СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2018 - 2022 г.г.)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый Вашему вниманию, уважаемые коллеги, проблемно-ориентированный анализ собственной педагогической деятельности, уровня мотивации обучающихся, являясь своеобразным «мостиком» для перехода к новой инновации, создан для того, чтобы чётко обозначить симптомы проблем, сформулировать сами проблемы и наметить пути их разрешения.

 

Просмотр содержимого документа
«ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2018 - 2022 г.г.)»

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области



















ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(2018 - 2022 г.г.)

















Составитель: Езимова И.И., педагог-психолог,

учитель русского языка, литературы

и психологии








2023 год

В течение 2017-2022 годов, годов работы учителем в вечерней школе, я особое внимание обратила на изучение проблемы формирования и развития мотивации обучающихся при внедрении ФГОС ООО. Тема была сформулирована так: «Формирование и развитие мотивации обучающихся в условиях эмоциональной и социальной депривации в вечерней школе». Именно это направление и стало темой моей инновационной деятельности на то время, когда мои первые ученики переходили из класса в класс. Теперь уже они не семиклассники, а выпускники 12 класса, люди серьёзные и ответственные. За все эти 5 с лишним лет, работая с обучающимися в качестве учителя русского языка и литературы, педагога-психолога (вторая специальность) и классного руководителя, я постоянно вела диагностику их успешности в учебных и внеклассных делах, внеурочной деятельности, отслеживала изменения, происходящие в личностном развитии и уровне мотивации. Для этого использовала не только общеизвестные методики и анкетирование, но главным образом – индивидуальные беседы, дневник наблюдений, тренинговые занятия на уроках психологии, интегрированные уроки, которые ученики полюбили сразу, на которых они более свободно могли общаться, выражать своё мнение по различным вопросам, по тем, которые их «зацепили». Особенно ярко это обнаружилось на двухчасовом совместном уроке литературы, психологии, МХК и ИЗО «О одиночество, как твой характер крут…» и бинарном уроке литературы и истории «Медленное чтение новеллы Франка Павлофф ,,Коричневое утро,,». Следует сказать и о том, что внедрение в образовательный процесс новых образовательных стандартов тоже помогло в диагностике формирования и развития предметных, метапредметных результатов на уровне универсальных учебных действий и, конечно, личностных достижений обучающихся.

Однако наряду с успехами, обнаружилось наличие отрицательных тенденций, которые особенно ярко проявляются при наборе классов в начале учебного года, а также при зачислении новых учеников в 8-12 классы школы. Обращает на себя внимание тот факт, что среди обучающихся довольно большой процент школьников-инофонов, то есть таких, которые не знают русского языка, не могут строить монологическое высказывание, да и просто не понимают многие слова, объяснение учителя на уроке. В основном такие ученики зачисляются в 7-8 классы и не успевают выучить язык, научиться читать и отвечать на вопросы по содержанию учебного материала. В 9-ом классе предусмотрено перед сдачей экзаменов итоговое собеседование, которое проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать вслух текст, пересказывать его с привлечением дополнительной информации. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических), что становится очень трудным или даже невозможным для обучающихся-инофонов, часто и билингвов, то есть тех, кто знает не только свой родной язык, но и русский, иногда, правда, на низком уровне. То же наблюдается при написании сочинений и изложений как на уроках русского языка и литературы, так и во время проведения ГИА в 9, 12 классах.

Таким образом, полученные к 2022 году итоги реализации проекта инновационной деятельности сами «подсказали», что необходимо переходить на новый уровень исследования: вновь обозначить накопившиеся проблемы и изучить влияние субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимся для успешного обучения школьников, развития мотивации, а также помощи при ресоциализации (в психологии: ресоциализация – это восстановление утраченных связей с обществом, например, если человек долго болел и не выходил из дома, был в заключении и т.п.) в последующем.

Настоящий проблемно-ориентированный анализ собственной педагогической деятельности, обученности и уровня мотивации обучающихся, являясь своеобразным «мостиком» для перехода к новой инновации, создан для того, чтобы чётко обозначить симптомы проблем, сформулировать сами проблемы и наметить пути их разрешения.







































№ п/п

Симптомы проблемы

Итоги наблюдений и мониторинга

Форму-лировка пробле-мы

Причины проблемы

Пути решения проблемы

Психолого-педагогические

Социальные

Организационно-управленческие

1

Отсутствие психологической готовности к обучению

«Ненужность» для учеников школы с девиантным, часто делинквентным поведением образования в дальнейшей жизни и ресоциализации

1: Отсутствие мотивации на обучение в вечерней школе, бесперспективность аттестата об образовании для дальнейшей жизни через много лет на начальном этапе получения образования

Нахождение в условиях социальной и эмоциональной депривации

Делинквентное поведение; неожиданное для большинства заключённых зачисление в школу практически без их желания.

Отсутствие в школе штатного психолога, спецкурсов/элективов,уроков в учебном плане для ликвидации пробелов в образовании

Лекции психологов об особенностях адаптации, тренинги для учителей и обучающихся; введение в учебный план специальных уроков по обучению русскому языку

2

Явное нежелание продолжать обучение в школе

Долговременный, очень низкий уровень адаптации

Затяжной и трудный адаптационный период


Большой период, прошедший после окончания или отчисления из образовательного учреждения, перед зачислением в вечернюю школу

Обязанность школы обучать всех, не имеющих основного общего/среднего общего образования

Организация и проведение спецкурса «Чем может быть привлекательна школа в двадцать - тридцать лет?»

3

Школа и происходящие в ней процессы вызывают у делинквентов только негативные эмоции

Учитель воспринимается как «производное» системы – аппарата принуждения, в том числе и обучающихся

Наличие отрицательных эмоций, агрессии особенно в период адаптации (1-1,5 года), а также учеников, не склонных к подчинению, сдерживанию агрессии.

Глубокая десоциализация, неумение и нежелание из неё выходить

Отсутствие или недостаточность индивидуальной работы с обучающимися; посещение уроков после рабочей смены/занятость на предприятиях во время уроков

Использование личностно-ориентированных, диалоговых и рефлексивных технологий; развитие критического мышления, ИКТ в соответствии с ФГОС ООО/СОО. Становление и налаживание субъект-субъектных отношений на уровне «учитель» - «ученик»

№ п/п

Симптомы проблемы

Итоги наблюдений и мониторинга

Форму-лировка пробле-мы

Причины проблемы

Пути решения проблемы

Психолого-педагогические

Социальные

Организационно-управленческие

1

Низкий стартовый познавательный уровень учеников

Незнание языка обучения, нежелание признаться в непонимании учителя, неумение ответить на элементарные вопросы, решить простейшие задания

2: Контингент учащихся 8-12 классов составляют часто представители бывших союзных республик, плохо владеющие русским языком или не умеющие говорить и читать по-русски школьники (инофоны), вынужденные обучаться в русскоязычной школе

Несоответствие биологического возраста (20-30 лет) классу обучения

До вечерней школы многие школьники не видели смысла и радости обучения, нужности аттестата для дальнейшей жизни

Отсутствие подготовительных классов по обучению русскому (неродному) языку; психологического тренинга (например, «Вхождение в школьную жизнь»).

Создание подготовительных классов, включение их в учебный план школы; проведение силами организаторов классов курса «Вхождение в школьную жизнь» или подобного.

2

Незнание учителями индивидуально-психологических личностных характеристик новых учеников, их социального статуса в прошлом

Адаптация учителя к новым ученикам также требует определённого времени

Умение учителя проявлять сочувствие, поддержать учеников морально и советом в трудной жизненной ситуации; сдерживать негативные эмоции (свои в первую очередь!) в сочетании с волевыми личностными качествами педагога

Администрация ОУ предъявляет особые требования к учителям и сотрудникам школы: высокий профессионализм учителя, способного работать с педагогически запущенными учениками; с учащимися, имеющими большой перерыв в обучении.

Психологические тренинги и обучение учителей силами педагогов-наставников, имеющих большой стаж работы в школе, особенностям организации уроков в вечерней школе; педагогические советы по психолого-педагогической тематике обучения «особых» учеников

Психологическая учёба; педагогические советы с соответствующей тематикой; соблюдение принципов организации уроков по ФГОС с отработкой прежде всего коммуникативных УУД

3

Замедление интеллектуального развития, личностного роста «сильных» учащихся на «фоне» «слабых»

Нежелание и неумение читать, говорить по-русски; протест против изучения неродного языка инфонами


Безразличие к себе; нежелание быть «белой вороной» и как можно быстрее покинуть закончить обучение

Асоциальные вредные привычки в прошлом; отсутствие интернета, информации о новом в жизни, о событиях с «воли»

Отсутствие для «сильных» учеников достаточного количества конкурсов на уроках и во внеурочной деятельности

Введение элективных курсов, уроков психологии, психологических тренингов для «особых» школьников

№ п/п

Симптомы проблемы

Итоги наблюдений и мониторинга

Форму-лировка пробле-мы

Причины проблемы

Пути решения проблемы

Психолого-педагогические

Социальные

Организационно-управленческие

1

Несформированно сть у части обучающихся навыков учебной и мыслительной деятельности: умения анализировать, выделять существенное, обобщать, планировать и т.д.

Результаты наблюдений учителя; отказ школьников от решения логических задач, выполнения нестандартных заданий

3: Появление всё большего количества школьников с неврологическими диагнозами, агрессивных и отсутствие качественной эффективной работы с такими обучающимися/группой риска

Недостаточный уровень развития произвольности и восприятия; логического мышления и уровня поведения логических операций с предметными материалами; вероятное наличие неврологических диагнозов

Как подростки с девиантным и делинквентным поведением до появления необходимости не посещали ранее «свою» школу, прогуливали уроки, так сохранение тенденции при зачислении в вечернюю школу

Перегруженность обучающихся, вынужденных приходить в школу ДО или ПОСЛЕ рабочего дня; очно-заочное обучение, которое некоторые ученики считают необязательным

Индивидуализация обучения; создание индивидуальной «траектории» обучения по предмету с учётом личностных и психологических особенностей школьников

2

Неряшливое небрежное письмо, неаккуратное ведение тетрадей или нежелание писать что-то в тетрадях

Беседы с обучающимися, результаты наблюдений учителя; отказ школьников от любых записей в тетрадях

Дисграфия, отсутствие фонематического слуха; негативизм, отсутствие ответственности за выполнение заданий, низкая мотивация и безразличие к качеству выполнения заданий; высокий уровень тревожности

Наличие в одном классе учеников, полярных по индивидуально-психологическим и социальным характеристикам (группа риска, «трудные» школьники)

Отсутствие единства требований со стороны педагогов-предметников; психологическая поддержка учеников, которая зачастую воспринимается как вседозволенность; падение престижа образования

Проведение педконсилиумов, малых педсоветов по классу; индивидуальная работа учителя-предметника: поощрение за аккуратность, «красоту» почерка; конкурс на лучшую каллиграфию и т.п.