СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема социальной защиты детства в процессе организации учебной деятельности в обществознании.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблема социальной защиты детства в процессе организации учебной деятельности в обществознании.»

Проблема социальной защиты детства в процессе организации учебной деятельности в обществознании.

Проблемы социальной защиты детей являются актуальными в любое время для любого общества. Это связано с тем, что дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, психического и жизненного опыта, будут нуждаться в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления — в социальной защите. Поэтому содержание детей, удовлетворение их разумных потребностей, защита от опасностей являются обязанностями человека, человеческого общества и государства в целом. Возникнув в качестве мощного инстинкта продолжения человеческого рода, элементарные составляющие заботы о детях постепенно развиваются, обогащаются, совершенствуются и складываются в многоплановую, многоуровневую, многоаспектную систему социальной защиты детства.

Наш предмет, наверное, больше других призван решать эти задачи.

Обществознание имеет прямое воздействие на становление личности ребёнка. Разработка новых методов преподавания обществознания сделает процесс усвоения понятий о плохом и хорошем, добре и зле школьниками более эффективным.
На уроках обществознания, касающихся правовой сферы одной из важнейших задач, стоящих передо мной является задача максимальной активизации школьников и осознания ими практической значимости изучаемого материала. Повышению интереса к проблемам права, формированию демократической правовой культуры способствует личное вовлечение учащихся в процесс изучения темы

Тема « Роль права в жизни человека, общества и государства» предполагает общее знакомство учащихся с морально этичес­кой проблематикой и взаимосвязью нравственности и права, дает самые общие представления о праве и государстве. Введение в тематику государства и права связывается с этичес­кими проблемами, что позволяет заложить целостную основу курса и избежать сухой непедагогической подачи материала. Содержание темы поможет ученику освоиться с мыслью, что ему предстоит са­мостоятельная жизнь, что ему необходимо регулировать свое пове­дение и нести за свои поступки нравственную и правовую ответ­ственность.

Тема «Конституция Российской Федерации» знакомит с основами конституционного устройства Российской Федерации. Эта тема дает представление о российском государстве как о целостной политико-правовой системе, готовит учеников к следующей теме, являющейся основной для всего курса.( На ваших столах лежат тексты Конституции РФ. Найдите и зачитайте статьи в ней, в которых говорится о правах ребёнка. Время на подготовку 3 минуты.)

Тема «Права и обязанности гражданина России» посвящена основным правам и обязанностям гражданина Рос­сии в областях, которые являются базисными в процессе социаль­ной адаптации и общественной жизни. Данная тема носит практи­ческий характер и адаптирована к социальным и пси­хологическим потребностям учащегося.(каждая группа работает над определённой группой прав, характеризует её и соотносит с реалиями сегодняшнего дня) такая форма изучения темы, на мой взгляд, позволяет учащимся более осмысленно воспринимать информацию и более прочно усваивать её. Работая в группах, ребята составляют и решают ситуации - задачи по данной отрасли права. При этом ученики примеривают на себя ряд социальных ролей со всей присущей им полнотой прав и обязанностей.

5.Стадия практики, Соотнесите практику и теорию. Всегда ли наши права и свободы защищает государство, суд, полиция? Давайте на практике посмотрим , что из этого получается……

Определите характер юридической ответственности за правонарушения в отношении детей. Время выполнения 3 минуты.

  1. Органы опеки и попечительства проигнорировали сигнал о жестоком обращении родителей с детьми (административная)

  2. Органы опеки и попечительства проигнорировали сигнал о работе ребёнка в 13 лет в магазине родителей (административная)

  3. Органы опеки и попечительства проигнорировали сигнал о том, что малолетний ребёнок занимается попрошайничеством.  (административная).

  4. Нежелание матери забрать новорожденного ребёнка из родильного дома (гражданско-правовая)



При изучении темы «Семейные правоотношения» учащиеся работают с текстом Семейного кодекса, оформляя свой ответ в таблицу, разделяя права ребёнка на личные и имущественные


Личные права детей

СК РФ, ст. 54 – 59

Имущественные права ребёнка

СК РФ, ст. 60

  • Право жить и воспитываться в семье;

  • Право знать своих родителей;

  • Право на их заботу, на совместное с ними проживание;

  • Право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие;

  • Право на общение с обоими родителями, с дедушкой, бабушкой, братьями, сёстрами и другими родственниками;

  • Право на защиту своих прав и законных интересов;

  • Право выражать своё мнение;

  • Право на имя, отчество и фамилию;

  • Право на изменение имени и фамилии.

  • Право на получение содержания от своих родителей, или лиц, их заменяющих;

  • Право на имущество, полученное в дар;

  • Право на имущество, полученное в порядке наследования;

  • Право на распоряжение собственными доходами;

  • Право на распоряжение имуществом, приобретённым на собственные средства.


Работая в группах, ребята составляют и решают ситуации - задачи по данной отрасли права. При этом ученики примеривают на себя ряд социальных ролей со всей присущей им полнотой прав и обязанностей.



Дееспособность

ГК РФ, ст. 26 – 28


Малолетних

Несовершеннолетних

С момента рождения до 6 лет

С 6 до 14 лет

От 14 до 18 лет

  • Полностью лишены гражданской дееспособности;

  • Все правовые действия от их имени могут совершать только их родители или опекуны.

Вправе самостоятельно совершать:

  • Мелкие бытовые сделки;

  • Сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующее нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

  • Сделки по распоряжению средствами, полученными ими от законных представителей или с их согласия от третьих лиц.

Ответственность по сделкам несут родители, усыновители, опекуны. Они же отвечают за вред, причинённый малолетними.

Вправе самостоятельно совершать:

  • Все сделки, которые могут совершать малолетние, распоряжаться своими доходами;

  • Авторское право;

  • Вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

  • С 16 лет – членство в кооперативе;

Самостоятельно несут имущественную ответственность и за причинённый ими вред.

Полная дееспособность может наступить до 18 лет: при вступлении в брак. Эмансипация (ГК, ст. 27).



Работа с документом. Конвенция о правах ребёнка (преамбула).

Учитель:

- мы с вами уже знакомы с с Конвенцией о правах ребёнка.

- В каком году вышел данный документ? (1989 г.)

- Каковы его цели? (закрепить правовой статус ребёнка и обязанности государств-участниц)


В младших классах(5-6) темы прав и обязанностей можно изучать виде игры, викторины…



Игра в стихах«Разрешается- запрещается»


Рисовать и петь, учиться,

Если заболел, лечиться.

Это разрешается.


Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают.

Это запрещается.


Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго запрещается.


Вот ребенок груз несет,

Тащит, надрывается.

В детстве тяжкая работа

Строго запрещается.


С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить.

Это разрешается.


Вместе дружно в мире жить,

С разными людьми дружить.

Это разрешается.


Этот слабый горбит спину.

Пред сильным преклоняется.

Быть над слабым господином

Строго запрещается.


Посмотри на этот знак:

Человечек поднял флаг.

Свое мненье выражать-

Это разрешается.



«Народная мудрость гласит» (2 конверта с пословицами, разрезанными на части, ручки)

ЗАДАНИЕ: собрать пословицы и объяснить их смысл

1. Ни от сумы, ни от тюрьмы не зарекайся.

2. Дуракам закон не писан.

3. Повинную голову и меч не сечет.

4. Не спеши карать – спеши миловать.


4.Просмотр нарезки правонарушений из мультфильмов

5. На примере любимых нами сказок, знакомых нам с детства попробуем определить какие права детей нарушены?

  1. В какой известной сказке С. Я. Маршака нарушено право ребенка на заботу? (12 месяцев).

  2. В какой сказке французского писателя Ш. Перро  нарушено право: «Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться?» (Золушка)

  3. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности, совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и сурово наказано? (Волк и семеро козлят)

  4. В какой сказке женщина крайне неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого птиц? (Гуси – лебеди)

  5. В какой сказке С. Михалкова нарушается право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? (Три поросенка)

6.В какой сказке Х. К. Андерсена нарушено право ребенка: «Ребенок не обязан быть как все»? (Гадкий утенок)



В интересах развития системы социальной защиты детства

Правительством РФ разработаны и продолжают разрабатываться специальные целевые программы и подпрограммы.

1.Президентская программа «Дети России».

2.Федеральная целевая программа «Молодежь России».

3.Программы «Молодежь России», «Дети России».

Эти программы и подпрограммы готовятся, рассматриваются, реализуются усилиями нескольких министерств и ведомств (образования, труда и социального развития, здравоохранения, внутренних дел РФ и экономического блока). Однако, на наш взгляд, все эти программы не в полной мере охватывают детей, а лишь направлены на определенную их категорию. Наиболее характерной тенденцией развития российской системы социальной защиты детства является переход от советской системы социального обеспечения всех детей, т.е. их максимального охвата социальными благами преимущественно за счет государства, к адресной системе социальной защиты конкретных детей, находящихся в наиболее неблагоприятной ситуации.

Содержательная сторона современной социальной защиты детства характеризуется также определенными принципами, соблюдение которых обязательно для субъектов социальной защиты: Право детей на социальную защиту является всеобщим, оно распространяется на всех нуждающихся в защите детей.


В школе для детей с нарушениями интеллекта преподавание об­ществоведческого курса должно носить характер морально-этичес­кой и политико-правовой пропедевтики. Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания. При этом сто­ит подчеркнуть, что несмотря на то, что содержание курса носит эле­ментарный характер, оно все же сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний.

Они должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения, владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации

Уроки обществознания призваны способствовать возможно большей самореализа­ции личностного потенциала детей с нарушениями интеллекта. Цель данного курса — создание условий для социальной адаптации уча­щихся путем повышения их правовой и этической грамотности, со­здающей основу для безболезненной интеграции в современное об­щество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.

Отбор содержания произведен с учетом психологических, по­знавательных возможностей и социально-возрастных потребностей умственно отсталых детей.

Основные задачи, решаемые на уроках:

- получение элементарных знаний о праве, Законодательстве РФ, правопорядке, мерах его укрепления и способах охраны;

- установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка; формирование социально-полезного поведение личности, проявляющееся в осознанном правомерном поведении, умелой реализации прав и свобод, ответственном выполнении обязанностей гражданина

На уроках обществознания систематически создаются проблемные ситуации, ставятся проблемные вопросы о гарантиях своей личной безопасности, о соблюдении прав гражданина в нашей стране и способах их защиты. Дети конкретизируют свои знания, рассуждают с эмоционально-личностных позиций. Важно то, что в данных ситуациях формируется способность отстаивать законные права - свои и других людей, не мириться с нарушениями закона.

Изучение предмета «Обществознание» играет важную роль в формировании, прежде всего, социальной компетенции выпускника.

Курс обществознания позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношении человека к природе, обществу, самому себе. Уроки в последующим помогают учащимся ориентироваться в социальной реальности, подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей ( гражданин, член семьи, избиратель, собственник), школьники могут усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма.

Думается, что человек, обладающий развитой правовой культурой, способен помочь людям, попавшим в беду, остановить преступление. Он может вместе с такими же, как сам, сделать нашу Россию процветающей страной.

  • В заключение следует сказать, что главной целью образования становится воспитание цивилизованного человека - человека и гражданина. В практическом плане - это подготовка учащихся к осмысленной жизни, в условиях существующих моральных и этических ценностей и деятельности в демократическом правовом государстве.

    Нормативные документы

1.Конвенция о правах ребенка.

2.Конституция Российской Федерации.

3.Семейный кодекс РФ.

4.Гражданский кодекс Российской Федерации.

5.Президентская программа «Дети России».

6.Федеральная целевая программа «Молодежь России».

7.Программы «Молодежь России», «Дети России».





Приемы учебной деятельности с детьми ОВЗ на уроках истории и обществознания

Прием «Светофор». Это один из приемов устного опроса. «Светофор» - это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой зеленая. При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.

Для организации игры «Чистая доска» перед объяснением нового материала учитель в разных концах школьной доски, в произвольном порядке, записывает вопросы (для удобства игры необходимо пронумеровать), которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом карты и так далее. Они должны быть построены на материале изучаемой темы. Учитель говорит, что по ходу объяснения нового материала класс будет участвовать в игре «Чистая доска».«Посмотрите на доску. Она совсем не чистая, а наоборот заполнена разными вопросами. Ответы на них будут находиться в моём рассказе.

- Я, время от времени, буду спрашивать вас готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет стираться с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалось чистой».


Игра «Отгадай героя» - учитель даёт характеристику историческому деятелю, а учащиеся должны назвать имя.

Ролевая игра-путешествие «Один день в гостях» - одни учащиеся являются путешественниками, а другие – людьми выбранной эпохи.

Тест «Анаграмма». По данной анаграмме найти исходное слово.

ТИБАБ – БИТВА, РЬАЦ – ЦАРЬ