муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад первой категории № 60 «Ягодка» с. Кулешовка
Проект логопедической недельки для детей дошкольного возраста
«Говорим правильно».
Подготовила:
Учитель – логопед
Петрова М. Л.
с. Кулешовка
2017
«Говорим правильно»
проект логопедической недельки.
Проект направлен на развитие речевой активности дошкольников разных возрастных групп.
Овладение родным языком – одно из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, поскольку речь не дается человеку от рождения. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения, поскольку от уровня овладения устной связной речью зависят успешность обучения в школе, умение общаться с людьми и интеллектуальное развитие.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и основных психических процессов.
Вид проекта: практический, игровой.
Участники: воспитатели, родители, воспитанники младшего, среднего, старшего возраста, учитель – логопед.
Продолжительность: одна неделя.
Задачи:
развивать речевую активность детей;
обогащать и активизировать словарный запас;
совершенствовать грамматический строй речи;
вызывать интерес дошкольников к логопедическим играм, потребность в них;
формировать практические умения и навыки правильной речи (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически верной);
развивать и совершенствовать все стороны устной речи каждого ребенка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь);
побуждать детей к речевому общению со сверстниками и взрослыми;
вызывать у педагогов желание совершенствовать речь свою и детей.
Этапы реализации проекта:
1-й – организационный;
2-й – формирующий;
3-й – заключительный.
Ожидаемые результаты:
ребенок проявляет устойчивый интерес к речевым играм;
умеет грамматически правильно формулировать свои мысли;
имеет богатый активный и пассивный словарный запас, использует его на практике;
преодолевает речевой негативизм, скованность;
проявляет речевую и общую инициативу;
умеет преодолевать внутренний страх перед выступлением.
1-й этап. Организационный.
Формы работы.
Анализ научной и методической литературы.
Разработка перспективного плана работы с детьми.
Подборка игр и упражнений.
Организация предметно – развивающей среды.
Содержание деятельности.
Определение актуальности, проблемы, цели.
Создание условий для проведения логопедических игр.
Подбор необходимого наглядного материала для проведения логопедических игр.
2-й этап. Формирующий.
Форма работы: реализация перспективного плана работы с детьми.
Содержание деятельности.
Организация предметно – развивающей среды (необходимые предметные и сюжетные картинки, атрибуты для игр).
Работа с детьми: дидактические игры, игры на координацию речи с движением, развитие мелкой моторики кистей рук, индивидуальная работа с детьми, разучивание стихотворений, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, беседы, проговаривание чистоговорок с различными группами согласных.
3-й этап. Заключительный.
Форма работы: диагностика и мониторинг качества речевого развития детей.
Перспективный план работы с детьми.
Понедельник «Играем с пальчиками».
Вторая младшая группа.
Пальчиковая гимнастика «Дождик».
Задача: развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.
Дети стучат указательным пальцем одной руки по раскрытой ладони другой.
Упражнение на песке «Дорисуй капельки».
Задача: развивать мелкую моторику, творческое воображение, навыки рисования прямых линий.
Дети рисуют указательным пальцем капельки на песке.
Дидактическая игра «Чудо – мешочки».
Задача: развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, представления о разной структуре предметов.
Дети ощупывают предметы, находящиеся в мешочках, и называют их.
Средняя группа.
Пальчиковая гимнастика «Бабочка».
Задача: развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.
Дети складывают ладони вместе и имитируют полет бабочки.
Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.
Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки.
Ах, красавица какая-
Эта бабочка большая!
Над цветами полетала-
И мгновенно вдруг пропала.
Дидактическое упражнение «Выложи бабочку».
Задача: развивать мелкую моторику, творческое воображение, умение выкладывать фигуры по образцу.
Дети выкладывают из счетных палочек бабочку по образцу.
Дидактическая игра «Угадай на ощупь».
Задачи:
закреплять знания о форме предметов;
развивать тактильные ощущения.
В «Волшебном мешочке» фигурки насекомых.
Старшая/подготовительная группы.
Пальчиковая гимнастика «Насекомые».
Задача: развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь!
(прячем руки за спину)
Дидактическое упражнение «Выложи насекомых».
Задача: развивать мелкую моторику, творческое воображение, речевую активность, связную речь.
Дети выкладывают из шерстяных ниток контур насекомых и описывают их.
Вторник «Загадаем – отгадаем».
Вторая младшая группа.
Отгадывание загадок по теме «Летние забавы».
Задачи:
развивать мышление, внимание, речевую активность;
обогащать словарный запас.
Не сеть она и не сачок, Рыбу ловит на крючок. (Удочка) | В тихую погоду Нет нас нигде, А ветер подует — Бежим по воде. (Волны) |
Хочешь — В воду ты ныряй, Хочешь — На песке играй. Сколько замков Здесь создашь! Что это за место? ... (Пляж) | Он качели и кровать, Хорошо на нем лежать, Он в саду или в лесу Покачает на весу. (Гамак) |
Что это у Галочки? Ниточка на палочке, Палочка в руке, А ниточка в реке. (Удочка) | Летом я и мой дружок Бегаем на бережок. Мы чуть свет всегда встаем, Спиннинг, удочки берем, Червячков в консервной банке. Это нужно для приманки. Чем мы увлекаемся? Как мы называемся? (Рыбалка, рыбаки) |
Игра «Скажи тихо – громко».
Задача: учит детей менять силу голоса.
Дети называют свои имена то тихо, то громко.
Средняя группа.
Отгадывание загадок по теме «Цветы».
Задачи:
развивать мышление, внимание, речевую активность;
обогащать словарный запас детей.
То фиолетовый, то голубой, Он на опушке встречался с тобой. Названье ему очень звонкое дали, Но только звенеть он сумеет едва ли. (Цветок колокольчик) | Каждый, думаю, узнает, Если в поле побывает, Этот синенький цветок, Всем известный … (Василек) |
На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (Одуванчик) | Золотое решето Черных домиков полно. (Подсолнух) |
— Любит-не-любит, — Гадает Наташка, Что же в руках у ней? Цветик — ... (ромашка) | Желтый солнечный глазок, Белоснежный лепесток. То не роза и не кашка, Что же за цветок? (Ромашка) |
Игра «Повтори, не ошибись».
Задача: учить сначала медленно, а потом быстро произносить скороговорки.
У осы не усы, и не усищ-ща, а у-у-сики.
Во лесу лозу вяжу.
На возу лозу везу.
Коза, лозу не лижи - Накажу!
Летят три пичужки через три пустых избушки.
Еж, еж, где живешь?
Еж, еж, что несешь?
Старшая/подготовительная группы.
Отгадывание загадок по теме «Растения и цветы».
Задачи:
развивать мышление, внимание, речевую активность;
обогащать словарный запас.
Разбежались в поле ловко, Словно солнышки, головки, Желтенькие мальчики. А как зовутся? (Одуванчики) | Приходите летом в лес! Там мы созреваем, Из-под листиков в траве Головой киваем, Объеденье-шарики, Красные фонарики. (Ягоды) |
Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь, На куски его порежь, мякоть красную поешь. (Арбуз) | Красна, сочна, душиста, Растет низко, к земле близко. (Земляника) |
Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. (Дерево) | Мягок, а не пух, Зелен, а не трава. (Мох) |
Игра «Скажи, как я».
Задача: учить детей произносить текст разным по тембру и интонации голосом.
Дети проговаривают чистоговорки разным по тембру и интонации голосом.
Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло.
Ла-ла-ла – мама клещи принесла.
Лу-лу-лу – бабушка дала пилу.
Ли-ли-ли – папа строит корабли.
Ле-ле-ле – он их строит на земле.
Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.
Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.
Ши-ши-ши – ее любят малыши.
Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Как-то еж пришел к ужу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ужаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ежами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Еж уходит от ужа.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Посадили алычу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
И вот поспела алыча.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Собираем алычу.
Чо-чо-чо, чо-чо-чо
Подставляй свое плечо.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Сварили сок из алычи.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
Всем так полезна алыча.
Среда «Веселая игротека».
Вторая младшая группа.
Игра «Доскажи словечко».
Задачи:
развивать речевое внимание, чувство ритма, речевой слух;
обогащать и активизировать словарный запас.
Взрослый читает стихотворения, затем повторяет их. Пропуская отдельные слова, а дети их досказывают.
-Гуси, гуси. -Га-га-га. -Есть хотите? -Да-да-да. -Так летите же домой. -Серый волк под горой. Зубы точит, воду пьет, Нам проходу не дает. -Ну, летите, как хотите. Только крылья берегите. | Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать. А за ней ребятки, Желтые цыплятки. — Ко-ко-ко, ко-ко-ко Не ходите далеко. Лапками гребите, Зернышки ищите. Съели толстого жука, Земляного червяка. Выпили водицы Полное корытце. |
Подвижная игра «Осень».
Цель:
координировать речь с движением;
активизировать речевую деятельность, развивать общую моторику.
Дети называют признаки осени, выполняя плавные движения всем корпусом, имитируя летящие листья.
Средняя группа.
Дидактическая игра с мячом «Назови ласково».
Задачи:
формировать грамматический строй речи;
учить образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Цветок - …, солнце - …, облако - …, туча - …, трава - …, дождь - …. И т.д.
Подвижная игра «Солнышко и тучка».
Задачи:
координировать речь с движением;
активизировать речевую деятельность детей;
развивать общую моторику.
«Солнышко» - дети свободно перемещаются по комнате, «Тучка» - бегут и садятся на стульчики.
Старшая/подготовительная группы.
Дидактическая игра с мячом «Сосчитай до пяти».
Задачи:
совершенствовать грамматический строй речи;
учить согласовывать существительные с числительными.
Логопед бросает мяч ребенку и просит посчитать котят (от одного до пяти): «один котенок», «Два котенка» и т. д.
Подвижная игра «Листочки».
Задачи:
координировать речь с движением;
активизировать речевую деятельность;
развивать общую моторику.
«Подул ветер, листочки полетели» - дети бегают по группе, «ветер стих» - садятся на стульчики.
Четверг «Запоминай-ка».
Вторая младшая группа.
Разучивание стихотворения о лете.
Цель:
развивать слухоречевую память;
обогащать и активизировать словарный запас;
активизировать речевую деятельность.
-Почему для всех ребят Лета не хватает? — Лето, словно шоколад, Очень быстро тает! Автор: В. Орлов | Пришел июнь. «Июнь! Июнь!» — В саду щебечут птицы. На одуванчик только дунь, И весь он разлетится. Автор: С. Маршак |
Проговаривание чистоговорок со звуками [з], [з’].
Задачи:
закреплять правильное произношение звуков в речи;
развивать речевую активность, чувство рифмы, силу голоса, темп речи.
За-за-за, уходи домой, коза!
Зу-зу-зу, Катю моем мы в тазу.
У зайки Бубы заболели зубы.
У маленькой Зины бузина в корзине.
Средняя группа.
Разучивание стихотворения о летних месяцах.
Задачи:
развивать слухоречевую память;
обогащать и активизировать словарный запас;
активизировать речевую деятельность.
Июнь Пришел июнь. «Июнь! Июнь!» – В саду щебечут птицы… На одуванчик только дунь И весь он разлетится. | Июль Сенокос идет в июле, Где-то гром ворчит порой. И готов покинуть улей Молодой пчелиный рой. | Август Собираем в августе Урожай плодов. Много людям радости После всех трудов. Солнце над просторными Нивами стоит. И подсолнух зернами Черными Набит. С. Я. Маршак |
Проговаривание чистоговорок с шипящими звуками.
Задачи:
закреплять правильное произношение звуков в речи;
развивать речевую активность, чувство рифмы, силу голоса, темп речи.
Ша-ша-ша, мама моет малыша.
Шу-шу-шу, я письмо пишу.
Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу, молока дадим ежу.
Ща-ща-ща, мы несем домой леща.
Ащ-ащ-ащ, надеваю плащ.
Тощий Кощей тащит ящик овощей.
Ча-ча-ча, в комнате горит свеча.
Чу-чу-чу, молоточком я стучу.
Шубка овечки теплее всякой печки.
Заучивание скороговорок.
Задачи:
развивать слухоречевую память;
обогащать и активизировать словарный запас;
активизировать речевую деятельность;
вырабатывать четкие, точные произносительные умения и навыки.
Кукушонок в капюшоне Кукушонок в капюшоне Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон! | Скороговорка на букву Щ Скороговорка на букву Щ Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке. |
Старшая/подготовительная группы.
Разучивание стихотворения Е. Трутневой «Когда это бывает?».
Задачи:
развивать слухоречевую память;
обогащать и активизировать словарный запас;
активизировать речевую деятельность.
Е. Трутнева «Когда это бывает?»
Когда это бывает?
Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
Лес и поле в зелени,
Синяя река.
Белые, пушистые
В небе облака.
Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды.
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки, как рога.
(Весна, лето, осень, зима)
Проговаривание чистоговорок со звуками [л], [л’].
Задачи:
закреплять правильное произношение звуков в речи;
развивать речевую активность, чувство рифмы, силу голоса, темп речи.
Ла-ла-ла, у меня юла.
Ло-ло-ло, на улице тепло.
Оль-оль-оль, мы купили соль.
У елки иголки колки.
Елка-елочка, колкая иголочка.
На мели мы налима ловили.
В уголок Аленка села, у Аленки много дела.
Мама Милу мылом мыла, Мила мыло не любила.
Юля маленькой была и вертелась как юла.
Морская волна сильна и вольна.
Конкурс чтецов скороговорок.
Задачи:
активизировать речевую деятельность;
вырабатывать четкие, точные произносительные умения и навыки;
воспитывать смелость, уверенность в собственных силах;
формировать умение преодолевать страх перед выступлением.
Мышка Мышка залезла под крышку, Чтобы под крышкой сгрызть крошку, Мышке, наверное, крышка – Мышка забыла про кошку! | Кощей Тощий немощный Кощей Тащит ящик овощей. |
Сорок сорок Хитрую сороку поймать морока, А сорок сорок – сорок морок. | Попугай Говорил попугай попугаю: Я тебя, попугай, попугаю. Отвечает ему попугай: Попугай, попугай, попугай! |
Карасёнок Карасёнку раз карась Подарил раскраску. И сказал Карась: «Раскрась, Карасёнок, сказку!» На раскраске Карасёнка – Три весёлых поросёнка: Карасёнок поросят перекрасил в карасят! | |
Используемая литература.
Логопед № 9, 2015.