СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Проблемы качества питьевой воды"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Проблемы качества питьевой воды"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества г.Ардон




Научно-исследовательская работа




«Вода в нашем кране»




Выполнила:

Мамиева Эмилия Эльбрусовна

6 класс

г.Ардон ул. Пролетарская 60 кв.3

тел.89194290595






Руководитель:

Тотрова Л.Б.

педагог дополнительного образования










г. Ардон

2019 год





























В настоящее время проблема качества питьевой воды стала основной составляющей безопасности страны. Несмотря на огромное количество организаций, контролирующих качество воды на ведомственном и государственном уровне, фирм и заводов, занимающихся разработкой и продажей фильтров для очистки воды, участились техногенные катастрофы, люди массово заражаются через воду инфекционными заболеваниями, т.е. проблема качества питьевой воды важная экологическая проблема. Не зря В.В. Путин на Всероссийском уроке «Чистая вода» сказал:

«Природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы пресной воды сосредоточены в России. Разработана Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года. Россия может и должна стать мировым лидером в сфере водопользования. Свой вклад может внести каждый, от президента до первоклассника. Для этого надо просто бережно относиться к воде, не загрязнять водоемы и территорию вокруг них, принимать активное участие в экологических мероприятиях. Надо знать особенности воды в своем родном крае и понимать, что наши реки и родники – это единая система. Если каждый гражданин страны будет заботиться о чистоте воды, то на всей Земле чистой воды станет больше».

Вода «из-под крана» используется повсеместно. По данным лаборатории питьевого водоснабжения НИИ экологии человека и окружающей среды РАМН, 90% водопроводных сетей подают в дома воду, не отвечающую санитарным нормам. Главная причина наличия в водопроводной воде вредных для здоровья нитратов, пестицидов, нефтепродуктов и солей тяжелых металлов – то катастрофическое состояние водопроводных и канализационных систем. Соединение канализационных вод с выбросами предприятий дает добавочный эффект; к перечисленным выше химическим составляющим питьевой воды добавляются и бактерии – кишечные палочки, патогенные микроорганизмы. В нашей республике мы стали свидетелями массового отравления людей через водопроводную сеть из граничащего с нами Алагирского района. Поэтому актуальность данной проблемы я считаю очень высокой и решила узнать, что течет из нашего водопровода.

Объект моего исследования водопроводная вода из трех улиц г. Ардона: ул. Бр. Дзугаевых, где живет моя бабушка, ул. Кирова, где находится моя школа и ул. Революции, где находится мой дом. Вода из скважин водозаборов расположенных в районе Хаткара и на улице Набережной.

Цель исследования: проверить соответствует ли водопроводная вода некоторым требованиям ГОСТа и пригодна ли она к применению.

Задачи:

  1. Произвести отбор образцов воды.

  2. Изучить химические реакции, с помощью которых определяется качественный состав воды.

  3. Провести исследования и проанализировать полученные результаты.

Этапы работы над проектом:

1 этап – теоретический. Подбор литературы.

2 этап – практический. Практическое исследование.

3 этап – обработка результатов. Подведение итогов.

Методы работы.

  1. Наблюдение.

  2. Исследование – качественный анализ воды, химический анализ воды.


Исследование.



Объектом исследования является обычная водопроводная вода, взятая из-под крана на трех улицах г. Ардона и водозаборных скважин.


Методика определения качества воды.

Любое знакомство со свойствами воды, осознаем мы это или нет, начинается с определения органолептических показателей, т.е. таких, для определения которых мы пользуемся нашими органами чувств (зрением, обонянием, вкусом). Органолептическая оценка приносит много прямой и косвенной информации о составе воды и может быть проведена быстро и без каких-либо приборов. К органолептическим характеристикам относятся цветность, мутность (прозрачность), запах, вкус и привкус, пенистость.

Органолептическая оценка качества воды – обязательная начальная процедура санитарно-химического контроля воды. Ее правильному проведению специалисты придают большое значение.

Из группы органолептических показателей мы выбрали для определения цветность, мутность, запах.

Цветность – естественное свойство природной воды, обусловленное присутствием гуминовых веществ и комплексных соединений железа. Цветность воды может зависеть от свойств и структуры дна водоема, характера водной растительности и прилегающих к водоему почв, наличия в водосборном бассейне болот и торфяников и др.

Определение цветности (или цвета) воды актуально только при оценке качества окрашенных природных вод либо при анализе сточных вод. Цвет у питьевой воды, как правило, отсутствует.

Мутность воды обусловлена содержанием взвешенных в воде мелкодисперсных примесей – нерастворимых или коллоидных частиц различного происхождения.

Мутность воды обусловливает и некоторые другие характеристики воды, такие как:

Наличие осадка, который может отсутствовать, быть незначительным, заметным, большим, очень большим (количество осадка можно измерять в миллиметрах);

Наличие и количество взвешенных веществ, или грубодисперсных примесей (измеряется в миллиграммах массы примесей на литр воды);

Прозрачность, измеряется как высота столба воды, при взгляде сквозь который на белой бумаге можно различать стандартный печатный шрифт.

Для определения мутности используется визуальный метод по степени мутности столба высотой 10-12 см в мутномерной пробирке.

Запах воды обусловлен наличием в ней летучих пахнущих веществ, которые попадают в воду естественным путем либо со сточными водами. Практически все органические вещества (в особенности жидкие) имеют запах и передают его воде. Обычно запах определяют при комнатной (20°С) и при повышенной (60°С) температуре воды.

Запах по характеру подразделяют на две группы, определяя его субъективно по своим ощущениям:

Естественного происхождения (от живущих и отмерших организмов, от влияния почв, водной растительности и т.п.)

Искусственного техногенного происхождения. Такие запахи обычно значительно изменяются при обработке воды.

Наличие и количество взвешенных веществ, или грубодисперсных примесей (измеряется в миллиграммах массы примесей на литр воды);

Прозрачность, измеряется как высота столба воды, при взгляде сквозь который на белой бумаге можно различать стандартный печатный шрифт.

Для определения мутности используется визуальный метод по степени мутности столба высотой 10-12 см в мутномерной пробирке.

Лабораторная работа №1

«Определение цвета воды»

Цель: Научиться правильно, определять цвет воды из природных источников.

Оборудование: Штатив с пробирками, лист белой бумаги.

Объект исследования: Пробы воды из природных источников.

Проведение исследования.

Принесенную воду наливаем в чистые пробирки в количестве 5-6 мл и определяет цветность, руководствуясь ниже приведенной шкалой, отмечаем наиболее подходящий оттенок.

Наблюдение проводим, глядя сверху, на белом фоне при достаточном освещении.

Вывод: «Проба №1». Вода прозрачная.

«Проба №2». Вода прозрачная.

«Проба №3». Вода прозрачная.

Лабораторная работа №2

«Определение мутности воды»

Цель: Определить чистоту воды органолептическим методом.

Оборудование: Штатив с пробирками, лист темной бумаги.

Объект исследования: пробы воды из природных водоемов.

Проведение исследования.

В пробирку наливаем исследуемую воду и сильно встряхиваем. Проводим визуальное наблюдение. Наблюдаем наличие и количество взвешенных веществ.

Вывод: «Проба №1». Вода не имеет осадка.

«Проба №2». Вода не имеет осадка.

Лабораторная работа №3

«Определение запаха».

Цель: Определить чистоту воды органолептическим методом.

Оборудование: Коническая колба, пробка.

Объект исследования: пробы водопроводной воды, проба №1, №2, №3.

Проведение исследования.

В коническую колбу с пробкой наливаем исследуемую воду до 2/3 объема и сильно встряхиваем в закрытом состоянии.

Открываем колбу и отмечаем характерный запах.

Вывод: «Проба №1». Вода без запаха. Нет причин отказа от питья.

«Проба №2». Вода без запаха. Нет причин отказа от питья.

«Проба №3». Вода без запаха. Нет причин отказа от питья.

Лабораторная работа №4

«Определение рН»

Цель: Определить рН воды химическим методом.

Оборудование: Пробирка. Универсальная индикаторная бумага.

Объект исследования: пробы воды из природных водоемов.

Проведение исследования.

В пробирку наливаем в него немного исследуемой воды. Сухими чистыми руками возьмите одну полоску индикаторной бумаги и сравните с цветом шкалы. Запишите цифру, помещенную под наиболее подходящей к вашему образцу по цвету полоской. Это и есть полученное нами значение рН.

Вывод: «Проба №1». рН = 6

«Проба №2». рН= 7

«Проба №3». рН= 7

Лабораторная работа №5

«Определение наличия ионов железа».

Цель: Определить наличие ионов железа.

Оборудование: Пробирка. Роданид калия.

Объект исследования: пробы воды из водопровода.

Проведение исследования.

Условия проведения реакции.

Температура комнатная.

К 10 мл пробы воды прибавляем 1 каплю азотной кислоты, затем 2-3 капли пероксида водорода и вводим 0,5 мл роданид калия.

При концентрации ионов железа более 2,0 мг/л появляется розовое окрашивание.

Вывод. «Проба №1». Бесцветная.

«Проба №2». Бесцветная.

«Проба №3». Бесцветная.

Результаты.


Из пробы №1

Вода прозрачная.

Вода с осадком.

Вода без запаха. Нет причин отказа от питья

рН = 6

Бесцветная.

Из пробы №2

Вода прозрачная.

Вода не имеет осадка.

Вода без запаха. Нет причин отказа от питья

рН = 7

Бесцветная.

Из пробы №3

Вода прозрачная.

Вода не имеет осадка.

Вода без запаха. Нет причин отказа от питья

рН = 7

Бесцветная.

Большую помощь нам при проведении химического анализа оказали в городской лаборатории МУП «АРИС» зав.лабораторией-эколог С.В. Буренина и старший лаборант Карданова Р.В.

По нашей просьбе они провели хим. и бак. анализ воды.

Из трех источников по ул. Бр. Дзугаевых, ул. Кирова, ул. Революции.

Хим. анализ:

Окисляемость – 0,3 мг/л; 0,7 мг/л; 0,69 мг/л.

Хлориды – 7,4 мг/л; 9,6 мг/л; 8,8 мг/л.

Органолептические свойства воды в норме.

Бак. анализ: КОЕ ТКБ и ОКБ в 100мл воды не обнаружены и соответствует требованиям СанПиНа 2.1.4.1074-01.

Из скважин водозабора нам представили готовые результаты санитарно- гигиенических исследований, так как нас по закону не имеем доступа к источникам водозабора. Дали заключение.

Результат бактериологического исследования.


ОМЧ

1 мл

ОКБ

100,0 мл

ТКБ

100,0 мл

К/фаги

100,0 мл

Патог.

м/флора

НД методы

исслед.

г. Ардон,

ул. Ленина, 101

0

Не обнаружены

Не обнаружены

-

-

МУК

4.2.1018-01

г. Ардон,

ул. Ленина, 76

0

Не обнаружены

Не обнаружены

-

-

МУК

4.2.1018-01

г. Ардон,

ул. Набережная, скважина №19

0

Не обнаружены

Не обнаружены

-

-

МУК

4.2.1018-01

г. Ардон,

ул. Набережная, скважина №5/70

0

Не обнаружены

Не обнаружены

-

-

МУК

4.2.1018-01

г. Ардон,

ул. Набережная, скважина №1983

0

Не обнаружены

Не обнаружены

-

-

МУК

4.2.1018-01

Водозабор «Хаткар», скважина №299


0

Не обнаружены

Не обнаружены

-

-

МУК

4.2.1018-01

Скважина №587

0

Не обнаружены

Не обнаружены

-

-

МУК

4.2.1018-01

Скважина №1774

0

Не обнаружены

Не обнаружены

-

-

МУК

4.2.1018-01

Скважина №1878

0

Не обнаружены

Не обнаружены

-

-

МУК

4.2.1018-01

Скважина №5

0

Не обнаружены

Не обнаружены

-

-

МУК

4.2.1018-01

1. г. Ардон, ул. Ленина, 101, 2. г. Ардон, ул. Ленина, 76, 3. г. Ардон,

ул. Набережная, скважина №19, 4. г. Ардон, ул. Набережная, скважина №5/70, 5. г. Ардон, ул. Набережная, скважина №1983, 6. г. Ардон «Хаткар», скважина №299, 7. г. Ардон, скважина №587, 8. г. Ардон, скважина №1774, 9. г. Ардон, скважина №1878, 10. г. Ардон, скважина №5.


№ пробы, определяемые

показатели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Органолептические

показатели:











1

Запах (200) ГОСТ 3351-74

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

Запах (600) ГОСТ 3351-74

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3

Привкус (200) ГОСТ 3351-74

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

4

Цветность

ГОСТ 3351-74

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

5

Мутность ГОСТ 3351-74

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

6

рН

7

7

7

7

7

7

7

7

7

7

7

Окисляемость мг О2 /дм3

0,64

0,56

0,56

0,48

0,64

0,64

0,72

0,72

0,80

0,88

8

Азот аммиака ГОСТ 4192-82

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

9

Азот нитритов

ГОСТ 4192-82

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

10

Хлориды ГОСТ 4245-72

13,5

13,5

14,0

14,0

14,0

13,5

14,0

14,0

13,5

13,5

11

Общая жесткость ГОСТ 52407-2005

3,35

3,40

3,35

3,4

3,35

3,40

3,40

3,35

3,35

3,40


Заключение: Исследуемая проба питьевой воды соответствует Сан Пи Н 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода».

Заключение.

В результате проделанной работы цель, поставленная в начале нашего исследования, была достигнута: мы провели исследование водопроводной воды г. Ардона из различных объектов.

В процессе работы я изучила литературу по соответствующей теме, были взяты пробы питьевой воды, затем проведен анализ по органолептическим и химическим показателям и сделан вывод о качестве питьевой воды, т.е. в результате проделанной работы все поставленные задачи реализованы.

Вывод: пробы, взятые на анализ, соответствуют требованиям ГОСТа.

Список литературы:

  1. Правила охраны поверхностных вод (типовые положения).

  2. Строганов Н.С. Краткий словарь терминов по водной токсикологии. Ярославль: Изд. ЯГУ, 1992.

  3. Руководство по химическому анализу поверхностных вод суши. Л.: Гидрометеоиздат, 2007. 541с.

  4. Водные ресурсы РСО-Алании. Проек-пресс. 2001. Владикавказ.

Авторы: Донцов В.И., Цогоев В.Б.

  1. Попова Г.А. Экология в школе. М.: 2005г.