СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект книжка – малышка. лингвистические сказки. правила русского языка: легко и доступно.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Идейная концепция  этого  проекта - при помощи лингвистических сказок сделать  правила русского языка "удобоваримыми", лёгкими и понятными для учащихся. 

 Необычная подача нового сложного материала через сказку  - прекрасная возможность “пробудить” в “спящем”  воображении   ученика живой мир  орфографии, лингвистики, морфологии.  "Сказочный" дидактический материал придаст эмоциональную окрашенность  "сухим" правилам учебника. А это ключ к формированию интереса, помогающего приобретать знания, стимулирующего работу ума и души у обучающихся.

Практическим выходом к данному проекту стало создание книжки-малышки «Лингвистические сказки. Русский язык: легко и доступно»

Эта работа позволит активизировать творческое мышление, запоминание, усвоение предлагаемого материала  посредством приема ассоциации[1] – обращение  к  сказочным сюжетам.

Проект выполнен в форме иллюстрированной книжки-малышки, удобен в использовании, красочно оформлен.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Проект книжка – малышка. лингвистические сказки. правила русского языка: легко и доступно.»

Шержуков Кирилл  КНИЖКА – МАЛЫШКА ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ. ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА:  ЛЕГКО И ДОСТУПНО

Шержуков Кирилл

КНИЖКА – МАЛЫШКА

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ.

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА: ЛЕГКО И ДОСТУПНО

Издательство «Девятка»  Художники-оформители Супрон Дарья, Романова Мария, 4 класс  Консультанты: Маслобойникова Нелли Ивановна, Данилова Лариса Дмитриевна  2022

Издательство «Девятка»

Художники-оформители

Супрон Дарья, Романова Мария, 4 класс

Консультанты:

Маслобойникова Нелли Ивановна, Данилова Лариса Дмитриевна

2022

ИСТОРИЯ ЛЮБВИ

Жил да был молодой, озорной и веселый ГЛАГОЛ. Засиделся дома, заскучал. И решил он прогуляться по городу королевства ЛИНГВИНИИ. Ярко светило солнышко, пели птички. А на душе у ГЛАГОЛА было спокойно и тепло. И вдруг его взгляд упал на прекрасную незнакомку, которая медленно брела по дорожке зеленого сада, грустно опустив голову. ГЛАГОЛ понял, что влюбился. Он решил попытать счастья и познакомиться с очаровательной и грустной незнакомкой. Галантно представившись ей, он поклонился. Незнакомка сделала реверанс и сказала, что ее зовут ЧАСТИЦА НЕ, а грустна она потому, что не может чего-то хотеть или пожелать. ГЛАГОЛ пригласил свою спутницу посетить кинотеатр и вместе посмотреть фильм. Но ЧАСТИЦА НЕ ответила: «Не хочу!». Тогда Глагол пригласил ее в кафе. Но она снова ответила: “Не люблю туда ходить!”. Глагол был озадачен и предложил просто продолжить прогулку. И ЧАСТИЦА НЕ неожиданно согласилась. 

Во время прогулки Глагол рассказывал смешные истории и показывал достопримечательности города. Но девушка даже не улыбалась. Много приложил усилий Глагол, чтобы хоть как-то расположить к себе ЧАСТИЦУ НЕ. Но его усилия оказались напрасны. Глагол галантно попрощался с новой спутницей и побрёл домой.

С тех пор больше они не виделись.

Запомните: отрицательная ЧАСТИЦА НЕ пишется с ГЛАГОЛОМ раздельно, кроме тех слов, которые без ЧАСТИЦЫ НЕ не употребляются.

А вы помните эти глаголы? НЕНАВИДЕТЬ, НЕГОДОВАТЬ, НЕВЗЛЮБИТЬ, НЕДОУМЕВАТЬ.

ПИКНИК В теплый летний денек собрались отглагольные прилагательные на пикник. Хорошо отдыхали: тут тебе и печеНая картошка, жареНое и вялеНое мясо! И все это на кошеНом лугу, пахнущем свежими травами. Решили отглагольные прилагательные добавить ингредиентов и усложнить процесс. И сразу блюда на выходе получились другими: печеННая в горячей золе картошечка, копчеННый в специях или подкопчеННый карп, жареННое на гриле мясо, вялеННая на солнышке рыбка… Да на кошеННом на утренней зорьке лугу! Призадумались отдыхающие отглагольные прилагательные, а ответ-то оказался на поверхности: все дело в ингредиентах (зависимые слова да приставки)! Они-то и превратили отглагольные прилагательные жареНый, копчеНый, вялеНый, кошеНый и печеНый в причастия!

ПИКНИК

В теплый летний денек собрались отглагольные прилагательные на пикник. Хорошо отдыхали: тут тебе и печеНая картошка, жареНое и вялеНое мясо! И все это на кошеНом лугу, пахнущем свежими травами. Решили отглагольные прилагательные добавить ингредиентов и усложнить процесс.

И сразу блюда на выходе получились другими: печеННая в горячей золе картошечка, копчеННый в специях или подкопчеННый карп, жареННое на гриле мясо, вялеННая на солнышке рыбка… Да на кошеННом на утренней зорьке лугу!

Призадумались отдыхающие отглагольные прилагательные, а ответ-то оказался на поверхности: все дело в ингредиентах (зависимые слова да приставки)! Они-то и превратили отглагольные прилагательные жареНый, копчеНый, вялеНый, кошеНый и печеНый в причастия!

НЕРАЗЛУЧНЫЕ ДРУЗЬЯ  Буквы И и А – давние приятели: куда пойдет А, туда и И направляется. Не могут жить друг без друга!  Заметили это добрые люди и решили: уж коли так крепка их дружба, то пусть и гуляют вместе по словам с корнями –БИР-, -ДИР-, -МИР-, -ПИР-, -ТИР-, -БЛИСТ-, -ЖИГ-. Если есть в слове суффикс -А-, то пусть и И будет рядом!  А нет, тогда уж буква Е поищет себе друзей-попутчиков среди других букв; и будут это корни-омонимы: -БЕР-, -ДЕР-, -МЕР-, ПЕР-, -ТЕР-, -БЛЕСТ-, -ЖЕГ-.

НЕРАЗЛУЧНЫЕ ДРУЗЬЯ

Буквы И и А – давние приятели: куда пойдет А, туда и И направляется. Не могут жить друг без друга!

Заметили это добрые люди и решили: уж коли так крепка их дружба, то пусть и гуляют вместе по словам с корнями –БИР-, -ДИР-, -МИР-, -ПИР-, -ТИР-, -БЛИСТ-, -ЖИГ-. Если есть в слове суффикс -А-, то пусть и И будет рядом!

А нет, тогда уж буква Е поищет себе друзей-попутчиков среди других букв; и будут это корни-омонимы: -БЕР-, -ДЕР-, -МЕР-, ПЕР-, -ТЕР-, -БЛЕСТ-, -ЖЕГ-.

ПРИМЕРКА Глаголы ЕХАТЬ и ЕЗДИТЬ живут в стране Лингвинии особняком. У них, собственно, есть повод обижаться: не хватило им формы повелительного наклонения, а без нее тяжело живется глаголам. Решили они примерить в магазине форм новые одежки «едь», «езжай» и «ехай», но строгая Литературная норма только фыркнула и сказала, что формы эти глаголам ЕХАТЬ и ЕЗДИТЬ совсем не к лицу. Разрыдались ЕХАТЬ и ЕЗДИТЬ – плохо им без формы повелительного наклонения! Делать нечего, достала Литературная норма из своего волшебного сундучка новые формы «ПОЕЗЖАЙ» и «ПОЕЗЖАЙТЕ» и вручила их расстроенным глаголам. Вот уж было радости: теперь глаголы ЕХАТЬ и ЕЗДИТЬ могут при случае примерять формы повелительного наклонения.

ПРИМЕРКА

Глаголы ЕХАТЬ и ЕЗДИТЬ живут в стране Лингвинии особняком. У них, собственно, есть повод обижаться: не хватило им формы повелительного наклонения, а без нее тяжело живется глаголам. Решили они примерить в магазине форм новые одежки «едь», «езжай» и «ехай», но строгая Литературная норма только фыркнула и сказала, что формы эти глаголам ЕХАТЬ и ЕЗДИТЬ совсем не к лицу. Разрыдались ЕХАТЬ и ЕЗДИТЬ – плохо им без формы повелительного наклонения!

Делать нечего, достала Литературная норма из своего волшебного сундучка новые формы «ПОЕЗЖАЙ» и «ПОЕЗЖАЙТЕ» и вручила их расстроенным глаголам. Вот уж было радости: теперь глаголы ЕХАТЬ и ЕЗДИТЬ могут при случае примерять формы повелительного наклонения.

ОМЕРЗИТЕЛЬНАЯ ВОСЬМЕРКА

Однажды в стране Лингвинии в тетради нерадивого ученика, который не учил правила, родились слова, которые наводили ужас на педагогов, заставляли рыдать родителей от безысходности: ЛОЖИ, ВРЯТЛИ, ЗАЛАЗИЙ, КАК БУДЬ-ТО, ЧЕРЕЗЧЮР, ЛУДШИЙ, ТОГДАЛИЕ и СИМПОТИЧНЫЙ. И такие они были заразные, что тут же проникли в сочинения других учеников, поселились в изложениях, стали хозяйничать в домашних и классных работах ребят. И другого названия как «омерзительная восьмерка» они не заслуживали. Порядком успели они надоесть учителям, насолить обучающимся, довести родителей до нервного срыва.

Нужно было что-то делать! Нужно было срочно придумать вакцину, чтобы излечить ребят от заразной «омерзительной восьмерки»! Долго ломали голову учителя и нашли верное средство: объявить «омерзительную восьмерку вне закона и выслать ее навсегда за пределы страны Лингвинии!

Посадили ребят за правила, чтобы знали они правописание слов, которые «омерзительная восьмерка» успела обидеть: КЛАДИ, ВРЯД ЛИ, ЗАЛЕЗАЙ, КАК БУДТО, ЧЕРЕСЧУР, ЛУЧШИЙ, И ТАК ДАЛЕЕ .

С тех пор воцарился мир в стране Лингвинии, никогда больше в сочинениях ребят не встречались «омерзительные» слова этой жуткой восьмерки!