СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект логопедической недельки "Говорим правильно"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен проект логопедической недельки для детей дошкольного возраста в летний период. Мероприятия направлены на развитие общих речевых навыков

Просмотр содержимого документа
«Проект логопедической недельки "Говорим правильно"»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад первой категории № 60 «Ягодка» с. Кулешовка













Проект логопедической недельки для детей дошкольного возраста

«Говорим правильно».





Подготовила:

Учитель – логопед

Петрова М. Л.






с. Кулешовка

2017

«Говорим правильно»

проект логопедической недельки.


Проект направлен на развитие речевой активности дошкольников разных возрастных групп.


Овладение родным языком – одно из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, поскольку речь не дается человеку от рождения. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения, поскольку от уровня овладения устной связной речью зависят успешность обучения в школе, умение общаться с людьми и интеллектуальное развитие.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и основных психических процессов.

Вид проекта: практический, игровой.

Участники: воспитатели, родители, воспитанники младшего, среднего, старшего возраста, учитель – логопед.

Продолжительность: одна неделя.

Задачи:

  • развивать речевую активность детей;

  • обогащать и активизировать словарный запас;

  • совершенствовать грамматический строй речи;

  • вызывать интерес дошкольников к логопедическим играм, потребность в них;

  • формировать практические умения и навыки правильной речи (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически верной);

  • развивать и совершенствовать все стороны устной речи каждого ребенка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь);

  • побуждать детей к речевому общению со сверстниками и взрослыми;

  • вызывать у педагогов желание совершенствовать речь свою и детей.


Этапы реализации проекта:

  • 1-й – организационный;

  • 2-й – формирующий;

  • 3-й – заключительный.


Ожидаемые результаты:

  • ребенок проявляет устойчивый интерес к речевым играм;

  • умеет грамматически правильно формулировать свои мысли;

  • имеет богатый активный и пассивный словарный запас, использует его на практике;

  • преодолевает речевой негативизм, скованность;

  • проявляет речевую и общую инициативу;

  • умеет преодолевать внутренний страх перед выступлением.


1-й этап. Организационный.

Формы работы.

  1. Анализ научной и методической литературы.

  2. Разработка перспективного плана работы с детьми.

  3. Подборка игр и упражнений.

  4. Организация предметно – развивающей среды.


Содержание деятельности.

  1. Определение актуальности, проблемы, цели.

  2. Создание условий для проведения логопедических игр.

  3. Подбор необходимого наглядного материала для проведения логопедических игр.


2-й этап. Формирующий.

Форма работы: реализация перспективного плана работы с детьми.


Содержание деятельности.

  1. Организация предметно – развивающей среды (необходимые предметные и сюжетные картинки, атрибуты для игр).

  2. Работа с детьми: дидактические игры, игры на координацию речи с движением, развитие мелкой моторики кистей рук, индивидуальная работа с детьми, разучивание стихотворений, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, беседы, проговаривание чистоговорок с различными группами согласных.


3-й этап. Заключительный.

Форма работы: диагностика и мониторинг качества речевого развития детей.


Перспективный план работы с детьми.


Понедельник «Играем с пальчиками».


Вторая младшая группа.

Пальчиковая гимнастика «Дождик».

Задача: развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.

Дети стучат указательным пальцем одной руки по раскрытой ладони другой.


Упражнение на песке «Дорисуй капельки».

Задача: развивать мелкую моторику, творческое воображение, навыки рисования прямых линий.

Дети рисуют указательным пальцем капельки на песке.


Дидактическая игра «Чудо – мешочки».

Задача: развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, представления о разной структуре предметов.

Дети ощупывают предметы, находящиеся в мешочках, и называют их.

Средняя группа.

Пальчиковая гимнастика «Бабочка».

Задача: развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.

Дети складывают ладони вместе и имитируют полет бабочки.

Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.

Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки.

 

Ах, красавица какая-

Эта бабочка большая!

Над цветами полетала-

И мгновенно вдруг пропала.




Дидактическое упражнение «Выложи бабочку».

Задача: развивать мелкую моторику, творческое воображение, умение выкладывать фигуры по образцу.

Дети выкладывают из счетных палочек бабочку по образцу.


Дидактическая игра «Угадай на ощупь».

Задачи:

  • закреплять знания о форме предметов;

  • развивать тактильные ощущения.

В «Волшебном мешочке» фигурки насекомых.


Старшая/подготовительная группы.

Пальчиковая гимнастика «Насекомые».

Задача: развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.

Дружно пальчики считаем
Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь!
(прячем руки за спину)


Дидактическое упражнение «Выложи насекомых».

Задача: развивать мелкую моторику, творческое воображение, речевую активность, связную речь.

Дети выкладывают из шерстяных ниток контур насекомых и описывают их.


Вторник «Загадаем – отгадаем».


Вторая младшая группа.

Отгадывание загадок по теме «Летние забавы».

Задачи:

  • развивать мышление, внимание, речевую активность;

  • обогащать словарный запас.

Не сеть она и не сачок,

Рыбу ловит на крючок.

(Удочка)

В тихую погоду

Нет нас нигде,

А ветер подует

— Бежим по воде.

(Волны)


Хочешь

— В воду ты ныряй,

Хочешь

— На песке играй.

Сколько замков

Здесь создашь!

Что это за место? ...

(Пляж)


Он качели и кровать,

Хорошо на нем лежать,

Он в саду или в лесу

Покачает на весу.

(Гамак)


Что это у Галочки?

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

А ниточка в реке.

(Удочка)


Летом я и мой дружок

Бегаем на бережок.

Мы чуть свет всегда встаем,

Спиннинг, удочки берем,

Червячков в консервной банке.

Это нужно для приманки.

Чем мы увлекаемся?

Как мы называемся?

(Рыбалка, рыбаки)


Игра «Скажи тихо – громко».

Задача: учит детей менять силу голоса.

Дети называют свои имена то тихо, то громко.


Средняя группа.

Отгадывание загадок по теме «Цветы».

Задачи:

  • развивать мышление, внимание, речевую активность;

  • обогащать словарный запас детей.

То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли.

(Цветок колокольчик)

Каждый, думаю, узнает,
Если в поле побывает,
Этот синенький цветок,
Всем известный …

(Василек)


На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.

(Одуванчик)


Золотое решето
Черных домиков полно.

(Подсолнух)


— Любит-не-любит, —

Гадает Наташка,

Что же в руках у ней?

Цветик — ... (ромашка)


Желтый солнечный глазок,

Белоснежный лепесток.

То не роза и не кашка,

Что же за цветок?

(Ромашка)


Игра «Повтори, не ошибись».

Задача: учить сначала медленно, а потом быстро произносить скороговорки.

  1. У осы не усы, и не усищ-ща, а у-у-сики.


  1. Во лесу лозу вяжу.
    На возу лозу везу.
    Коза, лозу не лижи - Накажу!



  1. Летят три пичужки через три пустых избушки.


  1. Еж, еж, где живешь?
    Еж, еж, что несешь?



Старшая/подготовительная группы.

Отгадывание загадок по теме «Растения и цветы».

Задачи:

  • развивать мышление, внимание, речевую активность;

  • обогащать словарный запас.

Разбежались в поле ловко,

Словно солнышки, головки,

Желтенькие мальчики.

А как зовутся?

(Одуванчики)


Приходите летом в лес!

Там мы созреваем,

Из-под листиков в траве

Головой киваем,

Объеденье-шарики,

Красные фонарики.

 (Ягоды)


Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь,
На куски его порежь, мякоть красную поешь.

(Арбуз)


Красна, сочна, душиста,
Растет низко, к земле близко.

(Земляника)


Весной веселит,
летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Дерево)

Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.
(Мох)


Игра «Скажи, как я».

Задача: учить детей произносить текст разным по тембру и интонации голосом.

Дети проговаривают чистоговорки разным по тембру и интонации голосом.

  1. Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло.
    Ла-ла-ла – мама клещи принесла.
    Лу-лу-лу – бабушка дала пилу.
    Ли-ли-ли – папа строит корабли.
    Ле-ле-ле – он их строит на земле.



  1. Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.
    Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.
    Ши-ши-ши – ее любят малыши.
    Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу.



  1. Жу-жу-жу, жу-жу-жу
    Как-то еж пришел к ужу.
    Жи-жи-жи, жи-жи-жи
    Мне ужаток покажи.
    Жу-жу-жу, жу-жу-жу
    Я с ежами не дружу.
    Жа-жа-жа, жа-жа-жа
    Еж уходит от ужа.



  1. Чу-чу-чу, чу-чу-чу
    Посадили алычу.
    Ча-ча-ча, ча-ча-ча
    И вот поспела алыча.
    Чу-чу-чу, чу-чу-чу
    Собираем алычу.
    Чо-чо-чо, чо-чо-чо
    Подставляй свое плечо.
    Чи-чи-чи, чи-чи-чи
    Сварили сок из алычи.
    Ча-ча-ча, ча-ча-ча
    Всем так полезна алыча.


Среда «Веселая игротека».


Вторая младшая группа.

Игра «Доскажи словечко».

Задачи:

  • развивать речевое внимание, чувство ритма, речевой слух;

  • обогащать и активизировать словарный запас.

Взрослый читает стихотворения, затем повторяет их. Пропуская отдельные слова, а дети их досказывают.

-Гуси, гуси.
-Га-га-га.
-Есть хотите?
-Да-да-да.
-Так летите же домой.
-Серый волк под горой.
Зубы точит, воду пьет,
Нам проходу не дает.
-Ну, летите, как хотите.
Только крылья берегите.


Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
— Ко-ко-ко, ко-ко-ко
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
Съели толстого жука,
Земляного червяка.
Выпили водицы
Полное корытце.



Подвижная игра «Осень».

Цель:

  • координировать речь с движением;

  • активизировать речевую деятельность, развивать общую моторику.

Дети называют признаки осени, выполняя плавные движения всем корпусом, имитируя летящие листья.


Средняя группа.

Дидактическая игра с мячом «Назови ласково».

Задачи:

  • формировать грамматический строй речи;

  • учить образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Цветок - …, солнце - …, облако - …, туча - …, трава - …, дождь - …. И т.д.


Подвижная игра «Солнышко и тучка».

Задачи:

  • координировать речь с движением;

  • активизировать речевую деятельность детей;

  • развивать общую моторику.

«Солнышко» - дети свободно перемещаются по комнате, «Тучка» - бегут и садятся на стульчики.


Старшая/подготовительная группы.

Дидактическая игра с мячом «Сосчитай до пяти».

Задачи:

  • совершенствовать грамматический строй речи;

  • учить согласовывать существительные с числительными.

Логопед бросает мяч ребенку и просит посчитать котят (от одного до пяти): «один котенок», «Два котенка» и т. д.


Подвижная игра «Листочки».

Задачи:

  • координировать речь с движением;

  • активизировать речевую деятельность;

  • развивать общую моторику.

«Подул ветер, листочки полетели» - дети бегают по группе, «ветер стих» - садятся на стульчики.


Четверг «Запоминай-ка».


Вторая младшая группа.

Разучивание стихотворения о лете.

Цель:

  • развивать слухоречевую память;

  • обогащать и активизировать словарный запас;

  • активизировать речевую деятельность.


-Почему для всех ребят

Лета не хватает?

— Лето, словно шоколад,

Очень быстро тает!


Автор: В. Орлов


Пришел июнь.
«Июнь! Июнь!» —
В саду щебечут птицы.
На одуванчик только дунь,
И весь он разлетится.

Автор: С. Маршак


Проговаривание чистоговорок со звуками [з], [з’].

Задачи:

  • закреплять правильное произношение звуков в речи;

  • развивать речевую активность, чувство рифмы, силу голоса, темп речи.

  1. За-за-за, уходи домой, коза!

  2. Зу-зу-зу, Катю моем мы в тазу.

  3. У зайки Бубы заболели зубы.

  4. У маленькой Зины бузина в корзине.


Средняя группа.

Разучивание стихотворения о летних месяцах.

Задачи:

  • развивать слухоречевую память;

  • обогащать и активизировать словарный запас;

  • активизировать речевую деятельность.


Июнь

Пришел июнь.

«Июнь! Июнь!»

– В саду щебечут птицы… На одуванчик только дунь И весь он разлетится.

Июль

Сенокос идет в июле,

Где-то гром ворчит порой. И готов покинуть улей Молодой пчелиный рой.

Август

Собираем в августе Урожай плодов.

Много людям радости После всех трудов.

Солнце над просторными Нивами стоит.

И подсолнух зернами Черными

Набит.

С. Я. Маршак

Проговаривание чистоговорок с шипящими звуками.

Задачи:

  • закреплять правильное произношение звуков в речи;

  • развивать речевую активность, чувство рифмы, силу голоса, темп речи.

  1. Ша-ша-ша, мама моет малыша.

  2. Шу-шу-шу, я письмо пишу.

  3. Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.

  4. Жу-жу-жу, молока дадим ежу.

  5. Ща-ща-ща, мы несем домой леща.

  6. Ащ-ащ-ащ, надеваю плащ.

  7. Тощий Кощей тащит ящик овощей.

  8. Ча-ча-ча, в комнате горит свеча.

  9. Чу-чу-чу, молоточком я стучу.

  10. Шубка овечки теплее всякой печки.


Заучивание скороговорок.

Задачи:

  • развивать слухоречевую память;

  • обогащать и активизировать словарный запас;

  • активизировать речевую деятельность;

  • вырабатывать четкие, точные произносительные умения и навыки.


Кукушонок в капюшоне

Кукушонок в капюшоне

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

Скороговорка на букву Щ

Скороговорка на букву Щ

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.


Старшая/подготовительная группы.

Разучивание стихотворения Е. Трутневой «Когда это бывает?».

Задачи:

  • развивать слухоречевую память;

  • обогащать и активизировать словарный запас;

  • активизировать речевую деятельность.

Е. Трутнева «Когда это бывает?»

Когда это бывает?

Голубые, синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

Лес и поле в зелени,

Синяя река.

Белые, пушистые

В небе облака.

Золотые, тихие

Рощи и сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды.

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога.

(Весна, лето, осень, зима)


Проговаривание чистоговорок со звуками [л], [л’].

Задачи:

  • закреплять правильное произношение звуков в речи;

  • развивать речевую активность, чувство рифмы, силу голоса, темп речи.

  1. Ла-ла-ла, у меня юла.

  2. Ло-ло-ло, на улице тепло.

  3. Оль-оль-оль, мы купили соль.

  4. У елки иголки колки.

  5. Елка-елочка, колкая иголочка.

  6. На мели мы налима ловили.

  7. В уголок Аленка села, у Аленки много дела.

  8. Мама Милу мылом мыла, Мила мыло не любила.

  9. Юля маленькой была и вертелась как юла.

  10. Морская волна сильна и вольна.


Конкурс чтецов скороговорок.

Задачи:

  • активизировать речевую деятельность;

  • вырабатывать четкие, точные произносительные умения и навыки;

  • воспитывать смелость, уверенность в собственных силах;

  • формировать умение преодолевать страх перед выступлением.


Мышка

Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!


Кощей

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.


Сорок сорок

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

Попугай

Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!


Карасёнок

Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!





Используемая литература.

Логопед № 9, 2015.