Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 8
Проект на тему:
«Патриотическое воспитание детей посредством русского народного фольклора»
Авторы-составители:
воспитатели группы № 9
Коковина Татьяна Валерьевна,
Худорожкова Дарья Сергеевна.
Музыкальный руководитель:
Жигалова Елена Вячеславовна
Сухой Лог
2023
Актуальность проекта
С точки зрения Федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. Одним из способов развития патриотического воспитания детей является знакомство с русскими народными потешками, пословицами, прибаутками, песнями, элементами русской народной хореографии.
Также по ФГОС ДО познавательное развитие предполагает формирование о свойствах и отношениях объектов окружающего мира о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Ребёнку важно проживать какую-то тему в разных видах деятельности, самым лучшим из них станет метод проектов. Технология «Метод проектов» – один из современных инновационных методов обучения, технология, которая способствует обучению детей выражать в творчестве своё патриотическое воспитание, поэтому именно мы выбрали данную технологию для изучения представленной темы. Проект охватывает все направления развития ребенка: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Представляем вашему вниманию проект на тему: «Патриотическое воспитание детей посредством русского народного фольклора».
Цель проекта – Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств, в процессе знакомства с народными праздниками, обрядами, традициями посредством совместной деятельности педагогов и детей (беседы, просмотр видеороликов, рассматривание иллюстраций, экскурсии), а так же разучивание русских народных песен, танцев.
Задачи проекта
Воспитательные:
Формировать у детей и родителей интерес изготавливать подделки из бросового и природного материала.
Мотивировать детей и родителей на предстоящую проектную деятельность.
Формировать у детей интерес изготавливать поделки.
Воспитывать самостоятельность и творчество в процессе изготовления поделки из бросового и природного материала.
Воспитывать патриотизм в процессе изготовления рисунков, прочтения стихотворения.
Создание положительной, праздничной атмосферы в группе.
Стимулирование детей и родителей к совместному самоанализу и самооценке.
Развивающие:
Раскрыть значимость и актуальность проекта «Патриотическое воспитание детей посредством русского народного фольклора».
Развивать у детей и родителей коммуникативные навыки в процессе обсуждения проблемных ситуаций их решения.
Развивать у детей умение изготавливать поделки без помощи педагога.
Продолжать формировать навык взаимодействия друг с другом.
Развивать у детей и родителей коммуникативные навыки в процессе обсуждения проблемных ситуаций их решения.
Продолжать развивать творческий потенциал детей в процессе реализации проекта: «Патриотическое воспитание детей посредством русского народного фольклора».
Обучающие:
Учить родителей взаимодействовать с другими участниками проекта (дети, родители) в проектной деятельности.
Учить детей и родителей изготавливать подделки.
Тип проекта: познавательно-творческий, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: сентябрь-апрель
Участники и организаторы проекта: участники – дети подготовительной к школе группы (6-7 лет), родители; организаторы – воспитатель группы и музыкальный руководитель.
Планируемые результаты реализации проекта:
Дети и родители мотивированы на предстоящую проектную деятельность.
Дети и родители имеют представления о значимости и актуальности проекта «Патриотическое воспитание детей посредством русского народного фольклора».
Дети проявляют интерес в изготовлении поделок.
Родители взаимодействуют с другими участниками проекта (дети, родители) в проектной деятельности.
Дети и родители проявляют коммуникативные навыки в процессе обсуждения проблемных ситуациях и их решения.
Дети проявляют самостоятельность и творчество в процессе изготовления поделки из бросового материала, картона, бумаги, пластилина.
Дети проявляют умения изготавливать поделки без помощи педагога.
Дети проявляют навык взаимодействия друг с другом.
Дети проявляют ценностное отношение к собственному труду, к труду других людей и его результатам.
Дети и родители проявляют коммуникативные навыки в процессе обсуждения проблемных ситуаций их решения.
Создана положительная атмосфера для проведения презентации проекта.
Дети проявляют творческий потенциал в процессе реализации проекта Патриотическое воспитание детей посредством русского народного фольклора.
Дети и родители провели совместный самоанализ и самооценку.
Дети и родители готовы к дальнейшей проектной деятельности.
Продукт проекта: Праздник "Ярмарка народных промыслов".
Изменение развивающей предметно-пространственной среды группы в рамках реализации проекта.
Центр познавательного развития:
В рамках реализации проекта «Патриотическое воспитание детей посредством русского народного фольклора» воспитатель добавил в центр фотографии традиций, обрядов, праздников.
Музыкально-театральный центр:
В рамках реализации проекта “Патриотическое воспитание детей посредством русского народного фольклора” воспитатель добавил национальный русский народный костюм, а также русско-народную музыку, куклу "День-ночь".
Центр сюжетно-ролевых игр:
В рамках реализации проекта “Патриотическое воспитание детей посредством русского народного фольклора” воспитатель добавил атрибуты для сюжетно-ролевых игр по направленности данного проекта.
Центр искусства и творчества:
В рамках реализации проекта «Патриотическое воспитание детей посредством русского народного фольклора» воспитатель положил раскраски, изображение достопримечательностей, цветные карандаши, мелки.
Содержание деятельности по этапам реализации проекта
Этапы проекта | Задачи | Содержание | Планируемый результат |
1.Ценностно-ориентированный этап | Мотивировать детей и родителей на предстоящую проектную деятельность; Раскрыть значимость и актуальность проекта «Патриотическое воспитание детей посредством русского народного фольклора»; Формировать у детей и родителей интерес изготавливать макет из бросового материала, бумага, картон, пластилин. | Работа с детьми: Вводная беседа на тему «Патриотизм – это …» Просмотр видеоролика на тему «Моя Россия» Работа с родителями: | Дети и родители мотивированы на предстоящую проектную деятельность; Дети и родители имеют представления о значимости и актуальности проекта. Дети и родители проявляют интерес в изготовлении поделок из бросового материала, бумаги, картона, пластилина. |
2.Конструктивный этап | Формировать у детей интерес изготавливать поделки. Учить родителей взаимодействовать с другими участниками проекта (дети, родители) в проектной деятельности; Развивать у детей и родителей коммуникативные навыки в процессе обсуждения проблемных ситуаций их решения. | Работа с детьми: Работа с родителями: Дать задание родителям собрать и подготовить материал для создания поделок, а также нарисовать эскиз. Мотивировать родителей на организацию фотосессии в процессе реализации проекта. | Дети проявляют интерес в изготовлении поделок. Родители взаимодействуют с другими участниками проекта (дети, родители) в проектной деятельности; Дети и родители проявляют коммуникативные навыки в процессе обсуждения проблемных ситуациях и их решения. |
3.Практический этап | Воспитывать самостоятельность и творчество в процессе изготовления поделки из бросового материала, картона, бумаги, пластилина; Развивать у детей умение изготавливать поделки без помощи педагога; Учить детей и родителей изготавливать поделки. Продолжать формировать навык взаимодействия друг с другом. | Работа с детьми: Изготовление поделок, реализация праздников и мероприятий. Работа с родителями: Мастер-класс совместно с детьми на тему изготовления кукол «День/ночь», рябиновых бус. | Дети проявляют самостоятельность и творчество в процессе изготовления поделки из бросового материала, картона, бумаги, пластилина; Дети проявляют умения изготавливать поделки без помощи педагога; Дети проявляют навык взаимодействия друг с другом. |
4.Заключительный этап | Формировать ценностное отношение к собственному труду, к труду других людей и его результатам; Развивать у детей и родителей коммуникативные навыки в процессе обсуждения проблемных ситуаций их решения; Продолжать учить родителей взаимодействовать с другими участниками проекта (дети, родители) в проектной деятельности. | Работа с детьми: Итоговая беседа на тему «Мастера!» (рассматривание изготовленных детьми поделок, анализ процесса реализации проекта и его результатов). Подготовка к презентации макета. Работа с родителями: Мотивировать родителей на составление презентации-фотоотчета, помощь в подготовке детей к презентации продукта проекта. | Дети проявляют ценностное отношение к собственному труду, к труду других людей и его результатам; Дети и родители проявляют коммуникативные навыки в процессе обсуждения проблемных ситуаций их решения; Родители взаимодействуют с другими участниками проекта (дети, родители) в проектной деятельности. |
5.Презентационный этап | Создание положительной атмосферы в группе, презентация результатов проекта; Продолжать развивать творческий потенциал детей в процессе реализации проекта. | Работа с детьми: Работа с родителями: Родители показывают презентацию-фотоотчета процесса изготовления кукол, рябиновых бус. | Создана положительная атмосфера для проведения презентации проекта; Дети проявляют творческий потенциал в процессе реализации проекта. |
6.Оценочно-рефлексивный этап | Стимулирование детей и родителей к совместному самоанализу и самооценке. Мотивировать на дальнейшую проектную деятельность. | Работа с детьми: Проводится рефлексия по теме проекта. Плакат «Мое настроение». Детям предлагается три смайлика на выбор (красный – мне не понравилось, я ничего нового не узнал, было скучно; желтый – я узнал много нового, мне было неинтересно; зеленый – я узнал много нового, мне все понравилось, было очень интересно). Работа с родителями: Мотивировать родителей оставить отзыв на сайте детского сада. Рефлексия: «Метод неоконченного предложения», родителям предлагается закончить предложения, выразить свои чувства и эмоции. «Мне понравилось…», «Я узнал…», «Я хочу…» и т.д. | Дети и родители провели совместный самоанализ и самооценку; Дети и родители готовы к дальнейшей проектной деятельности. |
МЕСЯЦ | ДАТА | НАЗВАНИЕ ПРАЗДНИКА | ЛИТЕРАТУРА |
СЕНТЯБРЬ | | 1. Беседа «Сентябрь - золотое лето». Приметы, пословицы, поговорки. 2.Беседа «Откуда пришел хлеб?». 3.Знакомство с обрядом «Похороны мух и комаров». (С 14 сентября наступало Бабье лето, этот День считался, как день Семёна Летопроводца. И конечно, 14 сентября был посвящен обряду «Похороны мух и комаров»). | Конспекты занятий и сценарии праздников «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду». 1995 г. «Воспитание детей на традициях народной культуры» программа, разработки занятий и мероприятий. Автор-составитель В. П. Ватман Издательство «Учитель», 2007 г. «Весенние праздники, игры и забавы» для детей авторы: В. М. Петров, Г. Н. Гришина, Л. Д. Короткова. ТЦ «Сфера», 1998 г. «Осенние праздники, игры и забавы» для детей авторы: В. М. Петров, Г. Н. Гришина, Л. Д. Короткова. ТЦ «Сфера», 1998 г. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Махнева. Издательство Детсво-пресс» г. Санкт-Петербург, 2015 г. «Русские народные праздники в детском саду». Автор: М. Ю. Картушина ООО «ТЦ Сфера», 2006 г. |
ОКТЯБРЬ | | 1.Беседа «Октябрь – месяц - листопада!». Приметы, пословицы, поговорки. 2. Беседа о празднике «Покров - день». |
НОЯБРЬ | | 1.Беседа «Ноябрь – сумерки года!». Приметы, пословицы, поговорки. 2. Знакомство с необычным днем «Кузьмы и Демьяна». 3.Праздник «Кузьмы и Демьяна». |
ДЕКАБРЬ | | 1.Беседа «Декабрь!». «Зимние святки». 2. Знакомство детей с обрядовыми песнями-колядками к празднику Рождества Христова». (Провести в конце декабря 3 занятия + подготовка к Колядка и посиделкам). |
ЯНВАРЬ | | 1.«Рождественские посиделки» + тема «Васильев день» (театрализованные представления) 2.Беседа «Крещение». |
ФЕВРАЛЬ | | 1.Беседа «Февраль». Приметы, пословицы, поговорки. 2. Развлечение «Богатырские забавы». 3. Беседа на тему «Широкая Масленица». 4.Знакомство с обрядовыми песнями Масленицы». |
МАРТ | | 1.Беседа «Март – протальник, солнцегрей, водотёк, капельник, грачевник». Приметы, пословицы, поговорки. «День весеннего равноденствия» 22 марта. 2. Беседа об обряде «Закликание птиц». 3. Развлечение «Закликание птиц». |
АПРЕЛЬ | | 1.Беседа «Апрель – пролетье, березозол». Приметы, пословицы, поговорки. 2.Развлечение «Федул-ветренник». 3. Беседа «Вербное воскресение». 4. Беседа «Пасха. Красная горка» |
План работы с детьми
Конспекты занятий и праздников
8