СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Наш общий друг - природа"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Природоохранные акции, мероприятия на экологические темы.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Наш общий друг - природа"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с. Свищёвки им. П.И. Мацыгина Белинского района Пензенской области


442257, Пензенская область, Белинский район, с.Свищёвка, ул. Школьная, д. 1а

Телефон 8(84153)3-92-69







Реализация Международного Проекта «Экологическая культура.

Мир и согласие»





Номинация : экологическое воспитание и просвещение.










Гугина Любовь Сергеевна- учитель биологии








Вступление.



1.Проблема взаимоотношений человека и природы. 1стр.



Основная часть .«Наш общий друг- природа»



1.Экологическое воспитание детей дошкольного воспитания 2-3 стр.



2.Экологическое образование на базе общеобразовательной школы 4-7 стр.



3.Дополнительное экологическое образование и воспитание 7-9 стр



4.Экологическое просвещение на базе сельской библиотеки 9-12стр



Заключение.



1.Жить с природой в ладу. 13 стр.





«Мы должны

оставить потомкам не меньше,

чем сами получили».

Д.И.Менделеев

Задачи : формировать чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей малой родины ,стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, развивать исследовательские навыки ,творческое мышление, вовлекать в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.

Вступление .Проблема взаимоотношений человека и природы.

Проблема взаимоотношений человека и природы не нова, но лишь во второй половине XX века антропогенный «пресс» на природную среду составил угрозу продуктивности биосферы и качеству условий жизни самого человека. В настоящее время общество осознает, что основными факторами устойчивого развития являются гарантии экологической безопасности, принимаемые мировым сообществом. Поэтому вполне закономерно, что в начале XXI века у ученых не вызывает сомнения необходимости развертывания широкомасштабного экологического образования, которое становится системообразующим фактором образования всех слоев населения.

Экологическое образование признано приоритетным направлением в гармонизации отношений общества и природы. Признание ведущей роли образования среди мер, направленных на решение экологических проблем, нашло отражение в нормативных документах в нашей стране и за рубежом. Реализация экологического образования отвечает всем требованиям выполнения Национальной доктрины образования в Российской Федерации, Федеральной программы развития образования, Плана действий Правительства РФ в области социальной политики, Концепции модернизации Российского образования» и направлена на разрешение противоречий в системе «общество – природа – личность». Особая роль в деле ликвидации «экологической безграмотности» принадлежит общеобразовательной школе, поскольку через нее проходят все потенциальные природопользователи .Проблема актуальности экологического знания вследствие обострения взаимоотношений общества и природы находит отражение во всех известных ныне науках и проецируется на все школьные дисциплины.





Основная часть. «Наш общий друг- природа»

1. Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста 


Воспитание экологической культуры подрастающего поколения необходимо начинать с раннего возраста. В нашем дошкольном образовательном учреждении проводятся мероприятия по воспитанию у детей интереса и любви к природе. В своей работе воспитатели учитывают особенности младшего возраста, необходимость воздействия в первую очередь наглядных материалов, выходов на природные объекты, применения игровых форм работы и тесного взаимодействия с родителями. 
Так, в детском саду создан уголок живой природы, дидактические игры экологического содержания. Оформлены стенды для родителей: «Сохраним здоровой нашу планету», «Природа и мы», «Экология нашего дома» и ряд других. Ежегодно для детей и родителей проводятся праздники «Лес – наше богатство», «Мы – друзья природы», «Здравствуй, наш зелёный лес».







Регулярно проводятся экскурсии в природу для ознакомления с окружающим миром. 



Проводятся экологические праздники, утренники, занятия ,например: «Встречаем птиц», «Какой чудесный день», «Узнай животного», «Назови деревья», выставки рисунков «Давайте будем беречь планету – другой такой планеты нет», викторины, беседы на тему «Знатоки природы», «О временах года», «О неживой и живой природе»и многое другое. 
Особенностью экологического воспитания и просвещения является привлечение родителей. Это массовые мероприятия - совместное изготовление кормушек и скворечников, оформление родительских уголков, вечер с родителями «Люблю берёзку русскую». Малыши вместе с воспитателями и родителями принимают участие в практических природоохранных мероприятиях, благоустраивают территорию детского сада. Воспитатели, дети и их родители приняли участие в экологическом десанте «Очистим планету от мусора».   Было собрано и вывезено 2 машины мусора, спилено 3 сгнивших дерева, подстрижено 18 кустов акации. На познавательных занятиях в садике дети знакомятся с развитием жизни на Земле, участвуют в оформлении экологического календаря. Свои впечатления дети выражают в рисунках «Утро красит нежным цветом нашу чистую планету».Информация о проведении мероприятий своевременно появлялась на доске объявлений. Методические разработки экологических занятий авторские и подготовлены воспитателями с учётом возрастных особенностей малышей.

2. Экологическое образование на базе общеобразовательной школы
В школе идёт целенаправленная работа по формированию и развитию экологической культуры подрастающего поколения.

Главной целью этой работы является :улучшение экологической обстановки и благоустройство села.

Педагоги используют разнообразные формы и методы для работы с детьми в этом направлении. При организации познавательной деятельности необходимо воздействовать на зрительные и слуховые анализаторы обучаемых, при этом умело сочетать соответствующие аудиовизуальные средства и слово преподавателя. Поскольку, с одной стороны, правильное использование слова является одним из средств наглядного обучения, с другой стороны, в отрыве от устных объяснений преподавателя, наглядность теряет свою значимость. Именно слово преподавателя объединяет понятия, эмоции и знания, конкретное и абстрактное, ибо живое созерцание связано с осмыслением чувственных данных, но не сводимо просто к ощущениям и восприятию. ,

Эффективность процесса экологического обучения и воспитания учащихся зависит также от выбора средств обучения.

В школьной программе всего один час экологии в 9классе, конечно этого мало, чтобы получать достаточно знаний для полноценного изучения экологических проблем и поэтому экология изучается в процессе внеклассной работы: проводятся школьные этапы олимпиады по экологии,  организуется большое количество интересных мероприятий. Так, проведены – конкурс рефератов по теме «Вредное влияние алкоголя, курения и наркотиков на организм человека», устный журнал «Волнуется природа неспроста», конкурсы экологических листовок, плакатов, рисунков на асфальте. Организован конкурс экологических буклетов «Сохраним природу», проведены Дни и недели экологии, праздничная программа «Цветочная гостиная». Общешкольный классный час «Земля тревоги нашей родимый край -село родное закончился призывом ко всем присутствующим. Ученик 11 класса Фомин Иван прочёл стихотворение собственного сочинения.

О природе стали люди забывать,

Больше стали люди засорять:

Воздух чистый, воду в кране-

Дышим чем и пьём что с вами.

Призадуматься пора….

Дышим чем и пьём что с вами.

Призадуматься пора….


Стали в «Новостях» упоминать:

Надо люди всем нам прекращать

Эти яды и отравы лить на землю и на травы.

Призадуматься пора…..

Эти яды и отравы лить на землю и на травы.

Призадуматься пора…


Мусор и пакеты -всё горит

И по ветру вредное летит,

В организм к нам попадает,

И здоровью угрожает-

Призадуматься пора….

В организм к нам попадает

И здоровью угрожает-

Призадуматься пора…


Но не будем, люди, огорчаться:

Меры будут скоро приниматься,

Обратим вниманье с вами-

Вода станет чище в кране,

Воздух тоже посвежей!

Обратим вниманье с вами-

Вода станет чище в кране,

Воздух тоже посвежей!


В учебном процессе проводится большая работа по экологическому воспитанию и просвещению обучающихся, в т.ч. недели и месячники экологии, в рамках которых проходили различные конкурсы, экологические часы, прогулки и экскурсии, игры. 
Популярными стали конкурсы экологических рисунков и плакатов: «Берегите живой мир», «Берегите природу», «Вода – колыбель жизни».
Не менее интересны для школьников экологические игры, доходчиво и в наглядной форме разъясняющие законы науки экологии, правила поведения на природе, например, «Природы – наши корни», «Наш общий дом», «Соседи по планете». Большим воспитательным воздействием обладают экологические праздники, фестивали, творческие конкурсы – сказок, рисунков и т.п. Так, в школе прошёл экологический праздник «Краса леса»,фотоконкурс. Мы в цветочном городке ».





Учителя начальных классов провели конкурс «Визитная карточка моей кормушки»,дети не только кормят птиц, но и ведут за ними наблюдение.


В школе реализуются практические природоохранные проекты. Так,


  • проект «Нам не жить друг без друга» занял 3-е место в районном конкурсе «Летопись добрых дел»,

  • участие в областном детском форуме «Зелёная планета»принесло призовое первое место кружку «Мастерилка» за поделку из природного материала «Домик у реки ».


  • Районный этап Всероссийской акции Летопись добрых дел по сохранению природы» ,проект «Наш общий друг- природа»-2-е место в номинации «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей».

  • Региональный отборочный тур Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2013»,проект «Природа –бесценный дар, один на всех»-3-е место, учащиеся 11 класса, Иртуганова Ю. и Шувалова Е., 2012-2013г.

  • Областной конкурс детского творчества «Мир заповедной природы» - Диплом Министерства природных ресурсов и экологии РФ за активное участие, учащиеся 11 класса, Иртуганова Ю. и Шувалова Е., 2012-2013г.



3.Дополнительное  экологическое образование и воспитание 


В школе создан и действует отряд « Юных экологов», в состав которого входят учащиеся 11 класса, командир отряда Кузина Лилия. Когда создавался отряд, эти ребята учились в 7классе, и за трёхлетний период они проделали большую работу.



Важнейшим направлением работы отряда является:



  • экологическое благополучие места проживания,

  • экологическое просвещение и распространение природоохранных идей.



Работа экологического отряда началась с опроса населения. Было выяснено, что вопросы экологии и благоустройство места проживания волнуют большинство жителей села , поскольку её улицы, переулки нуждаются в наведении чистоты и порядка. Активисты отряда стали организаторами всех дел.

Недалеко от школы находится овраг, он стал объектом №1. Весной прошлого года провели санитарную обработку, и вот теперь он выглядит так.

Нельзя сказать ,что в этом направлении всё получилось. Самое трудное – это изменить стереотипы поведения людей, изменить сознание. Многие просто привыкли сбрасывать мусор в овраги, не заботясь о чистоте, красоте и здоровье. А ведь мусор- это инфекция, грязь, нарушение экологической ситуации, деградации природы, да и самого человека.




Динамика организации форм экологической и природоохранной работы отряда «Юных экологов»


Важной составляющей частью экологического образования является практическая природоохранная деятельность, в основном осуществляемая в рамках природоохранной операции «Наш дом – Земля». 

В операции «Наш дом – Земля» приняли участие 8 « трудовых экологических десантов». Результат работы: очищена и благоустроена территория площадью 1 га, ликвидированы 4 свалки, вывезено 3 тонны мусора, благоустроена территория 2 родников , очищены берега рек , изготовлено и развешено 17 птичьих домиков, высажены 40 саженцев деревьев и 40 кустарников. Это далеко не полный перечень добрых дел, проведённых детьми совместно с родителями и учителями.
В период операции «Наш дом – Земля», начиная с апреля по июнь, школа проводят многочисленные массовые мероприятия экологического, природоохранного и здоровьесберегающего содержания: Дни экологических знаний, Недели, Декады и Месячники экологии.

4. Экологическое просвещение на базе сельской библиотеки

В сельской библиотеке работает замечательный человек, опытный работник культуры, хозяйка «книжного царства»-Назарец Надежда Анатольевна. Приоритетными направлениями в деятельности библиотеки является развитие системы дополнительного экологического образования, его информационная, программно-методическая поддержка, повышение профессионального, образовательного уровня педагогических работников в данной сфере, совершенствование учебной деятельности учащихся, сохранение и развитие системы массовых экологических мероприятий, практической природоохранной деятельности школьников,

Достаточное количество книг, выставок и рекомендаций позволяет учащимся увлеченно заниматься экологическими вопросами. Надежда Анатольевна –патриот нашего села ,организатор «трудовых десантов»по благоустройству территории пансионата престарелых, организатор конкурса «Лучший свищёвский дворик». Так ,летом 2013года успешно прошел конкурс, в котором лучшим двориком был признан дворик супругов Яниных.

Надежда Анатольевна пишет стихи, это ей принадлежат строки о нашем родном селе Свищёвке.

Свищёвка!

Село моё родное,

Люблю тебя, родной мой уголок!

Листая летопись страницы,

Мы чтим обычаи твои,

Здесь Свищев, глядя из окна,

Любуясь, говорил:

«Село моё, село родное.

Здесь революция свершилась,

Своих людей благословив.

А 41… война

В боях с сельчанами пройдя,

Победа нам дала героев.

Разруху, голод-всё снеся,

Наш выстоял народ.

Построил вновь, вспахал поля,

Гордится всем земля моя.

У нас есть школа и больница,

Библиотека тоже есть,

В которой книг не перечесть,

Земля, где сыновьям трудиться,

Есть всё, что мило сердцу моему,

И думаю, потомкам тоже.



Село родное, село родное!

Сердцем оно для меня дорогое.

Раскинулось среди полей.

Лесок здесь сбоку примостился

И речка затерялась среди полей.

Такой красы нигде не видывал,

Таких ромашек на лугу,

И каждый нам бы позавидовал

Увидев эту красоту.

Здесь люди добрые живут,

А знаешь, как они поют?

В одном конце песня зазвучала,

И словно сердце застучало,

И подхватило её всё село,

И запело оно

И про любовь, и про верность,

И про разлуку, и ту же нежность,

Так пой, село, звучите голоса,

Если поёт, значит, живо.


В библиотеке есть выставка «Энциклопедия полезных советов». Много внимания уделяется практическим делам: оформлению и расклеиванию листовок, призывающих не сорить на улицах, соблюдению порядка у памятника павшим воинам.

Второй год библиотека проводит экологическую акцию «Покормите птиц зимой». После беседы на экологическую тему ребята изготавливают кормушки из пластиковых бутылок и вешают их у своего дома.
Были проведены викторина «Знаешь ли ты животных?», литературная игра «Удивительный мир животных», час маленьких открытий «Животные из книги рекордов Гиннеса».

Большую популярность в библиотеках приобрели электронные презентации, они помогают при проведении мероприятий, более наглядно представить работу библиотеки.

Заключение. Жить с природой в ладу



Таким образом, экологическая культура, экологическое воспитание и экологическое образование тесно взаимосвязаны .От нас природа тайны свои не прячет, но учит быть внимательнее к ней .

Зелёные поля, великие леса, цветущие луга окружают наше село - при этом свищёвцы не считают себя покорителями природы, они просто стараются жить с ней в ладу по законам предков.














Литература.



1.В дружбе с людьми и природой А.П.Букин Книга для учителя.

Москва «Просвещение» 1991год.

2.Задания и упражнения по экологии О.Н.Пономарева

Методическое пособие для учащихся 9-11 классов

Пенза 1996год.

3.Журнал «Биология в школе» №3 2008 год.













7