МКДОУ «Детский сад №8 «Колосок»
ПРОЕКТ:
«Моя семья-
моё маленькое
государство»
С 14.04. по 15.05. 2025 г.
Подготовила:
Томашева М.И .
Среднесрочный проект во 2 младшей группе «Ромашка» - с 14.04 по 15.05.2025 г.
«Нравственно – патриотическое воспитание детей
младшего дошкольного возраста».
« Моя семья –моё маленькое государство»
Выполнила: Томашева Марина Ивановна
Семья – любви великой царство,
В ней вера, праведность и сила.
Семья - опора государства,
Страны моей, моей России!
( И.Резник)
Актуальность:
В младшем дошкольном возрасте у детей уже формируются
элементарные представления о явлениях общественной
жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста
свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что
позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и
отношения к окружающим людям и, прежде всего,
к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ
нравственно – патриотического воспитания, его
первая и самая важная ступень. Ребёнок должен
осознать себя членом семьи. Именно семья является
хранителем традиций, обеспечивает преемственность
поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.
Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без
поддержки самой семьи.
Цель проекта:
- формировать у детей понятие «семья»; представление
- детей о семье, семейных и родственных отношениях;
- расширять представления детей о своей семье,
- воспитывать любовь и уважительное
отношение к родителям и предкам,
развивать партнерские отношения
с семьёй.
Задачи проекта:
1. Дать представление о понятиях «семья»; «родные»,
«близкие», расширять представления детей о семье;
закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек
и дедушек.
2. Формировать представления о родственных отношениях.
3. Формировать представления о семейных праздниках.
4. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным
и близким.
5. Вызвать у детей желание рассказывать о своей семье
6. Заинтересовать родителей путем их привлечения к
совместной творческой деятельности с детьми.
Участники проекта: дети в возрасте3-4 лет, родители
воспитанников, воспитатель.
Образовательная область : познавательное развитие,
художественно – эстетическое развитие, речевое развитие,
социально – коммуникативное развитие, физическое
развитие.
Проблема: некоторые дети плохо знают членов своей
семьи по именам. Плохо рассказывают о своей семье,
отсутствуют четкие представления о таких понятиях как
«семья», «члены семьи», « генеалогическое древо» .
Многие дети не могут объяснить значимость семьи для
человека .
Ожидаемые результаты реализации проекта:
дети узнают больше о своей семье: о членах семьи,
традициях. Проявление уважения и заботы ко всем членам
семьи. Понимание значимости семьи в жизни каждого
человека.
План реализации проекта:
1 этап подготовительный:
а). Разработка проекта;
б). Подбор соответствующей литературы и информации по
данной теме.
в). Составление перспективного плана мероприятий,
подготовка к проведению мероприятий;
г). Привлечение родителей к продуктивной и творческой
деятельности:
д). Рассматривание фотографий своей семьи;
беседы о семье «Моя семья»,
«Праздники в моей семье», «Мой
папа самый сильный», рассказы
детей о братьях и сестрах, рассказы о
маме и папе.
2 этап основной:
1 неделя:
Социально – коммуникативное развитие: Беседы :
«Моя семья» , «Любимые занятия членов нашей семьи».
Просмотр семейных фотографий; сюжетно – ролевая игра
« Семья»; «Готовим обед, как мама», «В гости к бабушке».
Игра- инсценировка «Как я маме помогаю».
Дидактические игры: « Кто главный», «Кого как зовут»,
«Моя семья», «Кто что делает».
Речевое развитие :
Составление рассказа « Познакомьтесь с моей семьёй»,
« Когда я был маленький». НОД: «Наша дружная семья».
Пальчиковая гимнастика « Есть у каждого свой дом»,
« Семья», « Пальчик – мальчик».
Потешки: «Наша Маша маленькая…», «Кисонька -мурысонька»,
«Пошел котик под мосток…», поэзия А.Барто
(из цикла «Игрушки»), В.Берестов «Котенок», Н.Саксонская
«Где мой пальчик?»
Сказки: «Сказка о глупом мышонке», «Лиса и заяц»;
«Цветик - семицветик» ; Э. Машковская
"Про бабушку"; В. Осеева: «Сыновья».
Драматизация сказки: «Три медведя».
Просмотр мультфильмов.
Художественное – эстетическое развитие
Аппликация: « Красивые цветы» . Рисование: «Дом в котором я живу».
Познавательное развитие:
Конструирование «Построим дом для своей семьи».
«Знакомство детей с понятием «Дом»».
Физическое развитие:
Подвижная игры: «По ровненькой дорожке»,
«Парами на прогулку», «Найди свой домик»
2неделя:
Социально – коммуникативное развитие: Беседы :
«Выходной день в моей семье», « Генеалогическое древо».
Сюжетно - ролевая игра «Дом», «Дочки- матери».
Просмотр презентации «Наша крепкая семья».
Дидактические игры :«Кто, где живет», «Маленькие
помощники», «Ласковое слово».
Речевое развитие:
Пальчиковые игры: « Семья», « Кто живёт в моей квартире»
Пословицы о семье; Старый дед и внучек» Л. Толстой.
В. Драгунский: «Моя сестренка Ксения»; «Мамина работа»;
К.Ушинский «Петушок с семьёй»; Я.Аким
«Моя родня», стихотворения о Победе.
Загадки на тему: «Семья», «Родной дом»,
«Детский сад».
Заучивание пословиц и поговорок о семье.
Словесная игра «1, 2, 3, 4- кто живёт у
нас в квартире?»
Просмотр мультфильма :
«Заюшкина избушка».
Художественное – эстетическое развитие:
Рисование « Бусы для мамы» ; «Украшение фартука»,
слушание колыбельных песен; разучивание песен про
маму и папу, лепка «Красивый цветок для мамы».
Познавательное развитие :
НОД: « Семья»; Конструирование :«Мебель для дома»;
Рисование песком: «Мой дом».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Наседка и цыплята»,
«Птички в гнёздышках», «Попади в цель», «Гуси –лебеди»,
«Карусель».
Работа с родителями:
1.Изготовление «Семейное древо -Моя семья».
2.Консультация «Роль мамы в воспитании ребёнка».
3.Анкетирование: «Семейные традиции»
3 этап Заключительный:
Выставка – презентация семейных фото «Мы так похожи с тобой,
мама»; «Я и мой папа», «Один в один»
альбом « Моя семья». На мой взгляд, проект «Моя семья – моё
маленькое государство»» является первым
шагом в нравственно-патриотическом
воспитании ребенка дошкольного
возраста, так как формирует
первоначальное прочувствованное
восприятие детьми ближайшей
социокультурной среды, которой
является его семья.
План мероприятий по реализации проекта:
«Социально-коммуникативное развитие»:
Сюжетно – ролевые игры : «Семья», «Пришли гости», «Дочки-матери».
Игровые упражнения: «Помоги кукле Маше навести порядок», «Оденем куклу Катю на прогулку», «Приготовим обед».
Беседы: «Моя семья» , «Кто, где работает?», «Как ты помогаешь маме?», «У меня есть брат (сестра).
«Речевое развитие»:
Чтение художественной литературы:
Д. Габе «Моя семья»;
К. Ушинский «Петушок с семьёй»;
Е. Благинина «Вот какая мама», «Посидим в тишине»;
Стихотворения: Ю. Жуковой «Про нас», Н. Майданник «Моя семья»;
Потешки : «Из-за леса из-за гор, едет дедушка Егор», «Ладушки-ладушки»;
Сказки: «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя», «Три поросенка», «Репка»;
Загадки: тема «Семья».
Театрализация : «Волк и козлята», «Репка», настольный театр «Теремок».
Упражнения: «Доскажи предложение», «Назови ласково каждого члена семьи», «Кто что делает», «Как мы помогаем родным», « Запоминаем имена близких родственников».
«Познавательное развитие»:
Конструирование: «Дом для семьи ».
Беседы: «Что такое хорошо и что такое плохо» (по картинкам); «Мамы и детки».
Игры: «Моя мама самая…..», «Чьи вещи», «Наведи порядок», «Одень куклу».
Художественно-эстетическое развитие :
Рисование: «Платье для мамы».
Аппликация: Мини плакат «Раз ромашка, два ромашка».
Лепка: «Угощение для бабушки и дедушки».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Птички в гнёздышках», «Попади в цель», «Гуси – лебеди», «Карусель».
Пальчиковые игры: «Дружная семейка», «За работу», «Семья». «Ладушки.» «Как у бабушки Наташи»
Физкультминутки: «Семья», «Вот какие мы»,
Игра «Кто, что делает?»
Игра «Назови ласково каждого члена семьи».
- Бабушка – печет пироги, вяжет носки, варежки, ухаживает за внуками …
- Мама - готовит обед, стирает, гладит, ходит по магазинам, воспитывает детей ...
Сын – сынок – сыночек;
Дочь – дочка – доченька;
- Папа – ремонтирует, ездит на машине, зарабатывает деньги, помогает маме
- Дедушка - работает на даче, помогает папе, бабушке …
Брат – братик;
Сестра – сестричка – сестренка;
- Сестра - помогает маме и бабушке по хозяйству, играет с младшими …
- Брат …
Мама – мамочка – мамуля;
Папа – папочка – папуля;
Бабушка – бабуля – бабуличка;
Дедушка – дедуля – дедуличка
Пословицы и поговорки о семье В семье дружат – живут не тужат. В семье разлад – так и дому не рад. Семья сильна, когда над ней крыша одна. При солнышки – тепло, при матушки – добро. Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль. На что и клад, когда дети идут в лад. Нет родителей – нет покровителей. Кто родителей почитает, тот век счастливым живет. Нет лучше дружка, чем родная матушка. Где любовь да совет, там и горя нет. В недружной семье добра не бывает. В хорошей семье хорошие дети растут. Птица рада весне, а дитя – матери. Сердце матери лучше солнца греет. Дети родителям не судьи. Добрые дети – дому венец, а злые – конец. Родители трудолюбивы – дети не ленивы. Жалей отца с матерью, других не найдешь.