Прежде всего это умение вы­полнить требования взрослого, простейшее его поручение. При этом важно соединить в жизни ребенка свободу его активности (уважая его требовательное «Я сам»), значимость правил, ограничивающих эту активность, и обязательность выполнения поручений взрослого.

Родители иногда сомневаются, в каком возрасте ребенок должен мыть посуду, выносить мусор, убирать игрушки. Однозначного ответа нет. Все зависит от способностей, интересов ребенка, состава семьи.

Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоми­нания взрослых. Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребенком собственной значимости. Конечно, эта работа должна быть посильна, дети должны видеть результаты своего труда. Долг родите­лей - помогать, обучать их труду, учитывая личные склонности.