МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
_______________________________________________________________________________________________
Областное государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Курский институт развития образования»
ОГБУ ДПО КИРО
Кафедра социально-гуманитарного образования
Проект
«Пакет материалов
по теме
«Пишем сочинение - рассуждение»
для подготовки обучающихся к ЕГЭ на уроках русского языка»
Выполнила
учитель русского языка и литературы
Коровина Людмила Александровна
Курск 2023
ТЕКСТ № 1
(1) Через пятьсот шагов они увидели стоявшую в гуще молодого ельника 45-миллиметровую противотанковую пушку. (2) Возле пушки на толстом слое рыжей старой хвои сидели вперемежку бойцы Хорышева и те пятеро артиллеристов, о которых он доложил Серпилину.
(3) При появлении комбрига все встали, артиллеристы чуть позже других, но всё-таки раньше, чем Хорышев успел подать команду.
(4) - Здравствуйте, товарищи артиллеристы! - сказал Серпилин. (5) - Кто у вас за старшего?
(6) Вперёд шагнул старшина в фуражке со сломанным пополам козырьком и чёрным артиллерийским околышем. (7) На месте одного глаза у него была запухшая рана, а верхнее веко другого глаза подрагивало от напряжения. (8) Но стоял он на земле крепко, словно ноги в драных сапогах были приколочены к ней гвоздями; и руку с оборванным и прожжённым рукавом поднёс к обломанному козырьку, как на пружине; и голосом, густым и сильным, доложил, что он, старшина девятого отдельного противотанкового дивизиона Шестаков, является в настоящее время старшим по команде, выведя с боями оставшуюся материальную часть из-под города Бреста.
(9) – Откуда, откуда? — переспросил Серпилин, которому показалось, что он ослышался.
(10) – Из-под города Бреста, где в полном составе дивизиона был принят первый бой с фашистами, — не сказал, а отрубил старшина.
(11) Наступило молчание.
(12) Серпилин смотрел на артиллеристов, соображая, может ли быть правдой то, что он только что услышал. (13) И чем дольше он на них смотрел, тем всё яснее становилось ему, что именно эта невероятная история и есть самая настоящая правда, а то, что пишут немцы в своих листовках про свою победу, есть только правдоподобная ложь и больше ничего.
(14) Пять почерневших, тронутых голодом лиц, пять пар усталых, натруженных рук, пять измочаленных, грязных, исхлёстанных ветками гимнастёрок, пять немецких, взятых в бою автоматов и пушка, последняя пушка дивизиона, не по небу, а по земле, не чудом, а солдатскими руками перетащенная сюда с границы, за четыреста с лишним вёрст…
(15) – На себе, что ли? — спросил Серпилин, проглотив комок в горле и кивнув на пушку.
(16) Старшина ответил, а остальные, не выдержав, хором поддержали его, что бывало по-разному: шли и на конной тяге, и на руках тащили, и опять разживались лошадьми, и снова на руках…
(17) – А как через водные преграды, здесь, через Днепр, как? — снова спросил Серпилин.
(18) – Плотом, позапрошлой ночью…
(19) – А мы вот ни одного не переправили, — вдруг сказал Серпилин, но хотя он обвёл при этом взглядом всех своих, они почувствовали, что он упрекает сейчас только одного человека — самого себя.
(20) – А что лес прочешут, не побоялись?
(21) – Надоело бояться, товарищ комбриг, пусть нас боятся!
(22) – Так и не прочёсывали?
(23) – Нет, только минами кругом всё закидали. (24) Командира дивизиона насмерть ранили.
(25) – А где он? — быстро спросил Серпилин и, не успев договорить, уже сам понял, где…
(26) В стороне, там, куда повёл глазами старшина, под громадной, старой, до самой верхушки голой сосной желтела только что засыпанная могила; даже немецкий широкий тесак, которым резали дёрн, чтобы обложить могилу, ещё не вынутый, торчал из земли, как непрошеный крест.
(27) На сосне ещё сочилась смолой грубая, крест-накрест зарубка. (28) И ещё две такие же злые зарубки были на соснах справа и слева от могилы, как вызов судьбе, как молчаливое обещание вернуться.
(29) Серпилин подошёл к могиле и, сдёрнув с головы фуражку, долго молча смотрел на землю, словно стараясь увидеть сквозь неё то, чего уже никому и никогда не дано было увидеть, — лицо человека, который с боями довёл от Бреста до этого заднепровского леса всё, что осталось от его дивизиона: пять бойцов и пушку с последним снарядом.
(30) Серпилин никогда не видел этого человека, но ему казалось, что он хорошо знает, какой это человек. (31) Такой, за которым солдаты идут в огонь и в воду, такой, чьё мёртвое тело, жертвуя жизнью, выносят из боя, такой, чьи приказания выполняют и после смерти. (32) Такой, каким надо быть, чтобы вывести эту пушку и этих людей. (33) Но и эти люди, которых он вывел, стоили своего командира. (34) Он был таким, потому что шёл с ними…
(По К. М. Симонову*)
* Константин Михайлович Симонов (1915–1979) — русский советский прозаик, поэт и киносценарист.
Сочинение-рассуждение по тексту К.Симонова
К. М. Симонов - советский военный корреспондент, прозаик и поэт - в приведенном тексте поднимает проблему важности личностных качеств военного командира.
ИЛИ
Каким должен быть настоящий командир? Что за качества должны быть у такого человека? Над этими вопросами заставляет нас задуматься К. М. Симонов в предложенном тексте.
Автор рассказывает случай из военной жизни, когда пятеро артиллеристов прошли четыреста с лишним вёрст до своих из самого пекла войны, с передовой. Но в бою потеряли командира, «человека, который довёл от Бреста до заднепровского леса. Всё, что осталось от его дивизиона: пять бойцов и пушка с последним снарядом». Вот пример, достойный подражания - настоящий командир должен чувствовать ответственность за тех, кто у него в подчинении.
Продолжая свою мысль, автор убеждает нас, что за таким человеком солдаты пойдут и в огонь и в воду, “будут рисковать жизнью”, потому что сами они стоят его. Личным примером офицер воспитывает своих бойцов, вселяя в них непоколебимую веру в победу, боевой дух, подчеркивается в тексте. Обобщая сказанное, Симонов убеждает нас в важности личностных качеств военного командира.
Таким образом, автор приходит к следующему выводу: настоящий командир должен быть человеком, способным повести за собой людей, за него солдаты готовы пожертвовать своей жизнью.
Точка зрения автора неопровержима. История приводит немало фактов колоссального влияния личности командира на своих подчинённых. Это блистательные военачальники: Кутузов, Суворов, Чапаев, Жуков, Рокоссовский. Вот, к примеру, Суворов и ел, и пил, и спал вместе с солдатами. Выносливый, крепкий, смелый, справедливый, он умел повести за собой сотни людей.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что авторитет командира должен быть непререкаем, его личностные лидерские качества незыблемы. Только такой человек способен вести за собой вперед, к победе!
ТЕКСТ № 2
(1)Осень в этом году стояла — вся напролёт — сухая и тёплая. (2)Берёзовые рощи долго не желтели. (3)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса, а через неё, как через матовое стекло, проступали увядшие пажити и полосы изумрудных озимей.
5)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (6)Вода булькала, позванивала, журчала. (7)Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. (8)Это курлыкали журавли.
(9)Я поднял голову. (10)Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. (11)Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели в тёплую страну.
(12)Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей.
(13)За несколько дней до этой встречи с журавлями один журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (14)Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении. (15)Я выбрал стихи Лермонтова.
(16)Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (17)Разве не шедевр этот клик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?
(18)Да что говорить! (19)Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью. (20)Каждый лист был совершенным творением природы, произведением её таинственного искусства, недоступного нам, людям.
(21)Кроме стихотворных шедевров, Лермонтов оставил нам и прозаические, такие как «Герой нашего времени». (22) Они наполнены, как и стихи, жаром его души. (23)Он сетовал, что безнадёжно растратил этот жар в великой пустыне своего одиночества.
(24)Так он думал. (25)Но время показало, что он не бросил на ветер ни одной крупицы этого жара. (26)Многие поколения будут любить каждую строчку этого бесстрашного и в бою, и в поэзии некрасивого и насмешливого офицера.
(27)Один из верных признаков шедевров — они остаются жить в нас надолго, почти навсегда. (28)И мы сами обогащаем их, как бы додумываем вслед за поэтом, дописываем то, что не досказал он.
(29)Новые мысли, образы, чувства теснятся в голове. (30)Каждая строка стихов разгорается, подобно тому, как с каждым днём сильнее бушуют осенним пламенем громады лесов за рекой.
(31)Очевидно, свойство истинного шедевра — делать и нас равноправными творцами вслед за его подлинным создателем.
(32)Распространено мнение, что шедевров немного. (33)Наоборот, мы окружены шедеврами. (34)Мы не сразу замечаем, как осветляют они нашу жизнь, какое непрерывное излучение из века в век исходит от них, рождает у нас высокие стремления и открывает нам величайшее хранилище сокровищ — нашу землю.
(35)Каждая встреча с любым шедевром — прорыв в блистающий мир человеческого гения. (36)Она вызывает изумление и радость.
(37)Шедевры! (38)Шедевры кисти и резца, мысли и воображения! (39)Шедевры поэзии!
(40)В каждом шедевре заключается то, что никогда не может примелькаться, — совершенство человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на всё, что окружает нас и вовне, и в нашем внутреннем мире. (41)Жажда достигнуть всё более высоких пределов, жажда совершенства движет жизнь. (42)И рождает шедевры.
(43) Я пишу всё это осенней ночью. (44) Осени за окном не видно, она залита тьмой. (45)Но стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды, начнёт перешёптываться с последней листвой, облетающей непрерывно и днём и ночью. (46)И блеснёт неожиданным светом звезды, прорвавшейся сквозь ночные волнистые туманы.
(47)И всё это покажется вам великим шедевром природы, целебным подарком, напоминающим, что жизнь вокруг полна значения и смысла.
(По К. Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892−1968) — известный русский советский писатель, классик отечественной литературы.
Сочинение-рассуждение по тексту Паустовского
Можно ли явления природы назвать шедевром? Над этим вопросом задумался Константин Георгиевич Паустовский - русский советский писатель.
Размышляя над этой проблемой, автор рисует нам удивительные картины осени, используя широкую палитру ярких красок: это и «увядшие пажити, и полосы изумрудных озимей, и голубеющая дымка, которая затягивала плёсы на реке». И среди этого осеннего раздолья классик отечественной литературы услышал курлыканье журавлей, которое сравнил « с переливанием воды из звонкого стеклянного сосуда в другой, такой же сосуд». Эти переливы птичьего крика поразили автора до глубины души, что он сравнил их с шедевром.
Следствием размышлений автора стала мысль, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе (предложение 16), «ведь встреча с шедевром - это изумление и радость». А автор испытал именно эти чувства, убеждая нас в созвучии чувства восприятия прелести стиха, картины, музыки или природы.
Главная мысль текста заключается в том, что красота природы - это совершенное произведение её таинственного искусства, недоступного людям. Каждый осенний лист - шедевр.
И с этим сложно поспорить. Я абсолютно солидарна с автором. Природа- это храм, божественный и величавый. Её красота вдохновляет и умиротворяет человека. Каждая снежинка и тонкая березовая веточка, осенний костёр из листьев, журчание весеннего ручейка, шустрого и весёлого, жужжание пчёл и аромат весенних цветов - всё это достойно называться шедевром. Помните, как у Пушкина?
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
И ты чувствуешь само дыхание осени… И восторг, и нежность, и теплоту…
Подводя итог сказанному, хочется отметить, что к природе действительно нужно относиться, как к шедевру. И помнить, что удивительное находится рядом с нами ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Мир природы - это мир красоты и гармонии.
ТЕКСТ № 3
(1) Избушечка у бабы Мани — бывшая банька, единственная в деревне постройка, которая уцелела от войны, при ней огородик величиной с волейбольную площадку, а деревьев всего одна берёза, да и та инвалид Отечественной войны — будто культяпки, подняла к небу сухую развилку, обрубленную снарядом. (2) Но любит, обожает птичий народ бабы Манину усадебку. (3) Горластые воробьи-забияки разживаются на ней с утра до ночи, белобокие сороки запросто, как на качелях, качаются на берёзе, вороны, голуби справляют свои свадьбы. (4) А у кого весной первую песню поёт красавец скворец? (5) У бабы Мани. (6) На берёзе-инвалиде, к которой она ещё в тот день, когда вместе с земляками вышла из партизанских лесов, приладила немудрёную, наспех сколоченную скворечню. (7) Соседям это было в диво. (8)У них-то скворчиные дома — терема резные на шестах. (9) И со всеми удобствами: тут тебе и леток с хитроумными дверками, тут тебе и полочка, и ветка берёзовая — садись куда хочешь да пой свои песни. (10)А вот не рвутся скворцы в эти терема. (11)Весной целыми днями за бабы Манину развалюху воюют, и только после окончательного дележа какой-нибудь неудачник поселялся в теремах.
(12)– Баба Маня, — допытывались соседи, — скажи нам своё птичье слово, которым скворчишек к себе приманиваешь.
(13)– Да какое у меня птичье слово? (14)Никакого птичьего слова я не знаю. (15)Разве иной раз от скуки выйдешь да поговоришь с ними. (16)Вот и всё моё птичье слово.
(17)В ту весну баба Маня решила немножко подновить свою скворечню, а то, чего доброго, рассердятся скворушки — к соседям улетят. (18)Всякая божья тварь любит заботу о себе. (19)В тёплый солнечный день она вышла из дома, вынесла лесенку и протоптала в снегу тропку к берёзе-инвалиду, затем приставила её к стволу дерева. (20) Старенькая, дряхлая была баба Маня. (21) На первые три поперечины кое-как поднялась, а дальше — голова закружилась — свалилась в снег. (22) Какое-то время она лежала в снегу без сознания, а потом слетелись на берёзу воробьи и давай кричать всем скопом:
(23) – Вставай, вставай, баба Маня! (24) А то простудишься. (25) Баба Маня встала. (26) Встала, с трудом добралась до дома и слегла: у неё началось двустороннее воспаление лёгких. (27) Больше месяца не поднималась с постели баба Маня, и врачи не сомневались: умрёт старуха. (28)Нет на свете такого лекарства, чтобы старого человека воскресить из мёртвых.
(29)Есть, есть такое лекарство! (30)Его бабе Мане принесли скворцы. (31)Однажды ранним утром пришла в себя баба Маня — и что такое? (32)Кто стуком стучит во все окошечки её убогой лачужки? (33)Она подняла от подушки старую голову — и, боже ты мой: скворушки! (34)Её любимыши. (35)Стучат, колотятся жёлтыми клювиками в рамы, бьют воронёными крылышками в стекло:
(36) – Вставай, вставай, баба Маня! (37)Мы тебе здоровье принесли. (38)Баба Маня от бессилия уронила голову на подушку, заплакала:
(39)– Нет, нет, не могу, ребята. (40)Мне уж не подняться, не встретить вас больше.
(41)– Да как не встретить! (42) Кто сказал, что у тебя сил нет?
(43)Баба Маня сделала над собой немыслимое усилие и поднялась. (44)Не могла она умереть, не посмотрев последний раз на свою любимую птицу. (45)Хватаясь руками за стены, за косяки дверей, она выползла на улицу, на тёплое солнышко, оперлась на лёгкий, побелевший от старости, как она сама, батожок и долго так стояла с закрытыми глазами, с наслаждением вслушиваясь в весеннюю песню скворцов. (46)С этого дня баба Маня пошла на поправку.
(По Ф. Абрамову)
Фёдор Александрович Абрамов (1920-1983) – русский советский писатель, литературовед, публицист.
Сочинение - рассуждение по тексту
Ф. Абрамова “Есть, есть такое лекарство”
В чём проявляется связь природы и человека? Насколько крепка она и значима? Над этими вопросами задумался русский советский писатель Фёдор Александрович Абрамов в предложенном нам тексте.
В центре внимания автора история из жизни пожилой женщины бабы Мани, усадьбу которой “любит, обожает птичий народ”. Только у неё разживаются с утра горластые воробьи - забияки, только у неё весной первую песню поёт красавец - скворец. Это происходило, потому, считает автор, что птицы чувствуют со стороны бабы Мани искреннюю любовь и заботу о себе. И за её доброе сердце отплатили пернатые друзья тем же. Когда женщина была больна и врачи уже не сомневались в её смерти, на помощь пришли её любимыши. “Стучали они клювиками в рамы, будто хотели сказать: “Вставай, баба Маня! Мы тебе здоровье принесли.” И старущка поднялась, а через некоторое время пошла на поправку. Вот какие чудеса могут быть, убеждает нас писатель. Сопоставляя эти примеры, автор как раз и подчёркивает, на мой взгляд, крепкую связь человека и природы.
Позиция автора заключается в следующем: птицы, как и люди, чувствуют и ценят человеческое тепло и внимание, а взамен приносят радость общения и исцеление.
И с этим нельзя не согласиться. Птицы - наши друзья. Они часть природы, как и мы, люди. И связь между нами неразрывна. Об этой связи пишет и Евгений Носов в рассказе “Тридцать зёрен”, где писатель размышляет о том, как общение с природой обогащает человека. Автор спас синичку в холода, накормив её зернышками, а в ответ птичка прилетает к нему каждый день. Это помогает человеку работать.
Вот так и получается, что природа, нас окружающая, и все живые существа, населяющие её, являются частью нашей жизни и нас самих. Мы единое целое.
ТЕКСТ № 4
(1)Свобода — это когда у тебя есть выбор и ты сам решаешь, как быть и что предпринять. (2)Я точно знаю, что такое свобода: получилось узнать на практике.
(3)Это был май 1989 года. (4)Подошла к концу моя служба в Советской армии, в войсках на территории не существующей ныне страны ГДР. (5)В моей армейской службе ничего особенно страшного не было, но в целом было трудно. (6)Самое трудное — ты практически никогда не можешь побыть один и тебе приходится постоянно выполнять команды совершенно чуждых и, как правило, плохо относящихся к тебе людей.
(7)И вот это всё закончилось. (8)Длилось два года и закончилось. (9)Нас привезли на военный аэродром рядом с городом Эберсвальде, посадили в самолёт, и мы полетели в Минск. (10)Самолёт был самый обычный, гражданский, Ту-154. (11)Были даже стюардессы, которые разносили воду и чай. (12)Было приятно сидеть у иллюминатора и смотреть на проплывавшие внизу Германию, Польшу, Белоруссию, на леса, города и дороги. (13)День был ясный, безоблачный. (14)Белоруссия тогда ещё не была отдельной страной.
(15)В аэропорту нашу группу погрузили в автобус и повезли в комендатуру. (16)Молодой улыбчивый прапорщик раздал нам все необходимые для возвращения домой документы, каждый получил по 10 рублей на карманные расходы. (17)Пожал нам руки. (18)«Ну, парни, спасибо вам за службу. (19)Удачно вам добраться до дома. (20)Всё, вы свободны».
(21)Мы свободны. (22)Я свободен. (23)Все пошли вместе отмечать дембель, а я не пошёл. (24)Надо было наконец побыть одному.
(25)Комендатура располагалась в центре Минска, рядом с небольшим парком.
(26)Купил в киоске бутылку напитка «Буратино», тогда в нашем распоряжении не было кока-колы или спрайта, зато был напиток «Буратино» — желтоватая сладковатая жидкость с пузырьками. (27)Побродил по парковым дорожкам, сел на скамейку. (28)Сидел, отхлёбывал. (29)Долго-долго сидел.
(30)Я свободен. (31)Могу сидеть на этой скамейке сколько угодно, хоть весь день и всю ночь. (32)И ничего мне за это не будет. (33)Никто не рявкнет «чего расселся», никто не спросит, почему не на рабочем месте, не прозвучит слово «бегом».
(34)А могу не сидеть на скамейке. (35)Могу гулять по парку, по городу. (36)Могу сразу отправиться на вокзал и поехать домой, в Москву. (37)А могу пойти на вокзал вечером. (38)И поехать могу не в Москву, а, допустим, в Киев или в Ленинград (дикая, конечно, идея, но — могу! могу!).
(39)Но я долго-долго сидел на скамейке. (40)Не хотелось никуда идти. (41)Я смотрел на ярко-зелёные деревья, на жёлтые парковые дорожки, на улыбающихся, свободных людей, среди которых попадались красивые девушки. (42)Впрочем, на некрасивых девушек тоже было очень приятно смотреть. (43)Я ощущал себя принадлежащим к этим свободным, нормальным людям. (44)Я теперь в мире свободных людей.
(45)Это было удивительное, ни с чем не сравнимое чувство. (46)Никогда, ни до, ни после, у меня не было такого острого, всепоглощающего ощущения счастья. (47)Счастья от того, что можно просто сидеть на скамейке. (48)Сколько хочешь.
(49)Я просидел так примерно час. (50)Потом вышел на широкий шумный проспект, спросил дорогу к вокзалу. (51)И поехал домой.
(52)Сейчас, вспоминая этот далёкий майский день (дату почему-то не запомнил, странно), я понимаю, что это и есть самая главная свобода — возможность просто сидеть на скамейке, идти куда угодно или никуда не идти — как хочется. (53)А не политическая свобода или так называемая внутренняя. (54)У тебя может быть полно внутренней свободы, но если ты никогда не можешь быть один и постоянно вынужден выполнять разнообразные приказы, следующие один за другим, то грош цена этой самой внутренней свободе. (55)Эту свою внутреннюю свободу можно аккуратно свернуть в трубочку и засунуть… даже не знаю куда. (56)В какое-нибудь надёжное место.
(57)Нет, я не хочу сказать, что политическая или экономическая свобода не важна — очень важна. (58)А уж внутренняя свобода — это и вовсе бесценный дар. (59)Но все эти «тонкие» виды свободы становятся актуальны, только если у вас есть самая простая и самая важная свобода — свобода сидеть на скамейке.
(Д. Данилов)
Дмитрий Алексеевич Данилов (род. в 1969г.) – российский писатель, драматург и журналист.
Сочинение-рассуждение по тексту Д.А. Данилова
Что такое свобода? Наверняка, каждый из нас задумывался над этим вопросом. Не оставил он равнодушным и Дмитрия Алексеевича Данилова - российского писателя, драматурга, который в предложенном тексте как раз и поднимает эту важную проблему.
Конкретный факт из жизни автора – демобилизация - становится основой для осмысления такого сложного понятия, как свобода. Армейские годы как раз, на взгляд автора, были лишены этой самой свободы: “Ты практически никогда не можешь побыть один, и тебе приходится постоянно выполнять команды других людей”. И вот всё это закончилось. Теперь автор вправе сам выбрать то, что он пожелает: “Я свободен. Могу сидеть на скамейке сколько угодно, а могу не сидеть. Могу поехать домой в Москву, а могу в Киев или Ленинград.” Приведённые примеры позволяют сравнить состояние героя во время службы и после неё. И выигрышным является второй вариант, когда герой испытал всепоглащающее ощущение счастья.
Авторская позиция заключается в следующем: свобода - это возможность делать самостоятельный выбор, самому принимать решения.
И с этим нельзя не согласиться, твердо убеждена я. Ведь каждому из нас важно и необходимо распоряжаться свободой по своему усмотрению. Это желание существует у любого человека. Оно естественно и очевидно. Только всегда нужно помнить, что свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека. Выбирая свою свободу, не лишайте этого обстоятельства других, как, например, это сделала Кабаниха из пьесы А.Н. Островского «Гроза», деспотично и вероломно нарушив личное пространство своих домочадцев. А вот Катерина из этого же произведения отстаивала своё право на свободу и любовь.
Таким образом, становится очевидным, что свобода-это бесценный дар. Это самая простая и важная истина.
ТЕКСТ № 5
(1) Казалось бы: красота - понятие широкое, и не всегда ясно, что именно оно означает.
(2) Когда великий Фёдор Михайлович говорил о том, что эта самая красота спасёт мир, он, наверное, меньше всего имел в виду красивых людей и красивые виды. (З) Речь шла о красоте поступка, о красоте мужества и женственности, о красоте веры, прозрачной и честной.
(4) Добро красиво, милосердие красиво, подвиг красив. (5) Красива молитва, честность красива, нежность красива.
(6) Мир преисполнен красотой как счастьем. (7) Другой вопрос, что красота, наверное, никого уже не спасёт.
(8) Со времён позапрошлого века мы научились использовать красоту так, как нам удобно. (9) Выворачивать подлость и пошлость наизнанку, делая красивыми любые слабости и непотребства.
(10) В своё время красота была бесконечно дальним центром мироздания — и к этому центру стремилось любое страстное и честное сердце. (11) Наивысшую точку красоты, её средоточие, можно было называть гармонией. (12) Мир искал гармонии.
(13) Сегодня красота стала служанкой человека с его бесконечным стремлением наделить благородством и смыслом любой свой неприглядный поступок.
(14) Гармоничное существование, гармоничный взгляд на вещи, гармоничное бытие сплошь и рядом подменяются чем-то иным. (15) Для современного человека гармония — это комфорт. (16) Нынешний гармоничный взгляд на вещи - это устойчивая привычка видеть и знать то, что хочется видеть и знать, и отказ от знания о вещах трудных, сложных и неопрятных.
(17) Подлинность, которая, безусловно, является главным содержанием и кровеносной системой красоты, стала несколько непристойной, стыдной, странной.
(18) Подлинное милосердие почти не слышно, почти затеряно среди пышных и пошлых жестов людей очевидно и насквозь немилосердных. (19) Человеку, совершившему подлинный подвиг, проще умереть три раза подряд, чем обрести внимание признательных ему людей.
(20) Подвига уже нет. (21) Он стал, по сути, неполиткорректен — оттого, что оскорбляет человека, не склонного к подвигам. (22) Естественно, нет и национальных героев. (23) Вернее сказать, в национальных героях ходят редкие проходимцы, которым ещё неизвестно где место.
(24) Подобно тому, как гармония с извлечённой сутью стала ком-фортом, так и подлинность заменил имидж. (25) Имидж — это под-линность с вырезанными сердцем и лёгкими. (26) Остался манекен — с приклеенной улыбкой, с пустыми стеклянными глазами... (27) Но если к нему приглядеться внимательно — сразу заметишь, что у него глаза не моргают.
(28) Мир всё больше становится триединым, и наше нынешнее триединство — это имидж, комфорт, гламур. (29) Они неразрывны и взаимосвязаны. (30) Имидж и комфорт создают гламур. (31) Гламур и комфорт делают имидж. (32) Где тут, в этих тупиках, под нарисованными эмульсией небесами, протиснуться красоте, как ей проявиться на свет Божий?
(ЗЗ) Красота всё не приходит, всё никак не наступает. (34) Как ей протиснуться в наш новый, чудесный мир? (35) У нас тут и так вокруг много приятных и гладких на ощупь вещей.
(36) А отвлечённые понятия занимают слишком много места.
(37) Отвлечённые понятия занимают слишком много сердца. (38) Отвлечённые понятия заставляют слишком часто дышать и при этом всё равно иногда задыхаться от непостижимости бытия. (39) Мы изгнали их. (40) Мы желаем жить конкретно. (41) По конкретным понятиям.
(42) Но, изгнав отвлечённые понятия, мы отлучили себя от красоты.
(43) Красота неконкретна. (44) Её нельзя сформулировать, расфасовать, а потом использовать по мере необходимости.
(45) Надо отвлечься от конкретных понятий. (46) Слишком много серьёзных людей вокруг. (47) Слишком мало красивых.
(По 3. Прилепину*)
Захар Прилепин (настоящее имя Евгений Николаевич Прилепин; род. в 1975 г.) — российский писатель, филолог, журналист, политик, бизнесмен, актёр, музыкант.
Сочинение-рассуждение по тексту З. Прилепина
Текст Захара Прилепина - это разговор автора с читателем о наболевшем, о реалиях нашей жизни, о нас с вами. Автор делится своими размышлениями о философских сложных понятиях. В частности, он задаётся вопросом: «Что такое красота? В чём заключается подлинная красота?»
Размышляя над этим вопросом, автор приводит слова Ф. М. Достоевского о том, что красота спасёт мир, и убеждает нас, что Достоевский имел в виду не «красивых людей» и не «красивые виды», а «красоту поступка, красоту женственности и мужества, красоту веры, прозрачной и честной». Безусловно, и добро красиво, и подвиг красив, и честность, и нежность. Развивая свою мысль дальше, автор сетует на то, что в нашем современном мире эти понятия подменены, так как люди «научились выворачивать подлость и пошлость наизнанку, делая красивыми любые слабости». И непосредственно Захара Прилепина это явление глубоко задевает и оскорбляет. Противопоставляя эти точки зрения, автор всецело отдаёт своё предпочтение первой.
Авторская позиция разумна, понятна и очевидна: во все времена красота была высшей целью человечества, она воплощала в себе доброту, милосердие, честность, подвиг, счастье, гармонию.
И с автором не согласиться невозможно. Ведь мы, действительно, привыкли ценить людей именно за эти качества, которые обозначает и перечисляет писатель Прилепин. Именно внутреннюю красоту человека принято считать подлинной, а не внешний наносной лоск.
Вспомним чудесных героинь и героев русской классики, обладающих даром доброты и милосердия, чистоты и благородства. Это Наташа Ростова и Андрей Болконский из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», Маша Миронова и Пётр Гринёв из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», Владимир Дубровский («Дубровский») и Татьяна Ларина («Евгений Онегин»). Разве они не эталон красоты человека для нас? Наша память избирательна, на мой взгляд, на такие вещи.
Таким образом, становится очевидно, что истинная красота, её средоточие заключается в высоких моральных качествах человека, стремящегося к добру, созиданию, гармонии.
ТЕКСТ № 6
(1)Любовь — это чувство, когда ты крайне остро чувствуешь невероятную значимость кого-то или чего-то для твоей жизни.
(2)Первый раз я влюбился, когда мне было 14 лет. (3)В эту девочку с озорной чёлкой и косичкой тогда одновременно влюбилась половина мальчиков из моего класса. (4)Как это нам свойственно — повторять других. (5)Естественно, ничего хорошего из этого не вышло. (6)Разве что мой первый опыт того, что я воспринял тогда как «разбитое сердце». (7)Прошли годы, прежде чем я понял, что никакая это была не любовь, а так, увлечение.
(8)Но что же тогда любовь? (9)И есть ли она вообще?
(10)В детстве о любви говорили порой как об обязанности, что, помимо родителей, надо ещё любить учителей, партию, родину. (11)Но, какими бы благими ни были побуждения, слово «надо» всё убивает.
(12)Ведь нельзя полюбить по принуждению или по расписанию.
(13)Когда я вырос, стал преобладать более циничный настрой: да нет никакой любви, говорили вокруг, это вторичная эмоция, побочный продукт эволюции. (14)Согласно этому аргументу, любовь нужна нам для того, чтобы продолжать наш род. (15)Вот в нас и завелись «гены любви», благодаря которым мы влюбляемся. (16)Этот самый ген нам покоя не даёт, заставляет нас терять голову, не спать по ночам, петь серенады и писать стихи. (17)А всё ради того, чтобы мы женились, создавали семьи, рожали детей и тем самым продолжали этот круговорот…
(18)Такие псевдонаучные теории у меня всегда вызывали протест. (19)Мне довелось испытать настоящую любовь, когда «бабочки в животе», весь мир наполнен удивительным светом и кажется, что вот-вот взлетишь… (20)И это всё, извините, побочные эффекты химических реакций? (21)А я что тогда — случайный набор атомов, подчиняющихся неким законам физики?
(22)Вот видите, вопрос о том, что такое любовь, неизбежно приводит нас к главному вопросу: а кто я? (23)Вот бы поставить научный эксперимент, который бы решил это за нас раз и навсегда! (24)Но оказывается, что никакой, даже самый сложный, прибор на этот вопрос нам ответа не даст. (25)На него должен ответить каждый сам, по-честному. (26)И это не просто.
(27)Ключ к разгадке в том, чтобы полюбить себя. (28)Да, именно так: себя. (29)Не важно, крикливого или тихоню, дылду или коротышку. (30)Даже если с прыщиками или большими ушами… (31)Потому что невозможно любить других, пока не узнаешь, кто ты, пока не примешь себя полностью, как есть. (32)Ведь если не любишь себя, то каждый раз будешь оглядываться: а любит ли она (или он) меня столько же, сколько я? (33)Но что же это за любовь, если всё время её измеряешь или хочешь чего-то взамен? (34)Это не любовь — это попытка убежать от себя, от неуверенности в себе.
(35)Мы перестаём убегать от себя именно тогда, когда начинаем себя любить. (36)Но важно осознать, что речь тут идёт отнюдь не о самовлюблённости и эгоизме. (37)Любить себя — это не значит всё себе позволять и прощать, тянуть на себя одеяло. (38)Наоборот — это значит видеть себя как есть, без фильтров и масок. (39)Как будто зеркала повсюду и ты в них во всех, никуда не скрыться! (40)Это значит постоянно работать над собой, быть честным с собой и другими, преодолевать свои страхи и заморочки. (41)Это значит нести ответственность за всё, что происходит вокруг, а не сваливать на других.
(42)Когда ты начнешь по-настоящему любить себя, ты никогда не будешь ощущать себя жертвой обстоятельств, маленькой пылинкой на отшибе Вселенной. (43)Ты почувствуешь себя творцом этого мира.
(44)И тогда ты поймёшь, что ты и мир неотделимы, а поэтому любить себя — это значит любить весь мир. (45)Ты откроешь своё сердце настежь, и любовь так наполнит тебя, что у тебя не будет другого выбора, кроме как делиться ею со всеми и всегда. (46)Щедро, бескорыстно, ничего не прося взамен. (47)И тогда ты поймёшь, что нет ничего в этом мире, кроме любви.
(Э. Френкель)
Эдуард Владимирович Френкель (род. в 1968г.) — советский и американский математик, работающий в сферах теории представлений, алгебраической геометрии и математической физики.
Сочинение-рассуждение по тексту Э.Френкеля
В предложенном нам тексте Эдуард Владимирович Френкель , советский и американский математик, поднимает проблему осмысления понятия «любовь».
Говорить о любви может каждый: ни одного человека это чувство, очевидно, не обходит стороной. А вот что оно собой представляет – каждый отвечает на этот вопрос по-своему. Так вот Френкель предлагает нам свою точку зрения. Он вспоминает, что «в детстве о любви говорили как об обязанности, что надо любить учителей, партию, родину». И подобное отношение к любви и такое толкование убивает чувство, считает автор. А вот когда он вырос, в этом вопросе стал преобладать только циничный настрой: «нет никакой любви, любовь нужна только для того, чтобы продолжить род». Эта мысль совсем повергает автора в шок. Обе эти точки зрения неприемлемы для автора. Сравнивая эти примеры, читатель ясно понимает, что ни один из предложенных вариантов не устраивает автора.
В итоге своих размышлений автор, которому довелось испытать настоящую любовь, выражает свою позицию так: любовь – это чувство, когда ты крайне остро ощущаешь невероятную значимость кого-то или чего-то для твоей жизни, когда весь мир наполнен удивительным светом.
С автором сложно не согласиться, поскольку все его доводы и аргументы очень убедительны, а также необыкновенно красивы и точны. Действительно, когда человек влюблён, мир расцвечен для него разными тонами и красками. Вспомним купринскую Олесю, так искренне и беззаветно полюбившую Ивана Тимофеевича, окунёмся в омут любви и страсти булгаковских Мастера и Маргариты, испытаем душевный трепет рядом с пушкинскими героями: Татьяной Лариной, Марией Мироновой, Петром Гринёвым. Каждый из них познал это ни с чем не сравнимое чувство.
Таким образом, вывод напрашивается сам собою. Любовь наполняет нашу душу теплом, светом, гармонией. Наполняет щедро и бескорыстно. И ты поймёшь, что нет ничего в мире, кроме любви…
ТЕКСТ № 7
ЧУДИК
(1)Жена называла его — «Чудик». (2)Иногда ласково.
(3)Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. (4)Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории — мелкие, впрочем, но досадные.
(5)Получил отпуск, решил съездить к брату на Урал: лет двенадцать не виделись.
(6)…Знал Чудик: есть у него брат Дмитрий, трое племянников…
(7)О том, что должна ещё быть сноха, как-то не думалось. (8)Он никогда не видел её. (9)А именно она-то, сноха, всё испортила, весь отпуск. (10)Она почему-то сразу невзлюбила Чудика.
(11)Выпили вечером с братом, и Чудик запел дрожащим голосом:
— Тополя-а-а, тополя-а-а…
(12)Софья Ивановна, сноха, выглянула из другой комнаты, спросила зло:
— А можно не орать? (13)Вы же не на вокзале, верно? — (14)И хлопнула дверью.
(15)Брату Дмитрию стало неловко:
— Это… там ребятишки спят. (16)Вообще-то она хорошая.
(17)Ещё выпили. (18)Стали вспоминать молодость, мать, отца…
(19)Но тут с братом Дмитрием что-то случилось: он заплакал и стал колотить кулаком по колену:
— Вот она, моя жизнь! (20)Видел? (21)Сколько злости в человеке!.. сколько злости!
(22)Чудик стал успокаивать брата:
— Брось, не расстраивайся. (23)Не надо. (24)Никакие они не злые, они — психи. (25)У меня такая же.
(26)– Ну чего вот невзлюбила?! (27)За што? (28)Ведь невзлюбила она тебя… (29)А вот за то, што ты — никакой не ответственный, не руководитель. (30)Знаю я её, дуру. (31)Помешалась на своих ответственных. (32)А сама-то кто! (33)Буфетчица в управлении, шишка на ровном месте. (34)Насмотрится там и начинает… (35)Она и меня-то тоже ненавидит, что я не ответственный, из деревни.
(36)Тут и Чудика задело за живое:
— Деревня, видите ли!.. (37)Да там один воздух чего стоит! (38)Утром окно откроешь — как, скажи, обмоет тебя всего. (39)Хоть пей его — до того свежий да запашистый, травами пахнет, цветами разными…
(40)– А ведь сама из деревни! — как-то тихо и грустно изумился Дмитрий. (41)– А вот… (42)Не понимаю: почему они стали злые?
(43)Когда утром Чудик проснулся, никого в квартире не было: брат Дмитрий ушёл на работу, сноха тоже, дети постарше играли во дворе, маленького отнесли в ясли.
(44)Чудик прибрал постель, умылся и стал думать, что бы такое приятное сделать снохе. (45)Тут на глаза попалась детская коляска. (46)«Эге, — подумал Чудик, — разрисую-ка я её». (47)Он дома так разрисовал печь, что все дивились. (48)Нашёл ребячьи краски, кисточку и принялся за дело. (49)Через час коляску было не узнать. (50)По верху колясочки Чудик пустил журавликов — стайку уголком, по низу — цветочки разные, травку-муравку, пару петушков, цыпляток… (51)Осмотрел коляску со всех сторон — загляденье. (52)Не колясочка, а игрушка. (53)Представил, как будет приятно изумлена сноха, усмехнулся.
(54)– А ты говоришь — деревня. (55)Чудачка. (56)Ребёнок-то как в корзиночке будет.
(57)Весь день Чудик ходил по городу, глазел на витрины. (58)Купил катер племяннику, хорошенький такой катерок, белый, с лампочкой. (59)«Я его тоже разрисую», — думал. (60)Он хотел мира со снохой.
(61)Часов в шесть Чудик пришёл к брату. (62)Взошёл на крыльцо и услышал, что брат Дмитрий ругается с женой. (63)Впрочем, ругалась жена, а брат Дмитрий только повторял:
— Да ну что тут!.. (64)Да ладно… Сонь… ладно уж…
(65)– Чтоб завтра же этого дурака не было здесь! — кричала Софья Ивановна. (66)– Завтра же пусть уезжает — выкину его чемодан к чёртовой матери, и всё!
(67)Чудик поспешил сойти с крыльца… (68)А дальше не знал, что делать. (69)Опять ему стало больно. (70)Когда его ненавидели, ему было очень больно. (71)И страшно. (72)Казалось: ну, теперь всё, зачем же жить? (73)И хотелось уйти подальше от людей, которые ненавидят его или смеются.
(74)– Да почему же я такой есть-то? — горько шептал он, сидя в сарайчике, — надо бы догадаться: не поймёт ведь она, не поймёт народного творчества.
(75)Он досидел в сарайчике дотемна. (76)И сердце всё болело. (77)Потом пришёл брат Дмитрий. (78)Не удивился — как будто знал, что брат Василий давно уж сидит в сарайчике.
(79)– Вот… — сказал он, — это… опять расшумелась. (80)Коляску-то… не надо бы уж.
(81)– Я думал, ей поглянется. (82)Поеду я, братка.
(83)Брат Дмитрий вздохнул… (84)И ничего не сказал.
(85)Домой Чудик приехал, когда шёл рясный парной дождик. (86)Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по тёплой мокрой земле — в одной руке чемодан, в другой ботинки. (87)Подпрыгивал и громко пел:
— Тополя-а, тополя-а…
(88)С одного края небо уже очистилось, голубело, и близко где-то было солнышко. (89)И дождик редел, шлёпал крупными каплями в лужи; в них вздувались и лопались пузыри.
(90)…Звали Чудика — Василий Егорыч Князев. (91)Было ему тридцать девять лет от роду. (92)Он работал киномехаником в селе. (93)Обожал сыщиков и собак. (94)В детстве мечтал быть шпионом.
(По В. Шукшину)
Василий Макарович Шукшин (1929-1974) – советский кинорежиссёр, актёр, сценарист и писатель.
Сочинение – рассуждение по тексту В.М. Шукшина
Советский кинорежиссёр, актёр, сценарист и писатель Василий Макарович Шукшин в предложенном нам тексте поднимает проблему влияния жизненных ценностей на социальную позицию человека.
Автор рассматривает эту проблему на примере обычной женщины, для которой на первое место выходят не внутренние качества человека, а его место в обществе. Сноха нашего героя, деревенского» чудика» (как называет его сам автор), взъелась на своего родственника из-за того, что, по её мнению, он ничего в жизни не добился. Автор заявляет нам об этом, приводя слова её мужа: «Ведь невзлюбила она тебя за то, что ты никакой не ответственный, не руководитель». Следствием из такого поведения является и то, что не сумела эта женщина разглядеть в своём родственнике душевное тепло и желание ей угодить, сделать приятное, как-то разукрасить её пустую жизнь. «Разрисую колясочку, сноха будет удивлена…»- наивно полагает герой. Это был шаг к примирению, но со стороны снохи опять посыпалась одна ругань и агрессия. Не случилось мира. Наш герой, не встретив расположения со стороны родни, уезжает домой.
Авторская позиция очевидна: люди, для которых главное в жизни –«ответственная должность», пусты и ограниченны. Своей душевной чёрствостью они нередко отравляют жизнь окружающим.
С позицией автора нельзя не согласиться. Я также убеждена, что люди, которые ценят в других, в первую очередь, положение в обществе, власть, деньги, должности, потеряли самую главную черту – человечность. Они безнравственны, бесцеремонны и ничтожны. Таков Фамусов из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Главное для него, чтобы «зять был со звездами да с чинами». И совсем неважно, как всё это было добыто, как проходило движение по карьерной лестнице. Но именно подобные черты становятся для нас, читателей, неприятны и даже отвратительны. Человека уважают отнюдь не за это.
Таким образом, вывод напрашивается сам собою: фальшивые жизненные ценности формируют в человеке неправильную социальную позицию. А оценивание человека по социальному статусу – это и есть фальшивое о нём представление. Нужно ценить людей за душевные качества, за поступки, чувства и стремления.