Проект «Логопедические дорожки» Разработала: учитель-логопед Кривогузова О.П.
Проект предназначен для детей 5-6 лет
Участники проекта :
дети с нарушениями речи,
учитель-логопед, родители.
Цель : повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации проекта – январь-май.
Этапы и стратегия реализации проекта
- Подготовительный этап (информационно-аналитический):
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Задачи:
Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.
Выявление проблемы - диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).
Определение системы логопедических проектов, условий их реализации.
II. Основной этап реализации проекта (практический):
Модуль «Послушный ветерок»
Содержание работы:
Работа с детьми
• Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у детей на логопедических занятиях.
- Игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий;
- Придумывание и изготовление пособия для дыхательной гимнастики.
Работа с семьей
- Консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхательная гимнастика».
- Памятки для родителей «Секреты правильного дыхания», «Игровые упражнения для развития дыхания».
- Совместное с детьми изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой.
Практический результат проекта
- Оформление выставки «Послушный ветерок».
- Практическое применение продуктов проекта в коррекционной гимнастке.
Модуль «Сказка о Веселом Язычке»
Содержание работы:
Работа с детьми
- Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки.
- Индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций «Сказки о веселом язычке», резинового муляжа ротовой полости.
- Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке.
Рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке.
Работа с семьей
- Памятки «Строение артикуляционного аппарата», «Влияние аномалий в строении артикуляционного аппарата на звукопроизношение детей дошкольного возраста».
- Практическое занятие «Выполнение основных артикуляционных упражнений».
- Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков.
- Совместное с ребенком изготовление странички или артикуляционного куба «Сказка о Веселом Язычке».
Практический результат проекта
- Итоговое занятие - «Презентация артикуляционных кубов, коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке»
- Практическое применение продуктов проекта коррекционной гимнастке
Модуль «Веселые созвучия»
Содержание работы : Работа с детьми • Развитие фонематического слуха и восприятия детей на логопедических занятиях. • Приобретение детьми умений находить сходные по звуковому наполнению слова, устанавливать, чем они отличаются, подбирать слова-паронимы, заменяя в слове один звук, выделять изменяющий слово звук. • Оформление обложки книжки-малышки «Веселые созвучия», придумывание пар слов-паронимов и рисование иллюстраций.
Работа с семьей
• Консультация для родителей «Сформированность фонематического слуха – главное условие успешного обучения грамоте». • Памятка для родителей «Игры на развитие фонематических представлений». • Совместное с ребенком изготовление книжки-малышки «Веселые созвучия».
Практический результат проекта
• Презентация и выставка книжек-малышек «Веселые созвучия», изготовленных руками детей.
Модуль «Многообразие слов»
Содержание работы:
Работа с детьми
- Игры и упражнения для предупреждения нарушений слоговой структуры слов;
- Знакомство детей с синонимами, антонимами, неизменяемыми словами на занятиях и в дидактических играх;
- Подбор материала и иллюстрирование страничек для словарей.
Работа с семьей
- Консультация для родителей «Развитие словаря ребенка в домашних условиях».
- Памятка для родителей «Игры на обогащение словаря ребенка», «Синонимы, антонимы, омонимы и неизменяемые слова».
- Создание совместно с детьми страничек для словарей.
Практический результат проекта
- Коллективное создание словарей: «Неизменяемые слова», «Синонимы», «Антонимы».
Модуль «Все по порядку»
Содержание работы:
Работа с детьми
- Совершенствование умения составлять описательные рассказы по различным лексическим темам, пересказывать и составлять план пересказа –самостоятельно оформлять наглядное пособие (мнемотаблицу).
- Формирование альбома самостоятельно проработанных детьми и составленных совместно с педагогом схем описательных рассказов.
- Углубление знаний детей об окружающей среде.
- Улучшение коммуникативных навыков детей .
Работа с родителями
- Консультация для родителей «Развитие целостного, последовательного связного высказывания».
- Буклет «Игры, направленные на развитие словарного запаса».
- Помощь детям в составлении собственных схем описательных рассказов.
Практический результат проекта
- Оформление коллективного альбома «Слова по порядку», его презентация на занятии.
- Практическое использование альбома.
Ожидаемый результат: - Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей. - Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей. - Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Эффективность данных результатов Для детей:
- положительная динамика речевого развития; успешная социальная адаптация в ОБУДО «ОЦРТДиЮ» и семье; - выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
Для родителей:
- активизация педагогического потенциала родителей, - приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей; - овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка; - чувство удовлетворенности от совместного творчества.