Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тарасинская средняя школа»
Доклад на ЕМД
по теме « Проблемы воспитания в коррекционных классах: между школой и семьей»
Выполнила: Тугулханова М.Ф.
учитель коррекционного класса
2021 г.
Проблемы воспитания в коррекционных классах: между школой и семьей
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся.
Главная задача классного руководителя - создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности.
Цель классного руководителя: Воспитание активного, инициативного человека, способного к постоянному самосовершенствованию (ребенок в соответствии со своими индивидуальными особенностями должен уметь повышать свой образовательный уровень, конструктивно взаимодействовать с социумом).
Часто родители, полагают, что в период нахождения ребенка в образовательном учреждении, воспитательные функции с семьи полностью перекидываются на учителей и воспитателей. Именно поэтому организующим звеном в формировании партнерских отношений в решении воспитательных проблем должна выступать школа.
Основные проблемы воспитания можно разделить на несколько групп:
1. Неполные семьи
2. Социальная напряженность
3. Недостаточное внимание к образованию своих детей и нежелание участвовать в школьных делах;
4. Низкое материальное положение семей.
5. Алкоголизм большой части населения, пьянство как принятое в обществе времяпрепровождение;
У меня в классе дети из разных параллелей. Несмотря на специфику класса и разный возраст детей, мы активно принимаем участие во всех школьных мероприятиях: дети рисуют, поют, выступают на сцене, рассказывают стихи.
В классе 95% это дети из неблагополучных семей, были дети которые состоят на внутришкольном учёте и в ПДН, 50%, это дети из многодетных семей, есть дети которые находятся в трудной жизненной ситуации, дети которые проживают с бабушкой .
Как классный руководитель, стараюсь создать условия для развития многогранной личности. Дети пробуют свои силы в различных видах творческой деятельности. Принимают активное участие в жизни школы, района, округа и области.
В своей работе сочетаю коллективные, групповые и индивидуальные формы работы с родителями:
К коллективным методам относятся :родительские собрания, встречи родителей с классными руководителями, воспитателями и администрацией школы, дни открытых дверей.
К групповым методам относятся: взаимодействие с родительским комитетом, взаимодействие с творческими группами, организация совместных походов в музеи и театры.
К индивидуальным методам относятся: беседы, консультации, индивидуальные поручения, переписка, телефонные разговоры.
Посещение на дому.
Использую несколько более эффективных техник общения с родителями:
«Нейтрализация»
В первой фазе беседы с родителем приобретите нейтральное состояние, не угрожайте, не оправдывайтесь. Не включайтесь эмоционально в ситуацию разговора. Жалобы(претензии к школе, к Вам лично) выслушивайте молча, оставаясь спокойными, не теряя при этом вежливой доброжелательности. Жалобы на беспомощность родителей в воспитании выслушайте, кивая головой. Используйте при этом нейтральные фразы(успокойтесь, я Вас слушаю, я Вас понимаю).
Родитель, почувствовав нейтральность, успокоится и будет готов к конструктивному разговору.
«Равенство»
Во второй фазе беседы задача – организовать равноправное взаимодействие с родителем. Необходимо проявлять доброжелательность, открытость, принимать чувства родителей. Показывать любовь к ребёнку(это снимает психологическую защиту). Подчёркивать значимость родителей в воспитательном процессе. Искать совместно новые формы сотрудничества.
«Взаимодействие»
1. Не стремитесь во что бы то ни стало отстоять собственную позицию(основная задача – совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения).
2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика(сформулируйте психолого-педагогический «диагноз» учебной деятельности и поведения и что делать, чтобы улучшить положение. Например, плохо учится, потому что запущены некоторые предметы, следует организовать помощь в «подтягивании». Выразите уверенность, что совместные усилия решат проблему).
3. Учитывайте личные интересы родителей(например, резкое требование: матери бросить работу, отцу – свои увлечения; это обоснованно, но более эффективно признавать право родителей на интересную и содержательную жизнь; предложите не отказываться от увлечений, а привлечь к ним ребёнка).
4. Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.
Факторы, являющиеся показателями негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка.
- бродяжничество.
- агрессивность.
- хулиганство, кражи.
- вымогательство.
- аморальные формы поведения.
- неадекватная реакция на замечания взрослых.
- уклонение от учебы.
- низкая успеваемость.
- неврастения.
- отсутствие навыков личной гигиены.
- неуравновешенность психики.
- подростковый алкоголизм.
- тревожность.
- болезни, недоедание.
- конфликтность с учителями, сверстниками.
- агрессивность со сверстниками.
- аутизм.
- частое употребление ненормативной лексики.
- суетливость и /или гиперактивность.
- нарушение социальных связей с родственниками.
- контакты с криминогенными группировками.
Классный руководитель обязан поощрять успехи, замечать даже самые незначительные успехи.
Если есть ошибки, неверные действия, указать на них. Дать оценку и сделать паузу, чтобы семья осознала услышаное.
Необходимо дать поверить семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.
Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.
Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).
В заключении ещё раз подчеркнём, что было бы неверным положение о том, что осуществление коррекционно- реабилитационной деятельности можно провести силами только одного классного руководителя. В оказании помощи неблагополучной семье необходимо объединение усилий специалистов, которые смогут оказать помощь и поддержку неблагополучной семье. Полный успех гарантирован, если Вы сумели объединиться с родителями против вашего общего «врага» - воспитательной проблемы – и разработать план конкретных совместных действий по её решению.
.