МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БРЕДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
457310 п. Бреды, микрорайон Черемушки, 11, Брединского района, Челябинской области (351-41) 3-50-41 |
Тип проекта: Социальный
Тема индивидуального проекта:
«Как спорт изменил мою жизнь.»
Выполнила:
Руководитель проекта:
п. Бреды, 2023г
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………….……..3
I. Теоретическая часть. История развития спорта. ………………………………...….…4
1.1 История развития спорта в древнем мире, в России.......................................................4
1.2 Влияние спорта на здоровье и развитие личности….. ….…………………………......8
1.3 Мои кумиры……………………………………………….……………………..………10
II. Практическая часть. …………………………………………………..………………11
2.1 Значение спорта в моей жизни……...………………………..……………………...…11
2.2 Анкетирование……………………………………….………………………...…….....12
Выводы………………………………………………………………..……………………..13
Заключение……………………………………………………………………..…………...14
Список литературы………………………...………………………….......……….……...15
Приложение............................................................................................................................16
Введение.
Спорт необходим для человеческого здоровья. Этого мнения придерживаются многие ученые и врачи. Благодаря спорту, улучшается физическое состояние тела человека, его здоровье. Спорт учит нас дисциплине и формирует характер. Кроме того, спорт может стать увлекательным развлечением. Регулярные занятия физической культурой и спортом благотворно влияют не только на физическое развитие, но и на психику детей.
Актуальность спорта в нашей жизни, обусловлен тем, что в настоящее время происходит постоянный рост требований к физическим возможностям, нравственным морально-волевым качествам человека. Занятия спортом – состязания, конкуренция, стремление к максимальным результатам дает возможность человеку адаптироваться к сложным жизненным условиям. Безусловно, спорт – явление культурной жизни.
В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, рождаемых успехами и не удачами. Спорт – это соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Здоровый спортивный образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявления организма и личности человека.
Цель проекта – влияние занятия спортом на самовоспитания и саморазвития личности.
Задачи.1.Изучить историю развития спорта в древнем мире и России.
2. Выяснить какое влияние спорт оказывает на здоровье личности.
3. Представить сведения о собственных кумирах.
4.Показать результаты собственных спортивных достижений
5. Провести анкетирование среди школьников.
6. Сделать выводы.
Теоретическая часть. История развития спорта.
1.1 История развития спорта в древнем мире, в России.
Людям на протяжении всей истории развития цивилизации приходилось бороться за выживание. Во время охоты, распределении добычи, либо на войне человек должен был обладать хорошей физической силой и ловкостью, чтобы выжить. Например, местные племена, проживающие на территории Австралии и сейчас используют древний метод охоты, который предполагает преследование животного до того момента, пока оно не обессилит.
Люди всегда были вынуждены поддерживать и совершенствовать свою физическую форму и кроме этого повышать навыки стрельбы из лука, боя на мечах и т.д. У каждого народа были и свои любимые игры. Например, у американских индейцев в почете были состязания по подъему тяжестей, бросании мячика в цель и бег.
Ацтека, майя и некоторые другие племена играли в игру, чем-то напоминающую современный баскетбол. Многие африканские племена устраивали состязания по фехтованию на палках, бегу и т.д. Таким образом, можно смело говорить о том, что история развития спорта имеет столь же древние корни, как и вся наша цивилизация.
Спорт в древнем мире. Мы уже выяснили, что история развития спорта насчитывает не одно тысячелетие, и сейчас расскажем об этом чуть подробнее. Археологам удалось обнаружить следы занятий спортом на территории государств, существовавших в 4 и 3 веках до нашей эры. Сегодня можно смело говорить, что первыми масштабными спортивными состязаниями были не Олимпийские игры в Древней Греции, а соревнования в честь вавилонского божества Мардука.
Атлеты, участвовавшие в них, состязались в нескольких дисциплинах: борьбе на поясах, фехтовании на мечах, метании копий, охоте, стрельбе из лука и гонках на колесницах. В древней Индии и Персии в почете быть соревнования по фехтованию, верховой езде, игре с мячом и палками, а также гонках на колесницах.
Заметим, что Индия стала прародительницей таких современных видов спорта, как поло, хоккей на траве, шахматы и некоторых других.
На территории Персии впервые были созданы школы, в которых детей обучали верховой езде, стрельбе из лука и т.д. Чем не прародители наших современных ДЮСШ? Ученые нашли глиняные таблички, а также росписи на стенах древнеегипетских пирамид, на которых изображено более четырех сотен различных видов спорта, которыми люди занимались в те времена. Безусловно, пик истории развития спорта приходится на Древнюю Грецию, в которой были проведены первые Олимпийские игры.
Спорт в России. На территории России несколько столетий закладывался фундамент истории развития спорта. Сложно точно сказать, какой год можно считать началом развития спорта, ведь им люди занимались с древнейших времен. В летописях часто упоминаются люди, обладающие огромной физической силой, а это повод, чтобы ее демонстрировать. Согласно найденным археологами документам, в Древней Руси практически ни один праздник не обходился без состязаний. Если говорить об истории развития спорта на территории России, то можно выделить три основных этапа:
Появление в культуре славянских народов, проживавших на территории нашего государства, обусловлено теми же причинами, что и у других народностей мира. В древние времена гармоничной личностью считался хорошо развитый в физическом плане человек. Чтобы проявить свои лучшие качества необходимо провести соревнования, с помощью которых и можно выявить лучшего из лучших.
До 18 века по причине частых войн, именно военно-физическая подготовка была основным приоритетом. Узнали мы об этом из различных летописей и былин, которые были обнаружены на территориях древних поселений и дошли до нас. Первое изображение схватки русских борцов ученые датируют 1197 годом.
На территории феодальной России не было какой-либо государственной программы развития физической культуры и здесь все предопределяли народные забавы, например, кулачные бои, различные виды национальных единоборств и т.д.
Начиная со второй половины 19 века вплоть до 1917 года можно выделить весьма активный этап развития физической культуры. В это время не только начали развиваться современные спортивные дисциплины. Но также была заложена основа практики физического воспитания. Именно тогда была создана весьма прогрессивная система П. Лесгафта. Этот человек оказался первым в нашей стране, кто смог сформулировать и предоставить научное обоснование главных компонентов физического воспитания человека.
Он создал и первое учреждение, задачей которого было обучение преподавателей физической культуры. По сути, это был первый в нашей стране ВУЗ по спорту и физической культуре. Также началом истории развития спорта, речь идет о профессиональных соревнованиях, можно считать 1889 год. В это время был проведен первый чемпионат по конькобежному спорту.
Еще через два года состоялись первые соревнования и среди велогонщиков. Все эти события нашли отражение в официальных документах. В эти же года начинают создаваться частные учебные заведения и для детей, а также появляются спортивные организации.
С 1911 года начал функционировать Российский Олимпийский комитет. Годом ранее были организованы столичные футбольная, лыжная и другие спортивные лиги. В результате отечественные спортсмены начали посещать международные соревнования. На первых трех Олимпийских играх отечественные спортсмены участия не принимали в силу отсутствия финансовых средств.
Первой Олимпиадой, которую посетили российские атлеты, были игры в Лондоне, состоявшиеся в 1908 году. Всего в них приняло участие пять спортсменов и трем из них удалось стать медалистами Олимпиады. Спустя четыре года на 5 Олимпийских играх делегация отечественных спортсменов составляла уже 178 человек. Однако в силу низкой готовности, российская команда не смогла в общем зачете подняться выше 15 места. Во многом это связано с пресловутым недостатком финансов.
После 1917 года Советская власть взялась активно развивать физическую культуру и спорт. Сейчас любой желающий мог заниматься любимым видом спорта, чего не было во времена царской России. В 1920 году начал работать первый институт физической культуры, хотя это было весьма сложное время для молодого государства.
Безусловно, развивая спорт после 1917 года, власти во многом опирались на тот фундамент, который уже был заложен. Отметим, что сильное влияние на историю развития спорта в СССР оказал Всеобуч, включавший в себя и физкультуру. Первое советское спортивное общество было создано в 1923 году, и оно получило название «Динамо». В те годы физическая культура преподавалась во всех учебных учреждениях страны.
В 1928 году состоялась первая Всесоюзная спартакиада народов СССР. Следует заметить, что в этот же год проводились и Олимпийские игры в Амстердаме. Буржуазный мир был уверен, что затея в СССР заранее обречена на провал. Однако еще до старта Спартакиады был установлен рекорд — во всесоюзных соревнованиях участвовало более семи тысяч атлетов, в то время как Олимпийские игры своим вниманием почтило лишь чуть более трех тысяч спортсменов.
Первая Спартакиада стала важнейшей вехой в истории развития спорта в нашей стране. В то же время чрезмерная политизация развития спорта замедлила этот процесс. Именно спорт на отрезке 30–50 годов стал для СССР единственным способом доказать превосходство коммунистического строя над капитализмом. С другой стороны, советские спортсмены в те годы выиграли немало престижных международных соревнований. В послевоенные годы руководство страны активно поддерживало и развивало спорт высоких достижений. Во многом причиной этого стало давнее соперничество двух политических систем, но, тем не менее, факт остается фактом. Любители спорта и сегодня помнят триумфальное турне футболистов столичного «динамо» по Англии. С 1946 года у популярнейшего тогда в СССР футбола появился серьезный конкурент — хоккей с шайбой. В то время его было принято называть «канадский хоккей». Заметим, что хоккей с мячом продолжал пользоваться тогда большим авторитетом.
После войны СССР вступил в различные международные спортивные организации. Олимпийский комитет в стране начал работать с 1951 года. Причем одновременно с этим событием началась серьезная подготовка олимпийской команды, ведь в 1952 году должны были состояться новые Олимпийские игры.
В преддверии Олимпиады 1952 года все отдавали заранее победу сборной США и, каково же было удивление мировой спортивной общественности, когда американские спортсмены были вынуждены разделить свой триумф с атлетами их Советского Союза.
Начиная с 1970 года, руководство страны приняло решение изменить направление развития физической культуры и спорта. Спортивные специалисты были уверены, что добиться положительных результатов благодаря лишь двум школьным урокам физкультуры на протяжении недели, просто невозможно. После получения Россией суверенитета в 1991 году начинается современный этап истории развития спорта.
1.2 Влияние спорта на здоровье и развитие личности.
Какую роль играет спорт в жизни человека? Во всём мире люди её видят по-разному. Одни очень прохладно относятся к спорту и некоторые даже считают его бесполезной тратой времени. Другие люди видят смысл спорта и их, к счастью, больше чем первых. Причём каждый из них может иметь разное отношение к спорту: кто-то предпочитает смотреть его по телевизору, кто-то предпочитает просто заниматься каким-либо видом спорта или общефизической подготовкой, ну а для кого-то спорт – это средство существования. Среди последних могут быть действующие спортсмены, тренеры, врачи, директоры различных спортивных обществ, попечители спорта и др.
И каждый из них вносит свой вклад в развитие спорта на нашей планете. Спорт обладает удивительными свойствами. Он может объединять людей, знакомить их между собой, в большинстве случаев спорт укрепляет здоровье, характер и даже умственные способности людей, которые им занимаются, развивает в них такие навыки как скорость, ловкость, реакция, координация, выносливость, терпение и сила. Спорт делает людей более устойчивыми к негативным факторам внешней среды. Он часто приносит людям массу положительных эмоций, например, при победе любимой команды или при достижении человеком какого-то результата в нём.
Здоровье - одна из важнейших человеческих ценностей. Хорошее здоровье является предпосылкой к творческой активности и наиболее полному самовыражению личности.
Спорт тренируют наши мышцы, систему кровообращения, силу, выносливость организма. А, следовательно, положительным образом влияют на иммунитет, состояние здоровья, молодость и красоту, сохраняют способность к труду и активному образу жизни на долгие, долгие годы. Вот в частности, работоспособность сердца, главного «виновника» нашей жизнеспособности, напрямую зависит от силы и развитости мышц. Сердце – это тоже мышца, которую можно и нужно тренировать.
Физкультура и спорт полезна людям как умственного, так и физического труда. Первые часто ведут «сидячий образ жизни», что ведет к различным деформациям скелета и позвоночника, снижению интенсивности обмена веществ, и, в конечно итоге, к развитию болезней. Им физкультура и спорт в нашей жизни помогут всегда быть в тонусе. Вторые часто задействуют в своей работе только определенные группы мышц. Им физкультура и спорт в нашей жизни помогут сбалансировать нагрузку и не допустить ассиметричного развития мышц тела.
Спорт помогает человеку быть в хорошей физической форме, а кроме того он воспитывает характер и силу воли. Занятия спортом способствуют укреплению здоровья. Даже простая зарядка утром под любимую музыку заряжает энергией на весь день.
Не обязательно быть профессиональным спортсменом, чтобы получать пользу и удовольствие от занятий спортом. Многие из людей бегают по утрам, кто-то ходит на аэробику и фитнес, кто-то играет в футбол или занимается каратэ, дзюдо, гимнастика либо теннис. Главное, чтобы это нравилось. А вместе с тем, это делает вас физически сильными и уверенными в себе, а также дает возможность знакомиться со многими интересными людьми.
1.3 Мои кумиры.
Моим кумиром в спорте является волейболист Дмитрий Мусэрский. Один из самых высоких волейболистов в мире (218 см!), Дмитрий Мусэрский, стал легендой российского и, как ни странно, японского волейбола)
Мусэрский - олимпийский чемпион 2012, победитель Лиги чемпионов и клубного чемпионата мира, многократный MVP и лучший блокирующий международных турниров. В России долго играл за Белогорье, воспитанником которого и является. В 2018 году переехал в Японию, где выступает за Сантори Санбердз - одну из сильнейших команд Азии. В 2012 году Дмитрий был награжден Орденом Дружбы и удостоен звания заслуженный мастер спорта России, а в 2015 году возглавил Российскую сборную в качестве капитана.
Сейчас волейболист играет за клуб «Сантори Санбёрдз», в составе которого в 2021 году стал чемпионом Японии.
II. Практическая часть.
2.1 Значение спорта в моей жизни.
Меня всегда притягивала физкультура. Очень важно следить за здоровьем, поддерживать себя в хорошей физической форме. Школа даёт такую возможность. Мы бегаем, прыгаем, подтягиваемся. Но самые интересные уроки связаны с бросками мячей. Интересно взаимодействовать с окружающими, влиять на ход игры. Ты — часть команды, и от твоих действий зависит многое. Спортивные игры настолько увлекательные, что человек, погружаясь в них, забывает о заботах.
Когда я училась в начальной школе, учитель физкультуры научил нас игре в пионербол, а затем игре в волейбол и я просто влюбилась в этот вид спорта. Я начала ходить на волейбольные секции, тренировать и развивать свои навыки в игре. Спустя некоторое время у нас сформировалась команда. Тренер, смотря на наши успехи, начал готовить нас к нашим первым школьным соревнованиям.
В настоящее время мы с нашей командой участвуем во всех общешкольных и районных соревнованиях и занимаем в основном только призовые места. Я обожаю эту игру, поэтому с большим энтузиазмом болею за любимую команду. Такие наблюдения дают возможность улучшить свои игровые навыки. Я запоминаю удачные комбинации для игры, анализируя игровую технику. Когда я наблюдаю за данной игрой, то я получаю глубокое моральное удовлетворение. Я считаю, что игра в волейбол — это прекрасное средство для молодых людей, помогающее поддерживать в физическое состояние людей, сплочения людей. В волейбол играют не только профессионалы, но и любители спорта и здорового образа жизни.
Занятия спортом дают почувствовать радость от собственных достижений. Вот не получалось у тебя мячик в кольцо забросить, а теперь – занимаешь призовые места на районных соревнованиях! И ты понимаешь цену приложенных усилий и работы над собой. А кроме того, осознаешь, что настойчивость хорошо помогает в достижении
любых целей. Кроме наслаждения и физического здоровья, занятия спортом подарили мне много интересных людей, с которыми я познакомилась на соревнованиях, и теперь часто общаюсь. Очень важно иметь единомышленников и тех, кто разделяет твои
предпочтения, с кем можно поговорить и поделиться впечатлениями. (Приложение №1)
2.2 Анкетирование.
Я провела анкетирование, в котором принимали участие 30 человек из нашей школы (ученики 7-8 классов). Анкетирование позволило конкретизировать исследуемую проблему и определить полную картину по использованию занятий спортом для сохранения и укрепления здоровья. В анкете предлагались следующие вопросы:
1. Занимаетесь ли вы спортом? (Да, Нет)
2. Делаете ли вы зарядку? (Да, Нет)
3. Занимаетесь ли вы спортом помимо урока физкультуры? (Да, Нет)
4. Каким видом спорта вы занимаетесь? (Футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, другое)
5. Что вам дают занятия спортом? (Укрепление здоровья, Общение с друзьями, Уверенность в своих силах, Воспитывает характер)
Результаты анкетирования позволили сделать вывод, что
- занятия спортом влияют на здоровье человека, оно становится крепче;
- ребятам нравится заниматься спортом, так как поднимается тонус, улучшается настроение после занятий, нравится командный дух, появляется возможность участвовать в соревнованиях.
- выяснилось, что многие ребята занимаются спортом, делают зарядку по утрам. Родители уделяют большое внимание сохранению здоровья детей. Занимаются разными видами спорта, футболом, волейболом, баскетболом, легкой атлетикой. (Приложение №2)
Выводы
Я рассмотрела, как занятия спортом влияют на процесс самосовершенствования, на формирование воли, нравственно – этическое воспитание. Я показала влияние спорта на вырабатывание уверенности в себе и своих силах. Одних людей влечет в спорте слава, известность, других – желание стать сильным и смелым, третьих – желание соревноваться, побеждать. Мир спорта широк и многообразен. Приобщаться к нему необходимо. Главное иметь огромное желание и заинтересованность принимать помощь, знания, умения, совершенствоваться в достигнутом, чтобы подняться к высотам мастерства, расти сильным смелым и здоровым.
Сохранение здоровья школьника зависит от систематического занятия спортом. Гипотеза подтвердилась!
Проведя свое исследование и узнав много нового, важного и интересного о спорте, я пришла к выводу:
Занятия физкультурой и спортом полезны для укрепления здоровья;
Если хочешь стать целеустремленным, ловким, дисциплинированным, организованным, уверенным в свои силы занимайся спортом;
Занимаясь спортом, приобретаешь новых друзей, учишься работать в команде;
Спорт – это здоровье, здоровье – это ЖИЗНЬ!
Заключение
Целью моего проекта было показать влияние спорта на развитие всесторонне развитой личности. Мне удалось выяснить, что спорт является не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но, бесспорно, влияет и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе.
Спорт предоставляет каждому члену общества широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», заставляет радоваться победе, огорчаться поражением, отражая всю гамму человеческих эмоций, и вызывают чувство гордости за проделанную работу.
В нашей стране спорт рассматривается как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Совершенно очевидно, что, занимаясь спортом, человек совершенствует и укрепляет свой организм, своё тело, свою способность управлять движениями и двигательными действиями.
В процессе занятий спортом закаляется воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Спортсмен тренируется рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и обязательно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других.
Список использованных источников
1.Ахмеров Э.К. Волейбол для начинающих. - Минск: Полымя, 2011
2.Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в ФВ. М.: ФиС, 1978.
3.Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Волейбол в школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1999
4.Клещев Ю.Н. Волейбол: Сб. статей. - М.: Физкультура и спорт, 2009
5.Клещев Ю.Н., Айриянц А.Г. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры - М.: ФиС, 2000
6.Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1998
7.Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002
8.Халиков В., Халикова Г. Здоровье подрастающего поколения - фактор национальной безопасности / Образование и здоровье: Дайджест психолого-педагогической литературы - Екатеринбург: ГОУ "Центр"Учебная книга", 2015
9.http://sportom.ru/index.php/vidy-spota-1/item/4308-volejbol
Приложение.
Приложение №1
Приложение №2
Занимаетесь ли вы спортом?
Делаете ли вы зарядку?
Занимаетесь ли вы спортом помимо урока физкультуры?
Каким видом спорта вы занимаетесь?
Что вам дают занятия спортом?