СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Чудо шашки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Чудо шашки"»

Приложение №1


К методическим рекомендациям

По разработке дополнительных

общеразвивающих программ всех

направленностей в целях создания новых

Мест дополнительного образования детей




ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

«Чудо-шашки»

Название программы


Структура


1.

Титульный лист:

1.1.

Образовательная организация

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

1.2.

Название программы

«Чудо - шашки»

1.3.

Срок реализации

2 года (2020-2022 г)

1.4

ФИО автора, должность

Дылыкова Туяна Даша-Доржиевна

1.5.

Территория, год

Новая Брянь, 2020-2022 уч. год

2.

Пояснительная записка

2.1.

Тип программы

Дополнительная общеразвивающая программа

2.2

Направленность

Спортивная

2.3.

Актуальность

Метод и предмет развития интеллектуального мышления человека, особенно ребенка.

Развитие интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста при которых дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться. Занятия шашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. Шашисты овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. 

Для учеников начальной школы очень важно проявить и тренировать для этой игры такие важные качества, как сосредоточенность и внимание. А ведь эти качества немаловажны для успешного обучения в школе. А если ребенок неусидчив, плохо выдерживает длительные занятия, игра в шашки поможет выработать эти необходимые качества.

В процессе занятий шашками учащиеся получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. У них формируются навыки работы с книгой – источником самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой.

2.4.

Цель

Использование игры в шашки с детьми с особыми образовательными потребностями в создания системы психологической и физической подготовки учащихся для  успешного решения учебных задач.

2.5.

Задачи

  1. Развивать выдержку, силу воли, усидчивость, внимательность и собранность, самокритичность, самостоятельность принимаемых решений и

  2. Не надо унывать при неудачах при работе с воспитанниками.
    развивать умения производить расчеты на несколько ходов вперед, контролировать правила и эмоции во время игры, умение корректировать принимаемые решения, оценивать результативность выбранной стратегии.

  3. Обучать основам шашечной игры; обучение комбинациям, теории и практике игры, изучение истории возникновения шашек, учить думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. 

  4. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, указав на нарушение правил игры соперником; умение сопереживать и быть благодарным противнику при любом исходе игры.

2.6.

Отличительные особенности программы

Игровая форма шашек для детей делает их увлекательным и интересным занятием. Это игра всесезонная, в неё можно играть в любую погоду и в любых условиях. К тому же по цене шашки достаточно не дорогие, что делает их общедоступными.

2.7.

Возраст детей

9-12 лет

2.8.

Продолжительность занятий

35 минут


2.9.

Формы занятий

Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей и подростков, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:

беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;

игра;

тренировочные игры;

турниры.

2.10.

Режим занятий

Два раза в неделю. В год – 68 часов

2.11.

Ожидаемые результаты

В результате занятий предполагается развить следующие качества личности: целеустремленность, настойчивость, уверенность, умение логически мыслить, память, силу воли, радость творчества.

2.12.

Способы определения результативности

Проведение турниров между группами.

2.13.

Формы контроля

Проверка усвоения теоретических знаний при помощи тренировочных партий, турниров, викторин, конкурсов решения задач; анализ сыгранных партий; шашечные турниры.

тренировочные игры.

Учебно-тематический план:

3.1.

1-ый год обучения

История развития шашек (5 ч.) Различные шашечные системы.

Древность русских шашек.

Распространение шашечной игры в России.

Культурное значение шашек.

Параллельное раз­витие русских и международных шашек.

Шашечный кодекс (4 ч.) Понятие о правилах игры в русские и международные шашки.

Виды соревнований — турниров и мат­чей, правила их проведения.

Участники соревнований, их права и обязанности, правила поведения спортсмена, спортивная этика.

Роль судьи соревнования.

Тактика (5 ч.) Различные способы выигрыша шашек, разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры.

Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии.

Значение недостающей шашки в равных позици­ях, жертва шашки, «самообложение», «роздых», «любки».

Красо­та комбинационных эпизодов игры. Комбинационные ловушки, контрудары.

Стратегия (6 ч.) Значение центральных полей доски.

Сила и сла­бость центра, бортовых полей. Тактика — важная часть стратегии, ей подчиненная.

Значение общего плана игры в партии.

Выбор наиболее выгодного плана.

План игры на ослабление пункта, про­рыв, овладение важными полями доски (например, с5 или f4).

Практические занятия. (24 ч.) Разбор, решение и разыгрыва­ние характерных тематических примеров.


Практические занятия. (24ч.) Упражнения на различные спо­собы выигрыша шашек, практика в отыскании за доской техни­ческих приемов и комбинаций.

3.2.

2-ой год обучения

Эндшпиль (2 ч.) Борьба простых шашек (две против двух, типич­ные примеры из борьбы двух против трех, три шашки против трех, три — против четырех, по четыре шашки с каждой стороны).

Совместная борьба дамок и простых (дамка против простых, на­ходящихся на одном фланге; дамка против двух и трех простых на разных флангах; совместная борьба дамок и простых против дамки, а также против дамки с простыми).

Практические занятия (23 ч). Анализа специально подобран­ных окончаний, отработка приемов игры в эндшпиле.

Дебют (4 ч.) Важность изучения начал партии. Краткая история развития дебюта, современное состояние дебютной теории. Инди­видуальный подход к выбору дебютного репертуара, общие зада­чи начала партии. «Игра Петрова» (исследования А. Д. Петрова в данном дебюте как первый вклад в теорию, своеобразие этой системы игры по уголкам, оценка дебюта в свете современного понимания силы центра доски, современные схемы игры за чер­ных).

Дебют «Кол» (атакующие возможности белых, так­тика защиты черных, характерные комбинационные идеи, клас­сическая система, «Кол-угловик», вариант с разменом на q5, раз­менный вариант, отказ белых от постановки «Кола»).

Дебют «Обратный кол» (основная идея начала, отличие позиций этого дебюта от позиций «Кола», основные схемы развития).

Композиция (2 ч.) Красота комбинационных концовок и этюдов, их связь с практической партией, понятие о шашечных задачах, ос­новные критерии и требования к произведениям композиции.

Со­ревнования по композиции, классификация составителей концо­вок, задач и этюдов. Практические занятия. (22 ч.)

Разбор интересных для прак­тической партии концовок и этюдов.

Спарринг-тренировки, конкурсы решений, сеансы одновремен­ной игры, консультационные партии (6 ч.) Последовательность перехо­да от теоретических занятий к спарринг-тренировкам, сочетание их с проведением разнообразных конкурсов решений, сеансами одновременной игры (обычными и тематическими), консультаци­онными партиями. Контрольные работы.

Классификационные турниры (4 ч.) Участие в классификационных турнирах для кружковцев. Последующий разбор сыгранных пар­тий. Приобретение навыков в организации соревнований и прове­дении судейства.

Другие соревнования (5 ч.) Участие в первенствах класса, школы, района и т. п. Последующий разбор сыгранных партий.










































Приложение №2


К Положению о формировании

заявок на создание новых мест

дополнительного образования детей,

обеспечивающих достижение целей,

показателей и результатов федерального

проекта «Успех каждого ребенка»

национального проекта «Образование» в

2020-2021гг. на территории

Республики Бурятия


Средства обучения и воспитания (инфраструктурный лист) для реализации общеразвивающей программы

«Чудо-шашки»


Оборудование

Наименование

Технические характеристики, примерная модель

Краткое описание применения

Количество

1

цифровые шахматные часы LEAP с таймером подсчета,


Используется современный светодиодный индикатор с привлекательными цветами.

Часы были разработаны и спроектированы шахматистами, но часы используется для каждой конкурентоспособной настольной игры двух игроков.

4шт

3

Комплекты шашек и досок



6 шт






Учебная мебель

1

Стол


-

-

3

2

Стулья


-

-

12


Директор

образовательной организации _____________________ С.О. Будаев

подпись ФИО


МП «____» _______________ 2020 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

________________________________________________________________

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь ул. Школьная, 5. т./ф. 8 (30136) 53-3-02

Е-mail:nbskoshi@yandex.ru


УТВЕРЖДЕНО:


Директор________ Будаев С.О

«___» _____________ 2020г







Дополнительная общеразвивающая программа

«Чудо-шашки»

Срок реализации:

2 года обучения

(возраст детей 8-15 лет)






Воспитатель группы «Бусинки» Дылыкова Т.Д-Д
















Новая Брянь

2020-2022 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа «Чудо – шашки» разработана на основе авторской «Программы внеурочной деятельности» П.В. Степанова, С.В. Сизяева, Т.Н. Сафронова, М. «Просвещение», 2011 г., сборника программ для внешкольных учреждений спортивных кружков и секций. Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.

Актуальность программы

Общепризнано, что шашки это не только интеллектуальная спортивная борьба соперников, но и метод и предмет развития интеллектуального мышления человека, особенно ребенка.

Занятия шашками развивают у детей с ОВЗ мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность. Шашисты овладевают важными логическими операциями: анализом, сравнением, обобщением. 

Для учеников школы-интерната очень важно проявить и тренировать для этой игры такие важные качества, как сосредоточенность и внимание. А ведь эти качества немаловажны для успешного обучения. Ребенок с особыми образовательными потребностями неусидчив, плохо выдерживает длительные занятия, то игра в шашки поможет выработать эти необходимые качества.

В процессе занятий шашками учащиеся получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни.

Цель программы: использование игры в шашки в целях создания системы психологической и физической подготовки учащихся для  успешного решения учебных задач и адаптации в обществе.

Задачи программы:

  1. развивать выдержку, силу воли, усидчивость, внимательность и собранность, самокритичность, самостоятельность принимаемых решений.

  2. Учить не унывать при неудачах. Развивать умения производить расчеты на несколько ходов вперед, контролировать правила и эмоции во время игры, умение корректировать принимаемые решения.

  3. Обучать основам шашечной игры; обучение комбинациям, теории и практике игры, изучение истории возникновения шашек, учить думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. 

  4. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, указав на нарушение правил игры соперником; умение сопереживать и быть благодарным противнику при любом исходе игры.


Методы, пути и средства достижения целей программы

Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной деятельности.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

спарринг-тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры, классификационные турниры.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа и т.д.);

- наглядный (использование мультимедийных материалов);

- практический (шашечные турниры).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский - самостоятельная работа учащихся.

Условия реализации программы:

Основная форма обучения – индивидуальные и групповые занятия – проводятся 2 раза в неделю по одному академическому часу.

Кабинет площадью 9-15 кв.м. с возможностью естественной вентиляции, с освещением и температурным режимом, соответствующим санитарно-гигиеническим нормам.


Оборудование и оснащение:

· шахматно-шашечная литература;

· справочные издания.


Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 2 года обучения (2 час в неделю): – по 34 ч. Всего- 68 часов.

Год
обучения

Количество часов
(академических)

в неделю

в год

1

2

68

2

2

68





Возрастная характеристика группы, на которую рассчитана программа.

Программа рассчитана на учащихся 2-9 класс. Возраст воспитанников в группе от 8 до 15 лет.

Формы организации деятельности:

Теоретические сведения.

Практические занятия.

Презентации.

Использование интернет - технологий:

интернет-книги и периодическая издания о шашках для детей;

интернет-ресурсы;

компьютерные программы для игры в шашки;

интернет шашки

Оригинальность идеи: Игровая форма шашек для детей делает их увлекательным и интересным занятием. Это игра всесезонная, в неё можно играть в любую погоду и в любых условиях. К тому же по цене шашки достаточно не дорогие, что делает их общедоступными.


  1. Учебно - тематический план.

Первый год обучения

п/п

Наименование темы

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

всего

Аудиторные

Внеауди

торные


1.

История развития шашек


5

1

4

Различать шашечные системы. Наблюдать за распространением шашечной игры в России и параллельным раз­витием русских и международных шашек.

2.

Шашечный кодекс


4

2

2

Знать правила игры в русские и международные шашки. Различать виды соревнований. Владеть правилами поведения спортсмена, спортивной этикой.

3.

Тактика


5

2

3

Различать способы выигрыша шашек, разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры. Оценивать значение недостающей шашки в равных позици­ях, жертв шашки, «самообложение», «роздых», «любки», комбинационных ловушек, контрударов.

4.

Стратегия


6

3

3

Оценивать значение центральных полей доски. Сила и сла­бость центра, бортовых полей. Соотносить выбор наиболее выгодного плана игры на ослабление пункта, про­рыв, овладение важными полями доски.

5.

Практические занятия

24

-

-

Шашечные турниры

6.

Практические занятия

24

-

-

Итого 68 часов



Второй год обучения


п/п

Наименование темы

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

всего

Аудиторные

Внеауди

торные


1

Эндшпиль


2

1

1

Владеть борьбой простых шашек и совместной борьбой дамок и простых шашек.

2

Практические занятия

23

-

-


3

Дебют


4

2

2

Оценивать важность изучения начал партии. Знать историю развития дебюта. Использовать инди­видуальный подход к выбору дебютного репертуара, общие зада­чи начала партии.

4

Композиция


2

1

1

Использовать комбинационные концовки и этюды, их связь с практической партией. Владеть ос­новными критериями и требованиями к произведениям композиции.

5

Практические занятия


22

-

-


6

Спарринг-тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры


6

-

6

Владеть последовательностью перехо­да от теоретических занятий к спарринг-тренировкам, уметь сочетать их с проведением разнообразных конкурсов решений, сеансами одновременной игры.

7

Классификационные турниры

4

-

4

Участвовать в классификационных турнирах. Владеть навыками в организации соревнований и прове­дении судейства.

8

Другие соревнования

5

-

5

Принимать участие в первенствах класса, школы, района и т. п. с последующим разбором сыгранных партий.

Итого: 68 часов



Содержание программы первого года обучения - 68 ч.

История развития шашек (5 ч.) Различные шашечные системы. Древность русских шашек. Распространение шашечной игры в России. Введение Петром I шашек в программу ассамблей. Первая книга по шашкам в России, написанная в 1827 г. А. Д. Петровым. Культурное значение шашек. Параллельное раз­витие русских и международных шашек. Борьба за ми­ровую шашечную корону.

Шашечный кодекс (4 ч.) Понятие о правилах игры в русские и международные шашки. Виды соревнований — турниров и мат­чей, правила их проведения. Участники соревнований, их права и обязанности, правила поведения спортсмена, спортивная этика. Роль судьи соревнования.

Тактика (5 ч.) Различные способы выигрыша шашек, разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры, простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии. Значение недостающей шашки в равных позици­ях, жертва шашки, «самообложение», «роздых», «любки». Красо­та комбинационных эпизодов игры. Комбинационные ловушки, контрудары. Практические занятия. Упражнения на различные спо­собы выигрыша шашек, практика в отыскании за доской техни­ческих приемов и комбинаций.

Стратегия (6 ч.) Значение центральных полей доски. Сила и сла­бость центра, бортовых полей. Тактика — важная часть стратегии, ей подчиненная. Значение общего плана игры в партии. Выбор наиболее выгодного плана. План игры на ослабление пункта, про­рыв, овладение важными полями доски (например, с5 или f4).

Практические занятия 48 часов

Разбор, решение и разыгрыва­ние характерных тематических примеров.


Содержание программы второго года обучения – 68ч.

Эндшпиль (2 ч.) Борьба простых шашек (две против двух, типич­ные примеры из борьбы двух против трех, три шашки против трех, три — против четырех, по четыре шашки с каждой стороны). Совместная борьба дамок и простых (дамка против простых, на­ходящихся на одном фланге; дамка против двух и трех простых на разных флангах; совместная борьба дамок и простых против дамки, а также против дамки с простыми).

Практические занятия 23 часа.

Дебют (4 ч.) Важность изучения начал партии. Краткая история развития дебюта, современное состояние дебютной теории. Инди­видуальный подход к выбору дебютного репертуара, общие зада­чи начала партии. «Игра Петрова» Дебют «Кол» (атакующие возможности белых, так­тика защиты черных, характерные комбинационные идеи, клас­сическая система, «Кол-угловик», вариант с разменом на q5, раз­менный вариант, отказ белых от постановки «Кола»). Дебют «Обратный кол» (основная идея начала, отличие позиций этого дебюта от позиций «Кола», основные схемы развития).

Композиция (2 ч.) Красота комбинационных концовок и этюдов, их связь с практической партией, понятие о шашечных задачах, ос­новные критерии и требования к произведениям композиции. Со­ревнования по композиции, классификация составителей концо­вок, задач и этюдов.

Практические занятия 22 часа. Разбор интересных для прак­тической партии концовок и этюдов.

Спарринг-тренировки, конкурсы решений, сеансы одновремен­ной игры, консультационные партии (6 ч.) Последовательность перехо­да от теоретических занятий к спарринг-тренировкам, сочетание их с проведением разнообразных конкурсов решений, сеансами одновременной игры (обычными и тематическими), консультаци­онными партиями. Контрольные работы.

Классификационные турниры (4 ч.) Участие в классификационных турнирах для кружковцев. Последующий разбор сыгранных пар­тий. Приобретение навыков в организации соревнований и прове­дении судейства.

Другие соревнования (5 ч.) Участие в первенствах класса, школы, района и т. п. Последующий разбор сыгранных партий.


Предполагаемые результаты реализации программы.

Первый уровень:

- знание теории и практики шашечной игры;

-умение по заданным критериям производить расчеты на несколько ходов вперед;

-умение моделировать при помощи составленных правил комбинации игры;

- овладение элементарными навыками игры в шашки.

Второй уровень:

- знание теории и практики шашечной игры;

- умение с помощью учителя производить расчеты на несколько ходов вперед;

- умение моделировать с помощью учителя комбинации игры;

- овладение навыками игры в шашки в пределах программы.

Третий уровень:

- знание теории и практики шашечной игры;

- умение самостоятельно производить расчеты на несколько ходов вперед;

- умение самостоятельно моделировать комбинации игры;

- овладение навыками игры в шашки.


Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные:

- умение анализировать и достигать поставленной цели;

- умение прогнозировать и корректировать игру.

Познавательные:

- осуществлять анализ ходов во время игры;

- умение действовать в соответствии с правилами игры и прощитывать алгоритм ходов.

Коммуникативные:

- умение договариваться и приходить к общему решению;

- умение формулировать собственное мнение и позицию и аргументировать её;

- умение задавать вопросы в соответствии с ходом игры и сотрудничества с партнером;

- умение адекватно реагировать на результат игры.


Предметные результаты обучения:

- овладение основам шашечной игры;

- обучение детей шашкам способствуют повышению успеваемости в школе;

- систематическая игра в шашки тренирует память, внимание, мышление, воображение и, как следствие, все психические познавательные процессы;

-шашки развивают важную способность – ценить и рассчитывать время. Такие условия развивают скорость мышления, усиливают концентрацию внимания, делают игрока более эмоционально-устойчивым и расчетливым;

- игровые партии воспитывают умение просчитывать в уме на 10 и более ходов вперед.

Хочешь больше запоминать, быстрее мыслить, лучше концентрироваться – тренируйся, а шашки сделают этот процесс увлекательным и интересным.


Формы и виды контроля:

Проверка усвоения теоретических знаний при помощи тренировочных партий, турниров, викторин, конкурсов решения задач; анализ сыгранных партий; шашечные турниры.


Методические рекомендации

Учебный материал программы изложен в описательной форме и в соответствии с современными педагогическими требованиями. Для наглядности и контрастности излагаемых понятий преподаватель должен пользоваться хорошо подобранными примерами из практики прежних и современных мастеров шашек. При проведении занятий необходимо ориентироваться на более активных учащихся, подтягивая к ним остальных.

Если какая – либо тема, предусмотренная учебным планом, не может быть пройдена в примерно указанные часы, то пропущенный раздел следует проработать на практических занятиях. Это, прежде всего, относится к начальной стадии партии – дебюту, который должен изучаться в сжатом виде с постепенным увеличением трудности по мере приобретения занимающимися навыков практической игры.

Преподаватель должен вести курс занятий творчески. При сохранении последовательности и единства программы он может индивидуально подходить к изложению материала, приводя в качестве примеров яркие иллюстрации, взятые из современной практики.

Практические занятия могут включать: анализ дополнительного иллюстративного материала, разбор сыгранных партий учащихся, сеансы одновременной игры (на заданную тему), показ творчества мастеров шашечного искусства, консультации и пр. Распределение тематики этих занятий и их продолжительность (по разделам, темам) зависят от местных условий и должны быть установлены самим преподавателем. Допускается, например, проведение практической части программы комбинированно: беседа по итогам шашечных соревнований, легкие партии, повторение пройденного материала. Основная цель практических занятий – закрепить полученные теоретические знания и содействовать самостоятельной работе учащихся.

В процессе обучения усиливается творческий интерес к шашкам, желание совершенствоваться, играть лучше и сильнее. Значительно расширяется и масштаб участия юных шашистов в различных турнирах и матчах, в сеансах одновременной игры мастеров, в ходе которых используются приобретенные знания, вырабатываются выдержка, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели. Появляется потребность изучать учебную шашечную литературу.


Описание материально-технического обеспечения программы «Чудо - шашки»

п/п

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

Количество

1.

Библиотечный фонд:

1.Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки.- Киев: Здоровье, 1985.

2.Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. 1992.

3.Погрибной В.К. Шашки для детей, 2010

4.Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. 2007

5.Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996

6.Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе

7.Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный предмет» в начальной школе

8.Начальное образование. – 2006. - №4

9.Б.Грцезон «Шашки – это интересно», 1989 г.

10.Я.Каплунов «Секреты шашечного сундука», 2001 г.


1


1


1

1

1


1


1


1

1

1

2.

Технические средства обучения:

- Компьютер;

- Мультимедийный проектор;

- Интерактивная доска;

- Принтер.


1

1

1

1

3.

Экранно – звуковые пособия:

Слайды (презентации), соответствующие тематике учебной программы.



4.

Оборудование класса:

-Шашечный комплект

8


16